Показатели нормативного развития ребенка
ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Воспитание – это, прежде всего,
формирование чувств человека.
Академик Н.М. Амосов
Первый год жизни закладывает «фундамент», основы психофизического и духовного отношения человека к жизни. А первые три года жизни определяют на ¾ (!) содержание черт характера (плохих или хороших) и стратегической направленности (созидательной или разрушительной) дальнейшего личностного развития. Именно первоначальный эмоционально-чувственный опыт (позитивный или негативный по содержанию) воспринимается ребенком как норматив, эталон и в дальнейшем формируется в привычку действовать именно так.
Таким образом, устойчивость проявления психических процессов, свойств интеллекта и качеств характера ребенка формируются именно в первые три года жизни, первый из которых является буквально определяющим, фундаментальным. Поэтому в первый год жизни колоссально важно избежать заболеваний (они серьезным образом затормаживают развитие психики ребенка) и нежелательных воздействий (условий жизни и воспитания).
Первые впечатления оставляют следы в психике ребенка навсегда, в его эмоциональной памяти запечатлеваются события, опыт переживания которых определяет дальнейшую стратегию его жизни – доминирующую (созидательную или разрушительную) направленность развития и стиль жизни человека, а также образ - «Я», характер отношений и жизнеспособности. Стратегия или направление развития человека определяется содержанием потребностей, устремлений (мотивацией) и умением удовлетворять их самостоятельно или за счет других.
Маленькое примечание. Достаточно лишь напомнить о том, как великие психиатры и психотерапевты С. Гроф, К.Г.Юнг, А.Эриксон, А.Маслоу, В.Ананьев, А.Гнездилов и др., работая с тяжело больными пациентами, погружали их в глубокий транс, и люди вспоминали, что происходило с ними до и сразу после рождения. Нередко это помогало выявить корень заболевания или нарушения психики человека.
Таким образом, в педагогике младенческого возраста формирование интеллекта и характера личности происходит на основе приобретаемого субъектом сенсорного (т.е. чувственного)опыта.
Идею этого тезиса сформулировал еще великий русский психофизиолог И.П.Павлов, который заметил, что «сбор» и воспроизведение информации человеком происходят в двух сигнальных системах (см. рис. 1), базовой из которых является система накопления чувственного опыта.
визуальный
аудиальный
Вкусовой
Обонятельный
Тактильно-кинестетический
Рис. 1. Схема систем усвоения и воспроизведения индивидом информационных потоков
(по И.П.Павлову)
Первая сигнальная система базируется на реактивных возможностях органов чувств: зрительных (или визуальных), слуховых (или аудиальных), кожно-мышечных (или тактильно-кинестетических), обонятельных и вкусовых реакциях (врожденных особенностей индивида - задатков) - и накапливаемых в процессе жизни эмоционально-перцептивных впечатлений - опыта чувственно-эмоционального реагирования. Зрение, слух, осязание, вкусовые и обонятельные впечатления и составляют основу познания мира и являются первостепенным условием развития мозга - мышления ребенка. В современной психологии эту систему усвоения информации и приобретаемый с ее помощью опыт называют невербальным. Этот опыт является фундаментальным, основным в развитии интеллекта и самосознания человека. Именно поэтому формированию чувственно-эмоционального опыта человека следует уделять пристальное внимание в процессе всей его жизнедеятельности, но особенно бдительными родителям необходимо быть к первым впечатлениям ребенка на первом году жизни.
Вербальный опыт относится (по И.П.Павлову) ко второй сигнальной системе индивида и основан на умении обозначать воспринимаемые явления окружающей действительности словами, терминами, понятиями, специальными знаками (цифрами, нотами, символами, графиками).
Вторая сигнальная система начинает функционировать значительно позднее первой (к концу первого года жизни), она основана на невербальной информации и связана исключительно с условиями восприятия и дальнейшего обозначения словами (или другими знаками и символами) тех или иных свойств и качеств явления, которые могут быть усвоены человеком только непосредственно, т.е. чувственным путем. Это возможно только в ситуациях непосредственного общения ребенка со взрослыми и составляет основу его социализации, приобщения к опыту того общества, в котором он проживает (по народному принципу: с кем поведешься, от того и наберешься).
Так, например, первому слову ребенка «мама» предшествует его активный чувственно-эмоциональный опыт восприятия по всем каналам этого дорогого для него ЯВЛЕНИЯ:
1) ребенок слышит интонации голоса мамы уже с четвертого месяца ее беременности и узнает ее голос из тысячи других;
2) прикосновения ее рук он чувствует с первых мгновений своего рождения и не спутает их ни с чьими другими;
3) запечатлевается первый зрительный образ мамы (вот почему важно, чтобы ребенок увидел сразу после рождения глаза мамы и папы, получая при этом только позитивные эмоциональные впечатления);
4) естественные запахи тела мамы и папы должны сопровождать малыша сразу после рождения и впоследствии (особенно в первый год жизни) и родители должны пахнуть собой, (а не аллергийной для малыша парфюмерией);
5) вкус мамы ребенок усваивает буквально с грудным молоком (а вместе с ним и состояние, настроение, переживания мамочки, ее мыслеобразы). Недаром в народе говорят: впитал с молоком матери!
Такое неоднократное (по всем каналам) восприятие перечисленных свойств формирует у малыша естественное представление свойств ожидаемого и жизненно значимого для него образа, который ребенок вслед за взрослыми научится впоследствии обозначать словом «мама». Так в дальнейшем происходит усвоение человеком смысла любого понятия: сначала - в чувственно-материализованном, наглядно-действенном выражении, затем – в наглядно-образном и вслед за этим – в словесном. В педагогической психологии такой механизм усвоения называют «подведением под понятие» [Л.И. Божович].
Но бывает и так, что усвоенное слово, за которым нет опыта субъективного чувствования, остается формально усвоенным для человека. Так, например, в детском саду можно наблюдать детей, использующих в общении слова, смысла которых они не понимают и репродуцируют вслед за взрослыми (искренне стремясь подражать взрослому поведению) лишь внешнюю, формальную его часть – вербальную. Такое формальное усвоение слов опасно уже тем, что (как мина замедленного действия) постепенно накапливается опыт формализованного поведения, рассогласованного с истинным значением явления, что не может принести человеку познавательного удовлетворения. Напротив, такой опыт закладывает раздвоенность личностного развития (где содержание не находит соответствия с формой и наоборот), приводит к дисгармонии как с самим с собой, так и с окружающим миром. Это порождает опыт чувственного неудовлетворения, раздражительности, что является внутренней причиной конфликтно-агрессивного поведения человека со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Родителям это, видимо, необходимо понимать для того, чтобы владеть механизмом смыслового, личностно значимого для ребенка усвоения словарного запаса. Другими словами, если мы, например, желаем, чтобы ребенок усвоил смысл прочитанной нами книжки (а не только наслаждался тем, что родитель формально общается с ребенком), то ее надо настолько выразительно и чувственно доступно читать для малыша, чтобы вслед за переживанием описанных в книжке свойств и качеств явления приходило и усвоение смысла понятия.
Итак, прежде всего родителям необходимо научиться понимать смысл транслируемой малышом чувственнойинформации, которую он весьма точно передает посредством мимики лица (она у младенцев удивительно выразительна!) и интонаций голоса. Основные свои потребности в пище (сколько раз в день питаться), во сне (сколько и как ему спать), в движениях (сколько и как он любит гулять), в познании (получении новых впечатлений) ребенок поразительно умело проявляет с самого рождения. От родителей требуется лишь не менее чуткая восприимчивость своими органами чувств такой информации и ее адекватная интерпретация, понимание.
Немаленькое примечание. Заметьте, что традиционное восприятие родителями своего малыша связано, как правило, с отношением к ребенку как совершенно беспомощному существу и необходимостью «все делать за него». Но это так лишь в материальном, телесном понимании, и то не во всем. Важнейшая часть воспитания младенца заключается в развитии его психоэмоционального опыта, где он уже способен «дать фору» родителям в системе эмоционально-чувственных реакций. И не известно еще – кто кому здесь может быть более полезен - родитель малышу или наоборот.
И тем более в опыте духовном малыш является поистине непревзойденным земным Мастером – Ангелом (!), так как он изначально не в состоянии принести никакого вреда другим. А это уже один из важнейших принципов духовности.
Сегодня серьезной проблемой становится неразвитость сенсорной культуры взрослых, неспособность родителей чутко реагировать на чувственное и духовное знание малышом своих земных потребностей, которые он постоянно транслирует нам. С рождением малыша родителям дается уникальная возможность научиться вновь (так как в детстве мы все это имели и умели) чутко реагировать на невербальную, эмоционально-чувственную информацию, сохранять свои чувственные и духовные способности (у кого они были воспитаны) или заново развивать их (что еще более увлекательно). Малыш действительно может «заново научить» (если родитель не растерял способность обучаться) лучше любых научных методик чистотевосприятиячувственной и духовной информации (так как эта способность была у каждого из нас в младенчестве, но в силу неправильного воспитания и самовоспитания детренировалась в течение жизни). Взамен от родителей и педагогов он ждет немногого: научения удовлетворять свои земные телесные потребности и не повторять ошибок родителей в рассогласовании этих потребностей с духовными.
Содержание и динамику эмоционального развития малыша определяют «эмоциональные новообразования», последовательно формирующиеся на разных этапах развития ребенка.
В качестве ориентировочной основы родителю необходимо иметь основные нормативы эмоционального (или сенсорного) развития ребенка. Хорошо, чтобы такие нормативы были максимально конкретны, аналитичны и дифференцированы (по каждому из каналов восприятия). Это помогло бы, на наш взгляд, в главном – определении ориентиров нормативного развития и выбора каждым из родителей своего, удобного для него и малыша способа воспитания эмоционального развития.
А способы и условия воспитания такого развития родители вполне способны определить самостоятельно или с помощью существующей медико-психолого-педагогической литературы.
Представим далее описание нормативных характеристик психоэмоционального, поведенческого (или операционального), интеллектуального (или когнитивного) и коммуникативного развития ребенка первого года жизни.