Дислексия, дисграфия, дискалькулия.

Дислексия — частичное специфическое нарушение усво­ения процесса чтения, обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций и про­являющееся в повторяющихся стойких ошибках в письмен­ной речи.

Причины этого состояния самые разнообразные: гене­тическая отягощенность, травмы черепа в раннем возрас­те, минимальная мозговая дисфункция. В некоторых случа­ях дислексия может быть связана с функциональными рас­стройствами: длительными соматическими заболеваниями, двуязычием, нарушениями произношения у родителей и т. д. В соответствии с типом нарушений функции чтения выделяются следующие виды дислексии: фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая и оптичес­кая. Обследование проводится в конце 1-го и начале 2-го года обучения. При дислексии встречаются такие группы ошибок:

1. Замены и смешения звуков при чтении (б—п, с—ш), а также замены графически сходных букв (х—ж, п—н, з-в).

2. Побуквенное чтение.

3. Пропуски гласных и согласных, перестановка слогов.

4. Нарушение понимания прочитанного.

5. Аграмматизмы при чтении. Нарушение согласования слов.

При легких формах дислексии возможна самостоятель­ная компенсация расстройств чтения, но у ребенка может закрепиться негативное отношение к чтению, что будет мешать получать удовольствие от книг. При переходе в сред­ние классы остаточные явления дислексии мешают успеш­ному усвоению других предметов: ребенок с трудом пони­мает тексты в учебниках, задачи. При более тяжелых формах дислексии необходимы специальные занятия с логопедом либо обучение в специализированной школе-интернате.

Дисграфия— это частичное специфическое нарушение процесса письма. Причинами дисграфии может быть недо­развитие речи, нарушение ее грамматического строя, недо­развитие зрительного гнозиса, нарушение звукового анали­за и синтеза.

Проявляется это состояние в виде стойких и повторяю­щихся ошибок в процессе письма: искажения и замены букв, изменение звукослоговой структуры слова, нарушения слит­ности написания отдельных слов и согласования слов в пред­ложении. Особенно настораживают систематические ошиб­ки написания букв и слогов, их замены, написание букв зеркально.

При подозрении на наличие дисграфии или дислексии необходимо логопедическое обследование ребенка с нару­шениями чтения или письма. Желательно провести психо­логическое и нейропсихологическое обследования. Как пра­вило, такое обследование проводят на 2-м году обучения.

При психологическом обследовании ребенка с наруше­ниями чтения и письма нужно обратить внимание на рабо­тоспособность (наличие истощаемости, фазовых колебаний внимания), вербальную и невербальную память, уровень интеллекта. При типичной дисграфии и дислексии интел­лект испытуемых находится в пределах нормы.

Нарушения нтения, письма и речи при других заболева­ниях (олигофрении, детском церебральном параличе, нару­шениях слуха) являются вторичными и нуждаются в по­сильной коррекции последствий основного заболевания. Необходима дифференциальная диагностика с целью обу­чения таких детей в разных типах школ.

Дискалькулия — специфическое нарушение формирова­ния навыков счета, связанное с недостаточностью простран­ственного гнозиса. Определяется к концу 1-го класса.

Расстройство проявляется в непонимании структуры чис­ла: дети не могут усвоить систему расположения цифр, раз­рядность числа, путают «5,3,7»— «3,5,7», «107» и «1007». Другие стороны интеллекта могут быть не нарушены. При патопсихологическом обследовании отмечаются нарушение опознания геометрических фигур, недостаточность зрительного анализа и синтеза (по методике «Кубики Кооса»), зат­руднения в понимании лексико-грамматических конструк­ций («сестра матери» и «мать сестры»). Возникают затрудне­ния при выполнении графических проб, также отмечается неловкость мелкой моторики. В старших классах дети с дис-калькулией с трудом усваивают другие точные дисциплины. При выраженной дискалькулии желательно обучение в спе­циальных классах логопедической школы.

В ходе специального обучения в логопедических школах либо при регулярных занятиях с логопедом у детей с дис-графией, дискалькулией и дислексией удается достичь зна­чительной компенсации дефекта за счет более сохранных механизмов.

ДЦП

ДЦП – это широкое понятие, которое охватывает несколько различных симптомокомплексов, имеющих схожие проявления и причины возникновения:

• развиваются в перинатальном периоде (буквальный перевод: «около родов», то есть нарушения возникают до, во время или после родов);

• связаны с органическим повреждением структур головного и/или спинного мозга;

• чаще всего характеризуются нарушениями произвольной мышечной и двигательной активности, но также могут страдать координация движений, зрение, слух, речь и психика;

• являются хроническими и непрогрессирующими;

Существует понятие «ложной прогрессии», когда по мере роста больного ребенка наблюдается усугубление состояния. Это связано с тем, что мозг растет, развиваются его функции, и становятся явными скрытые прежде патологические изменения в его тканях.

• не передаются по наследству, не являются заразными;

• поддаются реабилитации, которая позволяет значительно улучшить качество жизни больного человека и социализировать его в большей или меньшей степени.

Симптоматика при данном нарушении может быть очень различной: от едва заметной до полной инвалидизации. Зависит это от степени поражения ЦНС. Помимо вышеозначенных симптомов могут наблюдаться также следующие характерные признаки заболевания: патологический мышечный тонус; неконтролируемые движения; задержка психического развития; судороги; нарушения речи, слуха, зрения; трудности с глотанием; нарушения актов дефекации и мочеиспускания; эмоциональные проблемы.

Основная причина ДЦП – гибель или порок развития какого-либо участка головного мозга, возникшие в раннем возрасте или до момента рождения. Всего выделяют более 100 факторов, которые могут привести к патологиям ЦНС у новорожденного, их объединяют в три большие группы, связанные с:

1. Течением беременности;

2. Моментом родов;

3. Периодом адаптации младенца к внешней среде в первые 4 недели.

По статистике, от 40 до 50% всех детей с ДЦП были рождены преждевременно. Недоношенные дети особенно уязвимы, так как рождаются с недоразвитыми органами и системами, что повышает риск повреждения мозга от гипоксии (кислородное голодание). На долю асфиксии в момент родов приходится не более 10% всех случаев, и большее значение для развития заболевания имеет скрытая инфекция у матери, главным образом из-за ее токсичного воздействия на мозг плода. Другие распространенные факторы риска: крупный плод; неправильное предлежание; узкий таз матери; преждевременная отслойка плаценты; резус конфликт; стремительные роды; медикаментозная стимуляция родов; ускорение родовой деятельности с помощью прокола околоплодного пузыря.

После рождения малыша существуют следующие вероятные причины поражения ЦНС:

• тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, острая герпетическая инфекция);

• отравления (свинец), травмы головы;

• инциденты, приводящие к гипоксии мозга (утопление, закупорка дыхательных путей кусочками пищи, посторонними предметами).

Виды ДЦП. В зависимости от зоны поражения головного мозга и характерных проявлений существует следующая классификация (по Семеновой К.А.):

1. Спастическая диплегия – наиболее распространенная форма, в общей статистике 40-80%. Наблюдается поражение отделов мозга, ответственных за двигательную активность конечностей, что приводит к полной или частичной парализации ног (в большей степени) и рук.

2. Двойная гемиплегия выражается самыми тяжкими проявлениями. При этой форме поражены большие полушария мозга или тотально весь орган. Клинически наблюдается ригидность мышц конечностей, дети не могут держать голову, стоять, сидеть.

3. Гемипаретическая форма. Поражено одно из полушарий ГМ с корковыми и подкорковыми структурами, отвечающими за двигательную активность. Страдает одна из сторон тела (гемипарез конечностей), перекрестная по отношению к больному полушарию.

4. Гиперкинетическая форма (до 25% больных). Поражены подкорковые структуры. Выражается в гиперкинезах – непроизвольных движениях, характерно усиление симптоматики при утомлении, волнении. Данная форма ДЦП в чистом виде встречается относительно редко, чаще в сочетании со спастической диплегией.

5. Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство равновесия, наблюдается атония мышц.

Лечение данной патологии является пожизненным многомерным процессом, направленным на поддержание и восстановление функций, которые были нарушены в результате болезни.

В детском возрасте, особенно до 8 лет, родителям нужно приложить максимум усилий, чтобы реабилитировать ребенка. Это связано с тем, что мозг активно развивается и выполнение каких-то утраченных или нарушенных функций могут взять на себя здоровые отделы. Чем раньше будет начато лечение и реабилитация ДЦП, тем успешнее будет этот процесс.

Лечение ДЦП носит преимущественно симптоматический характер и фокусируется на том, чтобы максимально развить доступные для конкретного ребенка двигательные навыки. Терапия должна основываться на следующих принципах:

• Раннее начало. В идеале – постановка диагноза и начало лечения еще в роддоме.

• Этапность. Этапы, где оказывается специализированная медпомощь, включают: роддом, стационар, санаторий, дом ребенка, детсад, школа, интернат, медцентры.

• Преемственность.

• Комплексность и непрерывность

Наши рекомендации