По теме: «Анатомо-физиологические особенности (АФО) нервной системы ребёнка»
1. Морфологические особенности нервной системы ребёнка.
2. Функциональные особенности нервной системы ребёнка
3. Развитие органов чувств ребёнка.
4. Развитие речи.
5. Развитие функции движения.
Вопросы для закрепления нового материала лекции.
По теме: «Анатомо-физиологические особенности нервной системы
Ребёнка»
1. Какие органы чувств хорошо развиты?
2. В каком возрасте исчезает гипертонус сгибателей верхних конечностей?
3. В каком возрасте исчезает гипертонус сгибателей нижних конечностей?
Лекция № 5
Тема: «Анатомо-физиологические особенности (АФО) нервной системы ребёнка»
Нервная система обеспечивает согласованную деятельность всех органов и систем организма и осуществляет его связь с внешней средой. Однако нервная система к моменту рождения по сравнению с другими системами наименее развита и дифференцирована, но должна обеспечивать согласованные действия всех органов и систем. У новорожденного ребенка нервная система имеет ряд морфологических и функциональных особенностей.
Морфологические особенности
Головной мозг у новорожденного относительно велик и составляет примерно 1/8 массы тела (у взрослого 1/40 массы тела).
Мозговые извилины, борозды развиты недостаточно. После рождения продолжается их развитию. Борозды становятся становятся глубже, извилины крупнее.
Нервные клетки сформированы, их столько же, сколько у взрослого человека, но они плохо связаны друг с другом, так как имеют мало отростков. Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3-х лет. Развитие клеточных структур больших полушарий полностью заканчивается только к 10—12 годам.
Ткань мозга богата водой и в ней мало специфических белковых веществ.
Головной мозг ребенка хорошо кровоснабжается.
У новорожденных повышена проницаемость гематоэнцефалического барьера (ГЭБ).
Спинной мозг к моменту рождения более сформирован. К 2 годам строение его такое же, как у взрослого человека.
Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее (доходит до 3—4 поясничного позвонка) в связи с чем люмбальная пункция должна проводиться ниже, чем у взрослого.
Функциональные особенности
Ребенок рождается с безусловными рефлексами, которые осуществляют приспособление его организма к окружающей среде (сосательный, глотательный рефлексы, мигание глаз и т.д.).
У новорожденных имеется ряд примитивных, спинальных рефлексов. Наличие примитивных рефлексов у новорожденного ребенка и их исчезновение после определенного срока (сохраняются примерно до 4 месяцев) является признаком нормального развития малыша. Их сохранение или повторное появление у ребенка является патологическим признаком.
К основным примитивным рефлексам можно отнести:
• Хватательный рефлекс = рефлекс Робинсона (при прикосновении к ладони малыша пальцем — его хватание). Данный рефлекс исчезает на 2—4 месяце жизни.
• Рефлекс охватывания - рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем вновь приводит их к туловищу, то есть возвращает в исходное положение). Сохраняется рефлекс Моро до 4 месяцев.
• Рефлекс ползания = рефлекс Бауэра (ребенка выкладывают на живот и подставляют к подошвам малыша свою ладонь, от которой он отталкивается и делает ползающие движения). Исчезает к 4 месяцам.
На базе безусловных и примитивных рефлексов появляются условные рефлексы первой сигнальной системы, и происходит развитие функций второй сигнальной системы, которая в дальнейшем обеспечивает речевое общение ребенка с окружающими.
При рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, но они почти не вырабатываются, так как здоровый новорожденный находится в состоянии бодрствования очень короткое время, он почти все время спит.
В начале второго месяца жизни у ребенка образуется целый ряд условных рефлексов. Это свидетельствует о том, что кора больших полушарий начинает выполнять свою основную функцию — установление связи организма с окружающей средой.
Характерно, что образование условных рефлексов, т.е. развитие высшей нервной деятельности, у ребенка идет очень быстро, легко. Образующиеся временные связи очень устойчивы, в результате чего малыш может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.
Развитие первой сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств. Органами чувств являются: органы вкуса, обоняния, осязания, зрения, слуха.
ОРГАН ВКУСАу новорожденного достаточно развит. Ребенок отличает горькие и сладкие смеси (предпочитает сладкие). К 4—5 месяцам орган вкуса дифференцируется полностью.
ОРГАН ОБОНЯНИЯразвит недостаточно. В первые месяцы ребенок различает только резкие запахи, к 7-8 месяцам он хорошо ощущает и слабые запахи.
ОРГАН СЛУХА. Новорожденный ребенок слышит. На сильные звуки реагирует вздрагиванием.
ОРГАН ЗРЕНИЯразвивается параллельно с развитием всей центральной нервной системы. К физиологическим особенностям органа зрения относятся: светобоязнь в первые три недели, косоглазие на 1-2-м месяце, нистагм. Мигание у новорожденных редкое. Слезы появляются с 2 месяцев. Взгляд малыш начинает фиксировать примерно с 3-месячного возраста, следит за его движением, с 6
ОРГАН ОСЯЗАНИЯдостаточно дифференцирован уже у новорожденных. Раздражение кожи у ребенка вызывает общую реакцию в виде двигательного беспокойства. Дифференцировать болевые точки ребенок начинает только к 7—8 годам. Реакция на температурные раздражители хорошо выражена даже у самых маленьких: когда им тепло, они успокаиваются, холодно - плачут.
Вторая сигнальная система - РЕЧЬ –итог общения ребёнка со взрослыми и зависит от воспитательной активности, умения и любви взрослого к ребёнку.В развитии речи можно выделить 3 этапа.
1) Подготовительный этап начинает формироваться с 2—3 месяцев, когда ребенок начинает гулить, к 5 мес. Длительное певучее гуленее. Эти речевые звуки - зачатки будущей речи. Речь, как таковая, начинает формироваться во втором полугодии, то есть с шести месяцев. Ребенок произносит отдельные слоги, слова (это - лепет). 2) Сенсорная речьт.е. ребёнок связывает слово с конкретным предметом или образом, понимает отдельные элементы речи взрослого с 7 мес. поисковая реакция (Где киса? Где мама?) Лепет становится богаче, к году понимает и выполняет несколько просьб (дай, покажи, открой ротик и др.), понимает слова «надо» и «нельзя». Выполняет действия с предметами. В это время очень важно правильно подобрать игрушки для ребенка (ему необходимы кубики, пирамидки и т.п.).
3) Этап возникновения моторной речи. Первые слова ребёнок произносит с 10-11 мес. Девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков. В год ребенок говорит 8—10 слов. Наиболее бурное развитие речи происходит на 2-3 году жизни. К 2-м годам воспринимают рассказы, сказки. К концу 2-го года малыш говорит 200-300 слов, строит простые предложения, формируется самостоятельная речь, к концу 3-го года использует 1 200— 1 300 слов, является «интересным собеседником».
Отставание в развитии речи в раннем детстве может иметь неблагоприятные последствия в дальнейшем, ведь с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств, то есть задержка речи влечет за собой отставание в развитии психики ребенка.
Основные правила формирования речи:
Говори правильно, так как речь ребенка формируется на основе подражания.
Избегай использования стереотипных фраз. Действия сопровождай словами.
Следить, чтобы ребенок не заменял слова жестами. При выборе книг для чтения учитывай возраст ребенка. Начиная с 2,5 лет исправляйте речевые ошибки.
Некоторые буквы еще может не выговаривать. 2 — 2,5 года. Это возраст относительного покоя в развитии речи. Речь остается приблизительно на уровне конца второго года.
Рекомендации
Начинать читать первые сказки - «Репка», «Курочка Ряба» и т.п. (книжки должны быть ярко иллюстрированы!). Желательно начинать читать стихи («Уронили мишку на пол...» и т.п.). Следить, чтобы малыш не подменял слова жестами (делайте вид, что не понимаете его жесты). > Избегать употребления стереотипных фраз («пойдем гулять», «ешь» и т.д.), так как стереотипная речь взрослого человека может быть основной причиной задержки речевого развития малыша. Она ведет к обеднению его разговорного словаря. >• Следует читать сказки с повторами («Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др.)
Особенности развития речи 2,5 — 3 года. Происходит «взрыв» развития речи
Малыш свободно пользуется речью. Значительно чище становится произношение.
Малыш говорит почти «не закрывая рта», говорит все, что видит.
Строит сложные предложения.
Рекомендации
>• Научить ребенка слушать. Он должен понять, что слушание — это серьезное занятие, а не забава.
>• Больше читайте и рассказывайте ребенку. При этом используйте тексты, доступные его восприятию, хотя и более сложные, чем на предыдущих этапах. >• Объясняйте смысл всех непонятных слов («по сусекам поскребли...» и т.п.).
>• Обязательно исправляйте искаженные слова в речи ребенка. Не стоит слишком долго умиляться словам, произносимым ребенком по-детски («лябако» - яблоко, «ахолех» — орех и др.).
Речь развивается путём подражания, поэтому важно разговаривать с ребёнком правильно. С развитием речи ребёнок быстрее познаёт окружающий мир, а окружающая среда влияет на развитие ребёнка.
Важным показателем нервно-психического и физического развития ребёнка является развитие двигательных умений.
Развитие функции движения.
Новорожденныйбеспомощен, движения его хаотичны, беспорядочны, генерализованы. Отмечается гипертонус сгибателей конечностей. Тонус мышц верхних конечносте нормализуется к 2-3 мес., а нижних к 4-м мес.
Координация движений начинает формироваться после рождения.
1 мес. Множественные беспорядочные движения.
2 мес. Держит голову в вертикальном положении, лёжа на животе поднимает голову.
Улыбается.
3 мес. Лёжа на животе приподнимает туловище опираясь на предплечья.
4 мес. Поворачивается со спины на бок, сидит при поддержки за обе руки.
5 мес. Поворачивается со спины на живот, приподнимает туловище опираясь на
выпрямленные руки. Стоит и переступает при поддержке под мышки.
6 мес. Поворачивается с живота на спину и обратно. Самостоятельно сидит.
7 мес. Встаёт на четвереньки. Ползает.
8 мес. Садится из положения «лёжа» и наоборот. Встаёт на ноги, держась за опору.
9 мес. Стоит, держась за руку взрослого. Переступает, держась за опору.
10 мес. Стоит без опоры.
11 мес. Стоит без поддержки, переступает с поддержкой за руку.
12 мес. Ходит. Приседает. Встаёт. Самостоятельно пьёт из чашки.
Двигательные умения ребёнка старше года учитываются по показателям ходьбы, лазанию, бросанию. В 2 года ходит по наклонной плоскости, залезает на стремянку и спускается. Развитие движений ребёнка 3-7 лет оценивается по 4-м показателям: ходьба, бег, прыжки, метание. Развитие двигательных функций зависит от внешней среды и правильного физического воспитания. В понятии «здоровый ребёнок» входит оценка его поведения, эмоциональная настроенность и соответствие его умений возрасту.
Лекция №7
План лекции