Количественный анализ полученных ответов

осуществляется в двух направлениях: 1) степень участия родителей в эмоциональном развитии ребенка; 2) эмоциональные особенности детско-родительских отношений.

Оценивается каждый ответ родителей по таблице оценки ответов.

Сумма баллов распределяется по следующим значениям:

  • высокая степень участия – от 22 до 27 баллов;
  • средняя степень участия – от 18 до 21 балла;
  • низкая степень участия – от 0 до 17 баллов.

Наличие отрицательных значений (- 1; - 2) при любой комбинации баллов свидетельствует об эмоциональных проблемах детско-родительских отношений (эмоциональном неприятии ребенка).

Качественный анализ

Эмоциональный опыт – это различное по модальному содержанию (задорное, раздольное, сердитое, тоскливое) проживание ребенком конкретного события или ситуации, эмоциональные реакции на которое оказались в высокой степени интенсивности, эмоциональной возбудимости. Для анализа необходимо фиксирование реального стимул-события в жизни ребенка, возраста ребенка на момент его проживания и особенностей эмоционального реагирования (вопрос 9), а также эмоционального «застревания» ребенка на данной ситуации или людях (предметах), ее напоминающих (вопрос 10).

Фактор эмоциональной напряженности проявляется в повторяющихся симптомах эмоциональной возбудимости, эмоциональной заторможенности и ситуативной реактивности.

Эмоциональная возбудимость выражается в необоснованных и длительных эйфорических настроениях, которые сопровождаются высокой двигательной или вербальной активностью, переходящей в навязчивые двигательно-речевые комплексы.

Эмоциональная заторможенность проявляется в полном или частичном отсутствии адекватных эмоциональных реакций, обусловленных состоянием высокой степени тревожности или страха, которые блокируют механизм адекватного реагирования. Эмоциональная заторможенность может выражаться в симптомах мутизма – отказа от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. Частичная эмоциональная заторможенность выражается в скрытой агрессии и немотивированных негативных действиях ребенка.

Ситуативная реактивность – ярко выраженная и кратковременная негативная реакция ребенка на конкретные ситуации, связанные с имеющимся уже опытом драматического переживания жизненных ситуаций (например, темные помещения, высота, запреты и наказания, несчастные случаи и т.п.). Реакции в этом случае могут быть различными – истерическими, депрессивными, дисфорийными и др. (вопрос 8).

Знания о чувствах и эмоциях формируются в дошкольном детстве и составляют часть когнитивного развития ребенка. Это подразумевает наличие представлений у ребенка об основных эмоциональных модальностях (радости, горе, страхе, гневе, презрении, обиде, зависти, вины). В структуре данных представлений проявляется способность выражать эмоции (экспрессивное значение), способность переживать (импрессивное значение) и осознавать ситуационное значение (содержание).

Необходимо фиксировать наличие (или отсутствие) у ребенка знаний о чувствах и эмоциях, а также заинтересованности родителей в формировании данных представлений (вопрос 16).

Эмоциональное поле – комплекс особенностей эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, людьми и самим собой. Комплекс включает эмотивность, эмоциональную пластичность, эмоциональную реактивность. Реактивная динамика эмоционального поля обусловлена типом нервной системы (темпераментом).

Для анализа необходимо фиксировать способности эмоционального сопереживания, гибкости перехода из одного эмоционального состояния в другое (вопрос 13), интенсивность эмоциональных проявлений (вопрос 14), а также мнение родителей об общей эмоциональности их ребенка (вопрос 3).

Эмоциональный стиль определяется на основе фиксации знака и модальности преобладающих эмоциональных состояний, доминирующей направленности (позитивной, негативной и нейтральной) переживаний. Позитивная направленность переживаний характеризуется стабильным и конструктивным принятием себя и окружающей действительности. Негативная направленность характеризуется стабильно деструктивным отношением к окружающим и самому себе. Нейтральный эмоциональный фон характеризует равнодушное, индеферентное отношение к себе и окружающей действительности.

Сочетание знака (направленности) и модальности (радость, гнев, страх, печаль, презрение, отвращение, обида, стыд – вина, зависть) переживаний определяет эмоциональный стиль ребенка.

Для анализа необходимо фиксировать модальности эмоций и частоту их проявления (вопрос 4), стимул-факторы, вызывающие определенные эмоциональные состояния (вопрос 5), формы закрепленного эмоционального реагирования (вопрос 15).

Экспрессивность понимается как мимическая выразительность ребенка в процессе коммуникативной и игровой деятельности. При интерпретации различают произвольную и непроизвольную экспрессивность (эмоционально-мимическую выразительность). В первом случае анализируются спонтанные мимические реакции, во втором – произвольные эмоционально-мимические изменения по требованию.

Фиксируют доминирование открытой или закрытой формы экспрессивного реагирования (вопросы 11,12), степени произвольной регуляции мимической экспрессии (вопрос 11).

Бланк для ответов

Ответ Ответ Ответ Ответ Ответ Ответ
  А В   А В   А В   А В   А В   А В
                       
                       
                       
                       
                       

Обработка полученных результатов.

Методика 5. Тест родительского отношения (ТРО)

Р.В. Овчаровой

Родительское отношение понимается как система разнооб­разных чувств и поступков взрослых людей по отношению к де­тям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к де­тям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и пове­денческий компоненты. Все они в той или иной степени оцени­ваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выра­жающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

1. Принятие — отвержение ребенка.Эта шкала выражает со­бой общее эмоционально положительное (принятие) или эмо­ционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация.Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз.Вопросы этой шкалы ориентированы на то, что­бы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребен­ка и взрослого человека.

4. Контроль.Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка.Эта, последняя шкала по­казывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

В заключение, после описания методики, мы вернемся к ана­лизу и интерпретации ее результатов в терминах данных шкал.

Текст опросника

Инструкция: Отвечая на следующие далее вопросы, Вам предлагается выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оце­нок «да» или «нет».

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку при­носит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ре­бенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые за­служивают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы доса­дить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хоро­шим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, толь­ко тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитание и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с неж­ностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и са­ми приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ре­бенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мне­ние ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нор­мально отдохнуть.

41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное, безза­ботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрёпка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих ро­дителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоя­тельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравят­ся его родителям.

Наши рекомендации