Сон – Архетипическое путешествие Игоря

Игорь: Сон этот приснился мне под утро. Предварительный контекст: у меня есть привычка мерить себе давление утром и вечером. Оно почти всегда нормальное, но само измерение стало уже привычкой. Сон же, с которым я хочу поработать - довольно сумбурный и короткий и сюжет его очень прост. Я запомнил только, что на протяжении всего сна я меряю себе давление, и аппарат показывает мне всякий раз какие-то жуткие цифры. То очень высокое верхнее, за двести и низкое нижнее - тридцать, то, наоборот почти одинаковые или одинаковые верхнее и нижнее - девяносто на восемьдесят пять. И все время я измеряю в условиях какой-то суеты. Мне все время что-то или кто-то мешает. А мне хочется, из-за такой неразберихи показаний, спокойно сесть и измерить, а то все чуть ли не на ходу. И вот, под конец сна, появляется мой старший приятель, он все беспокоится обо мне и нам выделяют в каком-то пансионате номер из двух комнат. Не помню - измерил ли я давление или нет, но проснулся я в плохом настроении.

Ведущий:Начнем с того, что означает измерение давления.

И: Это способ оцифровать организм, описать посредством абстрактных цифр его состояние.

В: Были ли в жизни случаи, когда ты чувствовал себя прилично, а измерив давление и увидев, что оно ненормальное, стал сразу чувствовать себя плохо.

И: У меня не было никогда сильно повышенного давления... Но однажды был случай, когда прибор показал сто сорок на восемьдесят (а обычно у меня чуть пониженное давление) и я до измерения неплохо себя чувствовал, а после измерения почувствовал себя хуже...

В: Кто это такой, кто тебя жалеет постоянно и в более-менее нормальной ситуации говорит, что она невыносимая?

И: Это бабушка. Она была врачом и постоянно меня проверяла по разным параметрам. И вообще в роду у меня много иппохондриков.

В: То есть, прибор - это символ тревожной заботы о здоровье?

И: Сама фиксация на каком-то параметре организма похожа на вмешательство в динамический процесс. Это как когда образ начинаешь интерпретировать и при этом убиваешь сам образ. Прибор омертвляет живой процесс.

В: Почему прибор решил во сне напугать тебя странными цифрами? Задай вопрос прибору.

И: Мечта эго - чтобы задница была в тепле, чтобы все было равномерно, равновесно, спокойно и комфортно... Я вспоминаю наш разговор об А, у которого постоянно болит голова и для которого эта боль стала единственно возможным путем к Богу, так как именно боль заставила его впервые в жизни задуматься о вопросах смысла жизни... Если отпустить поток ассоциаций дальше, то мне кажется, что за такими безумными показаниями прибора стоит архетип Джокера, который, тем самым, насмехается над моим образом жизни, который в последнее время стал стабильным и комфортным. Он создает ситуацию озабоченности. И вся ситуация во сне не дает уравновеситься.

В: А с чем тогда к тебе приходит образ старшего друга, который заботится о тебе?

И: С одной стороны это родительская фигура. С другой стороны в жизни этот человек озабочен идеей баланса - некого эталонного состояния, в котором должен пребывать человек. Он занимается йогой и какими-то системами саморегуляции, чтобы все время находиться в неком эталонном состоянии. Образно говоря, он озабочен, чтобы сдуть с себя все пылинки. Это тоже своеобразное омертвение жизни.

В: Он предлагает "вылечиться" от влияния Джокера.

И: Пожалуй.

В: Ты чувствуешь за ним какую-то архетипическую фигуру?

И: Богиня Мара, богиня смерти.

В: С кем ты хочешь отправиться в Архетипическое путешествие - с Джокером или с Марой?

И: Тут я раздвоился. Одна моя часть хочет с Джокером, а другая - с Марой, и у каждой свои веские аргументы. Я сейчас как Буриданов осел... Хотя путешествия с Джокером хочется больше от ума, а вот к Маре тянет более глубинная иррациональная моя часть.

В: Предлагаю совершить путешествие с Марой.

И: Мара говорит, что для того, чтобы путешествовать с ней, я должен перестать контролировать себя и, более того, позволить себе умереть в этом путешествии, хотя бы от того же высокого или низкого давления. Именно умереть не героической смертью, а самой банальной.

В: описывай что происходит.

И: Я вижу себя со стороны в агонии. Я бешено, из последних сил за что-то цепляюсь... Даже не за жизнь, а за что-то еще.

В: Это что-то как выглядит?

И: Это аптечка. Автомобильная аптечка - кожаный футляр с красным крестом. Этот образ символизирует медицину, надежду на спасение путем "всемогущей науки"...

В: Будешь цепляться или позволишь себе умереть?

И: Цепляние, пожалуй, только продлит агонию. Так, я вижу теперь ситуацию изнутри. Я бросаю аптечку об стену, она рассыпается, из нее высыпаются и разбиваются какие-то склянки.

В: Что чувствуешь?

И: Я удивительно спокоен. Я спокойно слушаю усиливающуюся аритмию сердца. Удары сбивчивые и все более редкие. А я просто слушаю с интересом. Вот очень долгая пауза и за ней последний удар сердца. Все - оно остановилось. А я совершенно спокойно лежу и во что-то погружаюсь. Перед глазами проносятся какие-то природные ландшафты... Сейчас - какие-то волнистые бескрайние пески...

В: Спроси у Мары, что они символизируют.

И: Она отвечает, что это - преддверие мира смерти. Природные ландшафты приходят, чтобы я мог проститься со всем этим земным миром. Перед глазами очень яркие леса, моря, горы, реки... Теперь я вижу и чувствую себя светлячком в космическом пространстве, но это пространство состоит не из звезд, а из огромного множества таких же светлячков. Они перемещаются. Я вылетел за это пространство, заполненное светлячками. На край мира. В пустоту. Хм... Оказалось, что эта пустота вовсе не абсолютная тьма и ничто, а просто своеобразная пелена. Как будто я оказался перед стеной из черной бумаги. Эта сфера, в которой плавают светлячки, оклеена со всех сторон чем-то вроде черной бумаги. Я отодрал ее, и мне в глаза блеснул ярчайший свет. Я заглядываю туда и вижу, что там не просто свет, а целый мир, но какой-то странный, даже слов пока не подобрать. Какое-то другое измерение, что ли... А теперь я вижу, что я лежу в детской коляске. Я - младенец, я недавно родился. Это так удивительно! Я пытаюсь выглянуть из коляски и вижу, что нахожусь где-то на природе. Видимо на даче - я вижу небольшой домик, много зелени, дачный столик, за которым сидят несколько мужчин и женщин, и пьют чай - на столе чайник и чашки. Сейчас я вижу себя со стороны. Мне три-четыре месяца. На мне розовая шапочка. Ко мне подходит молодая женщина, которой я очень рад. Она целует меня, играет погремушкой... Теперь кормит меня грудью.

В: Спроси у Мары, что произошло.

И: Мара отвечает, что она сделала свое дело - провела меня через смерть и рождение.

В: А образ младенца что символизирует.

И: Что-то обновленное, зарождающееся во мне.

В: За ним стоит какой-то архетип или еще какой-то образ?

И: Я вижу старика с седой бородой. Это тоже я. Этот старик - как матрешка. внутри его множество "я" разных возрастов от самого старика до младенца. Есть и я такой как сейчас. И все эти "я" - одно. А архетип, который стоит за этим... Время... Кронос...

В: Кронос может как-то прокомментировать происходящее?

И: Он говорит, что я свободен от необходимости контролировать себя. Он дает мне эту свободу, потому что я позволил себе пройти с Марой через смерть. Сон об измерении давления и пугающих цифрах показал мне гротесковость моей иппохондрии, а перепроживание с архетипом Мары позволило снять ограничения. Еще Кронос говорит, что мир ребенка очень неглубок, но перспективен. Мир ребенка это только сенсорное сознание, самое примитивное. Мир старика же, напротив, очень глубок, он охватывает все уровни человеческого сознания, но зато этот мир не перспективен. А между ребенком и стариком - весь спектр возможностей и состояний.

В: Ты сейчас кто?

И: Я сейчас вмещаю все это пространство. Самая великая из человеческих возможностей - это возможность перемещаться по всему спектру нигде не застревая. Кронос, правда, говорит, что у меня еще нет этой возможности, что это первый инсайт, который теперь будет разворачиваться в ходе жизни. Сейчас призошла инициация. Но это тоже очень радует.

В: Я чувствую присутствие Джокера.

И: Да, я тоже. Он - в каждой из этих фигур, которые символизируют ожившую колоду архетипических пространств.

В: Будем завершать путешествие?

И: Да. Спасибо Джокеру, Маре и Кроносу!

Кристалл сновидений

Отличной системой координат и формой для обобщения осознавания пространства сновидений является Кристалл Сновидений, разработанный Стивеном Капланом-Уильямсом.

В структуре Кристалла - шесть окраинных вершин и один центр, находящийся внутри Кристалла, и, соответственно каждая вершина имеет определённую смысловую сферу, набор состояний, понятий, ассоциаций, у каждого человека своих. Она является отображением сферы жизни и соответственно сознания и проявлений связанных с ним. Соответственно и реализованы, развёрнуты они по разному, одни более, другие менее, и находятся в разном качественном состоянии, с внутренним конфликтом, в задавленном состоянии или наоборот в преобладающем и довлеющем над другими сферами сознания.

Внутри, в середине кристалла расположено «я» сновидящее, которое собственно и наблюдает, смотрит в мир через эти смысловые сферы, являющиеся символическими отображениями сил мира и одновременно формы взаимосвязи с ними. То есть здесь мы имеем 6 символических сфер сознания и наборов состояний сознания с ними связанных, круга понятий и смыслов, и «я» сновидящее в центре, откуда всё это видится или сновидится. Всё это является одной из моделей устройства и наполнения сознания. Вершины таковы: Путешествие – Смерть-Трансформация, Герой - Противник и Мужественность - Женственность. Из них основным является ось Герой Противник, которая соответствует основному направлению жизненных сюжетов и для осознания и терапии является важнейшей. Путешествия в каждую их этих сфер по отдельности и по всему кристаллу даёт возможность осознать и систематизировать собственные проявления качество содержания сознания и реализованность что ли своего бытия в каждой из сфер, осознавание себя и расширение самосознания.

Вершины попарно обьединены также смысловыми осями. Основной осью является Герой - Противник, которая отображает один из основных законов нашего мира - противоборство сил, их стремление к соединению в сознании через борьбу.

В сознании каждого человека эти сферы проявлены по разному, с различной степенью раскрытия и свободы действий мыслей, чувств и выбора в каждой из них как во сне так и наяву. Рассмотрев образы сновидения с этой точки зрения, и выяснив, как и насколько проявлены архетипы Противника и героя, Мужественности и Женственности, Путешествий и Смерти - Трансформации можно обнаружить закономерности своего поведения и его скрытые причины и мотивы. В каждой смысловой вершине кристалла запечатлён уникальный набор образов, представлений, ассоциаций и самое главное состояний души и сознания конкретного человека. В этой системе координат явлен очень жизненный подход позволяющий сразу видеть и решать насущные проблемы жизни души.

При образном рассмотрении из центра , то есть «я» сновидящего, проявляется индивидуальная структура кристалла, его форма, чёткость, прозрачность, соотношение сторон и граней, наполненность сфер, и прочие. По ним можно увидеть насколько полно и равномерно развито или развёрнуто сознание испытуемого и в количественном, и в качественном отношениях.

По мере проработки и осознавания себя и своего содержимого форма и пропорции кристалла меняются. Прежде размытое и смятое скомканное клочковатое проясняется разворачивается и наполняется, что означает обретение устойчивого адекватного восприятия наяву той сферы жизни что связана с этой вершиной. Форма становится более красивой и пропорциональной, и если смотреть из центра то расстояние до всех вершин становится более близким к одинаковому.

Интересны работы с формой кристалла. Если находясь в середине попробовать без проработки периферийных сфер осознаванием, просто внутренним усилием попытаться изменить расстояние до вершин и форму кристалла, то практически ничего не получится, чувствуется сильное сопротивление и картинка возвращается к исходной. Если проработать какую либо сферу по методике проживания сновидений или ассоциаций, то картинка меняется сама.

Проработка одной вершины влияет на противоположную. Она тоже становится более развёрнутой и симметричной по отношению к центру.

Наши рекомендации