Ношение малыша позволяет преодолеть трудности при налаживании связи
Ношение ребенка не только стимулирует выработку у матери нужных гормонов, позволяет не только матери и ребенку чувствовать друг друга, но и преодолевать многие трудности, возникающие при установлении связи.
Депрессия . Главная из таких трудностей – депрессия. Это состояние менее присуще женщинам, носящим детей. Возможно, это происходит за счет выработки гормонов и снижения беспокойства ребенка. Как говорилось раньше, при частой симуляции уровень гормонов у матери постоянно высокий, а не скачет вверхвниз, как это бывает, если мать большую часть дня отделена от ребенка. С биологической точки зрения гормоны материнства оказывают успокаивающий эффект, позволяющий матери избежать депрессии. Женщины, которых я опрашивал, утверждают, что, поносив ребенка, они чувствуют расслабление. (И действительно, известно расслабляющее действие таких натуральных транквилизаторов, как гормоны маюринова). Кроме того, опасность появления депрессии уменьшается еще и по тому, что такой ребенок меньше кричит, а мать чувствует себя увереннее, не так волнуется.
Но, мамы, запомните: благополучие ребенка не всегда зависит от ваших материнских стараний и способностей. Иногда ребенок кричит, независимо от того, как с ним обходятся, поэтому не стоит думать, что вы плохая мать. Крик может быть обусловлен темпераментом ребенка, а не стилем ухода за ним. (Подробное объяснение, почему ребенок может много кричать в силу своего темперамента см. в главе 16 «Уход за беспокойным ребенком или ребенком, страдающим коликами»). И все же, нося ребенка, вы быстрее обретете чувство уверенности, которое победит присущие многим молодым мамам сомнения в своих материнских способностях.
Философия эгоизма . Другим препятствием на пути установления связи является получившая ныне широкое распространение потребительская философия – «больше запросов, меньше отдачи». Ее основное положение «ставь себя в центр всего» просочилось даже в советы родителям. Недавно отмечался настоящий всплеск различных техник самоуспокоения, приведенных во многих журналах и брошюрах. (Согласно этим методикам, ребенок должен научиться успокаивать самого себя, это позволит родителям уделять больше времени своим делам, не утруждая себя постоянным уходом за малышом). В одной такой статье утверждается: «Сегодня занятые родители уже не способны считаться со всеми запросами своего ребенка».
Чтобы показать несостоятельность этого заявления, позвольте привести один случай 5-летней давности из моей практики. Меня пригласили на собеседование в один крупный педиатрический журнал, чтобы предложить как педиатру написать для этого издания. В офисе главного редактора мы попробовали обсудить мои взгляды на проблему родителей и детей. Вскоре все поняли, что мои статьи будут в основном рассматривать интересы детей, в то время как сам журнал в центр внимания ставил проблемы родителей. Поэтому они поинтересовались: «Не могли бы вы умерить свою пропаганду совместного проведения времени матери и ребенка в таких количествах?» Позднее редактор признался, что сам-то он убежден, что нет ничего лучше близкого общения матери и ребенка, но сейчас это «не проходит». Я понял, что наши с издателями воззрения расходятся, и отказался писать в этот журнал.
Носящая ребенка мать не будет брать на веру все, что пишут журналы, защищающие «интересы родителей», о пользе раздельного пребывания с ребенком. Я заметил, что такие матери вообще не нуждаются в доброжелателях – настолько уверенно они себя чувствуют. Им говорят: «Ты слишком много возишься со своим ребенком, ты его испортишь», но они не прислушиваются к советам тех, кто проповедует самостоятельность ребенка в большом мире, утверждая, что чем больше ему предложить внешних раздражителей, тем для него лучше. Это они называют «обогащением окружающей среды». (Но подумайте, какая окружающая среда может быть для ребенка ценнее, чем руки родителей?!). Школы воспитания, ставящие на первое место «интересы» родителей, предлагают ограничивать удовлетворение потребностей ребенка, что идет вразрез с многовековой практикой ношения детей. Матери, привыкшей носить ребенка, такие советы едва ли покажутся правильными, а если она их и примет, то все ее существо взбунтуется, и она поймет свою ошибку. Надевая лоскут с покоящимся в нем малышом, она интуитивно чувствует, что самое лучшее, что она может дать ребенку, – это близость с ним. Все прочие стили воспитания будут отвергнуты, если они не построены на тесном контакте с ребенком.