Глава 17 ресурсы и стратегии
Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.
И. В. Гете
Основную стратегическую задачу психологического вмешательства, в частности, интерактивной имагогики можно представить как интеграцию диссоциированных аспектов «спектра сознания» (фиксированных идей, застывших эмоций, неадекватных защит и др.) с помощью временного смещения с уровня Эго в другие зоны спектра, обладающие информационными и энергетическими ресурсами, которые пока слабо представлены в обычном состоянии. Удобной картой, указывающей на эти измерения (или ресурсы) личности, является концепция спектра сознания К. Уилбера. Для демонстрации этой схемы подходит метафора раскрытой ладони.
Тень
Мизинец Противник, симптом, прошлое или будущее,
угроза, неиспользуемый ресурс. Эго Безымянный Герой, сверхценность, внутренний диалог, прошлое и будущее.
Ум-тело (bodymind)
Средний Телесный ресурс, настоящее, осознание.
Архетипы Указательный Имажинальный мир, боги и демоны, матрицы переживаний.
Атман
Большой Внутренний источник, дао, центр циклона.
При движении по имагомиру нам предоставляется возможность подключать различные ресурсы — например, в виде вол-
шебных помощников или проводников, драгоценностей и волшебных предметов, негативных персонажей, трансформирующих переживаний, значимых посланий, переговоров и бесед. Каждый образ в имагомире может стать наставником1; весь вопрос заключается лишь в том, хватит ли первичного ресурса (который можно назвать вниманием) для того, чтобы не упустить его2.
С, женщина 27 лет, депрессивное состояние:
—Ветер очень сильный... Я вижу дерево, ветки все склоняются, и ветер рвет листья с дерева... С правой стороны лес... Тамтоже все так шумит, качается... Я не люблю это время... ближе к вечеру, часов этак семь...
—А если подойти поближе к лесу». Можно это сделать? Что мы там сможем увидеть?..
—Лес... он достаточно пустой, темный, неухоженный какой-то, там ветки валяются...
—А если войти в него? Что там?..
—Я все как-то топчусь рядом, а войти... Что-то меня не пускает...
—Хорошо... А небо?
—Вообще разглядеть не могу... Когда все краски смешивают... Оно такое... Оно... цвета практически никакого... размытое...
Довольно долгое время как будто ничего не происходит: войти в лес не получается, небо непонятного цвета и почти неразличимо, на лугу сидеть мешают камешки и колкая трава, а ручей уходит куда-то в расщелину... |
—На траве посидеть не хотелось бы?
—Нет... Кроме того, что трава колкая, там еще камешки такие мелкие... достаточно острые... Пожалуй, это песок... Да, это песок... и он сухой почему-то...
—Давайте поищем ручей, может быть, вдали... или поблизости...
— Он в принципе есть, но...
странно... ни к чему не привязан, я вижу кусок какой-то зем
ли... Нет, это глина... глина... и какой-то ручей, без начала и
без конца.
— А подойти к воде можно?
1 Или «союзником», если воспользоваться слэнгом дона Карлоса.
2 Это, конечно, справедливо и для мира повседневной реальности.
Все же в самом начале занятия был один сильный индикатор, который часто предсказывает вероятность достаточно глубокого путешествия и выхода к внутренним ресурсам личности. Вы, конечно, угадали, что это за знак... |
И вот, мы наконец встречаем первый ресурсный образ — большое дерево у истока. В спектре его символических значений много мотивов: рождение, мать и дитя, переход в иной мир, вечный дом, первобытный хаос и др. Мы не можем точно знать, что произойдет потом, по какому пути будет двигаться сценарий, но уже можно быть уверенным: внутренний источник начал свою работу и мы подошли к точке перехода, которая помечает начало имагопутешествия. |
— Да, вот подхожу... и она уходит вглубь... Эффект такой расщелины... Он куда-то уходит, прячется... Ждешь чего-то такого неприятного... что земля вот-вот сомкнётся...
— А если пойти к истоку? Сейчас ведь можно это сделать...
— Шагаю... шагаю... шагаю... конца и краю не вно...
— Ну, еще немножко пройдем... Как-то ведь меняется картина...
— А... вот... мы резко повернули вправо, причем как-то круто и... Здесь очень темно... Да, это дуб, очень большой... да, мы опять вернулись... Этот ручеек как-то с дубом связан... из-под его корней выходит... Очень темно... ветки дуба чрезвычайно низко, создается впечатление, что это словно дом какой-то, ветки почти на земле лежат... И очень темно, когда туда заходишь... как в шалаше каком-то.
— А что-то можно там увидеть?
— Да, я вижу... там, в глубине... нагромождение веток, и кто-то черненький, у него светятся глаза. Этот кто-то... он на кошку похож, но больше... достаточно спокойный, не вызывает никаких неприятных ощущений...
— А если его погладить? Можно это сделать?
— Ну вообще-то...
— Ну просто руку поднести...
— Ну... хм... Интересно, у него лапки как у обезьянки... пальчики... Да... мы друг другу руки пожали... нормально...
— Может быть, он на кого-то похож...
— У него острые уши, чуть длинней, чем у кошки... глаза чуть раскосые... нос тоже кошачий... весь такой гладкий, черный, лоснится... лапки как у обезьянки... и хвостик такой цепкий... Собирательный образ — кошка, пантера и обезьяна.
— Если его все-таки попробовать погладить...
— Немного странная кожа, но ничего... Зубы,как клыки у вампира... он не злится... Он какой-то очень ловкий... Приглашает меня на дерево залезть... Здесь такое большое дупло... это его дом, и живет он там, внутри... В этом дупле гораздо больше места, чем кажется сначала... очень просторно... И нет, это невозможно, но... как в «Мастере и Маргарите»...
— И что там, внутри?
— Поначалу очень темно, и кажется, я что-то вижу... Здесь стены... это что-то очень мягкое... как шерсть... и очень темная... на всех стенах вокруг... А я очень мало вижу... Тут очень много места... Все какие-то портреты... и просто какие-то картины... Вот я подошла... Это... какое-то мифическое животное... но портрет... Брови прямо вразлет... у животных так не бывает... но именно брови... получеловек-полуживотное.
— Может быть, там есть и другие портреты... с изображением человека или животного?
— Нет, там другое что-то... Там, дальше... вот интересная штука... это я когда-то рисовала... это было классе в седьмом... я вставала ночью... вот почему так темно... так... Я рисовала эту картину, она называлась «Сотворение мира», я помню, что рисовать не умею по технике... Какой-то большой тюбик... как тюбик с краской, она разноцветная... Это какое-то начало, женщина... переход какой-то... Ног у нее нету... потом руки и длинные волосы... рыжие, ярко-медные...
— А лицо?
— Лицо... лицо... да, оно красивое, но... очень злое... Я много раз стирала, а оно все равно выходило красивое, но злое... Мне очень не нравилось... И вокруг какое-то смешение... кровь, небо... внизу какой-то огонь... И все, я на этом и бросила... она в красках... А сон, который меня мучил недели три подряд, когда я начала эту картину рисовать... Я попала в какой-то заброшенный город... переживающий какую-то трагедию... там все разрушено... Высокий холм, и на холме стоит единственное уцелевшее здание... Оно не слишком красивое... но из мрамора... Меня всегда прельщало такое понятие, как внутренний свет... И я этот сон смотрела недели три... Входила в это здание... и что меня потрясало — все вокруг разрушено, а это здание... там картинная галерея... и я каждую ночь ходила по залам...
— И сейчас Вы тоже видите это здание?..
Можно, конечно, догадываться о значении этих чисел, особенно затертых — похоже, что это даты каких-то значимых событий или возраст, когда они происходили. Это пока не очень важно. Но вот число 12 — это типичный знак перехода, завершение цикла; короче, это дверь, в которую можно войти. И сейчас мы в нее войдем... |
— Я вижу картину... вот этот холм и вот этот дом... Это не дворец, не замок... оно похоже на наши дома культуры, что ли...
— Хм... А войти в него можно... подойти поближе?..
— Сейчас... я вижу это на картине... Хм... А вот этот... чудик, который меня привел, сидит на кресле и наблюдает... Руки-лапки свои так вот сделал... он вообще сейчас на человека стал похож:... Так, он мне показывает левой рукой — обойти с той стороны... а там часы... Да, да... это очень знакомая вещь... так... Я помню, что это я рисовала... это было в один период времени... была картина, называлась «Течение времени»... И были нарисованы часы... движение стрелки... и все это перерастает во фрагменты жизни... Тогда был не самый легкий период моей жизни...
— А что сейчас?
Характерная фигура волшебного помощника, проводника в глубь имагомира. Этот персонаж имеет двойственную природу — его роль заключается прежде всего в том, чтобы «соблазнить» Эго, поощрить его пуститься в путешествие. Это субличность, направленная на изменение и познание нового, хорошо осведомленная о ресурсах и обитателях этого мира. Иногда на эту фигуру накладывается и образ ведущего из реального мира. |
—Часы... интересно... На этих часах что-то странное... это не деления, это года... Так, это три часа... я не знаю, это... там стоит последняя цифра 8, а первая... там написано два числа, первое затертое, я не вижу... у меня дикое желание поставить на 12, так, угу... я на 12 поставила... Это дверь...
—И что там?
—А это же самое здание, но только с черного хода, убранство необыкновенное... вообще все очень красиво... Здесь посветлее... много черного и красного, все очень яркое... там впереди то ли факелы, то ли свечи, что-то горит — на стене укреплено, такое ощущение, что это давно, очень давно...
—Конечно...
— Всегда боялась больших поме
щений, когда я одна, но здесь мне
как-то... очень спокойно...
— А тот... человек, что сопровож
дал Вас?
— Он остался где-то там... или
нет... Он стоит в дверях... и как-
то показывает, подбадривает меня, чтобы я смелей шла... Он за мной по пятам... Опять изменяется... чеширский кот какой-то... Нет... он изменяется как-то быстро... необычайно пластичен... Он похож на черта... только рогов у него нет, копыт тоже... но что-то заставляет думать, что он на него похож... Впереди, я далеко уже прошла, стоит кресло... нет, это трон-серебро, очень красивое...
— А чей это трон?
— А на нем сидит женщина... Волосы медные, длинные... очень красивая... Что-то заставляет меня думать, что ей очень много лет, но она молодая... То есть какая-то сила от нее исходит... величие, руки у нее такие утонченные...
— А глаза?
— Глаза... чуть раскосые, большие, необычная внешность очень... Платье у нее лиловое, длинное... даже не лиловое, оно светится, играет...
— Может быть, она что-то Вам покажет?
— Ну, такое чувство, что она ждала именно меня... и она мне показала рукой, чтобы я села рядом с ней... Она достала какой-то сосуд... в нем что-то голубое... а сверху блики золотые пробегают...
— Это красиво?
— Да, очень... В этом сосуде свет... сияние... а вокруг по-прежнему темно... это как если бы свет поймать во что-то и посадить... Вокруг темнота, она открыла этот сосуд и велела мне протянуть правую руку... Взяла стеклянную палочку и каждый палец мне намазала... Я это вижу: то, что золотистое было, змейкой пробежало по всем пальцам, теперь каждый палец немножко колет... именно правая рука... Затем то же самое с левой рукой... Она все улыбается, но ничего не говорит... Как-то так немножко одобряюще головой покачивает... мол, все правильно... Теперь руки надо сделать вот так... (соединяет ладони) немножко надавить... А теперь я этот золотой огонечек уже не вижу, а просто чувствую... Он как-то бежит до локтя... так, потом... Интересно... у меня длинные волосы!... Я только сейчас заметила... волосы вьются... Этот огонек разделился, их стало много... они текут по волосам... по плечам... все это пробежало... быстро бегает как-то по мне... и я знаю, что сижу, держу вот так руки... Я жду какого-то соединения, вот это должно дойти до сердца...
— А где сейчас этот огонек?
— Он как-то бегает... не находит, куда попасть...
— Но ведь есть такое место...
— Она протянула ко мне прохладные руки, а когда положила их мне на пальцы, я почувствовала, что у нее от кончиков пальцев пошло тепло... Ощущение второй такой волны... еще один огонек такой побежал... Он бегает, и я знаю, что он должен попасть в сердце, но что-то сопротивляется, и сердце болит... Я чувствую, как болит сердце. (Фокусировка внимания на ощущениях в этой области.) Да...
Вот мне кажется... огонек доходит... я чувствую:.. А теперь у меня такое ощущение, что вокруг сердца есть кольцо золотое... Это свет, но оно золотое, как пыль золотистая... Да....
Он растворился во мне, я его ощущаю... Я встала, она протянула мне руку и повела... Она показывает мне комнату, в которой собран свет от картин старых мастеров... Она дает мне один такой шарик из света, в котором собран свет картин этих мастеров... и я благодарю ее, прощаюсь и ухожу... Меня провожает мой проводник... Возвращаюсь обратно к дереву... и поднимаюсь наверх, на поляну.
Низкий уровень ресурсных возможностей проявляется в имагомире самыми разными способами; почти всегда мы встречаемся с «обстоятельствами неодолимой силы», которые чаще всего проявляют себя либо как совершенно неподвластные контролю пугающие образы, либо как монотонная и серая, очень «неинтересная» копия реальности.
Женщина, 20 лет, маниакально-депрессивный психоз:
Идет по течению ручья, но дорогу ей преграждает пустота. С помощью лопаты раскапывает на границе этой пустоты детский гроб; чей это гроб, не знает. После этого пустота исчезает, ее окружают деревья. Поднимается сильный ветер и вырывает их с корнями.
Мужчина 32 лет, невроз навязчивых состояний:
Сильно заблокирована возможность свободного фантазирования, его призрачная имагореальность — это постоянная «жизнь после жизни», в которой все время воспроизводятся события, произошедшие в течение дня. Не удается найти способ перехода на другую тематику. Вот такой день сурка...
Мужчина 40 лет, хронический алкоголизм:
Отмечается практически полное «выдавливание» ресурсных образов и бесцветная реальность имагомира, полная раздражающих и скучных персонажей, очевидно, очень мало отличающаяся от монотонной реальности повседневного опыта. По-видимому, творец этих миров не видит в них ничего заслуживающего внимания, а для создания новых уже не хватает творческого потенциала. Классический случай работы «системного архетипа»3 — медленный процесс снижения креативных способностей в ходе постоянного процесса принятия быстрых решений (уход от скуки с помощью алкоголя) постепенно формирует глубокую потенциальную галошу, временно высунуться из которой можно только с помощью еще более интенсивной «терапии».
Лужайка... Ранняя весна, грязь, мразь и мокрые камни... Небо серое, свинцовое... Иду по грязному, кочковатому полю, продираюсь по неживому кустарнику... Вдалеке лес... смешанный, голый... холмистое поле... лысая сопка... Поднимаюсь... спускаюсь... По дну течет ручей, перепрыгнул через ручей... Крутой обрыв, поднимаюсь наверх... Кое-где камни... Чувствуется, что впереди обрыв... Глубоко внизу, примерно на километр, какая-то река, извилистая... Рядом возвышенность, метров 100... подъем нормальный. Пещера, у входа старик грязный, худой... «Что ищешь, сын мой?» — спрашивает... Не хочу ни о чем спрашивать... Дал пачку сигарет... Сигареты увидел, аж затрясся... Растет шиповник, приземистый, широкий... мощные ветви, зеленый... отцветающий... по 3-4 лепестка сморщенных... смотреть не хочется. Село-развалюха... Дом, стены старые, рубленые, проконопачены мхом... красная крыша, белые налич-
3 Термин, используемый для описания устойчивых системных взаимодействий,
участники которых, находясь внутри этих систем, не осознавая всех вовлеченных фак
торов, используют неэффективные стратегии решения возникающих проблемных си
туаций. '
ники.... во дворе собака (чего, мол, пришел, сваливай, ходят тут всякие)... Крепкое крыльцо, дверь скрипит, темные сени, налево лестница, ведет на сеновал... Печь, стол во всю стенку, в правом углу лампада горит... Хозяйка живет... кругом бабское 40-60 лет. Своего хозяйства не держит... Сундук с замком... не хочу смотреть, чего я в бабском сундуке не видел... Поднялся на открытый сеновал — пустой... Кошка черная с белым, убежала... Пыльно, неприятно... везде пыль, труха...
Плоский мир предлагает глазу гораздо более впечатляющие зрелища, нежели те, которые можно найти во вселенных, сотворенных Создателями с худшим воображением, но лучшими способностями к механике. Т. Пратчет. Цвет волшебства |
Принципиальная особенность имагомира заключается в его более «мягком» характере4 и более широком спектре возможностей — тут можно проверить совершенно новые стратегии; мы как бы организуем новую игру, в которой они могут быть опробованы, учитывая, что «в реальности» мы стремимся не рисковать и использовать уже известные способы решения проблем. Кстати, символические стратегии клиента и действия фасилитатора имеют важное общее качество — они в большей степени являются ответом «здесь и сейчас», чем заранее заготовленной последовательностью ходов, особенно на одном из главных этапов нашего путешествия — там, где мы сталкиваемся с архетипом противника, тенью5. Стратегии — это скорее «политика»6 , чем «техника», основные этапы которой, опираясь на представления Юнга, можно описать следующим образом:
• принятие тени — признание того, что Эго не обладает абсолютным контролем над ситуацией и существуют феномены, не совпадающие с нашей картой реальности;
• знание качеств тени — мы можем хорошо рассмотреть существующие темные пятна и различные ипостаси диссоциированных структур;
4 Наказания за ошибки здесь, как и в игровой деятельности, могут быть менее бо
лезненными.
5 Так же как и в шахматных стратегиях, где наиболее стандартизованы дебюты и
эндшпили.
'Политика опыта (politics of experince), по выражению Р. Д. Лэйнга (R. D. Laing).
• переговоры — только через диалоговые стратегии, учитывающие особенности языка и мышления индивида (и его субличностей), мы добиваемся разрешения конфликта и устойчивой личностной интеграции.
В приводимой ниже таблице описаны три типа ведения клиента — от минимального (поддержка) до вмешательства (активная позиция ведущего).
Поддержка | Прояснение | Вмешательство |
Присутствие | Сенсорное исчерпание | Предложение символической стратегии |
Одобрение | Выявление эмоционального фона | Включение новой темы |
Выяснение мотивов персонажей | Переключение модальности или экстренный выход Отрицательное подкрепление непродуктивного паттерна или стратегии |
А теперь перечислим основные стратегии, которые могут быть использованы в поле символических образов, и несколько примеров такого применения.
Стратегия | Некоторые способы применения |
Очищение | Помыть вазу, убраться в доме, почистить меч, протереть зеркало, умыться в ручье |
Противодействие | Сразиться с чудовищем, пристально посмотреть в глаза опасному персонажу |
Превращение | Изменить образ с помощью волшебной палочки, прикосновения меча, луча света из кольца |
Переход | Пройти в зеркало или картину, спуститься на дно моря или в подвал, забраться на вершину горы, войти в дупло или пещеру |
Прояснение | Определить параметры образа, поговорить с персонажем, получить подсказку от персонажа или волшебного предмета |
Обучение | Научиться фехтовать на мечах, получить совет от мудреца, отработать какие-то новые движения или приемы |
Обмен дарами | Покормить агрессивное животное или монстра, получить дар от волшебного помощника, полить цветок |
Примирение | Погладить животное, обнять человека, заговорить с агрессивным персонажем |
Смена точки зрения | Соединиться с персонажем, воспринимаемым вначале со стороны, сменить позицию на менее угрожающую |
В этой книге мы уже много раз встречались с различными случаями использования всех этих стратегий — успешными и не очень. Ниже приведены еще несколько фрагментов занятий, в которых ведущий предлагает клиенту различные стратегии, которые тот затем пытается использовать во взаимодействии с
символическими образами имагомира. Обратите внимание, к каким результатам это приводит.
Стратегия очищения
Предлагаемая клиенту в этом отрывке символическая стратегия «очищения» вначале вызывает явную негативную реакцию — с точки зрения Эго, такие действия в данном случае лишены смысла («чушь какая-то»). Ведущему приходится ввести «волшебный предмет» — кольцо, женский аналог волшебной палочки, в диалоге с которым клиент наконец-то получает «санкцию» на уборку помещения. Но, в отличие от предложений ведущего, эту санкцию на использование стратегии дает некая созданная в имагомире «сущность» — возможно, некоторые структуры личности самого клиента, и поэтому эти рекомендации уже сложно не принять. |
— В этой комнате есть дверь?
— Да, есть, она странная. Смотрю в замочную скважину — темно.
— Мужчина уйдет, оставив тебя одну на некоторое время, а ты открой дверь и посмотри, что там.
— Это чулан, даже окон нет, много старых платьев, они висят на гвоздях. Грязный пол, везде паутина, пыль, сальные обои.
— А как ты отнесешься к идее убрать этот хлам?
— А зачем ? Я не понимаю, зачем мне это надо ?
— Может быть, это важно...
— Чушь какая-то, глупо... Мне не хочется это делать. Неужели это надо сделать?
— У тебя на руке кольцо, если надо, то ты увидишь слово «ДА», а если слово «НЕТ», то можешь выходить.
— «ДА»... Придется убирать, а так не хочется. Мою полы, стираю паутину, выношу эти старые платья. Комната стала светлой, много света, как я люблю. Свет льется сверху, теперь появились стеклянные потолки. Приходит этот мужчина, он доволен, что я сделала то, до чего у него не доходили руки. Он помогает мне, и мы сжигаем ненужную одежду.
— Теперь тебе, наверное, пора уходить. Какое чувство у тебя к этому человеку?
— Мне не хочется с ним расставаться, он стал мне ближе. Он спокоен и прощается со мной, как с давним другом. Он не пытается остановить меня, знает, что я еще приду.
Стратегия прояснения
—Где-то лес вдалеке... еловый лес...
—А небо?
—Небо такое светло-серое, немного голубоватое, какое весной бывает... Да, это, наверное, весна, но снег не сошел еще...
—А лес... какой он?
—Лес далеко, но он... еловый такой лес...
—А мужчина?
—Я мужчину уже не вижу, я вижу дерево... Тоненькое... молодое дерево... но листочков нет... потому что еще рано...
—А что рядом с этим деревом?
—Да ничего... Оно стоит около дороги... Ничего практически нет...
—Хорошо... Если пойти вперед... к лесу... или еще куда-нибудь...
—Да, я иду к лесу через сугробы... А когда подхожу, вижу березы, как ни странно, они с листьями... Березовая роща, много берез...
—Хорошо... Если немножко пройти по лесу...
—Я как-то так иду, немножко даже лечу... Вроде как какая-то полянка... Ветер опять начался... сильный довольно-таки ветер...
—Что еще на этой поляне?
—Пока ничего... Снег на ней лежит...
—А что вокруг?
—Я вижу ручей... Вода такая прозрачная... Мне кажется, что она холодная..
—Если пойти по течению?
—Да, он получился как-то на горе... Вода как бы стекает с него сверху вниз... На этом холме снега нет, и трава прошлогодняя... Иду по течению ручья...
—И как-то изменяется картина...
—Да... берега выше становятся... Он расширяется... Я уже наверху и вижу, ручей впадает в какой-то водоем... озеро... или даже море, наверное, потому что нет границ... Я стою на горе и вижу внизу море...
—А если спуститься вниз?
—Можно... Вот я уже у моря... Песчаный пляж небольшой...
—А если пойти дальше?
—Дальше... я стою... Мне кажется, вода холодная, чтобы в нее войти...
— Может, не такая уж и холодная?
— Нет, как-то не получается... нет...
— А просто пройти по берегу?.. Как все там будет изменяться?
— Кругом очень много скал... Неудобно... Они достаточно высоко...
— Если все-таки попробовать подняться... что можно увидеть сверху?
— Да... можно... Берег такой скалистый... Теперь мне кажется, что лето, солнце светит, ветер такой...
— Хорошо...
Стратегия противодействия
— Я возле моря. Конец лета, но еще тепло. Купаться еще можно... 25 градусов тепла... но гора в заснеженной вершине...
— Какие это горы?
— Горы вокруг... Я прохожу в ущелье, там вороны кружатся и туман...
— Что еще там видно?
— Лежит лук, на нем нарисован мужик, который стреляет в воронов. Я их кормлю, и все они кружатся вокруг меня... Вдруг все попадали... у них болят животы... Плохое кушанье, они сказали, что едят мясо...
— Есть неподалеку еще какие-то животные?
— Там, невдалеке, пасутся олени... — Подойди к ним, угости их...
— Олени съели все и поблагодарили... Вот проход в пещеру... Они не пойдут туда со мной... Я пошел в пещеру... Один олень дал мне рог, как дубинку, и факелы... Иду вперед...
— Что там видно?
— Вот разветвление, две указательные стрелы, одна розовая, другая зеленая... Летучие мыши нападают на меня, но долетают до факела и умирают... Вот медведь... нападает на меня, но не может разбить невидимую стену между нами... Я выколол ему рогом глаз, и он умер... Вокруг стало очень темно...
— Посвети кольцом...
— Посветил, все стало зеленым, это свет от зеленых кристаллов... Вижу какую-то кнопку, боюсь нажать ее... Нажал, и на меня полезли скелеты... Главный у них — ворон... Я вспомнил про лук, стреляю, два раза промахнулся, на третий раз убил... Вижу в конце тоннеля девушку... Это древнерусская красавица... Все
стало светлое, как в раю, сквозь туман вижу лучи солнца и водопад... Вышел из пещеры... Все образы исчезли...
С этой стратегией надо быть очень осторожным и стараться не допускать необратимых действий. Например, 40-летняя женщина (семейные проблемы) видит сухой пень и по предложению ведущего сжигает его; из-под пня выбегают крот в очках и серая мышка. Они разбегаются в разные стороны. После этого значительно ухудшается самочувствие, усиливаются депрессивные тенденции, которые удается купировать далеко не сразу.
Основной постулат, с которым, пожалуй, согласится большинство психотерапевтических направлений, можно сформулировать примерно так: любое серьезное позитивное изменение связано с разрешением внутреннего (неосознаваемого) конфликта и соответствующим изменением психологических установок, причем это разрешение обычно происходит «через боль» (в широком смысле слова). В имагомире это правило тоже почти всегда работает: все хорошо знают, где встречаются залежи бесплатного сыра. Но правил нет без исключений, и в свое время один из основателей интерактивной имаготерапии был даже удивлен тем, что в некоторых случаях значительное улучшение наступало без всяких видимых признаков выхода на конфликтную тематику. Поскольку положительная динамика чаще наблюдалась при работе с символическим мотивом ручья, Лей-нер дал этому феномену шуточное название «гидротерапии». Собственно говоря, любое использование так называемых терапевтических образов основано на подобном допущении. В конце концов, так называемые «ресурсные трансы» и внушенные «позитивные образы» могут вызывать стойкое улучшение состояния при различных расстройствах — от астенических состояний и вегетативных дисфункций до сердечно-сосудистых заболеваний. Однако в большинстве случаев стойкое улучшение достигается ценой прохождения через кризис: в путе-
шествии героя это сражение со «злом» или выполнение сложной задачи. В символическом пространстве личного мифа такая динамика наиболее экологично может быть достигнута через отказ от компульсивных «детских» быстрых решений7 путем постепенного преодоления хронических ограничений в поле образов. В некоторых случаях этот путь почти все время проходит через конфликт, и виртуальная реальность мира образов становится неотличима от хорошего фантастического триллера.
А., 18 лет, студент. Реактивная депрессия после смерти брата и бабушки. Раздражительность, ночные кошмары, подавленность, навязчивые мысли и образы:
Начальная ситуация
Вместо лужайки болото. Чувствует, что вкопан в землю по шею. Вокруг трясина. Три березы, две из них совсем сухие, одна с набухшими почками.
Ручей закрывают камни и коряги. Огромное озеро, каменистое дно. Ручей дальше течет через мертвый город.
Дом — совсем маленькая деревянная лачуга. Подвал сырой и грязный. Какой-то человек сидит, забившись в угол. Большая гусеница, пауки. Гора-вулкан; в глубине слышен гул; очень жарко.
Комплекс негативных ощущений: на лугу жарко, душно и сыро, в лесу холодно.
Чувство одиночества.
Нарастание агрессии.
Классический ресурсный образ.
Обструктив-ные мотивы.
7 Иван царевич, как известно, тоже сначала полагает, что для решения его проблемы достаточно нескольких минут (даже ребенок легко сожжет чужую противную кожу), но сроки здесь не детские, и семь железных хлебов не съешь за один ужин, а уж железные сапоги — это всерьез и надолго.
Динамика
Усамой маленькой из трех засохших берез пробивается росток.Угрожающие персонажи: мертвые бабушка и брат, неизвестный мужчина, рогатый уродец, мумия отца, голая девушка, вампиры, ведьма, мальчик со светящимися глазами, ворон.
Агрессивные чувства. Компульсивное поведение. Темы сексуального соблазна и смерти. Жуткие образы.
Раскрытие ресурса.
Проявление регистра тени. «Детские решения».
Кризис
Беседа с йогом на вершине. Человек на поляне строит дом. Пациент отгоняет машину, масло из которой льется в ручей. Мешает инопланетянам выбрасывать мусор на поляну. Не дает каким-то людям лить в ручей кровь из бутылки.
Внесловесный
опыт.
Конструктивные действия.
Актуализация «взрослых решений».
Разрешение
Над поляной появляется огромный объект, похожий на мозг. От него ис-ходитяркое сияние.А «купается» в этом свечении.
«Здесь решение всех моих проблем».
Перинатальные переживания.
Создание личной метафоры.
После разрешающего переживания (произошедшего на восьмом занятии) наступило стойкое улучшение состояния. Но после исчезновения невротических симптомов в поведении стал очень заметен «манипуляционный» компонент, и впоследствии молодой человек стал кем-то вроде местного гуру; созданный личный миф оказался довольно агрессивным8.
8 Довольно распространенный феномен смены шила на мыло — симптомы уходят в процессе приобщения к жесткой идеологической системе, берущей на себя функцию защитных механизмов личности.
Как мы уже не раз видели, имагомир постоянно проявляет свой биполярный характер: тепло и холод, печаль и радость, любовь и смерть. Одна из основных «психотерапевтических» полярностей — свобода и ограничения — показывает себя через повторяющиеся в разных сеансах блоки в поле образов. Подобные ограничения обычно персонифицируются в виде живых или неодушевленных сущностей, мешающих герою выполнить свою работу, с ними необходимо как-то разобраться. Как мы уже заметили, для этого существует определенный набор средств.
Расщепленный биполярный образ: робкая золотая рыбка и ужасное змееподобное черное подводное существо, покрытое мягкими, но противными отростками.
Одно из них, робкое, боязливое существо, все время плавает на поверхности, другое — страшный обитатель глубин, который проявляет себя только в особых ситуациях.
Тиморус оказал, что они прошли опасное место. — Но, — сказал он, — чем дальше, тем трудней нам придется, и куда бы мы ни повернули, мы всегда сможем вернуться. Д. Бзньян. Путь пилигрима |
Как и во многих других терапевтических подходах, положительная динамика в интерактивной имагогике осуществляется через «реструктуризацию» внутреннего пространства в ходе разрешения конфликта, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хотя, как мы увидим позже, иногда это изменение происходит в относительно мягких, «эволюционных» формах, все же чаще такое разрешение протекает как небольшая внутренняя революция, спецэффекты которой очень заметны как для клиента, так и для того, кто сопровождает его в имагопространстве, как это происходит в следующих примерах. Отметим, что оба разрешающих переживания возникают в состоянии достаточно глубокого транса.
К., женщина 65 лет. Тревожно-депрессивный синдром:
По-прежнему очень жарково всем теле... но я как бы начала немного остывать... Вокруг меня что-то голубое-голубое, какое-то облако... Вот оно как бы стало меня приплющивать... Овальная дуга надо мной придавила меня. От меня осталось миллиметра 2-3... Не скажу, что больно давит... Вот дуга начала качаться, подниматься... образует такую воронку. Я... смешно, конечно... свет, что-ли, излучаю... Да, я себя вижу какой-то фосфорической, светящейся...особенно ноги. Светлая какая-то я стала.... Ноги горят неимоверно... Все напрягается... все мышцы... шея, голова, плечи, даже... диафрагма и солнечное сплетение (зевает), пока не выдохну весь воздух... тогда опять зеваю... (Несколько раз зевает, затем возникает непроизвольное очень глубокое дыхание с длительными задержками на выдохе.) Почему зеваю?.. Приходит мысль: когда я тяжело болею, то не зеваю... Как только начинаю зевать, то говорю себе: я выздоравливаю. Выздоровление у меня с зевоты начинается... Ощущаю умиротворение.
К., девушка 17 лет. Проблемы общения:
Цветок, распустившийся на вершине первоначально безжизненной и холодной горы, — индикатор получения нового доступа к ресурсам личностного развития.
Б., 35 лет. Астено-депрессивный синдром:
Неприятные ощущения в области солнечного сплетения, шеи и груди. Внутри тела находится стержень, с которым соединены внутренности тела. К стержню подходят какие-то крючки, от которых идут неприятные ощущения в область живота. Затем крючки превращаются в большие руки, которые что-то делают в животе, что-то выдавливают. Руки странно гладкие, словно в перчатках. Это руки женщины, которая вытаскивает ребенка из чрева женщины. Глаза ребенка закрыты. Клиент смотрит как бы со стороны и в то же время сам является этим младенцем. У ребенка синяя голова, тело желтоватое. Он лежит под ка