Как преодолеть трудности

Какая загадочная сила дает настойчивым людям способность преодолевать препятствия? Может быть, настойчивость вызывает в мозгу какую-то форму духов­ной, умственной или химической деятельности, которая придает человеку сверхъестественные силы? Может, Беско­нечный Разум встает на сторону человека, который продол­жает сражаться после того, как битва проиграна?

Эти и многие подобные вопросы возникали у меня, когда я изучал жизнь таких людей, как Генри Форд, ко­торый начал с нуля и создал целую промышленную им­перию исключительно за счет своей настойчивости. Или как Томас А. Эдисон, который с менее чем тремя месяца­ми регулярного образования стал ведущим изобретателем мира и превратил свою настойчивость в говорящее уст­ройство, в аппарат движущихся изображений и в яркий свет, не говоря уже о полусотне других полезных изобре­тений.

У меня была счастливая возможность год за годом в те­чение долгих лет изучать путь и Форда и Эдисона, делать это на близком расстоянии, и потому я говорю на основа­нии точного знания: ни одно другое качестве их обоих, кроме настойчивости, не может даже отдаленно объяснить источник их удивительных достижений.

Когда всматриваешься в свершения пророков, филосо­фов, чудотворцев и религиозных лидеров прошлого, при­ходишь к неизбежному заключению, что настойчивость, концентрация усилий и определенность цели были глав­ными источниками их достижений.

Вспомните, например, странную и удивительную исто­рию Магомета; проанализируйте его жизнь, сравните его с вьщающимися промышленниками и финансистами наших дней, и вы увидите, что у них у всех есть общая черта — настойчивость!

Если вас заинтересовала та удивительная сила, которая придает мощь настойчивости, прочтите биографию Магоме­та, предпочтительно написанную Эссад Беем. Ниже приво­дится краткий обзор этой книги, опубликованный Томасом Сугрю в «Геральд Трибюн». Это своего рода предваритель­ное резюме для тех, кто прочтет всю историю одного из наиболее поразительных примеров силы настойчивости, из­вестных цивилизации.

ПОСЛЕДНИЙ ВЕЛИКИЙ ПРОРОК (Обзор Томаса Сургю)

Магомет был пророком, но он никогда не совершал чудес. Он не был мистиком; он не получил образования; и свою миссию он начал только после достижения сорока лет. Когда он провозгласил себя Посланником Бога, ко­торый принес истинную религию, над ним смеялись и объявили его сумасшедшим. Дети ставили ему подножки, а женщины бросали в него грязь. Его изгнали из родного города Мекки, а его последователей лишили всего иму­щества и прогнали в пустыню вслед за ним. После десяти лет проповеди ему нечего было демонстрировать, кроме изгнания, нищеты и насмешек. Но прежде чем прошло еще десять лет, он стал диктатором всей Аравии, правите­лем Мекки и главой новой мировой религии, которая раскинулась от Дуная до Пиренеев, прежде чем иссяк тол­чок, который он придал ей. Этот толчок имел три осно­вания: силу слов, мощь молитвы и родство человека с Богом.

В жизни Магомета трудно найти смысл. Он родился в Мекке, в обедневшей, но знатной семье. Мекка, пере­кресток всех дорог мира, место пребывания священного камня Кааба, большой торговый и транспортный центр, была нездоровым местом в санитарном отношении, по­этому городских детей растили в пустыне бедуины. Ма­гомет рос, набирался сил и здоровья от молока корми­лиц-кочевниц. Он пас скот, и вскоре богатая вдова на­няла его проводником каравана. Он побывал во многих краях восточного мира, разговаривал с людьми различ­ных верований и наблюдал, как христианство превраща­ется в набор враждующих сект. Когда ему исполнилось двадцать восемь лет, вдова — Хадиджа — посмотрела на него благосклонно и взяла к себе в мужья. Отец ее был против этого брака, поэтому она напоила его и застави­ла дать благословение. В течение следующих двенадцати лет Магомет вел жизнь преуспевающего, богатого и хит­рого купца. Но потом ушел в пустыню, а вернулся с первым стихом Корана и рассказал Хадидже, что архан­гел Гавриил пришел к нему и сообщил, что отныне он Посланец Бога.

Ближе всего к чуду в жизни Магомета стоит Коран, откровение Господа. Магомет не был поэтом, он не вла­дел даром слова. Но стихи Корана, которые он получил и цитировал верующим, лучше любых творений професси­ональных поэтов, какие были у тех племен. Арабы счита­ют это чудом. Для них словесный дар — величайший из всех даров, а поэт всемогущ. Вдобавок Коран утверждает, что все люди равны перед Господом и что мир должен быть справедливым государством — исламом. Именно эта политическая ересь и желание Магомета разрушить идо­лов в храме Каабы навлекли на него наказание. Идолов установили племена пустынь, а это означало торговлю с ними. Поэтому бизнесмены Мекки — Магомет был од­ним из них — выступили против него. Тогда он удалился в пустыню и потребовал для себя господства над всем миром.

Так начался подъем ислама. В пустыне вспыхнуло пла­мя, которое никому не удалось погасить, возникла ар­мия, сражавшаяся как одно целое и готовая умереть, не моргнув глазом. Магомет пригласил иудеев и христиан присоединиться к нему, он призывал всех, кто верит в единого Бога, объединиться в единой вере. Если бы иудеи и христиане приняли его предложение, ислам владел бы всем миром. Но они не приняли. Они не приняли даже новшеств Магомета в ведении войн. Когда армии проро­ка вошли в Иерусалим, ни один человек не был убит из-за своей веры. Когда несколько столетий спустя в Иеру­салим вошли крестоносцы, ни один мусульманин — муж­чина, женщина или ребенок — не остался в живых. Но одну из идей мусульманства христиане усвоили — место обучения, университет.

Наши рекомендации