Половое воспитание детей и подростков.

Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагоги­ческих, медицинских и социальных проблем.

Половое воспитание должно основываться на этапности полового развития. Вместе с тем оно органически свя­зывается с физическим и духовным воспитанием, кото­рые в свою очередь ведутся синхронно с этапами физи­ческого и нервно-психического развития. Практика по­казывает, что слишком поздние и слишком ранние меры по всем этим трем направлениям воспитания ведут к асинхронности и дисгармоничности развития, а сформиро­вавшиеся дефекты воспитания очень трудно преодолевать в дальнейшем.

В задачи воспитания любого ребенка должны входить следующие аспекты:

1. Создание оптимальных условий для правильного физического развития.

2. Использование методов и приемов для стимуляции нервно-психического развития, а затем обучение в школе познанию основ человеческого прогресса.

3. Учет в процессе физического и нервно-психическо­го воспитания половой принадлежности ребенка, так как темпы и характер развития у мальчиков и девочек на разных этапах неодинаковы.

4. Обеспечение дифференцированного трудового и ги­гиенического воспитания девочек и мальчиков исходя не только из их возможностей в данный момент, но и из их ролей в обществе в будущем.

5. При использовании любых методов воспитания обес­печение индивидуального подхода с учетом физических и нервно-психических особенностей.

6. Обеспечение воспитания морального отношения к противоположному полу.

I этап.

Свою половую принадлежность ребенок начинает осоз­навать на третьем году жизни, и это постепенно, в нара­стающей степени влияет на его поведение. Мальчики иг­рают с мальчиками, строят сооружения из камешков, дощечек, песка; любят играть в войну, пытаются мастерить. Девочки играют чаще с девочками; подражая ма­терям, возятся с куклами, заботятся об их одежде, гото­вят для них пищу. Уже в раннем и дошкольном возрасте девочки проявляют интерес к своей внешности, одежде; стараются быть привлекательными. У них преобладает эмоциональное восприятие мира, а в поведении — по­слушность, аккуратность, женственность, чуткость. Од­нако при погрешностях в воспитании они более каприз­ны и своевольны, чем мальчики.

Отношения ребенка раннего и дошкольного возраста с родителями устанавливаются уже в зависимости от его пола. Ребенок воспринимает роли, которые играют в семье мать и отец, имитирует их, отождествляя себя с одним из них. Именно привязанность к родителю своего пола, подража­ние ему определяют на этом этапе особенности половой идентификации. К 5—б годам уже полностью складывает­ся представление ребенка о принадлежности к полу.

Роль родителей огромна, они — среда обитания для ребенка. Ребенок, не испытавший материнского тепла или разочаровавшийся в матери, чувствует себя беззащит­ным, никому не нужным, испытывает страх и тревогу, а потому ищет утешения в своем теле — сосет палец, куса­ет губы и — раздражает гениталии. У таких детей в дальнейшем возможны проявления садизма.

С другой стороны, чрезмерная ласковость, поцелуи в разные места, сюсюканье, укладывание в свою постель по­рождает раннюю эрогенную стимуляцию. В любом случае первые уроки нравственности ребенок получает от родите­лей, ориентируясь на их поведение и взаимоотношения.

Поскольку ребенку интересно устройство своего и чу­жого тела, очень важно предоставление ему правдивой, но не детальной информации.

Лживые ответы порождают все новую и новую ложь, а когда дети узнают правду из других источников, то авто­ритет родителей значительно снижается, ребенок пере­стает доверять им. В результате в дальнейшем он может обратиться за решением своих проблем к другим людям, увы, далеко не всегда к тем, к кому надо.

Много аспектов, влияющих на правильное половое вос­питание, имеются и с точки зрения гигиены. Вот некото­рые гигиенические рекомендации для дошкольников. Одежда тесная и чересчур теплая может способ­ствовать раздражению гениталий.

Употребление возбуждающей пищи — мясо жир­ных сортов, пряности, копчености, шоколад, крепкий кофе; а также переедание усиливают кровенаполнение в тазовых органах и, как следствие, чувство напряжения в
них, что приводит к ранней сексуальной стимуляции. Сон: 1) ребенок должен спать в своей постели, не слишком мягкой и не слишком теплой; 2) ночное белье должно быть не тугим, легким, из натуральных тканей; 3) игры и занятия за 2 часа до сна должны быть тихими, спокойными; 4) нельзя перед сном смотреть телевизор, особенно возбуждающие передачи; 5) нежелательны пе­ред сном чрезмерные ласки (целование всего тела ребен­ка), так как это тоже эрогенная стимуляция.

Необходимо правильно приучать к горшку, не раз­решая ребенку засиживаться, так как он может начать игры с гениталиями. Мальчиков на 2-м году жизни надо приучить мочиться стоя.

Во время купания не надо часто прикасаться к ге­ниталиям ребенка. Если же малыш сам начинает трогать и рассматривать их, его надо спокойно отвлечь, без кри­ка, шума и ругани, чтобы не акцентировать на этом вни­мание.

Не позволяйте ребенку утром залеживаться в по­стели, от нечего делать он начнет трогать гениталии (осо­бенно мальчики, так как у них бывает спонтанная ут­ренняя эрекция и им интересно экспериментировать).

Не рекомендуется родителям ходить перед детьми обнаженными. Это может и напугать ребенка, и заинте­ресовать разницей телосложения. Если же ребенок слу­чайно увидел кого-то из родителей обнаженным, спокой­но попросите его уйти или закрыть дверь. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка и делать из случивше­гося проблему. Иначе ребенок и в дальнейшем будет вос­принимать тело, как нечто грязное, стыдное. А это мо­жет существенно затруднить ему сексуальную жизнь.

Если у ребенка появились признаки стыдливости (не пускает родителей, когда купается, закрывает дверь при переодевании и т. д.), уважайте право ребенка на интимность и не навязывайте своего присутствия. Дети не должны становиться свидетелями интим­ных отношений родителей, но если это все же произош­ло, необходимо спокойно и доступно объяснить ребенку ситуацию (так как иногда дети думают, что отец издева­ется над матерью).

II этап.

В возрасте 9—10 лет наступает период половой гомо­генизации — подражание и особая привязанность к ро­дителю своего пола.

Мальчики при этом играют в военные игры, подража­ют различным героям, интересуются мужскими хобби и работой, очень общительны.

Девочки сближаются с матерью, читают лирическую литературу, любят обсуждать моду и т. д. Но они менее искренни, более невротичны, чем мальчики.

Дети в этом возрасте не должны скрывать свои сексу­альные интересы и их проявления как нечто стыдное, греховное, неприличное. Иначе вместо родителей они со своими проблемами пойдут к нежелательным «со-воспи-тателям». Ребенок должен быть готов к тем изменениям, которые начинаются в пубертатном периоде, тем более что младшие школьники воспринимают знание о поле значительно спокойнее, чем подростки. Следовательно, важнейший аспект полового воспитания в этом возрасте — предоставление достоверной информации на доступ­ном для ребенка уровне.

В этом возрасте желательно предоставить ребенку оп­ределенную самостоятельность и привлечь к реально цен­ным занятиям в семье, в соответствии с полом (мальчи­ков — к починке мебели, электроприборов, к ремонту жилья и т. д., девочек — к готовке, стирке, уборке, шитью и т. д.). Но необходимо сочетание трудового вос­питания с адекватными физическими нагрузками.

Половое воспитание, будучи в значительной степени воспитанием межличностных отношений, предполагает, что Дети испытывают свои возможности сначала в однополой, а затем — в разнополой дружбе. Поэтому возникающие отношения между мальчиками и девочками нужно обере­гать и осторожно, тактично направлять в нужное русло, Но ни в коем случае не запрещать и не высмеивать.

В воспитании необходимо стремиться к золотой середине — нельзя чрезмерно ограничивать ребенка, но и не стоит давать излишнюю свободу.

III этап.

Подростковый возраст — самый сложный для оказа­ния воспитательного воздействия. Для подростков харак­терно стремление к самостоятельности, к достижению статуса взрослого во всех его проявлениях, в том числе и сексуальных. На первый план выходит общение со свер­стниками, они становятся основным авторитетом для ре­бенка. Поэтому необходимы особая чуткость, деликат­ность и такт в воспитании.

Подросток деятельно коллективен, соблюдение инте­ресов группы часто становится для него определяющим.

В пубертатном периоде происходят бурные изменения тела, дети часто становятся нескладными, придают боль­шое значение своей внешности. На этой почве могут раз­виваться различные комплексы, в том числе боязнь не понравиться подросткам противоположного пола.

Пробуждающееся половое чувство разрешается с по­мощью мастурбации, которая снимает половое напряже­ние. Это нормальный этап полового созревания, а не па­тология. Родители должны обязательно знать об этом и спокойно относиться.

В этом возрасте к подросткам приходит первая лю­бовь, к которой должно быть чрезвычайно осторожное отношение. Неуважение и оскорбления, с одной стороны; слишком серьезное восприятие — с другой, являются не­нужными, вредными и даже опасными крайностями.

Подростки чрезвычайно чувствительны и обидчивы; эгоистичны и равнодушны к окружающим, в том числе и к самым близким, иногда агрессивны и даже жестоки. Очень важно быть терпимым к этим негативным чертам характера, так как они обычно временны.

У подростков чрезвычайно высока потребность в са­моутверждении. Если эта потребность не удовлетворяет­ся, то подросток может найти выход в курении, алкого­ле, наркотиках, может вступать в ранние половые связи, что может привести к самым тяжелым последствиям.

В этой связи в последние годы остро стоит вопрос ран­ней нежелательной беременности у девочек 12—16 лет. Такую беременность обычно девочке прерывают абортом. а поскольку эта беременность первая, то часто развива­ются осложнения и, как следствие, бесплодие. Для пре­дотвращения этой беды необходимо проводить беседы о безопасном сексе, о методах подростковой контрацепции, о возможных негативных последствиях аборта и т. д.

В любом случае во время лекций, бесед, занятий необ­ходимо ориентировать подростков на то, что, если у них возникают личные затруднения и проблемы, в том числе и в вопросах пола, они должны обращаться за советом к родителям, психологам и специалистам-медикам.

Надо объяснять, что чем раньше состоится такое обращение, тем меньше пострадает здоровье подростка и тем легче исправить возникшее отклонение.

Рекомендуемая литература для студентов

1. Шабалов Н. П. «Детские болезни». Санкт – Петербург «Состис» 2000г.

2. Исаева Л. А. «Детские болезни» Москва. Медицина 2000г.

3. Справочник фельдшера (Под ред. А. А. Михайлова) М. Мед. 2006 г.

4. Бурая А. Н. «Руководство по уходу за здоровым и больным ребенком» М. Мед. 2000г.

5. Запруднов М. Детские болезни А. М. Мед. 2007 г.

6. Н. Е. Ежова и др. «Педиатрия» Минск «Высшая школа» 2007 г.

7. Л. П. Захаров и др. «Сестринское дело в педиатрии» Москва 2000 г.

8. Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса «Здоровый человек и его окружение» «Феникс» Ростов-на-Дону. 2009г

9. В.Д. Тульчинская «Здоровый ребёнок» «Феникс» Ростов-на-Дону. 2008 г.

Рекомендуемая литература для преподавателей

1. Исаевой Л. А. «Детские болезни. Учебник». М.: Медицина 2004 г.

2. Шабалова Н. П. «Детские болезни». Учебник. М.: Медицина 2004 г.

3. Шабалов Н. П. «Неонатология». С-П. 2004 г.

4. А. В. Мазурин, Воронцов И.М. «Пропедевтика детских болезней».

5. Фолиан, 20007г.

6. Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса «Здоровый человек и его окружение» «Феникс» Ростов-на-Дону. 2009г

7. Справочник фельдшера (Под ред. А. А. Михайлова) М. Мед. 2009 г.

8. Запруднов М. «Детские болезни» А. М. Мед. 2010г.

9. Н. Е. Ежова и др. «Педиатрия» Минск «Высшая школа» 2009 г.

Используемая литература

1. Шабалов Н. П. «Детские болезни». Санкт – Петербург «Состис» 2010г.

2. Исаева Л. А. «Детские болезни» Москва. Медицина 2009г.

3. Справочник фельдшера (Под ред. А. А. Михайлова) М. Мед. 2008 г.

4. Бурая А. Н. «Руководство по уходу за здоровым и больным ребенком» М. Мед. 2000г.

5. Запруднов М.А. «Детские болезни» М. Мед. 2010 г.

6. Н. Е. Ежова и др. «Педиатрия» Минск «Высшая школа» 20011 г.

7. Л. П. Захаров и др. «Сестринское дело в педиатрии» Москва 2011 г.

8. Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса «Здоровый человек и его окружение» «Феникс» Ростов-на-Дону. 2009г

9. В.Д. Тульчинская «Здоровый ребёнок» «Феникс» Ростов-на-Дону. 2009 г


Наши рекомендации