Сборник методических указаний

К КЛИНИЧЕСКИМ ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по дисциплине

Акушерство и гинекология

Уровень профессионального образования: высшее образование – специалитет

Направление (специальность) подготовки: 31.05.01«Лечебное дело»

Квалификация выпускника: Врач общей практики

Форма обучения: очная

Тула 2014 г.

Методические указания к лабораторным работам составлены зав. кафедрой АиГ, д.мед.н. В.Г. Волковым, к.мед.н., доцентом Сурвилло Е.В. и обсуждены на заседании кафедры АиГ лечебного факультета ТулГУ

протокол № 1 от 29 августа 2014 г.

Зав. кафедрой АиГ ______________________В.Г. Волков

Методические указания к лабораторным работам пересмотрены и утверждены на заседании кафедры АиГ лечебного факультета ТулГУ

протокол №____ от «____»__________________20___ г.

Зав. кафедрой АиГ ______________________В.Г. Волков

Методические указания к лабораторным работам пересмотрены и утверждены на заседании кафедры АиГ лечебного факультета ТулГУ

протокол №____ от «____»__________________20___ г.

Зав. кафедрой АиГ ______________________В.Г. Волков

Методические указания к лабораторным работам пересмотрены и утверждены на заседании кафедры АиГ лечебного факультета ТулГУ

протокол №____ от «____»__________________20___ г.

Зав. кафедрой АиГ ______________________В.Г. Волков

СОДЕРЖАНИЕ

Модуль «Акушерство». 4

Тема 1 (5 часов). Организация работы акушерского стационара. 4

Тема 2 (5 часов). Таз с анатомической и акушерской точек зрения. Плод как объект родов. 7

Тема 3 (5 часов). Диагностика беременности. 11

Тема 4 (8 часов). Структура и организация работы женской консультации. Лабораторные методы диагностики в акушерстве. Пренатальная диагностика. 16

Тема 5 (5 часов). Биомеханизм родов при переднем и заднем виде затылочного предлежания. 19

Тема 6 (8 часов). Клиника и ведение родов в головном предлежании. Физиопсихопрофилактическая подготовка к родам. Обезболивание родов. 22

Тема 7 (5 часов). Послеродовый период. Физиология периода новорожденности. 28

Тема 8 (10 часов). Токсикозы I половины беременности. Отеки беременных. Гипертензивные состояния во время беременности. Преэклампсия. Эклампсия. 33

Тема 9 (10 часов). Экстрагенитальная патология и беременность. 37

Тема 10 (5 часов). Беременность и роды в тазовом предлежании. Неправильные положения плода. 41

Тема 11 (6 часов). Зачёт по практическим навыкам. 47

Тема 12 (5 часов). Курация беременных, рожениц, родильниц. 49

Тема 13 (5 часов). Кровотечения в 1 триместре беременности. Аборт. Внематочная беременность. Пузырный занос. 52

Тема 14 (5 часов). Невынашивание и перенашивание беременности. 55

Тема 15 (5 часов). Аномалии родовой деятельности. 57

Тема 16 (5 часов). Предлежание плаценты и преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты 59

Тема 17 (5 часов). Кровотечение в последовом и раннем послеродовом периоде. 63

Тема 18 (5 часов). Беременность и роды при узком тазе. 66

Тема 19 (5 часов). Родовой травматизм матери плода. 69

Тема 20 (5 часов). Кесарево сечение и плодоразрушающие операции. 72

Тема 21 (5 часов). Акушерские щипцы и вакуум-экстракция плода. 75

Тема 22 (10 часов). Послеродовые заболевания. 78

Модуль «Акушерство»

Тема 1 (5 часов). Организация работы акушерского стационара.

Цель занятия: ознакомить студентов со структурой акушерского стационара и организацией его работы, перечнем форм первичной медицинской документации, оснащением, задачами акушерских отделений, порядком приема в роддом беременных и рожениц, показателями деятельности акушерских стационаров.

Содержание занятия: Знакомство с учреждением (отделения родильного дома). Физиологическое и обсервационное отделения. Показания к приему беременных и рожениц в акушерский стационар, показания к приему беременных, рожениц и родильниц в обсервационное отделение стационара. Санитарно-эпидемиологический режим. Показатели деятельности акушерского стационара. Знакомство с медицинской документацией. История родов. Схема сбора анамнеза у беременных, рожениц и родильниц.

Практические навыки: Студенты должны усвоить организацию работы акушерского стационара в целом и отдельно каждого из его структурных подразделений. Умение самостоятельно собрать анамнез у поступающих в стационар беременных и рожениц. Определить показания для госпитализации в обсервационное отделение родильного дома, производить первичную санитарную обработку поступающих в стационар беременных и рожениц, заполнять первичную медицинскую документацию.Освоить методику мытья рук при подготовке к различным вмешательствам.

Место занятия: учебная комната, приемное отделение, акушерские отделения родильного дома, отделение новорожденных, отделение патологии беременных.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Преподаватель знакомится по списку со студентами группы. Рассказывает о порядке работы во время цикла: расписание занятий, график дежурств, сообщает о необходимых практических навыках, которые должны быть получены и учтены каждым студентом, а затем в виде сводных данных старостой представлены преподавателю. Сообщается список необходимой литературы.

Ознакомление студентов с порядком работы в родильном доме, необходимости соблюдения правил асептики и антисептики. Преподаватель знакомит студентов со структурой родовспоможения в России, в регионе.

Обход родильного дома во время которого студенты знакомятся с организацией работы приемного, родильного, послеродового, детского отделений. Отделение патологии беременных. В приемном отделении преподаватель знакомит студентов с правилами опроса и предварительного осмотра поступающих в стационар беременных и рожениц.

В родильном отделении знакомят студентов с назначением, оснащением и организацией работы предродовых палат, родильного зала, операционного отделения.

Подчеркивается значение асептики и антисептики, соблюдение лечебно-охранительного режима. Показания для проведения влагалищного исследования в родах.

В послеродовых палатах обращается внимание на цикличность заполнения палат и режим работы отделения.

В палатах новорожденных обращается внимание на необходимость соблюдения асептики и антисептики.

В отделении патологии беременных студенты знакомятся с контингентом беременных. Основные принципы организации работы. Посещают отделение функциональной диагностики.

Структура и функции обсервационного отделения. Показания для госпитализации беременных и родильниц в это отделение. Условия для изоляции женщин при различных видах патологии.

Демонстрация видеофильма «Мытье рук».

Перерыв

Изучение анамнеза в акушерстве и общее объективное исследование. Студентам раздаются бланки истории родов и разбирают порядок заполнения каждой графы. При этом сначала целесообразно спрашивать студентов, как бы они заполняли историю болезни, а затем вносить коррективы.

У постели беременной или роженицы студенты собирают анамнез и заполняют бланки истории родов, после чего на примере 1-2 анамнезов, которые докладываются в присутствии всей группы, преподаватель вносит поправки и учит делать выводы из полученной информации.

Опрос студентов с применением программированного контроля.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Таблица - структура родильного дома.

Историяродов, обменная карта.

Видеофильм «Мытье рук».

МАТЕРИАЛ:

Заполнение истории родов – раздел анамнез.

ВОПРОСЫ:

Основные требования к работе акушерского стационара.

Какова структура типового родильного дома?

Расскажите устройство приемно-пропускного блока.

Каковы задачи приемно-пропускного отделения?

Как производится санитарная обработка беременных и рожениц?

Структура физиологического родового отделения.

Оснащение предродовой палаты, родильного зала.

Сколько времени должна находиться родильница в родильном блоке и почему?

Структура и организация работы послеродового отделения.

Отделение новорожденных, организация работы.

Назначение и организация работы 2 обсервационного отделения.

Показания для госпитализации в обсервационное отделение.

Отделение патологии беременных, структура и организация работы.

Основные показатели работы акушерского стационара.

Методика мытья рук.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

Акушерство: Учебник/Г.М.Савельева, В.И.Кулаков, А.Н.Стрижаков и др.; Под ред. Г.М.Савельевой. – 2009 г. –С. 11-17.

Тема 2 (5 часов). Таз с анатомической и акушерской точек зрения. Плод как объект родов.

Цель занятия: Изучить родовые пути и плод, как объект родов, изучить основные акушерские термины.

Содержание занятия: Плоскости и размеры таза, сочленения, отличие женского таза от мужского, строение тазового дна. Плод как объект родов: размеры головки и туловища плода, признаки доношенности и зрелости новорожденного. Акушерская терминология: положение плода в матке, его предлежание, позиция, вид.

Исходные знания студентов: Анатомическое строение таза, отличие мужского таза от женского. Строение черепа взрослого человека.

Практические навыки: показать на муляже женского таза границы плоскостей малого таза, опознавательные точки анатомической и истинной конъюгаты, четыре способа определения с.vera, показать швы и роднички на головке доношенного плода (кукла), размеры головки доношенного плода, признаки доношенности, на фантоме придать кукле определенное положение, позицию, вид, предлежание, определить срок беременности различными методами.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Опрос студентов.

Изучение родовых путей. В учебной комнате преподаватель опрашивает студентов по теме, корректирует ответы студентов: связки, сочленения таза, малый и большой таз, значение большого таза для характеристики малого таза, крестцовый ромб, плоскости таза, их границы и размеры, угол наклонения, проводная ось таза, диагональная коньюгата.

Изучаются по таблицам строения мышц тазового дна и их роль в родовом акте.

Перерыв

Изучение плода как объекта родов. Опрос студентов по теме (см. вопросы), разбор на скелетированном тазе и кукле отношение головки плода к плоскостям таза.

С помощью фантома и куклы изучаются членорасположение, предлежание, позиция и вид плода. Вначале преподаватель спрашивает студентов, а затем студенты задают друг другу задачи на определение различных вариантов расположения головки плода в плоскостях таза и вариантов расположения плода в матке.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Женский таз, фантом, кукла, тазомер.

Таблицы:

Плоскости таза.

Размеры входа в малый таз.

Размера выхода таза.

Проводная ось таза.

Угол наклонения таза.

Измерение диагональной коньюгаты.

Мышцы тазового дна.

Череп новорожденного (вид сверху); швы и роднички.

Череп новорожденного (вид сбоку) - размеры головки, окружности головки.

Череп новорожденного (вид сверху) - поперечные размеры головки.

Сегменты головки.

Типичное членорасположение плода.

Продольное положение, затылочное предлежание, первая позиция, задний вид.

Продольное положение, ягодичное предлежание, вторая позиция, передний вид.

Поперечное положение плода, затылочное предлежание, первая позиция, передний вид.

ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение понятия “родовые пути”.

2. Что нужно знать о скелетированном костном тазе взрослой женщины с точки зрения практического акушерства?

3. Как соединены между собой кости таза?

4. Что такое большой таз?

5. Что такое малый таз?

6. На какие отделы делится полость малого таза?

7. Что такое плоскость входа в малый таз и, каковы ее размеры?

8. Что такое плоскость широкой части полости малого таза и каковы ее размеры?

9. Что такое плоскость узкой части полости малого таза и каковы ее размеры?

10.Что такое плоскость выхода из малого таза и каковы ее размеры?

11.Точки расположения и величина поперечного размера плоскости входа в малый таз?

12.Измерение прямого размера выхода из малого таза, его размеры?

13.Чему равна истинная коньюгата, если наружная равна 20 см, а окружность лучезапястного сустава 13.5 см?

14.Название костей, из которых состоит каждая тазовая (безымянная) кость?

15.Латинское (полное и сокращенное) название и величина размера таза между гребнями подвздошных костей.

16.Точки расположения и величина прямого размера входа в малый таз?

17.Измерение поперечного размера выхода из малого таза, его величина?

18.Чему равна истинная коньюгата, если наружная равна 20 см, а окружность лучезапястного сустава 16 см?

19.Пограничные точки между большим и малым тазом?

20.Русское и латинское (полное и сокращенное) название и величина размера между серединой верхнего края лобкового симфиза и над крестцовой ямкой?

21.Точки расположения и величина прямого размера плоскости широкой части полости малого таза?

22.Величина лобкового угла у женщин?

23.Чему равна величина истинной коньюгаты, если наружная равна 20 см, а окружность лучезапястного сустава 14, 5 см?

24.Названия сочленений костей таза.

25.Латинское (полное и сокращенное) название и величина размера таза между большими вертелами бедренных костей?

26.Точки расположения и величина косого размера (правого и левого) плоскости входа в малый таз? Какой из них называется правым, а какой левым?

27.Измерение диагональной коньюгаты и ее величина?

28.Чему равна величина истинной коньюгаты, если наружная равна 20 см, а окружность лучезапястного сустава 15 см?

29.Что такое проводная линия таза и какую форму она имеет?

30.Что надо знать о мягких тканях малого таза?

31.Что входит в состав диафрагмы малого таза?

32.В каком слое мышц, наружном, среднем или внутреннем лежит луковично-губчатая мышца?

33.Точки расположения наружного сфинктера заднего прохода?

34.Мышца, соединяющая нижнюю ветвь седалищной кости и клитор?

35.Функция луковично-губчатой мышцы?

36.В каком слое мышц, наружном, среднем или внутреннем находится мышца поднимающая задний проход?

37.Перечислите мышцы среднего слоя тазового дна?

38.Точки расположения седалищно-пещеристой мышцы?

39.Как называется мышца соединяет сухожильный центр промежности с седалищными буграми?

40.Функция наружного сфинктера заднего прохода?

41.В каком слое мышц, наружном, среднем или внутреннем находится мочеполовая диафрагма?

42.Перечислите мышцы, входящие в наружный слой тазового дна?

43.Точки расположения и прохождения луковично-губчатой мышцы?

44.Как называется мышца соединяющая сухожильный центр промежности с верхушкой копчика и охватывающая задний проход?

45.Функция мочеполовой диафрагмы?

46.Что представляет собой зрелый доношенный плод?

47.Дайте определение положения, позиции, вида, предлежания и членорасположения плода?

48.Какие размеры головки доношенного плода следует знать акушеру?

49.Перечислите, какие окружности различают на головке и их длину?

50.На основании каких данных ставится диагноз головного предлежания при влагалищном исследовании?

51.Какие важные в диагностическом отношении швы имеются на головке и как они определяются?

52.В чем заключается диагностическая ценность определения швов и родничков?

53.Величина малого и большого косого размеров головки новорожденного?

54.Какие кости образуют большой и малый роднички?

55.Величина прямого размера головки новорожденного и соответствующей ему окружности?

56.Где находится и чему равен большой поперечный размер головки новорожденного?

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Акушерство: Учебник/Г.М.Савельева, В.И.Кулаков, А.Н.Стрижаков и др.; Под ред. Г.М.Савельевой.– 2009 г. – С. 85-97.

Тема 3 (5 часов). Диагностика беременности

Цель занятия:Изучить методы акушерского исследования, распознавания беременности ранних сроков, определения срока беременности и срока родов.

Содержание занятия: Признаки беременности: сомнительные, вероятные, достоверные. Специальные методы исследования при беременности, приемы наружного акушерского исследования (приемы Леопольда), внутреннее исследование, дополнительные методы исследования (ультразвуковое исследование, кардиотокография, допплерометрия), морфологические методы исследования в акушерстве. Способы определения срока беременности, срока родов (формула Негеле), даты предоставления дородового отпуска. Курация беременных и рожениц. Студенты учатся практически ставить диагноз при малых и больших сроках беременности (сбор анамнеза, специальное наружое исследование). Структура акушерского диагноза (факт беременности, срок беременности, сведения о плоде, акушерская патология, экстрагенитальная патология).

Исходные знания: анатомия таза, умение собрать общий анамнез, провести общий осмотр больной и исследования нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и мочевыделительной систем.

Практические навыки:Умение выяснить признаки беременности, владение методикой наружного и внутреннего акушерского исследования, диагностировать беременность и ее срок, предполагаемый срок родов.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Путем опроса уточняются сведения о признаках беременности (сомнительных, вероятных, достоверных) и вырабатывается схема акушерского обследования (анамнез, объективное обследование общее и специальное, специальное акушерское исследование наружное и внутреннее).

Разъясняя схему обследования, подчеркивается значение всех перечисленных методов. При этом уточняется какие данные позволяют диагностировать: а) факт беременности (сомнительные, вероятные, достоверные признаки); б) срок беременности (дата последней менструации, 1 шевеления плода, дата 1 явки в женскую консультацию, по данным УЗИ); в) сведения о положении предлежании и виде плода (форма живота, данные пальпации, аускультации и внутреннего исследования); г) акушерскую патологию; д) экстрагенитальную патологию. Дается схема акушерского диагноза.

Преподаватель в отделении патологии беременных демонстрирует студентам методику осмотра беременных (фиксируя внимание на форме живота и т.д.), измерений (окружности живота и высоты стояния дна матки, тазоизмерения, измерение индекса Соловьева, крестцового ромба, акушерской пальпации и аускультации. Методика внутреннего исследования (осмотр, осмотр при помощи зеркал, влагалищное исследование). При этом обращается внимание на емкость влагалища, оценку состояния шейки матки, целостность плодного пузыря, характер предлежащей части, состояние костного таза, достижимость мыса крестца, характер выделений.

Студенты знакомятся с дополнительными методами исследования (ультразвуковое исследование, кардиотокография, допплерометрия).

Перерыв: 20 мин.

Курация беременных. При этом студенты получают задание собрать анамнез, провести общее и наружное акушерское исследование.

Преподаватель вместе со всей группой делает общий обход всех курируемых беременных. Каждый студент докладывает результаты обследования и диагноз. Преподаватель вносит необходимые поправки. Студенты определяют предполагаемый срок родов по формуле Негеле и другим данным.

Наши рекомендации