Если «последствия» не работают

Если проблемы ребенка слишком серьезны и родители самостоятельно с ними не справляются, то необходимо обратиться за помощью к семейному педагогу-психологу.

Однако существуют распространенные причины родительских ошибок:

1. Использование в воспитании в большей мере отрицательных «последствий», чем положительных. Детям в этом случае не остается ничего другого, как искать положительные «последствия» где-то в другом месте.

2. Иногда родители ожидают положительных изменений в поведении ребенка слишком рано. Не следует забывать, что поведение вашего ребенка складывалось не за один-два дня, поэтому наберитесь терпения и старайтесь замечать даже самые мелкие изменения в лучшую сторону.

3. Некоторые родители путают исконные права ребенка (на пищу, одежду, общение) и поощрения (прогулки с друзьями, телевизор, карманные деньги и другие удовольствия, лишение которых не принесет ребенку никакого вреда).

Правила назначения «последствия»

1. Будьте кратки и конкретны. Не читайте длинных нотаций.

2. Необходимо убедиться, что ребенок точно знает, за какие действия (проступки) он получил соответствующее «последствие» - поощрение или наказание.

3. Важно быть последовательным. Недопустимо, чтобы один раз какому-то поступку соответствовали серьезные «последствия», а в другой раз такой же поступок остался без «последствий».

4. Доводите дело до конца. Если вы приняли решение о поощрении ребенка за какое-то выполненное задание, не забудьте об этом. И наоборот, не поддавайтесь на уговоры ребенка и выполните то негативное «последствие», которое вы назначили до того. Если вы необдуманно поддались гневу и «последствие» было слишком серьезным – извинитесь перед ребенком и сделайте так, чтобы «последствие» соответствовало проступку.

5. Старайтесь избегать предупреждений, которые будут означать, что вы только грозитесь «последствиями», т.е. предупредили, но не исполнили свои же обещанные «последствия». Такие ваши действия очень скоро потеряют эффективность.

6. Позитивное «последствие» должно сопровождаться вашими искренними дружелюбными эмоциями, полными энтузиазма и надежды на повторение подобных действий ребенком. Отрицательные же «последствия» должны констатироваться спокойным тоном (без крика и сердитости), так как на фоне гневных интонаций дети хуже воспринимают то, что им говорится.

7. Если при бурно негативном поведении ребенка вы не успеваете сообразить в конкретной ситуации, какое негативное «последствие» может быть назначено, воспользуйтесь «тайм-аутом». «Тайм-аут» означает, что ребенок должен посидеть на одном месте (кухонном стуле, диване, скамейке или кресле, но вдали от развлекающих вещей - телевизора или игрушек) определенное время. (Помните, на каждый год жизни ребенка должно приходиться не более одной минуты «штрафного» времени.) Когда время «тайм-аута» закончится, спросите: «Ты готов встать и делать… (повторите данное вами раньше указание). Допускается любой приемлемый ответ ребенка: «да», кивок головой или утвердительная интонация.

Эффективная похвала

Эмоциональная регуляция ребенка не формируется вне эффективной похвалы родителей. К сожалению, родители легче замечают ошибки и недостатки ребенка, чем достижения и достоинства своих детей.

Для того чтобы научиться сосредоточивать внимание на хорошем, что есть в вашем ребенке, от вас потребуются определенные усилия. Начав регулярно замечать микродостижения и хвалить за них своих детей, вы очень скоро убедитесь, насколько это благотворно скажется на их поведении. А для родителя это насущная потребность проявить свою истинную любовь, заботу и внимание, которых так не хватает современным детям (пожалуй, нашим детям чаще приходится сегодня сталкиваться с примерами насилия и терроризма, чем истинной любви, внимания и признания).

Определите свои возможности для эффективной похвалы ребенка:

1. Составьте список того, в чем ваш ребенок уже преуспел. (Например, сам встает по утрам, или убирает у себя в комнате, или всегда гасит за собой свет.). Похвалите его за это.

2. Замечайте все положительное в поведении и хвалите за каждый новый следующий успешный шаг.Постарайтесь обращать внимание на те успехи, которых он добивается, как бы малы или незначительны они не были.

3. Хвалите его за попытку или стремление научиться чему-то новому. Вне зависимости от возраста ребенка ваш энтузиазм и внимание к его потребности добиться успеха скоро скажется и в других областях его деятельности.

АЛГОРИТМ 4

1. Продемонстрируйте свое одобрение. Существует много слов для того, чтобы показать ребенку, как вас обрадовало его поведение. Выражайте открыто и искренне свое восхищение: «Здорово!», «Очень хорошо!», «Замечательно!», «Я потрясен!», «Я горжусь тобой!» При этом нужно быть искренним - улыбнуться, обнять ребенка, взять его на руки, подмигнуть, похлопать по плечу и т.п.

2. Опишитеположительное поведение. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что именно хорошего он сделал и мог повторить это в будущем. Например: «Валя, спасибо за то, что помогла мне убрать со стола и положить все в холодильник», или «Какой ты молодец, Никита, что после туалета помыл руки».

3. Объясните причину.Важно, чтобы дети понимали, почему то, что они сделали, приносит пользу им самим и (или) окружающим. Например, если ваш сын помог убрать вам в гостиной, объясните ему, почему это хорошо: «Ты убрал в гостиной, и этим очень мне помог. Теперь до прихода гостей я все успею приготовить».

Или: «Ты мне помог, у меня теперь есть свободное время, чтобы отвести тебя к другу. Я не знаю, успела бы я это сделать без твоей помощи».

Или: «Очень важно уметь принимать критику со стороны учителя. Тогда он будет знать, что ты берешь на себя ответственность за ошибки в домашней работе и будет стараться тебе помочь, когда у тебя возникнут трудности».

Или: «Когда ты возвращаешься домой вовремя, я начинаю больше доверять тебе, и, возможно, буду чаще отпускать тебя по вечерам».

Или: «Если ты разрешишь детям играть со своими игрушками, они поделятся с тобой своими».

Иногда к эффективной похвале стоит добавить еще и награду, предоставив ему какую-то привилегию. Вознаграждения бывают большими и маленькими – главное, чтобы их размеры соответствовали поведению, которое вы хотите закрепить.

Бывает, что родители (чаще бабушки) постоянно хвалят своих детей (внуков) за все подряд, но им кажется, что для тех это не имеет никакого значения. Однако при этом необходимо понимать, что одобрение обесценивается, если звучит постоянно,то есть вне зависимости от того, что конкретно хорошего сделал ребенок.

Таким образом, разумное воспитание для родителя означает умение пристраиваться к потребностям ребенка, его внутреннему миру как значимому продолжению себя и предлагать (поначалу построив модели в своем сознании) приемлемые способы социального разрешения, удовлетворения возникших желаний и устремлений. Если родители научились, не запрещая, но в согласовании с ним решать любые мелкие бытовые вопросы, то выиграют от этого все: ребенок будет тренироваться в подражании родителям поиска разумного решения (значит и при решении большей своей жизненной проблемы не окажется «безоружным»); родитель продлит свою молодость, отодвинув старость (ибо она характеризуется, прежде всего, шаблонностью восприятия новой информации); а общество, получая как гражданина не потенциального «полупреступника», а разумно мыслящего человека, имеет в итоге человека способного как в личной, так и профессиональной жизни свои «хочу», «могу» и «надо» совмещать в гармоничном единении, – счастье.

Глава 5

Наши рекомендации