Неправильные стратегии воспитания
ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ – чрезмернаяопека (любовь)и вседозволенность. Доминирование ситуаций вседозволенности не позволяют ребенку накопить главный признак самостоятельности - чувство ответственности и долженствования. Это случается, например, когда родители безумно (без ума!) любят ребенка и потакают любым его прихотям, или считают удобнее и правильнее быстрее сделать за него, не утруждая себя размышлениями о необходимости учитывать условия формирования Самости ребенка, или настолько торопятся опередить ребенка по удовлетворению его потребностей, что не обращают внимания на естественную (уже!) готовность ребенка самостоятельно сделать посильные для него действия. Все это и порождает стратегию гиперпротекционного воспитания.
Другой распространенной причиной чрезмерно выраженной заботы является неосознанный родительский страх перед самостоятельностью ребенка.
Родитель часто подсознательно стремится сохранить его зависимость от себя, делая свою любовь наградой за желаемое поведение ребенка. Пристально контролируя поведение своего чада, опережая его в самостоятельных попытках жизнедеятельности, родитель превращает ребенка в «заложника» своей якобы любви.
Такая позиция родителя является причиной невротического развития ребенка, во-первых, с неустойчивым, преобладающе негативным самоотношением, зависящим от внешней, прежде всего родительской (а в дальнейшем – социальной) оценки, а во-вторых, с извращенной формой ответственности, когда причину результатов своей деятельности ребенок (а затем и взрослый) привыкает искать извне, в чужих ценностях и внешне обусловленных критериях.
Особенно неблагоприятен такой стиль воспитания для детей с психастенической и сенситивной тенденциями развития характера, ведущих к усилению астенических черт. А у гипертимных детей такой стиль родительского поведения провоцирует резкую эмансипацию характера.
ГИПОПРОТЕКЦИЯ – недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам ребенка, его волнениям, переживаниям, увлечениям. Это проявляется в попустительском (почти равнодушном) отношении родителя к приобретаемому ребенком социальному опыту. Такие родители склонны рассуждать примерно так: «Ничего страшного не произойдет, вырастет и все поймет сам». Другая похожая позиция родителя проявляется в жестких требованиях к ребенку и поиске виноватых среди родственников («весь в бабушку или дедушку» и т.д.) или педагогов, которые (по мнению родителя) обязаны правильно воспитать его ребенка (в детском саду, затем школе, институте).
Маленькое примечание. Конечно, педагоги-профессионалы обязаны знать все известные закономерности и «тонкости», особенности формирования личности, но вне ведущей роли родительского участия в этом процессе любой социально-образовательный институт не способен сформировать полноценно здоровую личность. Даже поистине подвиг воспитателя любого детского дома – гипертрофированного «родителя» - не в состоянии полноценно компенсировать ребенку потребность в родительской любви и семейной атмосфере. Пожалуй, это получается (и то не всегда) лишь в домах, где приемные дети (сироты) живут в полноценной семье.
Такое скрытое отвержение, непринятие ребенка таким, какой он есть (какой родился), проявляется в формальном воспитании родителя с ориентацией на требования внешних стандартов (по принципу «как у всех»).
Такая позиция родителя приводит:
· к неустойчивому самоотношению ребенка;
· преобладанию осознанной позиции с опорой на внешние критерии и признаки в ситуации принятия решения;
· ощущению независимости результатов своей деятельности и собственных усилий.
Особенно неблагоприятен такой стиль воспитания для гипертимных, неустойчивых и конформных типов акцентуаций характера у детей.
«КУЛЬТ БОЛЕЗНИ» – демонстрация родителями своей любви к ребенку, которая проявляется в предоставлении ему особых правв ситуацияхдаже незначительных затруднений - недомогания или легкого ушибаи тем более заболевания ребенка. Культивируется опыт, когда ребенок искренне начинает считать, что ему все должны, а он – «центр вселенских» событий. Это порождает эгоцентризм, инфантилизм, цинизм. Демонстративное предоставление исключительныхправ ведет к формированию у ребенка комплекса «нарциссизма» - осознания себя центром всеобщего внимания (например, в ситуации ярко выраженной жалости и показательно заботливом отношении всех членов семьи к разбитой коленке малыша), что приводит к соответствующим отклонениям, акцентуациям характера истероидного, шизоидного и эпилептоидного типов.
Маленькое примечание. Конечно, для родителя дети – центр Бытия. Но не надо без ума «выливать» на них всю свою неистраченную еще любовь (ваша любовь нужна не только детям!), в которой они будут «купаться» сейчас, но, привыкнув к такому отношению и, требуя его уже как должное со стороны всех окружающих, могут «захлебнуться» затем в самолюбовании или «засохнуть» при незначительном социальном неодобрении, обвиняя «весь мир» в несправедливости по отношению к себе.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ – доминирование ситуаций неприятия ребенка, когда он ощущает свою «ненужность», чувствует, что им тяготятся. Такая болезненная деформация родительства стала реальностью в наше американизированное время социально-экономических катаклизмов, а примерами такого поведения родителей пестрят сегодня страницы средств массовой информации. Строго говоря, такое отношение нельзя и назвать-то родительским по определению.
Такое отношение тяжело сказывается на лабильных, сенситивных и астенических детях, усиливая черты этих типов акцентуаций характера. Возможно обострение соответствующих черт и у эпилептоидов.
ПРОТИВОРЕЧИВОЕ ВОСПИТАНИЕ – несовместимые, рассогласованные принципы воспитания родителей и других членов семьи или семьи и образовательного учреждения, в котором воспитывается ребенок. Такой стиль воспитания еще называют импульсивным (или ситуативным). Он является самым распространенным и оказывается особо психотравмирующим фактором для любых типов темпераментов в развитии акцентуаций характера. Противоречивое воспитание – продукт неосознанного и неразумного родительства, наивного предположения, что как-то все образуется само собой и без педагогических усилий.
В полной семье «импульсивность» как чувственная невоспитанность, эмоциональная зависимость проявляется в разных требованиях матери и отца. Например, один активно участвует в совместной с ребенком деятельности, демонстрируя ему социально важные умения и навыки, а другой родитель уклоняется от таких взаимодействий; или один родитель создает условия для успешной деятельности ребенка, а другой равнодушен, безынициативен к такому соучастию; или когда один родитель требует от ребенка одно, а другой – прямо противоположное, раздражаясь уже тем, что делается не по его воле. Если родитель воспитывает ребенка один (чаще - это мама, хотя уже нередко, - один папа), то рассогласованность действий может проявляться и здесь, когда для ребенка вводится то одно, то другое правило жизнедеятельности.
Такое поведение при внешне позитивном (или даже ситуативно любовном) отношении родителей к ребенку формирует у него скрытое ощущение своей несостоятельности, ограничения права на собственную активность, что приводит постепенно к недоразвитию самосознания, саморегуляции и способности быть самостоятельным.