Архетипическое ядро комплекса слияния
И |
сторически, комплекс слияния не есть что-то новое. Его безумие и мучительная динамика, принимающие форму неспособности ни отделиться от объекта, ни соединиться с ним, встречаются повсюду на протяжении истории, в мифах и литературе. Архетипическое ядро комплекса слияния, возможно, лучше всего представлено в мифе об анатолийской великой богине Кибеле и ее юном возлюбленном, Аттисе, Самое известное изложение этой истории — а существует несколько ее версий — пришло к нам от Овидия. Он рассказывает миф в форме ответа, полученного им от богини, спрошенной, почему последователи Кибелы калечат себя.
«Отрок фригийский в лесах, обаятельный обликом Аттис Чистой любовью увлек там башненосицу встарь. Чтобы оставить его при себе, чтобы блюл он святыни, Просит богиня его: «Отроком будь навсегда!» Повиновался он ей и дал ей слово, поклявшись: «Если солгу я в любви — больше не знать мне любви!» Скоро солгал он в любви; и с Сагаритидою нимфой, Быть тем, кем был, перестал. Грозен богини был гнев: Нимфа упала, когда ствол дерева рухнул, подрублен, С ним умерла и она — рок ее в дереве был. Аттис сходит с ума, ему мнится, что рушится крыша; Выскочил вон и бежать бросился к Диндиму он. То он кричит: «Уберите огонь!», то: «Не бейте, не бейте!», То он вопит, что за ним фурии мчатся толпой. Острый он камень схватил и тело терзает и мучит, Длинные пряди волос в грязной влачатся пыли. Он голосит: «Поделом! Искупаю вину мою кровью! Пусть погибают мои члены: они мне враги!
Пусть погибают!» Вскричал и от бремени пах облегчает, И не осталося вдруг знаков мужских у него. Это безумство вошло в обычай, и дряблые слуги, Пряди волос растрепав, тело калечат себе85».
Миф начинается с равновесия, где Аттис в райском состоянии вместе с Кибелой, жаждущей, чтобы он был «оставлен при ней» «чистой любовью», вследствие чего он пребудет «отроком навсегда». Так Аттис дает обет оставаться в вечном слиянии с Богиней и никогда не отделяться.
Затем он встречает речную нимфу Сагаритис, и воспылав к ней страстью, тем самым нарушает клятву Кибеле. Его сепарация, движение в сторону индивидуации, серьезно наказана86. Он поражен безумием: он видит в галлюцинациях фурий, атакующих его, и бежит на вершину горы Диндимус (т.е., отщеплен от тела), где и предпринимает свое катастрофическое действие: «Пусть погибают члены, приведшие меня к краху!»
Гора Диндимус — это та же Кибела87, и бегство Аттиса в отчаянной попытке вновь связаться с ней в безопасности ментально-духовного мира. Он не жалеет о Сагаритис! Его единственное раскаяние — в том, что он предал Кибелу, и в своем безумии он оскопляет себя.
Таким образом, мы видим процесс в двух стадиях.88 Сначала состояние глубокой связи, затем сепарация от этого состояния, приведшая к психотической тревоге. Галлы (чьи действия и пытается объяснить миф) воссоединяются с Кибелой посредством увечья, нанесенного себе в подражание Аттису.
В версии Арнобиуса, изложенной в «Теогонии» Гесиода, Зевс пытается овладеть Кибелой, пока она спит; семя его, однако, попадает на скалу Агдос, из чего рождается чудовище-гермафродит Агдитис, альтер-эго Кибелы. У таких мифов — более древние корни, восходящие к бронзовому веку в Анатолии89, и они повествуют, о последующей кастрации похотливого чудища богами-мужчинами, чтобы подчинить его, поскольку это существо слишком трудно контролировать. Его энергии нелегко контейнировать, и уж точно не сделать этого с помощью рациональности и духовной жизни. Боги-мужчины кастрируют его,
' Овидий, Фасты,книга 4,223-244, цит. в пер.Ф.Петровского
лишая фаллической природы, и в некоторых сказаниях от подобной кастрации она становится психотичной.
Греческий миф о Марсии, которого время от времени отождествляли с Аттисом, добавляет к этому исследованию еще один аспект: важное размышление о спеси (в греческой культуре предававшейся анафеме) и о судьбе тонкого тела в руках бога Аполлона90. Спесь — это инфляция личности через идентификацию с архетипической силой, проявляющаяся особенно через крайней степени пассивное фантазирование. Тонкое тело не в состоянии контейнировать мощь такого масштаба и оказывается поврежденным.
Марсий нашел флейту, созданную, а затем выброшенную Афиной, наложившей проклятие на всякого, кто найдет ее и заиграет на ней. Он научился прекрасно играть на этом инструменте; на самом деле, его игра оказала целительное влияние и оказалась соблазнительной для Кибелы, безутешной после смерти Аттиса. Однако у Марсия достало спеси поверить, что он может играть лучше Аполлона, вызвавшего его на состязание. Разумеется, Аполлон выиграл, а спесь Марсия вызвала к жизни «ужасный аспект»91 бога, который содрал со смертного кожу и повесил ее на сосну92. Однако когда человек может, не уподобляясь Марсию, пожертвовать слиянием с непомерной фантазийной жизнью, то Аполлон может оказать исцеляющее, очищающее воздействие на его безумие. Мудрость, приписываемая этому богу и выгравированная в его храме в Дельфах, призывает смертных не делать «ничего чрезмерного» и «Познать себя самого» или, если перевести более точно: «Знать, что ты не бог»93.
Многочисленные особенности мифа об Аттисе-Кибеле характеризуют его как архетипическое ядро комплекса слияния. 1) «Невозможная» динамика слияния-сепарации является центральной чертой мифа: Аттис не мог ни оставаться с Кибелой, ни расстаться с ней. 2) Безумие Великой Богини, ее негативная нуминозность олицетворяет сумасшествие в ядре комплекса слияния. 3) Безумие Аттиса, настигающее его при попытке сепарироваться от Кибелы, иллюстрирует то, как расставание с безопасным состоянием слияния может привести к серьезной, дестабилизирующей тревоге психотического уровня. 4) Центральная роль кастрации в культе Кибелы имеет психологические корреляты, характерные для комплекса слияния. 5) Как и гермафродит Агдитис, Кибела обнаруживает не только безумие, но также и мощные страсти и насилие, что
отражает эти грани комплекса слияния. 6) Отчаяние Аггиса и его регрессивное возвращение к Кибеле после того, как она убивает нимфу, которую он возжелал, — основная поведенческая модель комплекса слияния, принимающего форму регрессивного цепля-ния за «безопасную территорию» — явно не угрожающую трудностями работу, ригидные отношения, неспособность встретиться с творческим вызовом — все это приводит к непрожитой жизни. 7) Безумие Кибелы в ядре комплекса слияния разбивает защиты и доминирует в поле между людьми, приводя к внезапному изменению масштаба переживания, посредством чего человек может погрузиться в эмоциональный вихрь, словно бы внезапно оказавшись увлеченным в быстрину когда-то спокойного моря. 8) Героический подход терпит поражение в отношениях с Кибелой, так же, как и не годится он для комплекса слияния. 9) Проживание безумия комплекса и ограничений, которые он порождает — это путь исцеления; точно так же те, кто побывал на мистериях Богини, очищались от своей мании. 10) В форме Марсия Аттис оказывается освежеванным, что подчеркивает, как инфляция приводит к потере защитной кожи тонкого тела
Нимфа Сагаритис в мифе Овидия олицетворяет более бессознательную, женственную часть Аписа, и именно на нее направлена темная энергия атак Богини. Когда мужчина глубоко поражен негативной нуминозностью комплекса слияния, его способность к отношениям — как с другими, так и с собственной глубинной самостью — нарушена Он остается без всякого чувства контейнирования, и стремится убежать в интеллект или подчиниться любому, кто бессознательно несет на себе его проекцию Кибелы, и все в надеждах восстановить ощущение потенции. Его мужественность приобретает форму кастрированности, так что он постоянно сливается с другими людьми, ловя их разрешающие посылы, и редко когда чувствует свою независимость.
У женщин нимфа олицетворяет привлекательность и красоту ее индивидуальности, за пределами отождествления ее с матерью (или с женской стороной отца). Под натиском Кибелы позитивные качества Я бледнеют, и женщина может почувствовать себя уродливой и никчемной, глубоко презренной, тогда как ее мужская часть тоже кастрирована. Так, к примеру, она теряет по большей части свою способность к ясному мышлению, рефлексии и внутреннюю связь с бессознательным, все, что обычно
несут в себе маскулинные образы ее психики. Кроме того, у нее возникают сложности в установлении связи с внешним миром без потери идентичности в слиянии с внешними объектами.
Бессознательное структурирование женско-мужского взаимодействия в мифе об Аттисе-Кибеле можно увидеть у анализируемого, которого я назвал Джон (упоминавшегося также в главах первой и четвертой). Джон рассказал о разговоре с женой, во время которого он потерял терпение, и она отреагировала «холодной миной». На протяжении того дня и следующего переживание от ее реакции не покидало его. Обида, которую он почувствовал, не рассеивалась, и они с женой все еще были отчужденными и холодными друг с другом.
Джон предложил поговорить о том, что между ними произошло, но он понимал также, что у него есть и другая потребность — продолжать писать поэму, над которой он работал. Он предложил поговорить минут сорок, а потом он вернется к своей работе, и если будет в том нужда, они смогут продолжить разговор в тот же день попозже. Жена согласилась на это. Однако, когда подошел сорокаминутный предел, они с женой, как он выразился,
«...были в самой середине процесса, и меня раздирало на части между желанием продолжить разговор и прислушаться к моей потребности писать. Мы продолжали говорить. Я чувствовал, что меня не слышат, она чувствовала, что ее не слышат. Затем я почувствовал нечто вроде вдохновения, и сказал ей, что понял, как много боли ей пришлось испытать, когда я накануне потерял терпение. Но мою попытку отпихнули, полностью отвергли»
В том, что за этим последовало, мы можем увидеть влияние более мощной активизации архетипического ядра комплекса слияния, иллюстрирующее внезапную «смену масштаба» эмоциональной жизни Джона:
«Я сломался, я разъярился из-за ее холодности. Я закричал на нее: «Чего ты хочешь от меня?» Я почувствовал сухую боль в груди, словно бы в меня выстрелили стрелой. Совершенно нехарактерно, но я стал бить себя в грудь, расшагивать, говорить зло и с напором. Я выбежал в дру-
гую комнату и разнес стул. Я чувствовал себя молодым, растревоженным и полностью униженным. Я никогда, никогда не реагировал так ни на что.
Но я почувствовал, что достучался до нее. Она схватила меня и дала мне ощущение физического удерживания. И хотя я осторожно «сканировал» ее в поисках опасности, я все же был успокоен тем, что она меня держала, и рад, что она больше не была холодна, или зла, или не сходила с ума, и особенно — что она больше не обвиняла меня во всем, сама не беря ответственности ни за что».
Как Аттис сходит с ума и кастрирует себя, так и Джон пережил эпизод безумия, сломав стул и потеряв контроль над эмоциями. В процессе регресса в молодое состояние он нашел защиту у своей жены, как и в культе Кибелы ее последователи, галлы, находили защиту, кастрируя себя, полностью посвящая себя ей94. Как Аттис, он пожертвовал своей потребностью в творческой работе. В каком-то смысле Джон служил Кибеле, сохраняя верность определенной ограниченной душевной «территории», которую он редко рисковал покинуть, и это мешало ему реализовать его значительные творческие дарования. Когда он решался сепарироваться и позаботиться о своих собственных потребностях, крайняя тревога толкала его назад к его безопасной территории и прочь от серьезной творческой работы. Так история Джона показывает неудачу позитивного и любящего соединения с его собственной женской стороной, представленной в мифе Сагаритис Эта способность помогла бы ему отделиться от сферы комплекса слияния, который доминировал в его отношениях с женой. Вместо того он «сепарировался» неполноценным образом, становясь мрачным и «раздраженным» на жену, а затем бросая свои творческие занятия.
Вспомните также, что после того, как Сагаритис была убита, Аттис испытывает печаль — не по нимфе, объекту своей любви, но из-за того, что предал Кибелу. Также и Джон чувствовал себя виноватым и неправым из-за того, что не был близок с женой, из-за своей натужной и несвязной попытки проявления эмпатии. Он видел, что предает жену, но не свои творческие потребности. Любое ощущение живой, внутренней реальности исчезло для Джона; его внимание все было посвящено жене и угрызениям совести по поводу нее.
Время от времени рассказ мифа об Аттисе и Кибеле— процесс, который Юнг называл «амплификацией» — может принести пользу. Возможность увидеть мифологические параллели с личным опытом может предоставить более обширный и часто контейнирующий контекст, способный породить ощущение смысла. В этом случае Джон почувствовал, что приобрел некую личную повесть, и что миф «вобрал в себя множество тем, особенно — хронические чувства вины и обвинения, которыми я был затоплен в жизни, вместо того, чтобы печалиться о том, что я покинул собственную душу».
Джон понял, что его жизнь была, как он сказал «нашпигована обвинениями». В его сознании любая потенциально конфликтная ситуация с женой была ведома либо его, либо ее виной, поскольку именно такова экономика комплекса слияния. Страх быть обвиненным нарушал его ощущения, так что простейший вопрос со стороны жены он воспринимал как атаку.
В отношениях Джона было мало шансов, если вообще таковые были, на искреннее взаимодействие, в котором оба человека брали бы на себя каждый свою часть общего поля или признавали бы, что каждый отвечает за одну из борющихся сторон. Вместо этого один должен был быть обвинен. Джон понял, что его «ложные обвинения» были безопасной территорией, на которой он мог избегать осознания своей вины за то, что оставил свою душу. Миф, сказал он, «помог мне почувствовать себя более крепким и гибким. Он помог мне увидеть, что я не одинок. Я смотрю на других мужчин, которых я знаю, и на общую жизнь, я вижу, что все так страдают». В момент, когда Джон размышлял о том, что он — часть этой большей реальности, я почувствовал, что его тело расслабилось, словно бы молодые части его внутреннего существа могли теперь чувствовать себя в безопасности.
* * *
Опираясь на многие годы супервизии психотерапевтов и на размышления о своих давних случаях, я считаю что эмоциональный скачок, порожденный архетипическим уровнем комплекса, гораздо более распространен, чем можно было бы предположить. Следующий пример показывает неспособность контейни-ровать архетипические энергии комплекса слияния в качестве
«внутренних» состояний, и демонстрирует потребность в поле как в контейнере более высокого измерения.
Роджер, тридцативосьмилетний психотерапевт, обладал особым даром чуткого восприятия психического состояния другого человека, включая состояние тонкого тела; он поделился своими переживаниями от общения с женщиной по имени Вильма. В течение практически всего дня все было очень хорошо и наполнено любовью. Разговор их по большей части был сосредоточен на ее скором окончании учебы, и этот грядущий переход вызывал у нее большую тревогу. С одной стороны, тревога Вильмы по поводу этой перемены была вполне объяснима. С другой, было что-то такое в ее способе описания ситуации, что озадачило Роджера; ее жалобы и страхи показались ему странными, но не так-то легко было уложить это некомфортное чувство в связные слова.
Он объяснил мне, что пытался быть эмпатичным, и думал, что во многом преуспел и был «там для нее», не ввязываясь ни в какие интрузивные действия по «решению проблемы», ибо подобные усилия лишь заставили бы ее почувствовать себя еще хуже; он не задавал вопросов, которые, как он чувствовал, лишь увеличили бы ее тревогу. Каким-то образом любые вопросы вообще, «сбор информации», казалось, были самым трудным делом для нее, заставляли ее умолкнуть; его это приводило в замешательство больше всего. Он все время думал, но так и не произнес: «Я здесь для того, чтобы помочь тебе, у тебя есть способности и навыки, так почему же этот переход столь сложен?»
А затем Роджер рассказал о том, что оказалось поворотной точкой в тот день: он вышел прогуляться и выкурил марихуаны. Вильма сильно переживала по поводу этого его пристрастия к наркотикам, употребление которых он в течение долгого времени сокращал и довел до одного раза в месяц, а вскоре собирался прекратить вовсе. После этой прогулки он вернулся к ней, не упомянув о том, что сделал, и они продолжили общение, которое он описывал как исполненное близости и любви совместное времяпровождение.
В конце вечера, испытывая некоторую вину из-за марихуаны, он огорчился, что держал все в тайне, и сказал Вильме правду. Ее ответ удивил его. Она сказала: «Ты лжив».
Роджер знал, что ее ремарка была верной. Ему вспомнились другие моменты, когда он бывал таким же лживым, и он подметил, что частенько скрывал от нее некоторые мысли. Он не при-
вык к тому, чтобы она высказывалась так в точку и так прозорливо; обычно это он вытаскивал на свет ее темные, неприятные аспекты или не самые блестящие грани их отношений, помогая их лучше понять. Из последовавших вслед за тем событий самым важным было то, что он смог внутренне контейнировать этот «удар в тело», как он его назвал, поразмыслить над ним и не считать, что она атакует или осуждает его. Замечание Виль-мы было обидным, но после того, как он его услышал и обдумал, он почувствовал в ней союзницу.
Можно было сказать, что Роджер смог внутренне контейнировать свои реакции. Функционирующая самость существовала, а обманчивая «теневая сторона» природы Роджера могла быть распознана как один из аспектов его личности. Он смог присвоить такое понимание, не растворяясь в чувстве вины, не упуская из виду другие свои качества, такие, как способность быть честным, и не ощущая себя «нарциссически раненым», что резко уронило бы его самооценку. Вместо того у Роджера оказался внутренний контейнер для переживания и способность рефлексировать на тему многочисленных форм собственных реакций, таких как злость и тревога, и не отыгрывать их.
Но затем Вильма посмотрела на него и сказала: «Ты не присутствовал здесь со мною весь день». Услышав такое, Роджер почувствовал себя «задетым, дезориентированным, обвиненным, смущенным и не способным думать». Он описал это чувство как шок для его организма, как внезапную перемену эмоционального состояния, как абсолютный разрыв с тем, что он испытывал на мгновение раньше. Гнев вскипел внутри него, и ему захотелось настоять на своем: «Мы провели такой замечательный день, и ты говорила, как хорошо, что я с тобой, а теперь вдруг «ты не был здесь»! Это несправедливо и глубоко неверно!»
Его чувства сопровождались необычным и серьезным физическим дискомфортом в груди и голове. По мере возрастания гнева он едва мог: сдержаться, чтобы не обрушить его на Вильму. Он чувствовал себя «пойманным в ловушку и раненым зверем, мечущимся между желанием бежать и побуждением наброситься на кого-нибудь в отчаянии». После нескольких секунд молчания он начал думать: «Она хочет разрушить меня. Она убьет меня, если я останусь с ней. Она опасна. Нужно уходить. Слава Богу, на мне никаких обязательств. Может быть, я слишком
много наобещал ей, говоря, что буду рядом, пока она будет устраиваться на работу». Его любовь улетучилась. В тот момент преобладала ненависть.
Не такое уж легкое дело для мужчины услышать о своих темных, неприятных качествах от кого-то, перед кем он уязвим, и при этом продолжать сохранять свое чувство идентичности и интерес к этому человеку. Роджер смог контейнировать в качестве внутреннего переживания первое сообщение — о своей лживости. Однако второе сообщение привело к совершенно иному состоянию, в котором его функционирующая самость едва ли была доступна. Роджер смог контейнировать некоторые свои реакции: он сдержался, и не отыграл вовне свой гнев, кроме того, небольшая способность к рефлексии сохранялась; например, он осознавал необычную силу своих реакций. Однако большая часть его реакции оказалась вне контейнирования, поскольку он эмоционально оказался переполненным, перегруженным тревогой, дезориентированным и был близок к панике — это тот скачок эмоций, что столь характерен для комплекса слияния, констеллировавшегося между ним и Вильмой.
Когда Роджер вспомнил, что нужно глубоко вдохнуть, и немного пришел в себя, ему удалось сказать Вильме, что ее слова показались ему чрезвычайно несправедливыми. Он сказал ей, что почувствовал удар ниже пояса. И все же он сознавал также, что происходящее он не мог воспринимать как случившееся «внутри него» или «исходящее от нее». Лучшее, что он смог сказать — что бы это ни было, это что-то имело место в пространстве между ними.
Пережить такое взаимодействие с Вильмой потребовало большой воли и сознательности. Был искус соскользнуть, счесть эту боль чем-то, «что она приносила ему в результате ее патологии», или повторением его хаотических ранних переживаний с депрессивной матерью. Но Роджер знал, что подобные варианты — лишь соблазны, обещающие некое знание в противовес открытости к неизвестному между ними. И он принес в жертву подобное «патологизирование» и описал чувство открытости, вернувшееся к нему. Без слов это, похоже, подействовало и на Вильму, которая смогла признать, что в ее ощущении себя тоже присутствовал радикальный сдвиг или нарушение последовательности между первым замечанием о его лживой природе и вторым — о том, что он отсутствовал.
10-8869 145
Как дальше рассказал Роджер, Вильма поняла, что она сильно рисковала, сказав то, что она сказала. Поскольку даже зная, что Роджер очень даже присутствовал в течение дня, на том уровне психики, что открывался в ней, и на котором она боялась потонуть в хаосе, грозившем смести ее идентичность, она понимала, что требует от него еще большего. Ей нужно было, чтобы он «психически был склеен с ней» — и, если учесть ее стыд за такую потребность, признание подобной зависимости требовало большого мужества.
На нашей следующей сессии Роджер по-прежнему испытывал те же чувства к Вильме, помня о шоке и внезапном изменении, которое он испытал, когда она усомнилась в его присутствии рядом с ней. Сны его были заполнены насилием, и он мог видеть, что все еще реагирует на нее злостью. А потом он смог полнее воссоздать то, что он чувствовал в тот момент, вспомнив, что он хотел броситься к ней и произнести: «Ну что ж, ничего. Мы с этим справимся». А затем другая, противоположная мысль полностью вытеснила первую: «Я буду обманывать себя, потеряю себя или искалечу, если это сделаю. Я не могу с ней быть». Эти противоположности— справиться и не иметь возможности оставаться с нею — были противоречивыми состояниями, которые он испытывал как абсолютное слияние и абсолютное отсутствие связи. Если он пытался удержать в уме одну, из них, тотчас же возникала вторая и разрушала всякое воспоминание и осознание предыдущего, противоположного состояния. Это были взаимоуничтожающие оппозиции — наподобие последовательности «утка-кролик», описанной в первой главе — образующие безумие, состоящее из противоречивых состояний, каждое из которых было верным. Так Роджер, фактически, признал мощь своего комплекса слияния, который мог существовать, как стало ему видно, вполне независимо от отношений.
Отношения, как и психотерапия, могут быть наполнены незнанием того, что делать с такими странными, болезненными, безумными и неконтейнированными состояниями, которые пережили Роджер и Вильма. Часто положительный результат зависит от единственного фактора: смогут ли оба человека быть открытыми полю и взаимности процесса, происходящего между ними, или же один или другой из них будет убегать в пара-
ноидное пространство того, кто «всегда прав»? Это не простой вопрос, но не просты и отношения между людьми.
* * *
Есть в мифе об Аттисе-Кибеле интересный аспект, который стоит исследовать: почему власти Рима (в 205 г. до РХ) призвали в Рим Кибелу, известную как экстатическая Богиня у нее на родине, в Анатолии? Призвание чужого бога или богини в общество во времена великого стресса не было чем-то особо новым, но едва ли это было чем-то повседневным.
На этот счет было высказано много разных предположений; большей частью упоминалось о том, что римляне воевали с армиями Ганнибала и просили помощи у оракула, который потребовал привнесения Кибелы в Рим. Но какой бы ни была причина, мы должны предположить, что коллективное сознание того времени поистерлось, и была необходимость в привлечении новой энергии. Но Кибела! Возможно, римское общество было столь патриархальным и столь отрезанным от хтонического царства Великой Богини, что требовалась радикальная перемена
Я думаю, что есть резон в мысли о том, что вездесущная природа комплекса слияния в нашей культуре также является бессознательным ответом на доминирующую патриархальную, воинственную позицию и на рационально-перспективное сознание, под управлением которого находится наша коллективная жизнь. Миф об Аттисе-Кибеле вносит совсем иную позицию. Чтобы вобрать в себя оппозиции слияния и сепарации, необходима совершенно иная форма сознания, такая, как аперспективное сознание Гебсера; и способность ценить безумие, в самом деле подвергнуться его воздействию и быть ограниченным им бросает вызов доминирующим рациональным точкам зрения, существующим уже тысячи лет, и особенно — в наше время.
Предания о Кибеле времен Рима подчеркивали ее безумие и ее опасность. В частности, Катулл писал: «О Кибела, о богиня, ты, кого на Диндиме чтут! /Пусть мой дом обходят дальше, госпожа,/раденья твои,— / Возбуждай других к безумству, подстрекай/на буйство других!*»95. Однако культ Аттиса и Кибелы также свидетельствует о том, что выстрадав безумие и ощутив
Цит. в пер.Ф.В.Шервинского
147
его ограничивающие свободу качества» человек очищается от сумасшествия. И таким образом страдания приобретают чрезвычайно важную цель96.
Миф и ассоциирующийся с ним культ говорит о том, что выстрадать безумие внутреннего, переполняющего человека состояния в попытке сепарироваться от старого порядка — это путь исцеления. Сознательное переживание воспринимаемых нами ограничений может быть агонией, но оно и исцеляет. С иной точки зрения, миф говорит о том, что поиск новых форм союза, здесь — союза Аттиса и Сагаритис, — приводит к контрнападению со стороны переполняющего вас расстройства. Так что состояния серьезных расстройств считаются последствиями попыток установить новый порядок. Такое осознание часто позволяет человеку пережить хаотические состояния, придавая таким состояниям смысл, иначе отсутствующий. Более того, можно привести большое количество литературы, имеющей отношение к функции порожденного расстройства, и это особенно помогает, когда нужно пережить процесс контейнирования хаотических полей, а не процесс героического преодоления посредством создания нового порядка97.
Мифологический подход придает смысл воспринимаемым нами ограничениям, это то, что Лакан провозгласил в своей сентенции: «Человеческое существование не только непостижимо вне безумия, но оно просто не было бы человеческим существованием, не неси оно в себе безумие как ограничение свободы»98. И это помогает нам с состраданием относиться и к нашим страхам сепарации, и к тому факту, что, в той или иной степени, мы живем на психической территории, которую сами же ограничиваем, и привыкаем, соответственно, к нанесенным самим себе увечьям. Миф говорит нам о том, что люди страдают от этого тысячелетиями, и развиваются через эти страдания. В следующей главе, которая рассматривает комплекс слияния и творчество, я обсуждаю случай, в котором эти глубокие, сознательные страдания приводят в результате к удивительной трансформации самости и к новому качеству творческой продукции.