Вопрос № 65. Учет доходов аптеки. Учет финансовых результатов и их использование. Порядок распределения прибыли.

Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий: а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; б) сумма выручки может быть определена; в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива; г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана); Прочие поступления признаются в бухгалтерском учете в следующем порядке: -поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных -штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков - в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником; -суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек, - в отчетном периоде, в котором срок исковой давности истек; -суммы дооценки активов - в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка;
Не признается расходами организации выбытие активов: -в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.); -вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); -по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.; -в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; -в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; -в погашение кредита, займа, полученных организацией.   К счету 90 открываются субсчета: 90-1 "Выручка"; 90-2"Себестоимость продаж"; 90-3 "Налог на добавленную стоимость"; 90-4 "Акцизы"; 90-9 "Прибыль / убыток от продаж/ Выручка от продажи отражается по кредиту счета 90 "Продажи" по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно в дебет счета 90 "Продажи" списывается себестоимость проданных товаров, продукция, работ, услуг с кредита счетов 43 "Готовая продукция", 41 Товары", 44 "Расходы на продажу", 20 "Основное производство" и др. После того, как отражена выручка на субсчетах 90-3 и 90-4 в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам" начисляются НДС и акцизы. По окончании каждого месяца сопоставляется сумма дебетового оборота по Субсчетам с 90-2, 90-3, 90-4 с кредитовым оборотом по субсчету 90-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц.   Для отражения финансового результата от продаж используется субсчет 90-9 "Прибыль (убыток от продаж), результат которого списывается в конце отчетного месяца на счет 99: Д 90-9 К 99 - отражена сумма прибыли за месяц Д 99 К 90-9 - отражена сумма убытка, полученного за месяц.   Для учета прочих доходов и расходов отчетного периода предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы". Структура и порядок использования счета 91 «Прочие доходы и расходы» аналогичны структуре и порядку использования счета 90. К счету 91 открываются три субсчета: 91-1 "Прочие доходы": 91-2 "Прочие расходы"; 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы; Расходы по обычным видам деятельности формируют: Расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов; Расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг   При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам: Материальные затраты; Затраты на оплату труда; Отчисления на социальные нужды; Амортизация; Прочие затраты. Прочими расходами являются: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов
Порядок распределения прибыли В настоящее время прибыль (доход) предприятия используется в следующем порядке: уплачивается в бюджет налог на прибыль (доход); производятся отчисления в резервный фонд; образуются фонды и резервы, предусмотренные учредительными документами предприятия.   Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может создавать: фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, другие специальные фонды и резервы. Существует несколько методов формирования прибыли   Методика прямого счета: в данной методике прибыль определяется по выпуску товаров и объему продукции, которая реализуется предприятием. Главное достоинство этой методики в ее точности, а минус в том, что она слишком трудоемка, порой применять ее невозможно   Нормативный метод: из положительных моментов можно отметить высокую точность при расчетах, но в то же время применять его можно, только если производство стабильно. Этот метод показал свою эффективность при обосновании различных экономических планов;   Аналитический метод: применяется для установления плановой прибыли предприятия. Суть метода состоит в анализе влияния, которое оказывают внутренние и внешние факторы на результаты осуществляемой предприятием деятельности.
Принципы распределения сформулированы так: Полученная прибыль должна быть распределена между государством и компанией; Государство получает часть прибыли посредством налогообложения и сборов, размер которых произвольно изменить нельзя; Прибыль, оставшаяся у предприятия, не должна оказывать отрицательного влияния на повышение производственных объемов; Оставшаяся прибыль, прежде всего, направляется на накопительную часть, остатки могут быть использованы по усмотрению компании.

Вопрос № 66. Отчетность аптек. Виды отчетности: оперативная, финансовая и статистическая. Аудит и органы контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью аптечной организации. Независимая экспертиза финансовой деятельности. Виды и методы аудита.





Аудит –проверка на сколько правильно организация ведет и составляет бух.отчет, проводят аудиторские компании   Проверка -обязательная -инициативная ФЗ № 377 « Об аудиторской деятельности» -проверки после составления отчета до постановки в налоговую службу ст.126 НКРФ Добровольный аудит - по желанию руководителя, проводят налоговые проверки учредителем   Виды -выборочные -сплошные -тематические – кассовые -налоговая

Аудиторское заключение - аудиторы выражают свое мнение о правильности ведения и составления отчета.

Выдается в 2-экземплярах – первый – для руководителя, второе – подача в налоговую инспекцию.

По видам отчетность делится на бухгалтерскую, финансовую, управленческую, налоговую, статистическую и оперативную.   Бухгалтерская отчетность – это единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, составляемая на основе данных бухгалтерского учет.   Финансовая отчетность – это структурированное представление финансового положения и операций, осуществляемых компанией - представляет собой способ обобщения системных данных бухгалтерского учета, который позволяет представить полезную информацию финансового характера основным группам заинтересованных лиц.   Управленческая отчетность -представляет собой механизм обработки данных управленческого учета (включая данные бухгалтерского учета, данные систем контроля за производством и т. д.), их агрегирования и представления в виде отчетов о деятельности подразделений и в целом субъекта хозяйствования за отчетный период. При этом система управленческой отчетности дает возможность пользователям самостоятельно формировать отчеты в желаемых аналитических разрезах и проводить ее всесторонний анализ.   Налоговая отчетность -представляет собой развернутый расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период либо на отчетную дату в соответствии с нормативными актами, регулирующими налоговые платежи организаций и данных налогового учета.   Статистическая отчетность -служит для отражения отдельных сторон деятельности организации и их статистического изучения. Она составляется на основе данных бухгалтерского, статистического и оперативного учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности Оперативная отчетность -предназначена для текущего контроля и управления внутри организации в момент совершения хозяйственных операций или сразу же после их завершения.   Обязательный аудит осуществляется в случаях: 1. Если организация имеет организационно-правовую форму ОАО. 2. Если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг; 3. Если организация является кредитной организацией, 4. Если объем выручки от продажи продукции за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей; 5. Если сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность; Виды аудита: внешний и внутренний; обязательный и инициативный аудит. Прочие виды аудита. Аудит подразделяется на внешний (обязательный, инициативный и аудит по специальным заданиям) и внутренний.   Внешний аудит – это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей; осуществляется независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами. Особенность: аудиторы, проводящие проверку, не имеет на проверяемом предприятии никаких интересов. Внешний аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности согласно правовым актам Российской Федерации на основании заключенного с ним договора. Цель внешнего аудитора - получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.   Внутренний аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита.   Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов.   Функции службы внутреннего аудита включают: а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию); б) исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур); в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица; г) контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.   Инициативный аудит обычно проводится по решению администрации предприятия или его учредителей. Его целью является выявление недостатков в методике и организации бухгалтерского учета, составление отчетности, проведение анализа финансового состояния предприятия, разработка рекомендаций по повышению эффективности его деятельности.   Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Проведение бухгалтерской экспертизы договоров сделок помогает проверить условия договорных отношений на соответствие нормам бухучета, налоговым нормативам. Исследуется достоверность первичной бухгалтерской документации. Проводится анализ финансовой дисциплины предприятия и соблюдение правил оформления нормативно-правовой документации. Своевременное проведение бухгалтерской экспертизы договоров поможет оперативно решить следующие задачи: определить нарушения оформления учетной документации; сравнить соответствие произведенной сделки нормам бухучета; выявить возможную недостачу или излишек; сравнить данные первичной документации с учетными сведениями; установить размеры материального ущерба, возникшего в результате неправомерных действий.
Контроль хозяйственной и финансовой деятельности, как и другие виды контроля, разделяется на две формы: внутренний внешний   Внутренний контроль -осуществляется силами самой строи тельной организации. Он включает текущий контроль и анализ производственно-хозяйственной деятельности за определенный период времени   Текущий контроль -подразумевает систематический учет экономических процессов в организации, анализ получаемых данных и принятие корректирующих управленческих решений. Он опирается на оперативный и бухгалтерский учет хозяйственной деятельности. В рамках региона, отрасли, страны проводится также статистический учет, обобщающий результаты текущего учета большого числа организаций, и дающий таким образом ценную информацию об экономических потоках и тенденциях.   Оперативный учет - простейшая форма учета, предназначена для контроля над хозяйственными процессами и явлениями непосредственно в ходе их осуществления. Данные такого учета необязательно фиксируются в документах, они могут передаваться устно, по телефону   Бухгалтерский учет - это строго формализованная система документального учета оборота хозяйственных средств. Внешний контроль включает аудит контроль со стороны органов государственного надзора контроль со стороны банков   Аудитом -называют независимую экспертизу финансовой отчетности организации на основе проверки порядка ведения бухгалтерского учета и оценки соответствия хозяйственных и финансовых операций существующему законодательству. Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов и аудиторских фирм, которые за определенную плату проводят проверки финансовой деятельности   Контроль со стороны органов государственного надзора включает проверки организаций налоговыми службами, архитектурно-строительным надзором (ГАСН), контрольно-ревизионным управлением (КРУ), казначейством РФ   Контроль со стороны банков в основном касается расходования бюджетных средств. Нельзя исключать ситуаций, когда заказчик и подрядчик, вступая в преступный сговор, оформляют фиктивный договор и, не производя никаких работ, получают деньги

Наши рекомендации