Обобщающая формулировка задачи.

Стенокардия – одна из клинических форм ишемической болезни сердца, распространенность которой в России составляет – 13,5%. Стенокардией называется сжимающая, давящая, жгучая боль за грудиной, возникающая при физической нагрузке, обусловленная нарушением кровоснабжения миокарда. Выделяют стабильную стенокардию напряжения 4-х функциональных классов и нестабильные формы стенокардии, которые являются прогностически неблагоприятными в плане развития у больного инфаркта миокарда. Основным инструментальным методом выявления стенокардии является электрокардиография (ЭКГ). Трудности ЭКГ-диагностики стенокардии связаны с тем, что изменения на электрокардиограмме выявляются только в момент болевого приступа, а в межприступный период отсутствуют.

Ключевое задание.

Существуют методы ЭКГ-диагностики стенокардии, позволяющие зафиксировать изменения электрокардиограммы в момент приступа стенокардии и определить функциональный класс. Найдите методы ЭКГ-диагностики стенокардии, опишите преимущества и недостатки каждого метода.

Контекст решения задачи.

Вы – будущий врач, которому в практической деятельности необходимо будет правильно назначать дополнительные методы исследования в случае жалоб больного на боль за грудиной с целью подтверждения диагноза.

Необходимое оборудование.

Компьютерные классы и выход в Интернет.

Задания, которые приведут к решению.

Ознакомьтесь с теоретическими вопросами по проблеме инструментальной (ЭКГ) диагностики стенокардии, используя ресурсы Интернета, предложенные в веб-квесте.

Интернет-сеанс (15-20 минут). Скопируйте информацию, найденную в Интернете, в Microsoft Word и сохраните ее в отдельном файле.

а) Используя ресурсы Интернета, найдите информацию об изменениях на ЭКГ в момент приступа стенокардии:

http://www.serdechno.ru/electrocard/izmen/886.html

http://patologii.net/468-diagnostika-ishemicheskojj-bolezni-serdca..html

http://www.medmoon.ru/bolezni/bol4.html

и электрокардиографических методах диагностики стенокардии, показаниях и противопоказаниях к каждому методу:

http://www.bsmu.by/index.php?option=com_content&view=article&id=2950:-1-&catid=237:12010&Itemid=196

http://www.cardiosite.ru/articles/Article.aspx?articleid=6276&rubricid=55

http://meduniver.com/Medical/Therapy/10022.html

http://www.consilium-medicum.com/article/9687

http://cardioline.ru/index.php/bolezni-serdtsa-i-sosudov-patsientam/ishemicheskaya-bolezn-serdtsa

http://health-ua.com/articles/2807.html

б) Обсудите найденную информацию в мини-группе, заполните предложенную ниже таблицу.

Изменения на ЭКГ в момент приступа стенокардии: …
Методы ЭКГ-диагностики стенокардии Показания и противопоказания
1.  
2.  
3. …  


Приложение 5 ГЛОССАРИЙ

Алгоритм –предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определённого класса.

Аккредитация и сертификация GATE. в соответствии со стандартом ISO 9001 - аккредитация и сертификация являются как процессом, так и результатом. Совершенствуя учебный и административный процессы, используемые для управления учебными заведениями и/или программами, можно значительно повысить и качество образовательных программ.

Бакалавр- академическая степень или квалификация, приобретаемая учащимся после освоения базовой программы обучения. Нормативный срок программы подготовки бакалавра (при очной форме обучения) составляет 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право на продолжение образования в магистратуре и аспирантуре.

Бакалавр как квалификация - выдаваемый вузом диплом государственного образца, удостоверяющий приобретение студентом компетенций и результатов образования, подтвержденных в установленном порядке, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и основной образовательной программы.

Бакалавр как степень - первая из многоуровневой структуры высшего образования, соответствующая всеобщей структуре квалификаций в Европейском пространстве высшего образования и характеризуемая в эквивалентах зачетных единиц, совместимых с ECTS, в объеме, как правило, 180-240 з.е. (кредитов).

Бакалавриат академический. Направление первого этапа подготовки по программе высшего образования, которое обеспечивает формирование у учащегося знаний и позволяющих ему беспроблемно включаться в практику, важной стороной которой проведение исследовательских, инженерно-конструкторских и проектно-аналитических работ. В итоге обучения выпускнику присваивается квалификация «бакалавр наук», позволяющая ему выполнять функциональные обязанности в рабочих коллективах, поисковые научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Полученная квалификация «бакалавр наук» также позволяет учащемуся продолжить обучение в магистратуре.

Бакалавриат технический.Направление первого этапа подготовки по программе высшего образования, которое обеспечивает формирование у учащегося знаний и умений, позволяющих ему беспроблемно включаться в конкретную профессиональную деятельность на уровне исполнителя с расширенными полномочиями. В итоге обучения выпускнику присваивается квалификация «бакалавр техники», позволяющая ему выполнять функциональные обязанности в диапазоне от техника до инженера, в том числе и в сфере высокотехнологичного и наукоемкого производства.

Валидация - это глубокая экспертиза процесса реализации образовательных программ, отдельных дисциплин и курсов на предмет соответствия стандартам высшего образования в другой стране.

Вариативная часть основной образовательной программы- разрабатываемая вузом динамичная часть основной образовательной программы, отражающая более полно специфику и миссию, особенности взаимодействия вуза с рынком труда, национально-региональные требования, выраженные в результатах образования и компетенциях, направленных на их расширение или углубление.

Головной вуз- университет или любое иное высшее учебное заведение, официально уполномоченное присуждать академические степени, выдавать дипломы и сертификаты или начислять кредиты. В случае осуществления профессиональной подготовки вне страны этот вуз ведает выдачей английских дипломов на основе успешного завершения соответствующей образовательной программы.

Государственный документ о высшем профессиональном образовании- документ государственного образца, выдаваемый университетом в подтверждение того, что его обладатель успешно завершил профессиональную образовательную программу и имеет право продолжить образование на следующем уровне и (или) осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией по направлению (специальности) обучения.

Государственный образовательный стандарт –основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускником независимо от форм получения образования. В основном документе должны быть определены конечные результаты образования по учебному предмету.

Дескриптор- стандартизованное слово или словосочетание информационно-поискового языка, служащее для описания основного смыслового содержания документа (текста), родовидовых, ассоциативных и др. связей между элементами текста.

Деонтология – совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников.

Дидактика – теория обучения – научная дисциплина, объектом которой выступает процесс обучения, включающий в себя органично взаимосвязанные преподавание и учение, а предметом – закономерные связи и отношения, функционирующие в данном процессе, содержание образования, принципы, организационные формы, способы и средства реализации целей обучения.

Дидактическая единица- структурная часть основной и/или дополнительной образовательной программы, представляющая собой некоторый логически упорядоченный объем содержания отдельной учебной дисциплины или имеющая междисциплинарный характер, направленная на достижение студентом конкретных знаний, умений, навыков в целях освоения универсальных (общих) и/или предметно-специализированных (профессиональных) компетенций.

Дисциплины ограниченного выборапрофессиональной образовательной программы - комплекс учебных курсов, из которого студент обязан выбрать определенное число курсов для изучения.

Дисциплины свободного выборапрофессиональной образовательной программы - учебные курсы, изучение которых выбирается (или не выбирается) студентом без каких-либо условий (например, факультативные дисциплины).

Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определённой процедуре. Задача включает в себя требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе. Между этими элементами существуют определённые связи и зависимости, за счёт которых осуществляются поиск и определение неизвестных элементов через известные.

Задачи закрытого типа - тип тестовых заданий, предусматривающий различные варианты ответа на поставленный вопрос заданий.

Задачи открытого типа - тип тестовых заданий, предусматривающий свободные ответы испытуемых по сути задания без предлагаемых вариантов ответа.

Зачетная единица- мера учебной нагрузки (трудоемкости) студента, основанная на относительно объективном и постоянно уточняемом среднем количестве времени, необходимом для освоения типичным студентом некоторой части или всей образовательной программы, ведущих к достижению предусмотренных ими компетенций и результатов образования.

Знания -отражение мира, законов природы и общества в интеллектуальной сфере человека. В совокупности с умениями и навыками помогают определить человеку свою позицию по отношению к действительности. Для применения знаний необходимо наличие уже сформированных интеллектуальных умений. 3нания, усваиваемые в процессе обучения, должны быть систематичными, охватывать всё основное в изучаемой области, быть взаимосвязанными, иметь определённую логическую структуру и усваиваться в определённой последовательности. Осознанность, осмысленность знаний, насыщенность их конкретным содержанием, умением учащихся не только назвать и описать, но и объяснить изучаемые факты, указать их взаимосвязи и отношения, обосновать усваиваемые положения, сделать выводы из них — отличает содержательные знания от формализованных. Различают глубину и широту знаний, приобретаемых в процессе обучения, степень полноты охвата ими предметов и явлений данной области действительности, их особенностей, закономерностей, а также степень детализованности знаний.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Игра деловая – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Интегрированная (совместная) программа обучения- образовательное мероприятие, ставшее результатом сотрудничества институтов высшего образования различных стран и характеризующееся принятием сторонами общих обязательств по таким вопросам, как определение целей программы, подготовка учебного плана и организация учебного процесса и уточнения типа присваиваемой квалификации. В частности: учебный план должен быть разработан и утвержден двумя или более институтами. Студенты каждого института изучают части программы других институтов, являющихся его партнерами. Периоды обучения и результаты экзаменов в институте-партнере должны целиком признаваться и автоматически засчитываться на основе действующих в институтах-партнерах общих принципов и стандартов обеспечения качества. Преподаватели каждого института, участвующего в совместной программе, должны преподавать в институтах-партнерах, совместно разрабатывать учебный план и входить в состав общих приемных комиссий и диссертационных советов. По окончании обучения по каждой отдельно взятой программе студентам должны присваивать степени каждого института-партнера либо же одна совместная степень, о которой существует договоренность между институтами-партнерами.

Квалификация- формальное признание профессионально-технических или профессиональных качеств работника, которые соответствуют стандартам международного, национального или отраслевого уровня, установление степени пригодности, а также сама степень пригодности, уровень подготовленности работника к определенному виду работы. В различных случаях для определения (уровня) квалификации используются следующие наборы характеристик:

l) уровень освоения профессии или специальности характеризуется по степени готовности ее носителя к выполнению задач определенной сложности;

2) уровень подготовленности, степень годности к определенному виду труда;

3) уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности;

4) профессиональное образование, опыт работы и мыслительные способности работника.

Квалификация в отдельных случаях означает официальное признание ценности освоенных компетенций для рынка труда и дальнейшего образования и обучения.

Квалификация высшего образования- документ государственного образца, выдаваемый высшим учебным заведением, удостоверяющий приобретение студентом компетенций и результатов образования согласно освоенным образовательным программам в пределах, по крайней мере, Федерального государственного образовательного стандарта и продемонстрированный студентом (выпускником) на итоговой государственной аттестации.

Квалификация по направлению или специальностивысшего профессионального образования - уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности. Присваиваемые в рамках направлений и специальностей конкретные квалификации устанавливаются государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

Квалификационные уровни.В Европейской системе квалификаций выделяются 8 уровней, которые были определены после консультаций со всеми странами ЕС. Эти уровни учитывают 3цикла (этапа) высшего образования, определенных в ходе Болонского процесса. Каждый уровень имеет собственное описание, основанное на 3понятиях: знания, умения и широкие компетенции. Уровни 5-8 относятся к высшему образованию (третичное неуниверситетское, степень бакалавра, степень магистра, докторская степень).

Кластер- совокупность единиц (элементов), определяемых как формальная общность. Прямой перевод термина: «гроздь».

Контекст – обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значения входящих в её состав фрагментов (слов, выражений или отрывков текста).

Контекстное обучение –такое обучение, в котором модулируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности.

Контроль качества образования- комплекс мероприятий, направленных на обеспечение таких условий обучения, которые гарантируют получение на выходе результатов, соответствующих принятым образовательным стандартам.

Компетенция- интегрированное понятие, указывающее на способность индивида (коллектива) самостоятельно применять на практике в рамках обусловленных полномочий приобретенные им знания и умения. Динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной деятельности и личностного развития выпускников вузов и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. В Европейской системе квалификаций используется такое понятие компетенции, которое включает в себя:

- когнитивную компетенцию, предполагающую использование теорий и понятий, а также «скрытые» знания, приобретенные на опыте;

- профессиональную (функциональную) компетенцию (умения и ноу-хау), а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности;

- личностную компетенцию, предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;

- социально-этическую компетенцию, предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.

Особую важность имеет степень самостоятельности, поскольку именно она позволяет разграничивать различные уровни компетенции. Освоение определенного уровня компетенции рассматривается как способность использовать и сочетать знания, умения и широкие компетенции в зависимости от меняющихся требований конкретной практической ситуации. Иными словами, уровень компетенции определяется способностью справляться со сложными непредсказуемыми ситуациями и изменениями. В общеупотребительном смысле термин «компетенция» означает круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, а также круг полномочий, прав действующего индивида, коллектива, организации.

Компетентность- общий оценочный термин, обозначающий способность к успешной деятельности. Применяется к лицам определенного социально-профессионального статуса и характеризует меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», нейтрального в нравственно-этическом отношении, компетенция подразумевает способность работника принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям служебного и общественного долга. В этом контексте компетентность понимается как личностное качество субъекта, занятого в специализированной деятельности.

Личностно-ориентированное обучение -последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.

Личностный подход - помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании личностный подход означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нём гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в др. людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека.

Личностный смысл – индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безразличных знаний о мире, включающих понятия, умения, нормы, роли, ценности и идеалы.

Магистр- следующая после бакалавра академическая степень, начальная учёнаястепень, а также квалификация, приобретаемая учащимся после окончания магистратуры. Выпускник, получивший степень магистра, обладает межпредметными знаниями и умениями, позволяющими ему включаться в практику на уровне среднего руководящего звена и проявлять свою компетенцию в более широком масштабе, чем это способен делать узкий специалист или профессионал.

Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нём этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижение всех целей воспитывающего обучения.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Модель – представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности (Robert E. Shanon)

Модули- система учебных занятий, отличающаяся содержательным, методическим, организационным, оценочным, технологическим и временным единством, имеющая как дисциплинарный, так и междисциплинарный, как семестровый, так и межсеместровый характер, представляющая собой завершенную содержательную организационно-технологическую целостность.

Модульность структуры дисциплинпрофессиональной образовательной программы состоит в разработке комплекса учебных курсов, относящихся к определенной сфере знания. Каждый комплекс (модуль) состоит из базисныхучебных курсов, в которых излагаются основы заданной области знаний и обязательных для изучения; учебных курсов, углубляющих и расширяющих понятия и методы разделов базисного курса, вводящих междисциплинарные системно-интегративные знания, изучение которых осуществляется на условиях ограниченного выбора; учебные курсы по узкоспециальным проблемам данной области знаний, курсы свободного выбора. Основная часть модуля - базисный учебный курс может быть представлен в различных редакциях, отличающихся как научно-методическими принципами, положенными в его основу, так и объемом, полнотой и уровнем изложения материала.

Навык – это действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения. Общий закон выработки навыков заключается в том, что, столкнувшись с новой задачей, человек сначала пытается использовать такие приёмы деятельности, которыми он уже владеет. При этом он руководствуется задачей, перенося в процесс её выполнения приёмы, которые в его опыте применялись для решения аналогичных задач. Успешность переноса приёмов деятельности зависит от того, насколько верно оценивается сходство задач с точки зрения способов их решения. Правильно и успешно осуществлять перенос освоенных действий и навыков на новые задачи — значит быстро и с минимумом ошибок осваивать новые виды деятельности. Чем шире круг объектов, к которым человек может правильно применить освоенные навыки, тем шире круг задач, которые он в состоянии решить на основе сформированных и автоматизированных действий. Т. е., чем шире перенос освоенных навыков у человека, тем плодотворнее результаты его учения.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых друг от друга.

Образование взрослых- составная часть системы образования, ее относительно обособленное подразделение, основной задачей которого является содействие всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни.

Образовательная среда высшего учебного заведения -педагогический феномен представляет собой развивающийся континуум пространственно-временных, социально-культурных, деятельностных, коммуникативных, информационных и др. факторов, которые предстают как целенаправленно создаваемые и спонтанно возникающие условия взаимодействия развивающейся личности и объективного мира высшей школы. Это взаимодействие проявляется в форме ситуаций-событий, возникающих в сферах деловых и межличностных контактов, творческих структур научно-педагогических школ, предметно-пространственного и информационного окружения, интегрирующим началом которых является обеспечение личностно-профессионального становления будущих специалистов. Образовательная среда вуза выступает необходимым компонентом целостного механизма профессиональной социализации, источником коллизий, жизненно-профессиональных ситуаций, обеспечивающих вхождение студентов в образ жизни, мышления и профессионального поведения специалиста.

Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты. Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

Педагогическая технология – выстроенная на основе законосообразности логическая последовательность операций, отражающая путь гарантированного достижения дидактической цели

Преподавание – педагогическое управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. Преподавание реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно-направленный процесс учения. Деятельность преподавателя включает в себя: отбор, систематизацию, структурирование, восприятие, осознание и овладение учебной информацией и методами работы с нею учащихся и предъявление её обучаемым в педагогической практике; организацию рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого обучаемого по овладению предлагаемой системой знаний и умений. Деятельность преподавателя предполагает также планирование и организацию им собственной работы. В этом контексте управление как педагогическое воздействие носит не столько корректирующий, сколько формирующий характер и направлено на образование обучаемого, развитие у него различных структур умственной деятельности и на воспитание личности.

Принципы обучения – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Проблемное обучение -обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельности, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.

Программированное обучение –основано накибернетическом подходе, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система, управляемая посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера и др. технических средств и аудио-, видеотехники) ученику и получения обратной связи. То есть информации о ходе обучения учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).

Рефлексия - (от лат. reflexio – обращение назад) – родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя; процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. По Локку, рефлексия — это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. Понятийно, процессуально и функционально рефлексия связана с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием.

Самоактуализация - (от лат. actualis – действительный, настоящий) – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самовоспитание– сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Самоконтроль– осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.

Самонаблюдение– наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать её проявления (переживания, мысли, чувства и др.)

Самооценка– оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самореализация– действия человека, направленные на утверждение ценностей, интериозизованных в его «Я».

Саморегуляция- (от лат. regulare –приводить в порядок, налаживать) – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.

Самостоятельная работа– работа, все компоненты которой (целеполагание, выбор методов и способов, планирование, организация, действие, анализ полученных результатов) осуществляются субъектом вследствие личного выбора и сопровождаются самоконтролем; высшая форма учебной деятельности.

Субъект - (от лат. subjectum –подлежащее) – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Субъективность– базовая категория антропологической психологии, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного самобытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реальности субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности и находит своё высшее выражение в рефлексии.

Субъектность– социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость субъектность есть очевидная и непосредственная форма самобытия человека.

Технология - совокупность методов, средств и операций организации и упорядочения целесообразной деятельности, которая согласованно реализуется: l) всоответствии с логикой преобразования объекта; 2) в фиксированной последовательности; 3) в запланированных пространственно-временных интервалах; 4) на основе применений определенной техники.

Умение – это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанный на каком-либо знании (правиле) но еще не достигший уровня навыка. Умение на начальном этапе выражается как усвоенное знание, которое понято учащимся и может быть произвольно воспроизведено. В последствии умение становится освоенным способом действия, которое регулируется знанием. При преобразовании умения в навык, действие выполняется без непосредственного соотнесения его со знанием, а обращение к знаниям происходит только в затруднительной ситуации.

Учебный план- структурно-содержательный и организационный проект образовательного процесса, удовлетворяющий требованиям личности, принципам предшествующих, сопутствующих и последующих содержательных связей, определяющий календарный график образовательного процесса, основные типы (виды) практик, аттестационных процедур, трудоемкость частей (элементов, компонентов) образовательного процесса в академических часах и зачетных единицах.

Учебная деятельность – это особая форма активности личности, направленная на усвоение социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий. Учебная деятельность имеет следующую структуру: потребность – задача – мотивы – действия – операции. Учебная деятельность включает в себя:

v Овладение системами знаний и оперирование ими;

v Овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;

v Развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

v Овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Учение – усвоение обучаемыми содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности.

Учебные стратегии -устойчивый комплекс действий, целенаправленно организованных субъектом для решения различных типов учебных задач

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: Учебно-методическое пособие / А.И. Артюхина Н.А. Гетман, М.Г. Голубчикова, Е.В. Лопанова, Т.Б. Рабочих, Н.Н. Рыбакова; под ред. Е.В. Лопановой. –М: ФЛИНТА: Наука, 2013. – 256 с. http://edu.omsk-osma.ru/uploads/pedo/ser_2.pdf

2. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, школьных педагогов и вуз. преподавателей / Н. В. Бордовская [и др.] ; под ред. Н. В. Бордовской. - 3-е изд., стер. - М. : КноРус, 2013. - 432 с. : ил. http://www.knorusmedia.ru/db_files/pdf/5105.pdf

Дополнительная литература:

1. Александрова М. А. Игровые сценарии обучения по предметам естественно-научного цикла [Текст] : метод. пособие / М. А. Александрова. - М. : БИНОМ. Лаб. знаний, [2013]. - 222, [2] с. : ил., [8] с. цв. ил. вкл. + 1 CD-ROM.

2. Артюхина А. И. Сборник тестовых заданий по педагогике [Текст] : учеб. пособие / А. И. Артюхина, В. И. Чумаков ; ВолгГМУ Минздрава РФ. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2014. - 147, [1] с.

3. Артюхина А. И. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. И. Артюхина, В. И. Чумаков ; ВолгГМУ Минздрава РФ. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2014. - 140, [2] с. : ил.

4. Артюхина А. И. Игровые технологии в фармацевтическом образовании [Текст] : учеб. пособие для обучающихся по основным программам высш. образования - программам подготовки науч.-пед. кадров в аспирантуре по направлению подготовки "Фармация" / А. И. Артюхина, Л. М. Ганичева, В. И. Чумаков ; ВолгГМУ Минздрава РФ. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2015. - 149, [3] с. - (Школа педагогического мастерства).

5. Артюхина, А. И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе [Текст] : учеб. пособие для доп. проф. образования преподавателей, участвующих в обеспечении образоват. программ группы Здравоохранение / А. И. Артюхина, В. И. Чумаков ; ВолгГМУ Минздрава РФ ; худож.-ил. М. Ю. Будников. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2012. - 210, [2] с. : ил

6. Вахтина Е. А., Артюхина А. И.,Чумаков В. И. Самостоятельная работа студентов по педагогике: формирование учебно-исследовательской компетентности: учебно-методическое пособие /Е. А. Вахтина, А. И. Артюхина, В. И. Чумаков. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013.- 180 с.

7. Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы [Текст] : учеб. пособие для магистров, аспирантов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки, обучающихся по доп. программе для получения квалификации "Преподаватель высшей школы" / Сорокопуд Ю. В. . - Ростов н/Д : Феникс , 2011 . - 543, [1]

8. Стандарты контроля качества обучения в медицинском вузе: учебное пособие / Е. Ю. Васильева, Ж. Массар, О. В. Енина, М.И. Томилова, Д. В. Мизгирев, В. А. Акулинин, Т. Поттечер, Т. Шеффер, С. Элиа. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2012. – 283 с.

9. Формирование учебно-исследовательской компетентности студентов в инновационном образовательном пространстве медицинского вуза [Текст] : учеб. пособие / В. Б. Мандриков [и др.] ; Минздрав РФ, ВолгГМУ. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2013. – 33с.

[1] Ганцева Х.Х. Башкирский государственный медицинский университет. Современные подходы к оценке качества профессионального образования. https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBsQFjAAahUKEwiqwvWt6pvIAhWG7xQKHaK9DnM&url=http%3A%2F%2Fexpert-nica.ru%2Fsbornik%2Farticles_doc%2FGanceva.doc&usg=AFQjCNFUapZ_Qmqbkw4psS-4JW32xGJJAg&bvm=bv.103627116,d.bGQ&cad=rjt

[2] Система оценки уровня сформированности компетенций

и результатов обучения. Методические рекомендации Саратовский государственный университет. Москва – Саратов – Санкт-Петербург – Пушкин. 2014 г. – С. 6-8.

[3] Архангельская Ю.С., Кобрин В.И., Куликов В.В. Интегрированное (модульное) обучение в медицинском вузе // Казанская наука. 2010. № 8. – С. 579-583.

Наши рекомендации