Как обустроить комнату малыша
Интерьер детской комнаты (или комнаты, в которой малыш будет жить первые годы своей жизни) должен быть тщательно продуман родителями. Это необходимо потому, что каждая воспринимаемая деталь второго (после маминой вселенной) земного жилища малыша будет оказывать существенное влияние не только на физическое, но и психическое (интеллектуальное) его развитие, создавая условия для формирования качеств, черт характера (хорошего или акцентуированного) и эстетического вкуса (или безвкусицы), обеспечивая эмоциональный (позитивный или негативный) фон жизни ребенка.
ОСВЕЩЕНИЕ. Оптимальное решение - выбрать для детской самую светлую с естественным освещением комнату квартиры, с окнами, выходящими на юго-восток (если малыш окажется «жаворонком») или юго-запад (если будет «совушкой»). Искусственный верхний свет должен быть достаточно ярким. Лучше, если люстра будет симметричной (гармоничной), многорожковой с плафонами, защищающими от прямых ярких лучей. Малыш первый год жизни будет вынужден много и часто смотреть на то, что находится над ним, буквально на потолке, поэтому продумайте эстетику восприятия потолочного оформления. Необходимый элемент детской – ночник. Сегодня в магазинах можно подобрать забавные и недорогие ночники с регулируемой интенсивностью освещения. Функция ночника двойная: он должен создавать не только уютную атмосферу и помогать малышу спокойно засыпать, но и освещать комнату настолько и так, чтобы, просыпаясь ночью, ребенок не ощущал страха темноты, отсутствия родителей или других страшилок от непривычных теней на стенах.
ЦВЕТ и ЛИНИЯ. Очень ответственный момент в отделке комнаты малыша – выбор цвета краски (если вы решили окрасить стены) или обоев. Воздействие цвета на психику взрослого человека (и тем более малыша) известно каждому психологу: одни цвета возбуждают нервную систему, другие, наоборот, успокаивают и даже помогают лечить некоторые болезни (или, напротив, провоцируют их появление при небрежном отношении к выбору цвета в оформлении жилых помещений).
Потолок предпочтительно делать светлым по тону (обои типа «ночное небо» здесь будут неуместными), чтобы помещение не «давило» на малыша. Белый цвет оптически увеличивает размеры комнаты, создавая ощущение простора. Красный и все его оттенки действуют возбуждающе, и поэтому этот цвет предпочтителен в игровой части комнаты, предназначенной для активных действий. Вполне допустим желтый цвет (лучше теплого оттенка) – цвет радости и оптимизма, надежды и свободных устремлений. Зеленый стимулирует творческие процессы, способствуя активизации процессов воображения, самоутверждения, уверенности, признания. Синий и голубой помогают успокоиться и уснуть, способствуя согласию, сочувствию, привязанности, любви.
Маленькое примечание. На мой взгляд, наиболее оптимальным будет выбор обоев (совсем не обязательно супердорогих, потому как любой нормальный ребенок будет стремиться в дальнейшем рисовать на стенах комнаты) с доминирующим белым цветом и цветовыми пастельными пятнами всех перечисленных выше оттенков. Распространенные сейчас обои с картинками из детских мультфильмов или разными животными и птичками оказывают чрезмерную нагрузку на детскую психику, утомляя ее и провоцируя развитие рассеянного внимания.
Что касается линий, то необходимо помнить следующее. Замкнутые прямоугольные линии (квадратные формы) способствуют правильности, организованности, действиям по правилам. Замкнутые острые линии (треугольные формы) провоцируют активное лидерство, соревновательность, агрессивность. Замкнутые округлые линии (круги, овалы и т.п.) действуют на психику в направлении поиска согласия, примирения, компромиссного общения. А разомкнутые волнистые линии стимулируют творческие потенциалы человека, способствуя фантазиям, сочинительству, воображению.
ПОЛ и МЕБЕЛЬ. Малыш в возрасте от года проводит львиную долю времени на полу, поэтому желательно, чтобы покрытие было как можно более натуральным. Самым предпочтительным является пробковый пол. Он экологичен, легко реставрируется, а при ходьбе по такому покрытию уменьшается нагрузка на позвоночник. Однако он, как и паркетный пол, стоит недешево. Хорош пол из натуральных материалов – деревянная доска или шерстяное (ковровое) покрытие. Ковер создает звукоизоляцию, на нем тепло играть и не больно падать. Но если малыш склонен к аллергии, то ковер использовать будет проблематично.
Любые другие искусственные покрытия пола для здоровья малыша окажутся просто вредными.
Самым экологичным материалом для детской мебели является натуральная древесина. Оптимальным вариантом может быть мебель из сосны: она стоит недорого и выглядит вполне эстетично. Мебель из ДСП, которой сейчас много в магазинах, конечно, дешевле, но некоторые виды этого материала выделяют фенол и формальдегид, очень вредные для здоровья человека (малыша особенно). Поэтому обязательно убедитесь в наличии гигиенического сертификата при покупке такой мебели. Сейчас в продаже имеется удобная модульная мебель, которая способна «расти» вместе с малышом. Со временем можно будет раздвинуть кровать в длину, надставить стеллажи по мере роста ребенка и т.п.
В комнату малыша телевизор лучше не покупать (сегодня телевидение вообще можно считать в домашнем воспитании врагом номер один). Детские мультики лучше всего вводить в «рацион» эстетического «питания» много позднее, после того, как у малыша появится интерес слушать выразительное чтение взрослыми книжек, т.е. к аудиальному восприятию и представлению (воображению) доступных сюжетов. В противном случае просмотр мультиков (не говоря уже о рекламных роликах) формирует опыт ленивого получения готового продукта, что ни уму (мышлению), ни сердцу (чувствам) пользы не приносит.
А вот магнитола в комнате должна быть обязательно. Крайне необходимы музыкальные программы: релаксационные – перед сном (музыкотерапевтические, например, «Мамины колыбельные», «Моцарт для малышей», «Голоса природы» и др.), классические музыкальные миниатюры В.Моцарта, А.Вивальди, Й.Гайдна, Ф.Шопена, П.Чайковского, Г.Свиридова и детские песни. Хорошо читать или прослушивать в аудиозаписи сказки, позволяющие активизировать процессы восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления в целом.
К возрасту 2-3 лет комнату малыша целесообразно разделить при помощи стеллажа или шкафа на две зоны - игровую и спальную.
Важно помнить, что поддерживать порядок в своем гнездышке-комнате ребенку лучше самому. Поэтому вешалки для одежды и полки в шкафу необходимо делать на уровне его роста, чтобы создать условия для самообслуживания - самостоятельного освоения бытовых действий – основы трудоспособности. Если есть возможность, то оптимальным решением будет приобретение комода, чтобы можно было удобно для малыша разложить в нем детские вещи.
Игрушки лучше хранить в ящиках на колесиках (чтобы легче передвигать), наклеив на них изображения того, что в них должно лежать: в одном – куклы (или машинки), в другом - кубики. Это тоже будет способствовать научению малыша классифицированию предметов.
Для книг, карандашей, красок, бумаги и пластилина лучше отвести специальную полку в стеллаже.
Даже если комната небольшая, постарайтесь выделить уголок под спортивный комплекс: «шведская стенка», канат, кольца и мягкие маты занимают минимум места, а для здоровья ребенка польза очевидна. Стены лучше украшать рисунками хозяина комнаты.
Грязную одежду малыш с удовольствием будет складывать в специальную забавную в виде зверушки корзину, а маме легко будет забирать ее в ванную комнату вместе с содержимым.
Уважайте суверенитет ребенка, даже самого маленького. Не берите без спроса его вещи и не убирайтесь в комнате без малыша, предоставляйте ему хотя бы минимальную возможность самостоятельно участвовать (а вы как бы лишь помогаете ему) в преобразованиях своей комнаты. Однако без ведома малыша меняйте надоевшие ему игрушки, убирая их на пару недель. Чуть позабытые, они вновь заинтересуют ребенка.
БЕЗОПАСНОСТЬ. Чем старше будет становиться малыш, тем чаще он будет оставаться в комнате один. Поэтому необходимо предотвратить любые возможные травмы.
1. Мебель не должна иметь острых углов и краев. Сделайте или купите специальные мягкие набойки (наклейки) на все выступающие острые углы столов, кроватей и другой мебели.
2. На двери необходимо купить специальные накладки, не дающие захлопываться при самостоятельном оперировании ими малыша, дабы не прищемить ручки.
3. На окнах летом должны быть обязательно москитные сетки. Открытие окон должно быть непосильным для малыша.
4. Высокие шкафы лучше закреплять (прикручивать) к стене, чтобы повиснув на дверке или встав на выдвижной ящик, ребенок не опрокинул его на себя.
5. Все мелкие детали должны быть убраны или закреплены.
6. На всех розетках в квартире обязательны заглушки.
7. Выдвижные ящики не должны выдвигаться до конца.
8. Все, на чем малыш может повиснуть, должно быть закреплено.
9. На батареи лучше надеть защитные экраны.
Однако необходимо помнить главное: все эти меры безопасности важны только для одного - обеспечения полноценных условий для самостоятельного удовлетворения ребенком врожденной познавательной (исследовательской) потребности постигать свойства окружающих предметов. Мозг ребенка способен усваивать информацию в десятки раз быстрее и больше, чем это способен специально обустроить взрослый человек. Следовательно, необходимо предоставить ребенку возможность усваивать ее в своем темпе и объеме (исключив лишь опасные для жизни предметы). Позвольте малышу реализовать свои природно-естественные исследовательские потребности, заботясь лишь об одном – называйте словами те предметы, которые оказываются в зоне внимания малыша (перечисляя по возможности свойства этого предмета: гладкий или шершавый, теплый или холодный, красный или синий, твердый или мягкий и т.п.). Мозг младенца способен усваивать в десятки раз больше информации, чем мы себе можем представить.