Комплекс оздоровительной гимнастики Хатха-йоги

Поза горы (Тадасана).

Стоя прямо, пятки и носки соеди­нены вместе, руки опущены. Выпрямить спину, слегка сблизив лопатки и под­тянув живот. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги. Руки начи­нают самопроизвольно подниматься вверх. Представить себя в образе горы с прочным основанием и вершиной, да­леко уходящей в облака.

Поза дерева (Врикшасана).

Принять Тадасану. Поднять правую ногу, прижав ее подошвой к внутрен­ней поверхности левого бедра. С вдохом поднять руки вверх, соединив ладони. Дыхание глубокое. Удерживать равнове­сие, стоя на левой ноге. Представить се­бя в образе дерева: ноги как корни, глу­боко уходящие в землю; руки и ладони как ветки и листья дерева.

Аналогично выполняется упражнение с другой ногой.

Наклон к коленям (Падахасгасана).

Принять Тадасану, с выдохом накло­ниться вперед, коснуться пальцами рук пола перед ногами (постараться поло­жить ладони на пол), не сгибая коленей.

Поза кошки (Видаласана).

Стоя на четвереньках, ладонями упереться в пол возле груди, отпустить голову между рук и выгнуть спину вверх, вдохнуть через рот. Колени и но­ски прижаты к полу. Вдохнув, прогнуть позвоночник как можно глубже, под­нять голову и посмотреть вверх. Повто­рить асану 3—4 раза.

В этой позе ребенок отождествляется с грациозной кошкой, которая потяги­вается после сна и ощетинивается, за­щищая своих маленьких котят.

Половинная поза саранчи (АрдхаСалябхасана).

Лежа на животе, руки вытянуть вдоль тела, ладони на полу. Поднять правую ногу, стараясь не сгибать в ко­лене, затем опустить. Поднять левуюногу, опустить.

По мере укрепления мышц ягодиц и спины попытаться поднять обе ноги вместе, опираясь о пол руками, опустить ноги и расслабить мышцы тела. Это бу­дет полная поза саранчи.

Поза лука (Дханурасана).

Лежа на животе, согнуть ноги в коле­нях, захватить пальцами лодыжки, оторвать бедра от пола, стараясь про­гнуться в спине. В этом положении задержаться несколько секунд, покачи­ваясь вперед-назад.

Поза развивает гибкость позвоночника, улучшает работу органов брюшной полости. Укрепляет руки, ноги, делает подвижным плечевой пояс.

Поза кобры (Бхуджангасана).

Лежа на животе, руки поставить около плеч ладонями на пол, очень медленно поднять голову и, отрывая грудную клет­ку от пола, прогнуться, смотря вверх (как кобра). Задерживаясь в конечном положении, можно пошипеть. Медленно вернуться в исходное положение.

Ролик.

Дети называют эту позу качалкой. Сидя на ягодицах, согнуть ноги в коле­нях и обхватить их руками, опустить голову как можно ближе к коленям, откинуться назад и покачаться на округ­ленной спине 8—10 раз.

Поза льва (Симхасана).

Сидя на пятках, колени развести в стороны, ладони положить на колени, пальцы широко расставить (как когти льва). Как можно шире открыть рот, вдохнуть; высунув язык вперед (как можно дальше), шумно выдохнуть, ощу­щая напряжение в области мышц глот­ки (рычащий лев). Повторить 2—3 раза.

Поза обладает поистине чудодействен­ным эффектом в профилактике заболе­ваний горла.

Завершить комплекс можно одним из видов расслабления в игровой форме, предлагая детям полежать на спине, на боку (например, свернувшись клубочком, как котенок) или на животе (напри­мер, в позе крокодила или черепахи).

Поза крокодила (Макарасана).

Лежа на животе, поставить локти на пол впереди головы, положить подборо­док на ладони и расслабить мышцы тела. Для усиления релаксационного эффекта можно, согнув колени, поднять голени вверх, раскачивая ими в воздухе, по­добно хвосту крокодила, лежащего на берегу теплой реки.

Половинная поза черепахи (АрдхаКурмасана).

Сидя на пятках, раздвинуть колени, наклонить корпус вперед, положить лоб и вытянутые вперед со сложенными ла­донями руки на пол. Представить себя в образе отдыхающей черепахи.

Инструктор по физкультуре

В играх-медитациях представьте себя в образах раз­личных животных, растений и выразить это в своих движениях.

Игры-медитации

«Жизнь моря».

Максимально отождествиться с обра­зами морских рыбок, коньков, морских звезд, крабов, медуз, дельфинов, пла­вающих в морской воде среди солнеч­ных лучиков.

Инструктор по физкультуре

«Учимся правильно дышать».
С помощью правильного дыхания человек накапливает и восстанавливает жизненную энергию. А что значит правильно дышать? Каждый человек должен с детства выработать привычку дышать носом, а не ртом, т.к. воздух, проходя через нос, очищается от пыли, прогревается до температуры тела. Таким образом, с помощью правильного дыхания человек защищает себя от болезней.

Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Пекло дневной порою.
Подуем на живот –
Как трубка станет рот.
Ну, а теперь – на облака,
И остановимся пока.
И повторим мы все опять:
Раз, два, три, четыре, пять

Проводится упражнение для нормализации дыхания.Делать вдох и на выдохе – выполнять поворот головы по команде из стихотворения. Повторить упражнение2-3 раза

Инструктор по физкультуре

«Охраняем зрение».Главным помощником человека являются глаза.

Острота зрения во многом зависит от общего здоровья ребенка.

Необходимо ежедневно выполнять комплекс специальныхупражнений

для профилактики близорукости.

Наши рекомендации