Правила поведения в конфликтной ситуации
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
«Стань вожатым на лето,
лидером — на всю жизнь!»
Одна лагерная смена — всего 21 день, но для ребят — это целая жизнь, а для вожатых — эпоха. Эпоха познания детства и общения с ним, испытания себя и своего мастерства, своей ответственности и своей любви к детям.
Дневник является для вожатого основным педагогическим отчетным документом. Ведение этого дневника проводится с целью систематизации знаний приобретенных в процессе работы и анализа проделанной работы.
Совершенствование педагогического мастерства вожатого невозможно без самооценки результатов своей работы (успехов и недочетов).
Работа с дневником окажет методическую помощь в разработке и проведении отрядных дел и поможет Вам:
• Оперативно решать возникающие проблемы, правильно реагировать на экстремальную педагогическую ситуацию и выходить из нее с честью.
• Обмениваться опытом с другими вожатыми на педагогических советах и семинарах.
• Эффективно планировать свою деятельность и распределять свои силы в течение смены.
Для вожатых, проходящих летнюю педагогическую практику, дневник является зачетным документом.
Контроль за ведением дневника осуществляет заместитель начальника лагеря по воспитательной работе (старший воспитатель).
Всем слушателям «Академии вожатского мастерства» желаем теплого лета, дружного коллектива, веселых и озорных ребят, новых верных друзей!
БАГАЖ ВОЖАТОГО
Мелочей в вожатском деле не бывает!
Хочешь быть успешным в деле? Не забудь е собой багаж:
• Форму парадную и рабочую, спортивную и туристскую, пляжный костюм и теплые вещи, головной убор.
• Обувь должна быть удобной (туфли на шпильке не пригодятся) на различную погоду, спортивная обувь для участия в соревнованиях и туристских походах, желательно пляжные и домашние тапочки.
• Блокнот или тетрадь, авторучка, карандаши (их, конечно, выдают в лагере, но всегда не хватает).
• Старые открытки, газеты, журналы, яркие вырезки из журналов и другой материал для аппликаций.
• Скотч, ножницы, клей, фломастеры, складной нож, фонарик, альбомные листы, часы, резинку, бечевку, нитки, у иголку, свечи, ластик, пуговицы, воздушные шарики, коробку мела, электрический провод-удлинитель, книга с приключениями, линейка, фляжка.
В твоем чемодане не займут, много места, но не будут лишними:
• 10 историй, которые можно рассказать с ходу (о необычном, важном, сенсационном, проблемном);
• 15 аттракционов и забав (для дискотек, огоньков);
• 10 досуговых дел (заготовки КВН, различных конкурсов, викторин, тггеллектуальных игр);
• 5—10 песен для костра;
• 5—10 интересных статей для обсуждения;
• 10 биографий интересных людей (ученые, музыканты, полководцы, путешественники и др.);
• 20 игр на каждый день (познавательные, подвижные, игры-тесты, настольные, головоломки...).
ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО
• Будь бдителен, разумен, рассудителен, ответственен и дисциплинирован!
• Включи свой инстинкт самосохранения!!!
• Включи воображение!
• «Авось» да «небось» в педагогике наказуемы Уголовным кодексом РФ!!!
• Владей информацией!
• Воспринимай угрозу жизни и здоровья доверенных тебе детей как угрозу своей личной безопасности!!!
• Развивай наблюдательность!
• Объясни запрет на уровне, понятном ребенку!
• Запрет должен быть разумным, а угроза реальной!
• Запрет должен соблюдаться неукоснительно!
• Творящие дети плохого не натворят!
РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ
Время | Режимные моменты | Ответственный |
Подъем | ||
Зарядка | ||
Линейка | ||
Завтрак | ||
Мероприятия | ||
Обед | ||
Тихий час | ||
Полдник | ||
Мероприятия | ||
Ужин | ||
Мероприятия | ||
Отбой |
ДЕЖУРСТВО
Дежурство в лагере обычно осуществляется по лагерю и по столовой. Дежурный вожатый является ответственным лицом за организацию одного из дней смены. Все организационные вопросы дня решает дежурный вожатый, в случае спорных или неясных вопросов он обращается к заместителю начальника, начальнику лагеря или к завхозу.
В помощь дежурному вожатому на время проведения общелагерного мероприятия прикрепляют вожатого, ответственного за КТД.
График дежурства отряда
День Дата (число/месяц) | |||||||
День Дата (число/месяц) | |||||||
День Дата (число/месяц) | |||||||
Основные обязанности дежурного отряда:
1. Организация выполнения отрядами режимных моментов (режимы питания, отдыха, работы), организация выполнения назначенного на день плана (графики, общелагерные дела, отрядные дела общелагерного значения и т. д.).
2. Организация выполнения законов и правил внутреннего распорядка лагеря (закон территории, точности, природы, и т. д.).
3. Организация быта (санитарное состояние спален и корпусов, территории вокруг корпусов, соблюдение правил техники безопасности и пр.).
4. Организация питания.
Для решения этих вопросов вожатый дежурного отряда может использовать различные формы работы, обязательными для них являются:
• Посты (посты назначаются в лагере педагогическим советом):
Пост № 1 — флагшток со знаменем лагеря, города, государства.
Пост №2 — вход на территорию лагеря.
Постовые должны знать, что на территорию лагеря любого взрослого можно пропускать только с разрешения директора лагеря, заместителя директора или дежурного вожатого.
Разведение постов может осуществляться разводящим с соблюдением строевых элементов.
• Выпуск дежурным отрядом санитарного листка, радиогазеты, оформление стендов с текущей информацией, подъем и спуск флагов с флагштока.
СПИСОК ОТРЯДА
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | День рождения | Адрес | Телефон | Родители |
1. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
2. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
3. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
4. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
5. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
6. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
7. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
8. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
9. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
10. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
11. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
12. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
13. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
14. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
15. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
16. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
17. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
18. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
19. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
20. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
21. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
22. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
23. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
24. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
25. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
26. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
27. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
28. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
29. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
30. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
31. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
32. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
33. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
34. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
35. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
36. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
37. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
38. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
39. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
40. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
41. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка | |||||
42. | |||||
Индивидуальные особенности ребенка |
ПЛАН ЛАГЕРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Вожатый!
Неси в детский коллектив жар своего сердца,
Высокую нравственность, ум, талант, волю,
Славные традиции нашей Родины!
Дата | Время | Наименование мероприятия | Ответственный |
ПЛАНЫ РАБОТЫ ОТРЯДА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
ПЛАН РАБОТЫ ОТРЯДА
Сегодня | Время | | Ответственный | ||
Утро | |||||
День | |||||
Вечер | |||||
ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО
Важно слышать ребёнка, когда он ничего не говорит.
Снежный ком. Играющие садятся в круг. Первый игрок называет своё имя. Каждый следующий игрок должен назвать имена игроков, сидящих перед ним и назвавших свои имена, а затем свое имя. Когда очередь вновь дойдет до ведущего, он называет имена всех игроков.
Мы идем в поход. Игрок, назвав своё имя, называет предмет, начинающийся на первую букву его имени, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Тогда следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а ещё Катю с компасом», и т. д.
Клубочек. Играющие становятся в крут. Клубочек перебрасывается от одного играющего другому, сообщая своё имя и увлечение. После того как клубочек полностью размотается (не останется играющих без нитки), клубочек сматывают, называя имя и увлечения того, от кого пришла нить. Тот, от кого начал разматываться клубочек, должен назвать имя и увлечение последнего, кому пришла нить. О правилах сматывания клубочка заранее сообщать нельзя.
Построения. Ведущий предлагает построиться всему отряду в шеренгу, при этом называются самые разнообразные основания для построения. Например: «Постройтесь по цвету, глаз от самых светлых к самым темным»; «Постройтесь по числам и месяцам рождения от 1 января до 31 декабря», «Постройтесь в алфавитном порядке по первым буквам полных имен» и др.
ПЛАН РАБОТЫ ОТРЯДА
Сегодня | Время | | Ответственный | ||
Утро | |||||
День | |||||
Вечер | |||||
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ДНЯ
Ищи истину вместе с ребёнком!
«Свечка».Всем по очереди предлагается поделиться впечатлениями о прошедшем дне в форме ответов на три вопроса:
· «Что сегодня было хорошего?»
· «Что сегодня было плохого?»
· «Что нужно сделать, чтобы завтра было лучше?»
Можно заготовить карточки со знаками «-», «+», «=» , которые будут символизировать эти вопросы, чтобы участники наиболее чётко и кратко формулировали свои мысли.
«Звёзды откровения».Карточки в форме звёздочек, на обратной стороне которых написаны вопросы, либо незаконченные фразы раскладываются вокруг зажженной свечи, что располагает участников к откровенной беседе. Желающий начинает: выбирает звезду, вслух зачитывает вопрос и отвечает на него, остальные затем так же при желании могут высказать своё мнение, либо ответить на вопрос. После обсуждения человек, который зачитывает вопрос, выбирает следующую звезду и называет имя человека, которому она предназначена.
Примеры фраз:
· «Самый счастливый момент моей жизни, это...»
· «Я не люблю, когда...»
· «Больше всего я боюсь...»
· «У меня много друзей...»
ПЛАН РАБОТЫ ОТРЯДА
Сегодня | Время | | Ответственный | ||
Утро | |||||
День | |||||
Вечер | |||||
ПОДДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ОТРЯДЕ
Недостатки первых дней оценивай мягче, осторожнее.
Больше замечай достоинства, успехи.
Когда слушаешь ребёнка, заговариваешь с ним, ты словно берешь в руки хрупкую вещь.
Взял неосторожно, грубо, небрежно — хрустнет!
Работа по поддержанию дисциплины начинается с первых минут существования отряда. Лучше установить чуть более жесткие нормы, а потом их ослабить, чем сначала допустить излишнюю свободу поведения подростков, а потом пытаться укреплять и наводить дисциплину. Групповые нормы закладываются на первых этапах взаимодействия, и менять их, когда они уже сформированы, почти невозможно.
Укрепление дисциплины начинается с мелочей, которые необходимо вовремя замечать и исправлять.
Обращение ко всем сразу — это обращение ни к кому. Делая замечание, следует адресовать его конкретному человеку. Остальные сами сделают соответствующие выводы, не дожидаясь, когда вожатый обратится к ним.
Нельзя делать замечания лидеру в присутствии остальных. Если же есть необходимость воздействовать на «вожака», этот разговор лучше провести индивидуально, по возможности создав «численный перевес» взрослых.
В любом случае, если у вожатого есть сомнение в том, что его распоряжение будет выполнено, его отдавать не следует.
Главный лозунг каникул: «Можно! — только осторожно/».
ПЛАН РАБОТЫ ОТРЯДА
Сегодня | Время | | Ответственный | ||
Утро | |||||
День | |||||
Вечер | |||||
КТД «СЛОВО ЗА СЛОВО»
Отдых может быть очень активным, и в атом ребятам должен помочь вожатый и воспитатель.
Играют две команды. Каждая получает 7 табличек с буквами. Они должны за одну минуту составить новое слово. Условия для составления слов.
1. У ведущего две стопки карточек:
· цифровая, т.е. количество букв в слове:
· тематическая — химия, биология, физика, история, литература, краеведение и т. д.
Ведущий открывает карточки для каждой из команд по очереди. В течение одной минуты команды должны составить слово. Затем подсчитывают баллы. Каждая команда после этого должна ещё эти баллы заработать, ответив на вопросы; ответили на вопрос — баллы ваши, не ответили — балл присуждают другой команде.
2. В тематической стопке есть пустые карточки, что означает слова на любую тему. То же самое в цифровой стопке.
После того, как команда составит 3 раза слова, буквы можно будет поменять на те, которые остались у ведущего.
Подсчет баллов происходит по аналогии с игрой «Эрудит». Самые распространённые буквы — «дешёвые», приравниваются к 1 баллу. Самые редкие — «дорогие» — 2 балла. Пустая таблица стоит 10 баллов и может защитить любую букву.
ПЛАН РАБОТЫ ОТРЯДА
Сегодня | Время | | Ответственный | ||
Утро | |||||
День | |||||
Вечер | |||||
Станция «Развлекательная.
· У кого больше спичек удержится на ресницах.
· У кого больше пуговиц на одежде.
· Кто дольше прокричит.
· Кто быстрее смотает клубок.
Станция «Спортивная».
· Набивание мяча ступнёй.
· Кто больше раз попадёт в кольцо.(10 попыток).
· Кто дальше прыгнет боком.
· Кто дальше кинет мяч.
Станция «Техническая».
· Изготовить открытку.
· Кто составит самый красивый и оригинальный букет.
· Кто меньшим количеством ударов забьёт гвоздь.
· Кто быстрее из бумаги смастерит самолётик.
После того, как ребята посетили все станции, подводится итог и выпускается самодельная книга рекордов. Победители награждаются призами.
ПЛАН РАБОТЫ ОТРЯДА
Сегодня | Время | | Ответственный | ||
Утро | |||||
День | |||||
Вечер | |||||
КОНКУРС «ГОВОРУН-ШОУ»
Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.
Караковский В. А.
Первый тур проходят все желающие. Ко второму и третьему допускаются те, кто справился с предыдущими заданиями. Жюри оценивает участников.
Тур.
· За 30 секунд перечислить как можно больше городов (стран, имён, растений, животных).
· Скороговорки (повторить три раза подряд).
· За 30 секунд придумать рассказ из заданных слов: отличники, двоечник, вожатые, дети, подъём, отбой.
2 Тур. Перевертыши. В течение 2-х минут отгадать как можно больше перевёрнутых строк из известных песен:
· На поле умерла берёзка! (В лесу родилась ёлочка).
· Бескрылые карусели ползут (Крылатые качели летят).
· Одиноко грустно бежать (Вместе весело шагать)...
3. Тур. В течение 30 секунд рассказывать инструкцию по следующим темам:
· Как вымыть слона.
· Как выковырять изюм из булочки.
· Как поймать восторженного кролика.
· Как научит петь попугая.
· Как вылечить горло жирафу.
ПЛАН РАБОТЫ ОТРЯДА
Сегодня | Время | | Ответственный | ||
Утро | |||||
День | |||||
Вечер | |||||
ВИКТОРИНА «ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ»
Две команды садятся напротив друг друга за стол, на котором кругом разложены карточки вопросами вниз. Вращая стрелку, члены команд по очереди определяют вопрос и за правильный ответ получают жетон.
1. Лифт для нечистой силы. (Труба)
2. Персонаж, лопнувший от смеха. (Пузырь)
3. Олицетворение семьи, которое Буратино проткнул носом. (Очаг)
4. Друг Вини-Пуха, который остался с хвостом. (Иа)
5. Командир 33-х богатырей. (Черномор)
6. Пещерная отмычка — заклинание. (Сим-сим, откройся)
7. Деталь женского платья, в которой помещаются озёра и лебеди. (Рукав)
8. Радиолокатор царя-лежебоки, который устал от ратных дел. (Петушок)
9. Парнокопытный лабиринт для Крошечки-Хаврошечки. (Корова)
10. Награда за подвиг, которую дают в придачу цари. (Полцарства)
11. Надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях. (Клубок)
12. Самая дружная коммунальная квартира. (Теремок)
13. Семь желаний на одной нож. (Семицветик)
14. Неблагодарная слушательница песен. (Лиса)
15. Резиденция Бабы-Яги. (Избушка на курьих ножках)
16. Высочайшее достижение сказочного общепита. (Скатерть-самобранка)
17. Самый круглый сказочный герой. (Колобок)
18. Золотая исполнительница желаний. (Золотая рыбка)
19. Сказочная стиральная машин. (Корыто)
20. Специалист по выращиванию деревьев с золотыми листьями. (Буратино)
ПЛАН РАБОТЫ ОТРЯДА
Сегодня | Время | | Ответственный | ||
Утро | |||||
День | |||||
Вечер | |||||
ИГРА «СПОРТИВНЫЙ ТИР»
Играют две команды. Приготовьте мишень для метания дротиков с шестью цветными секторами. Проведите инструктаж по технике безопасности!
Красный — Эстафета:
1. «Канатоходцы»: пройти по линии с грузом на голове. (5 очков)
2. «Снайпер»: сбить с 3 попыток теннисным мячиком предмет или несколько. (4 очка)
3. «Иди наоборот»: пройти по извилистой дорожке задом наперёд, не заступив за границы дорожки. (3 очка)
Синий — Конкурс капитанов:
1. «Фантастический рассказ»: составить рассказ «Здоровье», где все слова, кроме предлогов начинались с буквы «3». (5 очков)
2. «Слабо»: удивить всех, продемонстрировав что-либо необычное. (8 очков)
3. «Кричалка»: сочинить кричалку, с фразой «Будь здоров!». (4 очка)
Зелёный — конкурс интеллектуалов:
1. «Спорт, спорт, спорт...» Назвать как можно больше видов спорта. (3 очка)
2. «Составь пару» На карточке в разнобой написаны имена знаменитых спортсменов и различные виды спорта. Соединить линией пары. (5 очков)
Жёлтый — конкурс актёрского мастерства:
1.Изобразить лыжника, которому жмут ботинки. (4 очка)
2.Изобразить велосипедиста, у которого постоянно слетает цепь. (5 очков)
Фиолетовый — Песенный конкуре:
1.Песни, в которых даются рекомендации, как быть здоровым. (5 очков)
2.Песни, в которых есть слово «Здоровье». (3 очка)
ПЛАН РАБОТЫ ОТРЯДА
Сегодня | Время | | Ответственный | ||
Утро | |||||
День | |||||
Вечер | |||||
КТД «СИНЕМА»
1. «Афиша» Команды поочередно говорят названия известных кинофильмов (в названии должно присутствовать какое-нибудь число, имя, время года и т. д.). Выигрывает та команда, которая высказалась последней.
2. «Киномания» Составить рассказ из названий кинофильмов.
3. «Киногерой» Изобрази, не произнеся ни звука, героя кинофильма так, чтобы твоя команда смогла его отгадать (пластика, мимика).
4. «Дубляж» Озвучивание сцены из фильма. («Три мушкетера», «Гардемарины, вперед!» и т. п.)
5. «Перевертыши» (названия кинофильмов):
· Костяная нога. («Бриллиантовая рука»)
· Семьдесят первый век осени. («Семнадцать мгновений весны»)
· Обычные скучания русских над Италией. («Невероятные приключения итальянцев в России»)
· Морская пехота, назад! («Гардемарины, вперед!»)
· До свидания, ты не наш дядя! («Здравствуйте, я ваша тетя»)
· 11епраздничный день. («Карнавальная ночь»)
· Черная луна леса. («Белое солнце пустыни»)
· Одетый нищий. («Голый король»)
· Мозга шестерых. («Сердца трех»)
· Нежный танец. («Жестокий романс»)
6. «Звездный саундтрек» Определить из какого фильма песня.
ПЛАН РАБОТЫ ОТРЯДА
Сегодня | Время | | Ответственный | ||
Утро | |||||
День | |||||
Вечер | |||||
БАНТ-ШОУ «ЦЕРЕМОНИЯ БАНТИКОВ»
Любое дело — для всех и для каждого, тогда — общие интересы.
Друг без друга — скучно!
1. «Презентаций костюма», изготовленного из цветных лент.
2. «Завяжи бант».
3. «Бант-вопрос»:
· На каком празднике используются с давних пор яркие и красочные ленты? (Свадьба)
· Какого цвета бант у Мальвины? (Синий)
· Ленточкой, какого цвета перевязывают новорожденных мальчиков и девочек? (Голубой, розовой)
· Назовите мультипликационных героев, которые носят банты? (Леопольд, Волк, Фунтик, Колобки)
· Как называется галстук, завязанный бантиком? (Бабочка)
· Какой народ использует цветные ленты для украшения женских головных уборов? (Украинцы)
· Как называется головной убор моряка, где так же не обошлось без лент? (Бескозырка)
4. «Бант-частушки».
5. «Скрути ленту».
6. «Аукцион». Чем можно заменить ленту, если её не оказалось под рукой.
7. «Танец с лентой».
ПЛАН РАБОТЫ ОТРЯДА
Сегодня | Время | | Ответственный | ||
Утро | |||||
День | |||||
Вечер | |||||
СОЦИОМЕТРИЯ
Социометрия — метод исследования межличностных отношений в коллективе, используется, когда ребята уже познакомились. Попросите детей на подписанной карточке ответить на вопросы, используя не более трёх фамилий членов коллектива (вопросы можно придумать свои, но они должны отражать разные стороны взаимоотношений: личные симпатии и деловые предпочтения):
1. Кого бы вы пригласили на свой день рождения?
2. С кем бы вы пошли де