Различные виды деятельности и развитие навыков рук

Чем точнее становятся движения рук и пальцев, тем все больше возможностей открывает для себя малыш при игре. Он строит из кубиков более сложные сооружения (обычно 4 кубика – вершина строительного искусства для этого возраста), начинает играть со сцепляющимися (насаживающимися друг на друга) кубиками.

Сортировка по форме . Мерные цилиндры и кольца очень помогают в развитии способности размещать те или иные предметы в определенной последовательности. Обратите внимание на задумчивое и сосредоточенное выражение лица ребенка, размышляющего, как лучше расположить разного размера кольца на столбике пирамидки. Сначала он может импульсивно и быстро нацепить все кольца, не разбирая их по размеру. Но поскольку движения и мыслительные способности совершенствуются вместе, в конце концов ребенок начнет собирать пирамиду с самого большого кольца.

Игрушки, которые можно подержать в руках. Сочетание все более проницательного ума и все более умелых рук помогает малышу правильно использовать различные предметы. Раньше любая вещь, которую можно держать в руках, использовалась для того, чтобы постучать ею по столу. А теперь малыш, к примеру, может пользоваться ложкой для того, чтобы кормить самого себя.

Его все больше начинают привлекать не собственные, а «взрослые» игрушки. Бритва – очень притягательный предмет (помните об опасности!), особенно если малыш наблюдает, какие интересные штучки с ней и с какой-то жидко-липкой пеной проделывает папа. Ящики, особенно в которых хранятся не его, а ваши «игрушки», – предел его вожделенных мечтаний. Чтобы держать малыша подальше от таких соблазнов, почаще меняйте игрушки в его собственном ящике, поддерживая интерес к ним.

Первое произведение искусства . Карандашные отметки на стене – опознавательные знаки, оставленные разгулявшимся без присмотра рисовальщиком. Для первого урока рисования дайте малышу нетоксичный карандаш, который легко держать в руке, и большой лист бумаги. Придерживайте ее или прикрепите к столу. Малышу, занятому своим первым творением, сложно самому придерживать бумагу. Первыми произведениями искусства будут беспорядочно нагроможденные линии, которые можно назвать чирканьем. Малыш держит карандаш всей кистью, зажав его в кулачке. Он проводит линии взад и вперед, иногда у него получаются какие-то скобки, слегка напоминающие полуокружность, а вместо подписи он просто со всей силой тычет карандашом в лист бумаги.

Дайте ребенку возможность в течение какого-то времени освоиться с карандашом и бумагой, прежде чем начнете заниматься рисованием вместе с ним. Как только малыш научится контролировать свои непослушные ручонки и будет задумываться, прежде чем начать чиркать (какое озабоченное у него при этом выражение лица!), значит, наступило время для урока рисования. Постарайтесь заинтересовать ребенка повторением ваших рисунков. Нарисуйте простую вертикальную линию и попробуйте, взяв его руку в свою, вместе провести такую линию. Затем нарисуйте горизонтальную линию. Он попытается изобразить такую же. Теперь нарисуйте галочку, потом полукруг, который постепенно будет перерастать в окружность. Такую окружность, скорее всего, ребенок не сможет воспроизвести приблизительно до того момента, как ему исполнится 2 года. Только с этого времени, собственно говоря, и начнется серьезное рисование.

Развитие языка

Все, что происходит с развитием речи ребенка в этом возрасте, практически можно определить одним, причем самым любимым, словом малыша: больше.

Больше слов . Это похоже на прорыв плотины: от 10–15 слов в начале этого временного отрезка до 50 и более – в конце его (к 18 месяцам), хо тя многие слова по-прежнему малыш произносит столь невнятно, что их понимают только родители. Забавно выглядит специальная таблица, в которую вы записываете новые слова, которые малыш стал произносить. Через несколько лет вы с огромным удовольствием перелистаете этот словарик.

Более понятно . Половинки слов, с помощью которых малыш уже несколько месяцев общался с вами, теперь превращаются в целые. Например, «мя» – становится «мячиком».

Больше слогов . Вместо коротеньких, односложных слов у ребенка появляются новые. Сначала он пытается объединять их вместе: «бай-бай», «нет-нет», а потом все чаще пробует произносить длинные слова, состоящие из нескольких слогов. Эти первые попытки звучат весьма забавно. Нам, например, очень нравилось, когда вместо «Бенджамин» наш малыш произносил: «Бен-бен-бен».

Больше понимает . Слушая разговор окружающих, ребенок в большой степени понимает, что говорят вокруг него. Мы называем это «языком из вторых рук». Однажды Марта заметила Эрин (старшей сестре Мэтью), что надо идти наверх стирать, потому что это был прачечный день. И я обратил внимание, как наш 15-месячный Мэтью тут же сосредоточенно заспешил к бельевой корзине, вынул из нее несколько вещичек и поднес их к Марте. Он ухватил суть разговора, который впрямую его не касался.

Первые предложения

Самые первые фразы и предложения детей напоминают стиль деловой телеграммы – в них используются только существительные или только существительные и глаголы действия: «Пока, машинка», «Иди бай-бай». Малыш ассоциирует «пока» («бай-бай») с уходом из дому (этому он научился, наблюдая за жестами уходящего человека), а «машинку» – с любым движущимся предметом, с помощью которого можно перемещаться из одного места в другое. Появляются и простенькие, из двух слов предложения с местоимением «я», например: «Я пошел». Такой способ самовыражения дает детям возможность объявить о своих намерениях и пригласить взрослых в качестве помощников для достижения своих целей. Однажды я играл с Мэтью, по очереди целуя пальцы на его ножках. Когда я остановился, он посмотрел на меня и сказал: «Еще… целуй… пальчики». Зачастую малыш выдает как бы скелеты предложения, оставляя слушателя додумывать, какие слова остались в пропусках.

Вас понимают без жестов

Малыши не только говорят, используя лишь ключевые слова, они и думают таким же образом. Когда я говорил «идем» 18-месячному Мэтью, он брал свой свитерок и бежал к двери. На предшествующей стадии развития большинство детей не в состоянии выполнить какое-то указание, если вы одновременно не сопровождаете его и жестом (например, надо было показать и сказать: «Дай это папе»). К 18 месяцам они уже могут все понимать даже в том случае, если вы просто обращаетесь к ним (слова без жестов).

Беседа

Вполне естественно, что прежде всего малыши осваивают названия ежедневных своих занятий, особенно это касается кормления. Ребенок может тянуть вас за кофточку, чтобы получить грудь, прося при этом «ням-ням» (покушать) или «чмокчмок» (пососать). Он может просить «ба-ба», что означает бутылочку и будет указывать на эту самую бутылочку. Очень нравятся детям разные «приветственные» действия. Например, малыш говорит «пивет» (привет), поднимая телефонную трубку. И однажды ребенок вдруг удивит вас, когда неожиданно скажет «па-бо», что означает «спасибо». Многие слова, которые вы произносили сотни раз на предыдущих стадиях развития ребенка, теперь вернутся к вам, когда вы вместе занимаетесь каким-нибудь делом. Однажды, когда я раздевал Мэтью, чтобы уложить его спать, он сказал: «вверх», когда я стягивал с него рубашку, а потом «сними», когда я стаскивал с него брючки. Таким образом он выстраивал ассоциации слов и действии и мог дать им названия.

Новые понятия

Знание того или иного слова делает обучение более действенным, а уход за ребенком – более легким. Большинство детей к этому возрасту уже понимают смысл слова «горячо». Когда вы говорите: «Еда горячая», малыш не трогает ее и смотрит с определенной долей почтения. При этом он может шептать что-то похожее на «горячо», подражая вашей обычной интонации, с которой вы предупреждаете его о чем-то опасном (т. е. протяжно и полушепотом). Когда вы произнесете: «Давай поменяем пеленку», малыш покажет, что хорошо понял вас. Он посмотрит вниз, на пеленку, затем постарается ее вытащить, и подойдет или даже подбежит к вам.

Дети в этом возрасте имеют обыкновение показывать и называть по имени своих братьев и сестер, а довольные этим старшие дети способствуют совершенствованию речи малыша, потому что просят его сказать это «еще раз».

Освоение понятия «другие» – важнейшее достижение этого периода. Малыш может показать на ухо, когда вы спрашиваете его: «Где ухо?», и на другое ухо, если вы спросите: «А где другое ухо?»

Первые песни

Пение становится прекрасным победным тушем к речевому взрыву ребенка. Например, малыш может мило жужжать, когда полностью погружается в свой маленький и прекрасный мир звуков и игр. Постарайтесь записать его неповторимые импровизации на пленку. Ведь это те звуки, которые вам хотелось бы слушать все время.

Жестикуляция

Сочетание слов и действий, т. е. особый языковый навык, развивается очень бурно в течение всего 2-го года жизни: «вверх» сопровождается поднятием рук, «тес» – поднесением указательного пальца к губам, а неизбежное «нет-нет-нет» исполняется одновременно с забавным отрицательным покачиванием головой. А если нежелание делать чтонибудь особенно сильно, малыш нахмуривает брови, поджимает губы и помахивает вам пальчиком (совсем как это делали вы, когда запрещали ему что-нибудь, говоря при этом: «Нельзя»). Возможно, он добавит еще какие-то жесты и к своему ворчанию. В этом возрасте, помимо всего прочего, малыши очень любят игры с использованием жестикуляции (например, «испекли мы каравай»). Даже когда ребенку явно не хватает слов, чтобы выразить свои желания, его жесты нельзя не понять. Например, когда к сидящему за столом Мэтью подносили тарелку с клюквенным соусом, он начинал жестикулировать руками и издавать звуки, которые не оставляли никакого сомнения в том, что он требует ложку. И хотя он не мог сказать: «Мне нужна ложка», то, что он имел в виду, было ясно абсолютно всем. Теперь ребенок сам дает вам понять, что ему особенно нравится делать. Присмотритесь к его жестам и прислушайтесь к издаваемым им звукам. Однажды я пошлепывал Мэтью по пяткам и когда перестал, он несколько раз сам себя пошлепал, намекая мне, что вовсе не прочь продолжить эту игру.

Наши рекомендации