Тема 1. Специальная психология как отрасль психологии и
Тема 1. Специальная психология как отрасль психологии и
Дефектологии
Предмет специальной психологии
Разветвленная система научных дисциплин современной психологии,находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики.
Специальная психология – отрасль психологии, изучающая лиц, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врождёнными или приобретёнными дефектами.
В настоящее время самостоятельная наука, в которую входят свои отрасли.
Отрасли специальной психологии:
тифлопсихология (изучает особенности психического развития лиц с нарушениями зрения),
сурдопсихология(изучает особенности психического развития лиц с нарушениями слуха),
олигофренопсихологияили психология лиц интеллектуальными нарушениями умственной отсталостью)(изучает особенности психического развития лиц с нарушениями интеллекта),
патопсихология (изучает причины возникновения и развития распада психики вследствие различных форм патологии мозга человека).
Развиваются новые отрасли на современном этапе:
Психология детей с задержкой психического развития,
Психология лиц с нарушениями речи,
Психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,
психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, психология лиц со сложными недостатками развития и др.
Предмет исследования специальной психологии – особенности психического развития лиц с проблемами в развитии (ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ).
Субъект изучения в специальной психологии – человек с проблемами в развитии (ОВЗ), например, в сурдопсихологии – с нарушениями слуха; в тифлопсихологии – с нарушениями зрения и т. д.
2. Задачи специальной психологии:
1. Определение сущности недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков.
2. Анализ причин аномального развития.
3. Обоснование и разработка психологических закономерностей, принципов организации образования, воспитания, коррекции лиц с ОВЗ.
4. Психолого-педагогическое обоснование содержания и методов учебно-воспитательного процесса лиц с ОВЗ.
5. Разработка технологий, совокупности методов, приёмов и средств коррекционного психологического сопровождения лица с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
6. Повышение эффективности процесса социальной адаптации личностей с проблемами в развитии.
7. Разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению аномального развития.
3. Междисциплинарные связи специальной психологии:
Первый блок: биологические и медицинские науки:
анатомия и физиология человека;
общая генетика;
невропатология;
психиатрия;
ортопедия;
отоларингология;
офтальмология и т. д.
Второй блок – психологические науки:
общая психология;
возрастная психология;
педагогическая психология;
социальная психология;
психодиагностика и т. д.
Третий блок – педагогические науки:
общая педагогика (теория обучения, теория воспитания);
социальная педагогика;
частные методики;
специальные методики и т. д.
Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.
Литература
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2011.
2. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2012.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Академия, 2005.
Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2005.
5. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2005.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2006.
Тема 2. Методы исследования в специальной психологии
1. Основные принципы исследования:
объективности (исключение субъективного толкования фактов, применение разнообразных методов и методик исследования),
гуманности,
следование историческому принципу изучения психических фактов,
практичности задач исследования,
индивидуального подхода,
комплексности в исследовании,
учета динамики развития,
конфиденциальности.
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тест "Четвертый лишний"
(исследование операции мышления – обобщение)
Возраст: 7-8 лет.
Цель: выявление уровня обобщения.
Оборудование: вербальный материал
(10 групп по 4 слова, одно слово в общую группу к трём словам не подходит).
Ход исследования
Инструкция: Я сейчас буду зачитывать 4 слова, а ты внимательно слушаешь и находишь, какое слово не подходит в эту группу слов, это своего рода игра «четвёртый лишний», т.е. три слова между собой как-то связаны, а одно слово – лишнее.
Пробный вариант: Давай попробуем:
лошадь, корова, волк, коза.
Какое слово здесь лишнее? Почему?
Если ребёнок понял инструкцию, начинается тестирование.
Ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".
· книга, портфель, чемодан, кошелек;
· печка, керосинка, свеча, электроплитка;
· трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
· лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
· река, мост, озеро, море;
· бабочка, линейка, карандаш, ластик;
· грустный, ласковый, веселый, злой;
· дедушка, учитель, папа, мама;
· минута, секунда, час, вечер;
· Василий, Федор, Иванов, Семен.
Обработка результатов
Ключ:
«лишнее» слово выделено курсивом.
· книга, портфель, чемодан, кошелек;
· печка, керосинка, свеча, электроплитка;
· трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
· лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
· река, мост, озеро, море;
· бабочка, линейка, карандаш, ластик;
· грустный, ласковый, веселый, злой;
· дедушка, учитель, папа, мама;
· минута, секунда, час, вечер;
· Василий, Федор, Иванов, Семен.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл,
неправильный ответ – 0 баллов.
Результаты исследования заносятся в протокол.
Интерпретация результатов:
10-8 баллов — высокий уровень развития обобщения;
7-5 баллов — средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;
4 и менее баллов — способность к обобщению развита слабо.
Выбор объекта, предмета, субъекта эксперимента.
Знакомство с субъектами (исследуемыми, испытуемыми) эксперимента.
Инструктаж (при лабораторном эксперименте) испытуемых.
Проведение пробных серий при лабораторном эксперименте.
При необходимости корректировка технологий и условий эксперимента.
Ведение протокола эксперимента (обычно ведёт ассистент).
Обработка результатов.
Анализ результатов.
Интерпретация данных, выводы, рекомендации.
Положительные стороны эксперимента: возможность выводов о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научное объяснение происхождения явления и развития, возможность повторения, количественной обработки, активная позиция исследователя.
Отрицательная сторона - утрата естественности поведения испытуемых.
3.Вспомогательные методы:
Тестирование – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений.
Виды: по тестовым задачам – вербальные и практические тесты; по формам процедуры обследования - групповые и индивидуальные; по направленности исследования - тесты интеллекта и тесты личности; в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений - тесты скорости и тесты результативности. Тесты Векслера, Айзенка, Розенцвейга, Люшера, Равена, кубики Кооса, доски Сегена (5 уровней).
Опрос – ответы на вопросы исследователя.
Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет (набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования).
Анализ продуктов деятельности – анализ письменных работ (например, диктантов, контрольных работ, сочинений, рабочих тетрадей и т.д.), рисунков, различных поделок, характеризующих психические особенности детей, их представления об окружающей жизни.
Катамнестический метод – специальный метод, принятый в специальной психологии (сбор и анализ разнообразных сведений о ребёнке в течение длительного промежутка времени, особое внимание - причине возникновения аномального развития, степени выраженности дефекта, динамике развития ребёнка в разных видах деятельности; сбор данных о состоянии здоровья членов семьи, особенностей протекания беременности, родов).
Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.
Понятие «норма».
Норма как сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.
Среднестатистическая норма: уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.
Функциональная норма: индивидуальная норма развития; любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.
Идеальная норма – некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Это высший уровень функциональной нормы.
Социальная норма – общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп.
2. Особенности нормы:
- уровень развития ребенка соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, в котором он воспитывается;
- развитие ребенка в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;
- развитие в соответствии с требованиями общества, определяющими как актуальные формы поведения, так и зону ближайшего развития.
Первоочередные критерии нормы (Г.К. Ушаков):
- детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность;
- соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства места обитания (константность);
- максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности;
- гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
- адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния и адекватная идентификация образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений;
- соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражителей;
- удовлетворение своим местом в среде себе подобных, гармония взаимоотношений с ними;
- умение уживаться с иными лицами и с самим собой;
- критический подход к обстоятельствам жизни;
- способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов;
- адекватность реакции на общественные обстоятельства (социальную среду);
- чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
- постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах;
- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
- самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных членов;
- способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.
3. Условия нормального развития:
- нормальная работа головного мозга;
- нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;
- сохранность анализаторов, обеспечивающих нормальную связь с внешним миром;
- систематичность и последовательность развивающей среды ребенка.
4.Закономерности в развитии нормального ребенка:
- цикличность психического развития;
- неравномерность психического развития;
- развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;
- пластичность нервной системы;
- соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.
5. Общие закономерности отклоняющегося развития:
- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
- трудность словесного опосредования;
- замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;
- риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности.
Дефект как недостаток.
Недостаток – физический или психический недостаток, подтверждённый психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в отношении ребёнка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.
Физический недостаток – подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток - подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков.
Тяжёлый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.
План
Дефект как недостаток.
Варианты дизонтогении (по В.В. Лебединскому).
Литература
1. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2008.
2.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2005.
3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2011. – Гл. III.
4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2007.
Дефект как недостаток
Недостаток – физический или психический недостаток, подтверждённый психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в отношении ребёнка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.
Физический недостаток – подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.
Психический недостаток - подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков.
Тяжёлый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.
Варианты дизонтогении (по В.В. Лебединскому)
Виктор Васильевич Лебединский обобщил все исследования, проведенные до него, и дал классификацию вариантов дизонтогении в своей монографии «Нарушения психического развития у детей» (МГУ, 1985).
Лебединский Виктор Васильевич 19 июня 1927 - 25 августа 2008 |
Лебединский Виктор Васильевич (19 июня 1927, Москва - 25 августа 2008, Москва) - доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки, ветеран труда. Основоположник нового направления психологической науки - психологии аномального развития и создатель оригинальной классификации нарушений психического развития.
Обучение:
- Исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1946-1951 гг.)
Дипломы, звания:
- 1967 – кандидат психологических наук (медицинская психология 19.00.04). Диссертация «Нарушения движений и действий у больных с поражением лобных долей мозга».
- 1972 – звание доцента.
- 1997 – Лауреат Ломоносовской премии за преподавательскую деятельность.
Деятельность:
- с 1970 г. – доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова;
- 1970-1966 – ассистент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова;
- 1966-1962 – младший научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова;
- 1955-1960 – учитель истории старших классов в школе г. Москвы
- 1952-1955 – аспирант Московского городского педагогического института;
Область научных интересов:
- клиническая психология
- психология аномального развития
- детская и подростковая психиатрия
- патопсихология
Публикации:
Опубликовано 75 печатных работ в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе учебное пособие «Нарушения психического развития в детском возрасте». Автор оригинальной клинико-психологической классификации дизонтогенеза.
Детей
Эндогенные (внутренние) причины аномального развития. Генетические заболевания как эндогенные факторы. Примеры заболеваний. Фенилкетонурия.
Синдром Дауна
Синдром Клайнфельтера
Синдром Лежена
Синдром Эдвардса
Развитие
Типичная модель стойкого недоразвития – олигофрения; характерно типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем.
Поврежденное развитие. Характерная модель поврежденного развития - органическая деменция. В этиологии поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет).
Нарушения письменной речи
подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен – продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения).
1. Дислексия(от греч. dis–приставка, обозначающая расстройство, и Iego - читаю) – нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга.
2. Дисграфия(от греч. dis–приставка, означающая расстройство и graрho - пишу) – частичное специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложения.
Дисгармоническое развитие
Литература
7. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.
8. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью. – М., 2006.
9. Богданова Т.Г. Сурдопсихология, - М.: Академия, 2002.
10. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2004.
11. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2003.
12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры для дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2005.
13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2005.
14. Основы специальной психологии / Под ред.Л.В. Кузнецовой. – М., 2005.
15. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2004.
16. Практикум по психологии детей с нарушениями интеллекта / Сост. И.М. Бгажнокова. – М. – Ярославль, 1998.
17. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.П. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2006. – С. 234 – 240.
18. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
19. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2005.
20. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2005.
21. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М, 2006.
22. Шаповал И.А. Специальная психология. – М., 2005.
23. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М., 2004. – С. 44 – 63.
Тема 1. Специальная психология как отрасль психологии и
Дефектологии