Пол и различные виды деятельности

Мужчины оказывают более стойкое предпочтение технической, вычислительной и научной работе. Женщины интересуются литературой, музыкой, художественной, социальной сферами деятельности, а также канцелярской работой.В трудовой деятельности девочкам (55 %) интересен хозяйственно-бытовой труд, шитье; мальчики же предпочитают работу с деревом, конструктивную деятельность. Юноши стремятся к работе, позволяющей получить власть, выгоду и независимость, а девочки ценят работу, дающую интересный опыт, в сфере социального обслуживания.

По данным Л. А. Головей (1996), среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей - предпринимательская и исследовательская.

По данным Л. Термана и К. Майлз (L. Terman, C. Miles, 1936) мужчины проявляют интерес к профессиям, связанным с приключениями, подвигами, физического напряжения, к работе вне помещения, к механизмам и инструментам, к науке, физическим явлениям и изобретениям. Женщины склонны к профессиям, связанным с эстетикой, с сидячей работой в помещении, с оказанием помощи, особенно детям, беззащитным и нуждающимся людям. В большинстве стран дикторами телевизионных новостей в равной степени являются мужчины и женщины.

Независимо от профессиональных предпочтений больше женщин занято умственным трудом, чем физическим. Полученные Л. Г. Почебут и В. А. Чикер данные (табл. 11.5) свидетельствуют о том, что у мужчин более выражена направленность на менеджмент, на предпринимательство и соревновательность, а у женщин - на профессиональную компетентность, автономию, стабильность, служение и интеграцию стилей жизни.Девочкам присущ интерес к предметам гуманитарного цикла, а мальчикам - естественнонаучного. Н.Д. Левитов (1962) выявил, что наибольшее число выборов у мальчиков получила математика, а у девочек – лит-ра.

Методы изучения возрастных различий

1) Метод поперечных срезов (поперечный подход). Например, группы испытуемых в возрасте от 10 до 18 лет проходят тестирование одновременно и результаты каждой возрастной группы проставляются напротив соответствующего возраста. Критика метода:

- действие селективных факторов (учащиеся старших классов более однородная группа, чем учащиеся младших классов, некоторые отсеиваются из-за неусмпеваемости);

- различия фонового опыта (нельзя сравнивать разновозрастные группы из-за различия их фонового опыта.).

2) Метод продольных срезов (исторический метод или продольный подход). Примеры исследований: 1) исследование одарённых детей, 1500 школьников, получивших высокий IQ. Исследование в детстве и в зрелом возрасте (Стэндфортский у-т). 2) Исследование интеллектуального развития 61 младенца от 1 месяца до 25 лет (Калифорнийский у-т).

Критика метода:- значительное число выбывших из группы за длительный период времени;

3) Графики роста. На графике изображают возрастные изменения, происходящие во внешних данных, таких как рост, телесные пропорции и другие структурные характеристики (органические, соматические или физиогенные характеристики). «Графики роста» показывают как индивид ведёт себя в разном возрасте в некой стандартной ситуации. Таким образом, резкий рост интеллектуального развития наблюдается во время подросткового периода. С возрастом индивидуальные различия в интеллекте увеличиваются.

Возрастные различия

Развитие многих сенсорных функций достигает оптимума примерно к 20 годам, а интеллектуальных — к 18-20 годам; до 25 лет прогрессирует память и цветовая чувствительность. Показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума к 30-35 годам, вербальный интеллект развивается еще и после 40. Наиболее высокие показатели уровня развития объема внимания, переключения и избирательности приходятся на возраст 27-33 года.Имеющиеся экспериментальные данные позволяют говорить о том, что на протяжении периода ранней взрослости (от 18 до 40 лет) наблюдается неравномерность развития конкретных видов мышления. Практическое мышление имеет самые высокие показатели развития (оптимумы) в возрасте 31–35 лет. Оптимумы в развитии образного мышления также приходятся на возраст 20, 23, 25 лет, в последующем только 32, 35 и 39 лет . По результатам исследований К. Ригеля было выявлено, что важным достижением когнитивного развития в период ранней взрослости является формирование диалектического мышления (как понимания противоречий). Так, к 50 годам снижается острота зрения, а немного позже происходит сужение поля зрения. Высокий уровень вербально-логических функций сохраняется до 45 лет, а памяти — до 45-50 лет. После 50 летсущественно уменьшается возможность образования сложных дифференцированных рефлексов. Примерно к 34-36 достигает оптимума внимание. Кроме того, нельзя не выделить воз­раст 11-14 лет и в среднем около 60 лет, когда происходят изменения поведения, во многом обусловленные изменениями в половой сфере.Таким образом, выделяются периоды онтогенеза человека, ограни­ченные 11-14, 20-25, 34-36, 45-50 и примерно 60 годами.

Среди той же категории учащихся у подростков с более сформировавшимся поведением было установлено три типа: регулируемый, полный саморегулируемый и неполный саморегулируемый. На другом полюсе возрастного континуума также выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, отрицающий у себя на­личие каких-либо признаков старости, старик-экстраверт и старик-ин­троверт. Старик-экстраверт признает наступление старости, но к этому признанию приходит через внешние влияния и путем наблюдения ок­ружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию. Старик-интро­верт остро переживает процесс старения, что проявляется в тупости по отношению к новым интересам, оживлении воспоминаний о про­житом — реминисценции,.

Наши рекомендации