Половое воспитание детей и подростков.
Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических, медицинских и социальных проблем.
Половое воспитание должно основываться на этапности полового развития. Вместе с тем оно органически связывается с физическим и духовным воспитанием, которые в свою очередь ведутся синхронно с этапами физического и нервно-психического развития. Практика показывает, что слишком поздние и слишком ранние меры по всем этим трем направлениям воспитания ведут к асинхронности и дисгармоничности развития, а сформировавшиеся дефекты воспитания очень трудно преодолевать в дальнейшем.
В задачи воспитания любого ребенка должны входить следующие аспекты:
1. Создание оптимальных условий для правильного физического развития.
2. Использование методов и приемов для стимуляции нервно-психического развития, а затем обучение в школе познанию основ человеческого прогресса.
3. Учет в процессе физического и нервно-психического воспитания половой принадлежности ребенка, так как темпы и характер развития у мальчиков и девочек на разных этапах неодинаковы.
4. Обеспечение дифференцированного трудового и гигиенического воспитания девочек и мальчиков исходя не только из их возможностей в данный момент, но и из их ролей в обществе в будущем.
5. При использовании любых методов воспитания обеспечение индивидуального подхода с учетом физических и нервно-психических особенностей.
6. Обеспечение воспитания морального отношения к противоположному полу.
I этап.
Свою половую принадлежность ребенок начинает осознавать на третьем году жизни, и это постепенно, в нарастающей степени влияет на его поведение. Мальчики играют с мальчиками, строят сооружения из камешков, дощечек, песка; любят играть в войну, пытаются мастерить. Девочки играют чаще с девочками; подражая матерям, возятся с куклами, заботятся об их одежде, готовят для них пищу. Уже в раннем и дошкольном возрасте девочки проявляют интерес к своей внешности, одежде; стараются быть привлекательными. У них преобладает эмоциональное восприятие мира, а в поведении — послушность, аккуратность, женственность, чуткость. Однако при погрешностях в воспитании они более капризны и своевольны, чем мальчики.
Отношения ребенка раннего и дошкольного возраста с родителями устанавливаются уже в зависимости от его пола. Ребенок воспринимает роли, которые играют в семье мать и отец, имитирует их, отождествляя себя с одним из них. Именно привязанность к родителю своего пола, подражание ему определяют на этом этапе особенности половой идентификации. К 5—б годам уже полностью складывается представление ребенка о принадлежности к полу.
Роль родителей огромна, они — среда обитания для ребенка. Ребенок, не испытавший материнского тепла или разочаровавшийся в матери, чувствует себя беззащитным, никому не нужным, испытывает страх и тревогу, а потому ищет утешения в своем теле — сосет палец, кусает губы и — раздражает гениталии. У таких детей в дальнейшем возможны проявления садизма.
С другой стороны, чрезмерная ласковость, поцелуи в разные места, сюсюканье, укладывание в свою постель порождает раннюю эрогенную стимуляцию. В любом случае первые уроки нравственности ребенок получает от родителей, ориентируясь на их поведение и взаимоотношения.
Поскольку ребенку интересно устройство своего и чужого тела, очень важно предоставление ему правдивой, но не детальной информации.
Лживые ответы порождают все новую и новую ложь, а когда дети узнают правду из других источников, то авторитет родителей значительно снижается, ребенок перестает доверять им. В результате в дальнейшем он может обратиться за решением своих проблем к другим людям, увы, далеко не всегда к тем, к кому надо.
Много аспектов, влияющих на правильное половое воспитание, имеются и с точки зрения гигиены. Вот некоторые гигиенические рекомендации для дошкольников. Одежда тесная и чересчур теплая может способствовать раздражению гениталий.
Употребление возбуждающей пищи — мясо жирных сортов, пряности, копчености, шоколад, крепкий кофе; а также переедание усиливают кровенаполнение в тазовых органах и, как следствие, чувство напряжения в
них, что приводит к ранней сексуальной стимуляции. Сон: 1) ребенок должен спать в своей постели, не слишком мягкой и не слишком теплой; 2) ночное белье должно быть не тугим, легким, из натуральных тканей; 3) игры и занятия за 2 часа до сна должны быть тихими, спокойными; 4) нельзя перед сном смотреть телевизор, особенно возбуждающие передачи; 5) нежелательны перед сном чрезмерные ласки (целование всего тела ребенка), так как это тоже эрогенная стимуляция.
Необходимо правильно приучать к горшку, не разрешая ребенку засиживаться, так как он может начать игры с гениталиями. Мальчиков на 2-м году жизни надо приучить мочиться стоя.
Во время купания не надо часто прикасаться к гениталиям ребенка. Если же малыш сам начинает трогать и рассматривать их, его надо спокойно отвлечь, без крика, шума и ругани, чтобы не акцентировать на этом внимание.
Не позволяйте ребенку утром залеживаться в постели, от нечего делать он начнет трогать гениталии (особенно мальчики, так как у них бывает спонтанная утренняя эрекция и им интересно экспериментировать).
Не рекомендуется родителям ходить перед детьми обнаженными. Это может и напугать ребенка, и заинтересовать разницей телосложения. Если же ребенок случайно увидел кого-то из родителей обнаженным, спокойно попросите его уйти или закрыть дверь. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка и делать из случившегося проблему. Иначе ребенок и в дальнейшем будет воспринимать тело, как нечто грязное, стыдное. А это может существенно затруднить ему сексуальную жизнь.
Если у ребенка появились признаки стыдливости (не пускает родителей, когда купается, закрывает дверь при переодевании и т. д.), уважайте право ребенка на интимность и не навязывайте своего присутствия. Дети не должны становиться свидетелями интимных отношений родителей, но если это все же произошло, необходимо спокойно и доступно объяснить ребенку ситуацию (так как иногда дети думают, что отец издевается над матерью).
II этап.
В возрасте 9—10 лет наступает период половой гомогенизации — подражание и особая привязанность к родителю своего пола.
Мальчики при этом играют в военные игры, подражают различным героям, интересуются мужскими хобби и работой, очень общительны.
Девочки сближаются с матерью, читают лирическую литературу, любят обсуждать моду и т. д. Но они менее искренни, более невротичны, чем мальчики.
Дети в этом возрасте не должны скрывать свои сексуальные интересы и их проявления как нечто стыдное, греховное, неприличное. Иначе вместо родителей они со своими проблемами пойдут к нежелательным «со-воспи-тателям». Ребенок должен быть готов к тем изменениям, которые начинаются в пубертатном периоде, тем более что младшие школьники воспринимают знание о поле значительно спокойнее, чем подростки. Следовательно, важнейший аспект полового воспитания в этом возрасте — предоставление достоверной информации на доступном для ребенка уровне.
В этом возрасте желательно предоставить ребенку определенную самостоятельность и привлечь к реально ценным занятиям в семье, в соответствии с полом (мальчиков — к починке мебели, электроприборов, к ремонту жилья и т. д., девочек — к готовке, стирке, уборке, шитью и т. д.). Но необходимо сочетание трудового воспитания с адекватными физическими нагрузками.
Половое воспитание, будучи в значительной степени воспитанием межличностных отношений, предполагает, что Дети испытывают свои возможности сначала в однополой, а затем — в разнополой дружбе. Поэтому возникающие отношения между мальчиками и девочками нужно оберегать и осторожно, тактично направлять в нужное русло, Но ни в коем случае не запрещать и не высмеивать.
В воспитании необходимо стремиться к золотой середине — нельзя чрезмерно ограничивать ребенка, но и не стоит давать излишнюю свободу.
III этап.
Подростковый возраст — самый сложный для оказания воспитательного воздействия. Для подростков характерно стремление к самостоятельности, к достижению статуса взрослого во всех его проявлениях, в том числе и сексуальных. На первый план выходит общение со сверстниками, они становятся основным авторитетом для ребенка. Поэтому необходимы особая чуткость, деликатность и такт в воспитании.
Подросток деятельно коллективен, соблюдение интересов группы часто становится для него определяющим.
В пубертатном периоде происходят бурные изменения тела, дети часто становятся нескладными, придают большое значение своей внешности. На этой почве могут развиваться различные комплексы, в том числе боязнь не понравиться подросткам противоположного пола.
Пробуждающееся половое чувство разрешается с помощью мастурбации, которая снимает половое напряжение. Это нормальный этап полового созревания, а не патология. Родители должны обязательно знать об этом и спокойно относиться.
В этом возрасте к подросткам приходит первая любовь, к которой должно быть чрезвычайно осторожное отношение. Неуважение и оскорбления, с одной стороны; слишком серьезное восприятие — с другой, являются ненужными, вредными и даже опасными крайностями.
Подростки чрезвычайно чувствительны и обидчивы; эгоистичны и равнодушны к окружающим, в том числе и к самым близким, иногда агрессивны и даже жестоки. Очень важно быть терпимым к этим негативным чертам характера, так как они обычно временны.
У подростков чрезвычайно высока потребность в самоутверждении. Если эта потребность не удовлетворяется, то подросток может найти выход в курении, алкоголе, наркотиках, может вступать в ранние половые связи, что может привести к самым тяжелым последствиям.
В этой связи в последние годы остро стоит вопрос ранней нежелательной беременности у девочек 12—16 лет. Такую беременность обычно девочке прерывают абортом. а поскольку эта беременность первая, то часто развиваются осложнения и, как следствие, бесплодие. Для предотвращения этой беды необходимо проводить беседы о безопасном сексе, о методах подростковой контрацепции, о возможных негативных последствиях аборта и т. д.
В любом случае во время лекций, бесед, занятий необходимо ориентировать подростков на то, что, если у них возникают личные затруднения и проблемы, в том числе и в вопросах пола, они должны обращаться за советом к родителям, психологам и специалистам-медикам.
Надо объяснять, что чем раньше состоится такое обращение, тем меньше пострадает здоровье подростка и тем легче исправить возникшее отклонение.
Рекомендуемая литература для студентов
1. Шабалов Н. П. «Детские болезни». Санкт – Петербург «Состис» 2000г.
2. Исаева Л. А. «Детские болезни» Москва. Медицина 2000г.
3. Справочник фельдшера (Под ред. А. А. Михайлова) М. Мед. 2006 г.
4. Бурая А. Н. «Руководство по уходу за здоровым и больным ребенком» М. Мед. 2000г.
5. Запруднов М. Детские болезни А. М. Мед. 2007 г.
6. Н. Е. Ежова и др. «Педиатрия» Минск «Высшая школа» 2007 г.
7. Л. П. Захаров и др. «Сестринское дело в педиатрии» Москва 2000 г.
8. Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса «Здоровый человек и его окружение» «Феникс» Ростов-на-Дону. 2009г
9. В.Д. Тульчинская «Здоровый ребёнок» «Феникс» Ростов-на-Дону. 2008 г.
Рекомендуемая литература для преподавателей
1. Исаевой Л. А. «Детские болезни. Учебник». М.: Медицина 2004 г.
2. Шабалова Н. П. «Детские болезни». Учебник. М.: Медицина 2004 г.
3. Шабалов Н. П. «Неонатология». С-П. 2004 г.
4. А. В. Мазурин, Воронцов И.М. «Пропедевтика детских болезней».
5. Фолиан, 20007г.
6. Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса «Здоровый человек и его окружение» «Феникс» Ростов-на-Дону. 2009г
7. Справочник фельдшера (Под ред. А. А. Михайлова) М. Мед. 2009 г.
8. Запруднов М. «Детские болезни» А. М. Мед. 2010г.
9. Н. Е. Ежова и др. «Педиатрия» Минск «Высшая школа» 2009 г.
Используемая литература
1. Шабалов Н. П. «Детские болезни». Санкт – Петербург «Состис» 2010г.
2. Исаева Л. А. «Детские болезни» Москва. Медицина 2009г.
3. Справочник фельдшера (Под ред. А. А. Михайлова) М. Мед. 2008 г.
4. Бурая А. Н. «Руководство по уходу за здоровым и больным ребенком» М. Мед. 2000г.
5. Запруднов М.А. «Детские болезни» М. Мед. 2010 г.
6. Н. Е. Ежова и др. «Педиатрия» Минск «Высшая школа» 20011 г.
7. Л. П. Захаров и др. «Сестринское дело в педиатрии» Москва 2011 г.
8. Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса «Здоровый человек и его окружение» «Феникс» Ростов-на-Дону. 2009г
9. В.Д. Тульчинская «Здоровый ребёнок» «Феникс» Ростов-на-Дону. 2009 г