Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Выбор методов разрешения конфликтной ситуации определяет стратегию поведения в конфликте. Преподавателем может быть избран уход от конфликта, его сглаживание, компромиссное решение, принуждение или неприятие чужой позиции. Основным способом применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит становится рассмотрение любой конфликтной ситуации в качестве проблемы или потенциальной проблемы, которая ждет своего решения.

После этого происходит подбор подходящего метода решения проблем, с использованием арсенала возможных стратегических мер контроля конфликтных ситуаций.

Основное звено при разрешении педагогической ситуации – это проведение ее психологического анализа. В этом случае учителем могут быть раскрыты причины ситуации, не допущен ее переход в длительный конфликт, т.е. в какой-то мере он научится владеть ситуацией, использовать ее познавательные и воспитательные функции.

Но психологический анализ не разрешит все проблемы во взаимоотношениях. Его проведение позволит лишь снизить число ошибок, которые допускаются учителем при немедленном применении мер воздействия на ученика в ходе возникшей ситуации. Такой анализ является лишь основой для выработки самостоятельных решений.

Основная цель психологического анализа ситуации – это создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену «словесными ударами», и ситуация становится конфликтной.

Другой, не менее значимой целью такого анализа является переключение внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках и отношениях.

Анализ позволяет учителю избежать субъективизма в оценке поведения учеников. При разборе поступка, оценке поведения часто виноватым оказывается ученик, кто менее симпатичен учителю, а поэтому учителя удивительно хорошо помнят даже мелкие нарушения дисциплины этими учениками. Такая позиция учителя приводит к тому, что он подменяет объективное изучение личностных качеств ученика перечнем тех проступков, в которых он был замечен раньше: у хорошего ученика вспоминаются хорошие поступки и мало придается значения плохим, а «трудный» ученик остается виновным.

Психологический анализ дает возможность увидеть положительное в поступках «плохого» ученика и «пакость» в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию.

Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта [12].

Существуют также и игровые методы разрешения конфликтов:

· интроспекция – человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации.

· эмпатия – техника вникания в переживания другого человека. Если он эмоционален, склонен к интуитивному мышлению, то этот метод будет полезен. Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов.

· логический анализ подходит для рациональных, опирающиихся на мышление.

Хотя навыки по разрешению конфликтов вовсе не гарантируют полного их разрешения во всех случаях, они могут предоставить новые возможности для расширения знаний о себе самом и других [12].

Заключение

Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки социальных педагогов.

Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, социальные педагоги не должны бояться конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.

Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.

Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих социальных педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств.

Из цели вытекают следующие задачи:

В данной работе изучены особенности, виды, типы и группы педагогических конфликтов; изучены причины возникновения конфликтов в школе; изучены способы и методы разрешения педагогических конфликтов; изучены стратегии поведения в конфликтной ситуации в педагогическом процессе. Таким образом, стоит говорить о достижении поставленной цели – изучено понятие и сущность педагогического конфликта, причины его возникновения и методы разрешения.

Список литературы:

1. Адреев В.И.Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — М., 2005. — С. 92—94.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2010 - 234 с.

3. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.

4. Бабосов Е.М. Конфликтология.- Мн.: ТетраСистемс, 2010. - с. 487.

5. Базелюк В.В. Технологические основы разрешения педагогических конфликтов / В.В. Базелюк // Наука и школа. – 2005.– N5 . – 8–11 с.

6. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2011 - С. 37-39.

7. Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социс. 1994. № 3. - с. 145.

8. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2011. - с. 994.

9. Гришина В.Н. Психология конфликта. - СПб.: Издательство «Питер», 2010. - с. 478.

10. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Социальная регуляция в системе управления конфликтом // Социально-политический журнал. 1998. № 2. - с. 186.

11. Козырев Г.И. Конфликтология. Конфликты в социально- педагогическом процессе // Социально-гуманитарное издание - 2010. № 2. - с. 158.

12. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2008 - 192 с.

13. Пономарев Ю.П. Игровые модели: математические методы, психологический анализ. - М.: Наука, 2011. - с. 205.

14. Рахматуллина Л.В. Управление педагогическими конфликтами.-Набережные Челны,Наука и школа, 2010 – с.23-27.

15. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе М.: Инфо, 2007. - 183 с.

16. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М.: Институт практической психологии, 2003 - с. 231.

17. Темина С. Ю. Конфликты школы или школа конфликтов. — МПСИ, МОДЭК, — 2012, - 144 с.

Наши рекомендации