И возможные пути (методы) коррекционно-педагогической работы
Характеристика акцентуаций | Педагогические рекомендации для родителей (что надо делать) |
1. Гипертимный тип отличается высоким психофизиологическим тонусом, неудержимой актив-ностью, жаждой деятельности, смелостью (шумливостью, склон-ностью к озорству), неспособностью длительного сосредоточения на конкретном деле или мысли; тенден-ции не доводить начатое дело до конца. При доминировании хороше-го настроения, жизнерадостности и быстрой адаптации в новых для себя ситуациях, характерны корот-кие вспышки раздражительности. Радость от общения с людьми и стремление к неформальному лидерству сочетается с неразбор-чивостью в выборе партнеров и тягой к компаниям асоциального поведения. | Учитывая энергичность и неусид-чивость ребенка, создайте условия для проявления его активности и инициа-тивности, лидерства и предприим-чивости, свободного и интересного для него общения. Избегайте проявления власти и жесткой требовательности, исключите мелочный контроль, не допуская безнадзорности и недостатка внимания. Не поручайте кропотливую однообразную работу, требующую усидчивости и ограничивающую связь с другими людьми. Не допускайте формальных отношений, проявляя доброжелательность и искренний интерес к его делам. Внутренний ресурс Жизнерадостность, постоянный оптимизм, щедрость, инициативность и общительность. |
Продолжение табл. 26
Провоцирующие (конфликтогенные) ситуации, обостряющие проявление отрицательных черт гипертима: · лишение свободного и разнообразного общения, вынужденное одиночество; · однообразная, монотонная деятельность, требующая тщательных и кропотливых действий; · ограничение двигательной активности, вынужденная бездеятельность; · необходимость подчинения своих действий правилам и определенным нормативным требованиям; · однообразная обстановка, вынужденный отказ себе в новых впечатлениях. | |
2. Циклоидный тип склонен к резким колебаниям настроения: от активно радостного до понижено-депрессивного. Такая эмоциональная неустойчивость обусловливает немотивированность и непосле-довательность своих действий, частое проявление недовольства и грубости в ответ на замечания, вспышки раздражительности, упрямства и придирчивости. | При общении важно почувствовать и понять его настроение и строить отношения в зависимости от того, как ребенок чувствует себя в данной ситуации: если настроение пониженное – требования следует исключить, если эмоциональный тонус позитивный, настроение хорошее – возможно допускать нагрузки с обеспечением условий для успешного завершения деятельности. На этапе (цикле) эмоционального подъема необходимо вести работу по осознанию ребенком своих эмоций с целью их самоконтроля в дальнейшем. На этапе спада настроения необходимо оказывать теплую поддержку, помогая справляться с упадком сил, не допуская при этом попыток повлиять на его поведение. Внутренний ресурс В период позитивных переживаний склонен проявлять жизнерадостность, общительность инициативность. В периоды негативно-депрессивных состояний склонен к задумчивости, грусти, способен к сопереживанию. |
Конфликтогенные ситуации, обостряющие проявление акцентуаций циклоидного типа поведения: · эмоциональное отвержение, дистанцирование со стороны значимых для него людей; · жесткие требования изменения привычного поведения; · неожиданные поручения, просьбы, противоречащие его текущему настроению; · чрезмерные нагрузки, особенно на стадии спада настроения. |
Продолжение табл. 26
3. Лабильный тип проявляется в чрезмерной чувствительности, чуткости даже на слабые раздражители. Крайняя подвижность настроения зависит даже от ничтожного повода: из-за нелестного слова, неприветливого взгляда или сломанной игрушки впадает в мрачное настроение, а от хорошей новости радуется искренне и весело. Глубоко привязан к тем, кого любит и о ком заботится. В периоды подавленного настроения – раздражителен, вспыльчив, склонен к конфликтности. | Уделяйте особое внимание взаимоотношениям ребенка в семье, группе, классе со значимыми для него сверстниками и взрослыми, поддерживая эмоционально теплые, эмпатийные отношения, сопереживание. Чаще пользуйтесь одобрением, подбадриванием, утешением и приятной перспективой, обеспечивая эмоциональный контакт и взаимопонимание. Это позволит снимать лишнюю тревожность и переживания негативных эмоций. Внутренний ресурс. Глубина чувствования, искренность отношений со значимыми людьми независимо от настроения. Общительность, добродушие, чуткость, эмоциональная отзывчивость в периоды переживания позитивных эмоций. | |
Конфликтогенные ситуации, обостряющие проявление акцентуаций лабильного типа: · любое ущемление чувства собственно достоинства; · эмоциональное отвержение или критика его поведения со стороны значимых лиц, а также разлука (или тем более утрата) с тем, к кому привязан; · отсутствие успеха, признания, внимания; · угроза наказания, сильная конкуренция. | ||
4. Астенический тип проявляется капризностью, раздражительностью, плохим сном и аппетитом. Бесконечно сомневается, безынициативен, склонен верить в приметы, мотивирован на избегание неудач, склонен к навязчивым опасениям, идеям и ритуалам. Крайне нерешителен,эмоционально истощен. | Необходимо создавать ситуации, в которых ребенок мог бы проявить уверенность, смелость, успешность. Ненавязчиво, тактично оказывайте необходимую помощь в трудных для него моментах. Вполне допустима завышенная оценка успехов с целью повышения его самооценки уверенности в себе. Обеспечьте разумный режим деятельности (труда) и отдыха, исключающий переутомление. Исключите ситуации соревновательного типа. Внутренний ресурс. Скромность, аккуратность, исполнительность, дружелюбие. | |
Конфликтогенные ситуации, обостряющие проявление акцентуаций астенического типа: · критика и насмешки над неумелыми действиями, ошибками, слабостями; · вынужденная необходимость отстаивать свою точку зрения или общаться с большим количеством людей (публичное выступление); · необходимость быстрого переключения в работе или общении; · длительное или внезапное психическое или физическое напряжение. | ||
Продолжение табл. 26
5. Сензитивный тип глубоко впечатлителен, отзывчив, эстетически утончен. Трудно переживает свои слабые качества, склонен к самобичеванию, самокритике, самообвинению. Мнительность граничит с замкнутостью и пугливостью, болезненными переживаниями своих неудач и трудных ситуаций. | Постоянно повышайте самооценку, помогая преодолевать чувство ложной неполноценности. Помогайте утверждаться в сферах, где он чувствует себя слабым и неуверенным. Создавайте ситуации, где он будет чувствовать, что нужен другим. Исключите насмешки, чаще подбадривайте. Внутренний ресурс Добр, внимателен к людям, ответственен, самокритичен, предъявляет повышенные требования к себе, стремится преодолеть свои слабые стороны, спокоен, разумен. | |
Конфликтогенные ситуации, обостряющие проявление акцентуаций сензитивного типа: · несправедливые обвинения (особенно публичные); · открытое соперничество, критика или насмешки, недоброжелательное внимание, угроза репутации; · вынужденное одиночество, невозможность поделиться своими переживаниями с другом. | ||
6. Психастенический тип характеризуется робостью, нерешительностью,опрометчивостью в принятии решений, склонностью к бесконечным рассуждениям («умственной жвачке»), сознательным педантизмом, тревожной мнительностью, навязчивыми страхами и двигательной (моторной) неловкостью. | Исключите ситуации высмеивания его действий. При общении избегайте обращения к его чувству ответственности, но поддерживайте любой положительный почин, не подавляйте его инициативу. Создавайте ситуации, в которых он смог бы проявить себя решительным человеком. Поощряйте стремление самостоятельно принимать решения и готовность действовать в соответствии с ним. Если отношения установлены доверительные, подробно обсуждайте с ним возможные последствия его действий. Внутренний ресурс Серьезность, аккуратность, добросовестная исполнительность, рассудительность, верность обещаниям, надежность, ровное настроение. | |
Конфликтогенные ситуации, обостряющие проявление акцентуаций психастенического типа: · требования быстрого переключения с одного дела на другое; · необходимость быстрого принятия самостоятельного решения или выполнение задания без четких инструкций и указаний; · прямая критика его действий; · ответственность за других; · длительные психические или физические нагрузки. | ||
Продолжение табл. 26
7. Шизоидному типу свойственны раздвоенность сознания, замкнутость (симпто-мы аутизма), эмоциональная холодность, трудности в построении межличностных отношений (равнодушие и черствость), эгоизм,нетерпи-мость к критике, склонность к вычурной символике, фантазиям, неуклюжесть моторики. | Избегайте излишней настойчивости, навязчивости при общении. Используйте прием «пристраивания» к его мнению, чтобы в процессе его высказываний направлять разговор в нужное русло. Эффективно давать индивидуальные задания с учетом интересов ребенка. Для развития коммуникативных способностей полезно включать его в различные коллективные формы деятельности (турпоходы и т.п.). Внутренний ресурс Устойчивость интересов, серьезность, неприхотливость к условиям деятельности, творческая продуктивность своих идей без притязаний на их внедрение. |
Конфликтогенные ситуации, обостряющие проявление акцентуаций шизоидного типа: · необходимость самому устанавливать контакты с людьми (даже близкими), вести разговор по душам; · вторжение посторонних людей в его внутренний мир; · изменение сложившихся условий жизни, привычек поведения, стереотипов мышления; · необходимость выполнять умственную деятельность по плану, правилам, схемам; · необходимость руководить другими людьми в групповой деятельности. | |
8. Эпилептоидный тип проявляется в активном стрем-лении к власти, контрастном соотношении злобности и мстительности, гневливости и жестокости с бережливостью и аккуратностью ко всему «своему» (до педантизма). Характерна повышенная ревнивость и нетерпимость к чужому мнению, эгоцентризм. Конфликтогенные ситуации усиливают агрессию даже к самому себе вплоть до садомазохизма. | Важнейшие качества родителя – терпение и чуткость, тактичность по отношению к переживаниям ребенка. Необходимо находить и вовлекать его в такие дела, которые бы отвлекали от негативных эмоций и снимали напряжение. Выслушивайте ребенка (давайте выговориться) на темы, интересные для него. Открыто поощряйте его даже маленькие достижения, помогая ему самоутвердиться. Учитывая притязания на роль командира, поручайте ему руководство какими-либо играми небольших групп детей. Внутренний ресурс Бережливость, аккуратность, пунктуаль-ность (до педантизма), внимательность к своему здоровью, исполнительность. |
Продолжение табл. 26
Конфликтогенные ситуации, обостряющие проявление акцентуаций эпилептоидного типа: · ограничение возможности проявлять свой авторитет, удовлетворять свои потребности; · критика действий, насмешки над недостатками; · жесткая конкуренция со стороны сильных и энергичных людей; · необходимость внезапного изменения (тем более самостоятельного) устоявшихся порядков и установленных правил; · ущемление его прав и достоинства, измена близкого человека. | |
9. Истероидный тип отличается беспредельным эгоцентризмом, стремлением любой ценой обратить на себя внимание. Любит похвалу в свой адрес, претендует на роль лидера, хотя воля неразвита, чувства неглубоки. Стремится вызвать восхищение окружающих демонстративными поступками, наигранностью, позерством и неестественностью поведения. Фантазирование, лживость и ловкое ориентирование в ситуациях неопределенности позволяют ему использовать свои высокие притязания для удовлетворения своих эгоисти-ческих намерений. Желания всегда преобладают над разумом. | Необходимо создавать и использовать естественные ситуации, где без директивности, ненавязчиво учить осмысливать свои мотивы и искать пути нравственного удовлетворения своих желаний, преодолевая стремление быть в центре внимания. Побуждайте его интерес к своим родным, близким, окружающим, поощряя его рассказы об успехах и достижениях других. Создавайте условия и предоставляйте возможность для выхода эгоцентричных и самолюбивых устремлений в социально-полезной деятельности с учетом его способностей. Внутренний ресурс. Коммуникабельность, активность и целеустремленность, находчивость и готовность взять руководство на себя, энергичность, хотя и быстро истощающаяся. |
Конфликтогенные ситуации, обостряющие проявление акцентуаций истероидного типа: · равнодушие и сознательное игнорирование его личности, задевающее его самолюбие; · критика его достижений, разоблачение его помыслов, высмеивание; ограничение круга его обожателей; · невозможность проявить себя в полной мере, отсутствие ярких событий и возможностей проявить свои способности; · вынужденное пребывание в постоянном психическом и (или) физическом напряжении. | |
10. Неустойчивый тип часто наблюдается у детей, перенесших травму мозга. Характеризуется легкой внушаемостью, подчиняемостью и безынициативностью. Склонен к делинквентному (отклоняюще- | К нему нужен тактичный подход. Проявляйте терпение. Не оставляйте без постоянного внимания, будьте с ним настойчивы и последовательны, обеспечивая согласованность усилий всех - родителей и педагогов, - не допускайте серьезных разногласий. Вполне допустим физический |
Окончание табл. 26
муся) поведению, праздному безделью и получению удовольствий без своих затрат. Легко поддается влиянию других, любопытен (всюду «суёт свой нос»), но труслив, боится наказаний. | труд, позволяющий эмоционально разрядиться и в качестве хорошего средства организации дисциплинированных действий. Внутренний ресурс. Доброжелательность, готовность оказать услугу, выполнить просьбу, общительность и быстрота переключения в делах. |
Конфликтогенные ситуации, обостряющие проявление акцентуаций неустойчивого типа: · необходимость длительных усилий и концентрация сил; · жесткое подчинение дисциплинарным требованиям; · гиперопека, жесткий и мелочный контроль; · необходимость самому принимать конкретные решения и нести за них ответственность; · ограничение общения с людьми, которые помогают развлекаться. |
Маленькое примечание. Однако не торопитесь ставить «диагноз». Но если вы все же обнаруживаете у своего ребенка (или себя) тенденцию к развитию той или иной акцентуации, то поищите прежде всего тот внутренний ресурс, который способствует личностному росту, минимизируя негативные черты характера.
Первичным принципом в успешной педагогической работе служит опора на позитивные черты характера ребенка, являющиеся внутренним и главнейшим ресурсом в личностном росте любого человека. Именно учет этого ресурса и знание негативных черт характера и дает возможности родителю (или педагогу) грамотно и эффективно гармонизовать (нейтролизовать негативные и активизировать позитивные) особенности характера ребенка.
Для того чтобы легче избежать столь нежелательных последствий - акцентуаций характера у ребенка, родителям необходимо понимать, как не надо воспитывать своего ребенка, какие стратегии воспитания как доминирующие в организации своего взаимодействия с ребенком следует выбирать, а какие нет.