Лекция в разных технологиях обучения
Технология обучения | Цели | Содержание | Результат | Контроль |
Традиционное обучение | Задаются извне. Одинаковы для всех. Связаны с передачей информации. | Определяется целями Системное, логическое расположение материала | Знания-знакомства, знания-копии | Традиционные формы |
Проблемное обучение | Усвоение теоретического Знания. Развитие теоретического Мышления. Формирование познавательного интереса. | Система учебных проблем и подпроблем. Выделение основных противоречий в развитии научного знания. | Знания-знакомства, знания-копии, продуктивные мыслительные действия, познавательный интерес | Традиционные формы и специальные задания проблемного характера Коррекция |
Контекстное обучение | Усвоение теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности Формирование готовности к решению профессиональных задач | Системная основа предмета Проектирование деятельности студента Учебные задания, моделирующие профессиональную деятельность Система учебных проблем. | Готовность к решению профессиональных задач | Аттестационные ситуации Деловые игры |
Рефлексивное обучение | Определяются студентом Активное содействие раскрытию потенциальных возможностей студента | Основные идеи предмета. Раскрытие индивидуальных возможностей студентов. Разработка программы личностного и профессионального самосовершенствования. | Высокий уровень профессионального самосознания | Контроль по процессу; контроль по результату; контроль по прогнозу личностно-профессионального развития студентов; самоконтроль |
Становление новой образовательной парадигмы характеризуется, в том числе и появлением новых видов и жанров лекции при сохранении её как ведущей формы организации обучения в высшей профессиональной школе. Представим краткий обзор нетрадиционных лекций с элементами интерактивности и проблемности, которые читают в медицинском вузе.
Лекция-визуализацияреализует наглядность в обучении, ведь85% содержания усваивается через зрительный канал связи с внешним миром.
Лекция-визуализацияпроводится либо с применением презентаций (слайды, фото, рисунки, схемы, таблицы), либо с использованием видеоматериалов или демонстрацией больного по теме. Лекция с демонстрацией больного отнесена к нестандартным лекциям, хотя издавна читается на клинических кафедрах медицинских вузов. Больной, участвующий в клинической лекции рассматривается как важнейшая внутренняя составляющая обучения, но, ни в коем случае, не в роли средства обучения - носителя конкретных показателей и характеристик нозологической категории. Академик А.И. Нестеров, известный терапевт выделяет три варианта клинических лекций с демонстрацией (присутствием) больного:
1. Обстоятельный клинический разбор больного, страдающего основными нозологическими формами, в целях их более полного отражения в учебном курсе.
2. Демонстрация на лекции больного, чтобы на его примере показать наиболее типичные, яркие, запоминающиеся проявления болезни с выделением «узловых» вопросов темы.
3. Демонстрация больного с целью лучшего ассоциативного усвоения предмета.
Присутствие больного на лекции выполняет, таким образом, важнейшую смысловую, познавательную и деонтологическую миссию.
Лекция-визуализацияпозволяет студентам с одной стороны, выделить в логической последовательности наиболее значимые аспекты учебного материала, а с другой стороны, увидеть больных, данные морфологического исследования, ход выполнения медицинских манипуляций, операций, с которыми иначе студентам было бы сложно познакомиться (примером могут служить пациенты с редкими заболеваниями). Наглядный образ возникает в процессе визуализации как результат свёртывания разного вида информации, мыслительного содержания и, если студент воспринял его, то в дальнейшем сможет развернуть данный образ и использовать как базис для теоретических и практических действий. Преимущество лекции-визуализации основывается на использовании в работе обоих полушарий (левого полушария, логического, отвечающего за понимание точных наук и правого, обеспечивающего образно-эмоциональное восприятие информации и активизирующееся при визуализации). Специфика подготовки лекции-визуализации заключается в корректном отборе ключевого и иллюстративного материала. Изложение лекции-визуализации заключается в свободном, подробном комментировании представляемых визуальных материалов. Памятуя о принципе новизны, следует учесть, что лучше использовать разные виды визуализации или их сочетание. Переключение внимания с текста на иллюстрацию поддерживает фактор новизны, повышает познавательный интерес, а значит и мотивацию студентов, способствует концентрации на наиболее существенных положениях лекции.
Подготовка презентации, согласно С.Н. Костроминой, состоит из шести последовательных стадий:
1. Цель. Что конкретно ожидаете, хотите достигнуть?
2. Концепция. Что важное и ценное будет в содержании лекции? Следует определить ключевой пункт сообщения – главную идею, а также выявить значимость сообщения для предполагаемой аудитории (что
хотят слушатели - знать, уметь, использовать, общаться, реализовываться?). Сформулируйте базовый тезис сообщения.
3.План лекции и определение уровня достижений поставленных целей. Эффективная презентация состоит из 4 компонентов (введение, включение, основная часть, заключение) и характеризуется 5 признаками: увлекательность, содержательность, запоминаемость, активизация, сбалансированность. Первоначально готовится структура основного содержания, включающая в себя: тезисы (пункты, блоки аргументов, которые открывают путь к пониманию главной идеи), поддерживающий материал (информация, идеи, примеры, применение, объяснение и поддержка ключевых пунктов), переходы («мост» от одного тезиса к другому, то есть логическая поддержка сообщения). Затем продумывается – введение, которое определяет о чём пойдёт речь, обозначается тема и её проблематизация. После чего подготавливается - включение – то есть средства привлечения и захвата внимания аудитории. И в последнюю очередь формулируется заключение, которое обращается к началу, проблеме и её раскрытию в сообщении.
4. Поиск информационных источников и подбор материалов.
Вся собранная информация просматривается (выбирается или исключается) на основании ряда критериев:
- насколько она важна для достижения цели?
- насколько она необходима?
- насколько она полезна?
- насколько она соответствует выбранному подходу, модели, теоретической концепции?
- насколько она поддерживает ключевые пункты?
- насколько она интересна?
Затем вся информация разбивается на три части:
А – то, без чего нельзя обойтись (основная часть)
В - то, что желательно включить (уточняющая)
С - то, что является дополнением (резерв)
Определяется порядок предъявления, который может быть тематическим, хронологическим, пространственным, сравнительным и т.д.
5. Сбалансированность, проверка качества содержания.
Проверка качества материалов осуществляется по трём видам параметров: научная (проверка данных, современность, актуальность, соответствие выводам), методическая (цель, соответствие предмету и аудитории), техническая (пропорциональность, соответствие времени, техническая оснащённость) составляющая.
6. Средства и методы – выбор из имеющегося материала для
оптимального достижения цели.
Оцените необходимое количество слайдов.
Для этого рекомендуют воспользоваться следующей формулой N= t/2, где t время показа (или время занятия). В тоже время учитывают скорость показа слайдов. Если цель - ознакомление с информацией и время демонстрации занимает не более 10-12 секунд, то расчёт количества производится по формуле: N= 2t/3.
Следует учитывать, что при длительном просмотре визуальных материалов, скорость их восприятия снижается.
Тексты не должны быть слишком длинными и плотными (максимум 10 строк по 5-6 слов в одном кадре). На одном слайде может быть представлена только одна тема. Советуют отказаться от сокращений в тексте (исключение составляют только общепринятые сокращения), избегать вертикальные надписи, поскольку они плохо читаются (использовать лишь в крайнем случае).
Выберите шрифт для предъявления информации. В качестве наиболее распространенных и хорошо читаемых чаще всего употребляются шрифты Times New Roman и Arial. Если вы хотите использовать другой шрифт, убедитесь, что буквы не сливаются. Размер кеглей должен быть не менее 16.
Выберите оформление для текста. Для этого следует учитывать следующие особенности восприятия визуальной информации:
Наличие общей рамки для текста придает ему законченный вид.
Выделение рамкой отдельной части изображения выделяет его из основной части.
Темные широкие рамки (особенно черные) могут вызывать негативные ассоциации.
Используемые в тексте линии, как и шрифт должны быть хорошо различимыми, а штриховки и заливки хорошо заметными.
Цветовосприятие имеет свои закономерности и особенности. Например, темные цвета воспринимаются четче и легче читаются, в то время как светлые оттенки могут размываться на белом фоне.
Красный | Важный, опасный | Зеленый | Утверждающий, | |
Розовый | Возбуждающий, утонченный | Темно-зеленый | Динамичный | |
Оранжевый | Бойкий, веселый, подвижный | Голубой | Нейтральный, успокаивающий | |
Желтый | Активный, перспективный | Синий | Спокойный, устойчивый | |
Лимонный | Экспансивный | Фиолетовый | Тревожный | |
Коричневый | Практичный, приземленный | Черный | Официальный, академичный |
После компоновки основного содержания следует проверить,
наличие традиционных обязательных элементов: приветствие, представление, тема лекции, цель, рассматриваемые вопросы, выражение благодарности.
Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание студентов к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение студентам и повышая качество излагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется его роль в учебном процессе. Преподаватель эффективнее использует учебное время лекции, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала.
В качестве примера приведём структуру интерактивной лекции на кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии.
Учитывая специфику предмета, на экране демонстрируются цветные фотографии гистологических препаратов, в анимационном режиме появляются стрелки и обозначения основных структур.
Распечатанный чёрно-белый вариант лекции у студентов на руках позволяет делать пометки на полях, записывать определения новых слов и расшифровывать аббревиатуры.
Материалы, имеющейся на кафедре видеотеки, периодически показываются на лекциях, что позволяет переключить внимание, тем самым с одной стороны обеспечивая отдых, а с другой – пробуждая интерес к теме необычностью включения фрагментов видео во время лекции.
Лекции в режиме видеоконференций для студентов, находящихся на заочном обучении, для врачей, проходящих последипломное обучение (клинические интерны, ординаторы) по очно-заочной форме, как элемент дистанционного обучения имеют свою специфику, поскольку предоставляют удаленному пользователю возможность интерактивного обмена вопросами и ответами в сопровождении оперативно демонстрируемых видеоматериалов.
Бинарная лекция (лекция вдвоём)характеризуется подачей учебного материала в диалоговом общении двух преподавателей и является вариантом проблемного представления материала. Особенность медицинского образования заключается в том, что врачу необходимо иметь целостное представление о человеке, тогда как учебный процесс построен на дискретном изучении отдельных уровней (молекулярный, клеточный, органный), систем, нозологий. Бинарная лекция позволяет в определённом смысле преодолевать указанное противоречие. Например, в обсуждении теоретических вопросов участвуют специалисты разного профиля, например, морфолог и клиницист или при рассмотрении проблемы пограничной патологии участвуют клиницисты терапевт и хирург. По рассматриваемой проблеме специалисты могут выступать сторонниками разных научных подходов, демонстрировать студентам научный уровень дискуссии, показывать пути совместного решения представленной проблемы, культуру профессионального взаимодействия, включая в лекционный процесс интерактивные элементы общения с аудиторией, как и на собственно проблемной лекции. Помимо преимуществ, присущих проблемной лекции, для бинарной лекции указывают дополнительные плюсы. Для понимания диалога и участия в нем идёт актуализация имеющихся у студентов знаний, а присутствие двух лекторов заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, то есть вырабатывать свою позицию, у студентов формируется представление об особенностях профессиональной дискуссии и совместной выработке решений. Лекторы должны быть не только профессионалами, но и иметь быструю реакцию и способность к импровизации, владеть развитыми коммуникативными умениями, а также быть интеллектуально и личностно совместимыми. Вариантом бинарной лекции может выступать так называемая лекция-панель, при которой в дискуссии участвуют несколько высококвалифицированных экспертов, с разными точками зрения на решение обсуждаемой проблемы. Такая лекция достаточно широко практикуется в университетах США.
Лекция - пресс-конференцияначинается с письменных вопросов студентов по теме лекции, которые они передают преподавателю. Вопросы задаёт каждый студент, для этого отводится 2-3 минуты. Для сортировки вопросов по содержанию преподаватель затрачивает 3-5 минут. В процессе логического и связанного изложения лекционного материала преподаватель даёт ответы на поставленные студентами вопросы, а в конце лекции анализирует ответы как отражение познавательной активности студентов.
Такую лекцию целесообразно проводить в небольших потоках в начале курса, темы для выявления образовательных потребностей студентов, в середине, для привлечения студентов к основным аспектам темы и систематизации знаний; в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания. Длялекции - пресс-конференции характерны такие преимущества: адресная информация каждого студента; активизация мыслительной деятельности студента при составлении вопроса и концентрация внимания в ожидании ответа на него; формирование коммуникативных навыков, навыков аргументации, учёта позиции студента, задавшего вопрос. Особенность проведения лекции-пресс-конференции заключается в том, чтобы каждый студент получил ответ на свой вопрос.
Лекция-беседаэффективна внебольших потоках ипостроена на постоянном общении со студентами через вопросы информационного или проблемного характера, которые задаются всей аудитории. Студенты отвечают с мест, и если обнаруживаются студенты, не принимающие участие в работе, то вопрос адресуется конкретно этому студенту. Формулировка вопросов подразумевает однозначные ответы, которые позволяют определить степень готовности студентов к новому материалу, понимание ими рассматриваемых вопросов. Преподаватель использует ответы студентов как отправные точки в своих дальнейших рассуждениях, подбирая необходимые аргументы, если ответы студентов не правильные. Постоянный поиск ответов на вопросы лектора способствуют активизации мыслительной деятельности студентов.
Лекция-дискуссиязаключается в том, что преподаватель помимо использования ответов студентов в ходе лекции завершает каждый её логический раздел свободным обменом мнениями. Для лекции такого типа очень важен выбор вопросов для обсуждения соответственно дидактическим задачам, организация и управление дискуссией. Преимуществом лекции-дискуссии является как активизация учебно-познавательного процесса, так и большая вероятность, что студенты в ходе дискуссии согласятся с точкой зрения лектора, тогда как в ходе лекции-беседы преподаватель указывал на важность принятия его позиции по рассматриваемому вопросу. Недостатком лекции-дискуссии может стать отсутствие у студентов навыков ведения дискуссии или неумение определять для себя область изучения.
Лекция с разбором конкретных ситуаций по сути похожа на лекцию-дискуссию, но на обсуждение преподаватель выносит не вопросы, а конкретную ситуацию. Если представление такой ситуации проводится с использованием видеоматериалов или демонстрацией пациента, то такая лекция становится вариантом лекции-визуализации. Важен корректный выбор кейса, чтобы его разбор логически укладывался в канву лекции, а дискуссия не занимала много времени.
Лекцию с заранее запланированными ошибками (лекцию-провокацию)рекомендуют проводить в конце лекционного курса, когда базисные представления и понятия у студентов уже сформированы. Полагают, что такая лекция, помимо повышения внимания студентов и развития их критического мышления, помогает в формировании умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д. При подготовке к лекции с заранее запланированными ошибками преподаватель составляет список ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, который включается в содержание лекции, а в конце лекции - предъявляет студентам. Поскольку в арсенале лектора типичные ошибки, причём при лекционном изложении на них не делается акцент, то студентам требуется сконцентрировать внимание, чтобы в процессе лекции выявлять ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На обсуждение ошибок лектор тратит 10-15 минут, причём корректные ответы называют и студенты, и преподаватель. Лекция с заранее запланированными ошибками помогает выявить трудности усвоения предыдущего материала и одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функции. Из-за большого объёма и сложности восприятия учебного материала в медицинском вузе такой вид лекции представляется мало перспективным, хотя в небольших потоках студентов может быть востребован для формирования критического мышления. Лекция-провокация уместна только для студентов с хорошей подготовкой, ибо есть опасность, что для студентов слабых ошибки в такой лекции, (по аналогии с тестовыми заданиями, содержащими отрицательные ответы типа «не» «все, кроме») дидактически вредны, так как приводят к реверсии запоминания - запомнится неправильный ответ, положение.
Основными дидактическими принципами (требованиями) к современной лекцииявляются:
· научность (научная постановка и решение актуальных вопросов дисциплины), доступность, систематичность лекционного материала;
· информативность, доказательность (достоверность фактов и их связь с практикой), логика и аргументированность содержания лекции;
· сознательность и прочность усвоения знаний;
· чёткая структура лекции и методическая обработка содержательного учебного материала (единство формы и содержания);
· активизация мышления слушателей, наличие обратной связи;
· убедительность и эмоциональность изложения,
· изложение материала доступным, ясным языком,
· органическая связь с другими видами учебных занятий.