Тонкое тело души: защитный покров внутренней жизни
В |
качестве защиты от «невозможной» дилеммы слияния-дистанцирования и от хаотичности комплекса слияния некоторые анализируемые развивают защитную «кожу» — диссоциацию или шизоидный уход в себя. Когда ломаются эти или любые другие разновидности контейнирующей структуры, будь то вследствие внутренних аффектов или вследствие внешних вмешательств, поле может стать столь турбулентным, что станет чинить препятствия или даже предотвращать от восприятия комплекса слияния. И действительно, когда защитная «кожа» принимает форму затвердевшей нарциссической раковины, любое восприятие не только сложно достижимо, но и переживается как интрузивное.
Именно такие сложности восприятия я Испытывал в работе с Наоми (глава первая) до тех пор, пока мы не обнаружили, что полем между нами управляет противоположность слияния-дистанцирования. Наоми создала множественные защитные «кожи», на редкость связные; стало быть, хаотические поля царили во многих наших встречах. Хотя мощные, подобные психотическим, энергии комплекса слияния и доминировали в поле, мы не могли воспринять собственно оппозицию слияния-дистанцирования как регулярное качество нашего взаимодействия — до тех пор, пока мы не растворили эти защитные «кожи».
Моя работа с Наоми и с другими анализируемыми предлагает нам образы «покрова души» или тонкого тела, необходимого контейнера внутренней жизни. Понятие контейнирующего одеяния, сотканного из субстанции, не являющейся ни духовным, ни физическим телом, но, скорее, качеством между ними, весьма древнее. Оно появилось в греческой стоической мысли и далее было развито в раннем Ренессансе, еще до развития перспективного сознания, породившего науку.
6-8869 81
Античные культуры много внимания уделяли этому «покрову души», дающему возможность обмена энергией между человеком и вселенной со всеми ее связями, обмена, посредством которого торжествует чувство порядка. До-научные культуры подходили к дилемме хаоса и отношений между порядком и беспорядком весьма различно, поскольку они видели по-разному. Современный, научный ум развился за счет исключения других форм восприятия. В целом люди уже не воспринимают ту разновидность покровной материи, что защищает душу от слишком большого беспорядка, несомого хаосом, как внешним, так и внутренним62.
Однако эту ткань отношений можно почувствовать, если сфокусироваться на интерактивном поле, на промежуточном царстве, доступ к которому можно получить посредством апер-спективного сознания. Для этого нужно взять за скобки сознание «внутреннего» и «внешнего», в особенности, если речь идет о проекциях или о познании своего собственного внутреннего процесса или процесса другого человека. В каком-то смысле человек жертвует силой, добытой путем познания внутренних содержаний или проекций, и открывается навстречу постижению третьей области через переживание.
В таком аперспективном модусе внутренняя жизнь другого становится видимой, поскольку дух принимает конкретную форму. Гебсер говорит о конкреции духа63. Образность эта, воспринятая и пережитая обоими людьми в третьей сфере, является источником исцеления.
Активизация тонкого тела— автономный, архетипичес-кий процесс, но он требует восприятия и воображения другого, вовлеченного в отношения с человеком. Если этот «покров» не сформирован в первые месяцы до и после рождения64 или в течение последующих периодов преобразований во взрослой жизни, то человек создает «замещающие (суррогатные) ткани», которые могут принять беспокоящие или ригидные формы. В свою очередь, эти ткани должны разложиться (через появление и возможность вновь прочувствовать природу вторгающейся тревоги, которая часто связана с материнскими депрессивными или психотическими процессами, не дающими сформироваться покрову), и тогда изначальная «тонкая конструкция» может оформиться и стать контейнирующим присутствием.
Гарантируя непрерывность ощутимого чувства существования, тонкое тело защищает от разнообразных интрузивных состояний— как внутренних, так и внешних— и особенно против засасывающего хаоса психоза. Как мы видели у Кай-ла и Наоми в главе третьей, тонкое тело так же способно на то, чтобы сообщать (как это было в описанных случаях) о разных уровнях ощущаемого чувства связи и отсутствия связи (в случае комплекса слияния это ощущается одновременно). Благодаря дестабилизирующим воздействиям психотического процесса мы с Наоми лишь через много лет общения испытали такую коммуникацию. Обычно человек, страдающий сильным комплексом слияния, создает ряд суррогатных контейнеров или «кож», чтобы держать на расстоянии непереносимую тревогу из-за не-функционального тонкого тела и в отсутствии такого наиважнейшего достижения, как надежные и безопасные отношения. В моей работе с Наоми ее «объектные отношения» развивались по мере проявления и растворения замещающих кож.
* * *
Когда тонкое тело нарушено, как у Наоми, вторжение опасных и дезорганизующих психотических процессов становится постоянным риском. Такое нарушение подрывает чувство безопасности человека и требует серьезных, ригидных защитных покрытий для выживания. Наоми создала нарциссический «пузырь» — структуру, в которой существовала лишь она. Эта структура защищала ее от поглощения ужасными запутанными психотическими антимирами, в которых все, что она чувствовала или думала, могло быть тут же уничтожено чем-то другим, в свою очередь уничтожаемым еще чем-то. К этой сложности добавлялось еще инкорпорированное материнское безумие, на тот момент неизвестное нам, скрытое структурой пузыря и просачивающееся наружу через поле в виде некоторых странностей.
В течение нескольких лет я принимал эту защиту как олицетворение одной из нарциссических частей Наоми — потребности в «отзеркаливании», которого она, совершенно точно, страстно жаждала. Отзеркаливание — это комплексный процесс эмпати-ческого отражения другого человека, «влезания в его кожу», использования своего собственного опыта в процессе, но при добавлении совсем немногого (если вообще хоть чего-нибудь) от
себя — своих собственных мыслей или воображения. Потребность в отзеркаливании характерна для людей с нарциссически-ми расстройствами, психика которых, в той или иной степени, испускает энергию, транслирующую требование, чтобы аналитик «заткнулся и слушал»; конечно, этой мысли анализируемый будет изо всех сил сопротивляться до тех пор, пока природа взаимодействия не окажется осознанной им.
Подобная форма контроля обычна для повседневной жизни, и когда она переживается во взаимодействии, транслируемая полем, то создает чувство физического напряжения у человека, ощущающего молчаливое предписание лишь отзеркаливать. Зачастую он начинает дышать поверхностным, неглубоким дыханием. Когда контролирующее требование сильно, такой физический дискомфорт может стать болезненным. Характерно, что после долгого напрасного ожидания момента, когда можно вставить слово, начинаешь чувствовать себя выдолбленным и пустым.
Если только у аналитика нет достаточного чувства самости — того организующего центра человека, который наполняет жизнь индивидуальным смыслом и значением, — то контейнирование путем отзеркаливания окажется особенно неприятным и стрессовым. Самость заключает в себе мудрость, врожденное знание, которое может проявиться как прозрение, как только эго с его контролирующим влиянием несколько ретируется. Например, если человек произносит что-то такое, что вызывает у нас эмоциональный отклик или фантазию, но через связь с самостью мы оказываемся способными придержать любую реакцию на подобные состояния, то просто удивительно, как меняются эти тенденции, и как внутри нас появляются совершенно иные реакции. Часто лучший ответ — это не говорить ничего. Тогда может стать понятно, что любое утверждение могло быть или защитным, или, возможно, проявляющим лишь нашу собственную потребность быть ценимым, заметным или отзеркаленным анализируемым.
Способность самости помогать, задерживать отыгрывание таких потребностей демонстрирует контейнирующую функцию, которая успокаивает тревожность и дает подняться чувству центрированности, сходному с древней метафорой пребывания в Дао. Однако, судя по моему опыту с Наоми, тогда, когда доминирующим становится хаотичное, дезорганизующее поле, любое мое контейнирующее чувство самости терпит неудачу.
Вместо этого преобладающей становится эмоциональная болтанка, едва поддающаяся рефлексии.
На картах древнего мира можно увидеть змею, обвившую известный мир, и хаос — вне круга. Самость человека тоже имеет пределы того, что может упорядочить. Эти пределы могут быть постоянно расширяющимися, во многом подобно тому, как первооткрыватели расширяли границы когда-то известного. Однако хаотические состояния, и особенно травма оказываются труднопреодолимым препятствием для такого расширения.
На раннем этапе терапии Наоми я обычно мог вполне успешно сконцентрироваться на том, что способен был вместить, и исключал то, чего не мог удерживать. В те годы я не мог установить связь с этими странными моментами (или состояниями) противоречивых оппозиций, которые возникали иногда как застылые состояния немоты, когда я чувствовал себя физически привязанным к ней, даже пойманным в капкан, плененным слушателем. Вот несколько примеров из моих заметок, сделанных после сессий.
«Мне никогда не нравится то, как я встречаю ее в приемной. Я чувствую, как фальшивлю, когда пытаюсь бурно проявлять свои чувства, и какой я убогий скупец, когда сдерживаюсь. Я боязливо открываю дверь в приемную, никогда не зная, «правильно ли я сделал». Я верю, что она наблюдает и подсчитывает, и ей точно известно количество единиц энергии, которую я испускаю, но она мила и улыбается, хотя я и вижу, как она измучена. И вот она в кабинете, сидит и говорит. Ее хорошее настроение сохраняется, но я знаю, что это скоро пройдет. Упомянет ли она что-нибудь о том, «каким я был» в приемной? Однажды она сделала это, и продолжает тренировать мою способность приветствовать ее — прося меня выказывать удовольствие от ее прихода и сравнивая меня с учителем йоги, который встречает ее с таким счастьем; а потом она произносит: «Как славно я себя чувствую, когда прошу того, чего мне хочется». Она всегда просит, чего хочет. Я не знаю никого другого, кто бы спрашивал о тех вещах, что просит она. В тот момент я надеялся, что она не спросит меня, что я чувствую по поводу ее просьбы, потому что чувствовал я себя как зритель шоу уродцев, и сознавал, что сам тоже уродец. Я чувствовал себя странно, когда она говорила, удивительно нереальным.
Всякий раз, когда она входит в мой кабинет из приемной, я издаю легкий вздох. Мне кое-что могло бы и сойти с рук; но я никог-
да не уверен. Я никогда не настоящий. Хотелось бы мне, чтобы это легкое чувство нереальности, фальшивости было самым худшим из того, что я испытываю. Но я скрываю то, что на самом деле чувствую, не чувствуя. Я абсолютно ничего не чувствую к ней, и это начинается в приемной».
После другой сессии я записал:
«Я словно подвешен в середине: то она нравится мне — и я чувствую, словно я с кем-то, кто и вправду поймет меня и заинтересуется мною, кто будет прекрасным, эмпатичным человеком, каким она может быть,— то я напряжен, что-то сдерживает меня, я мешкаю, задыхаюсь и абсолютно отъединен. Я перебрасываю через этот пролив бесконтактности кивок, который означает, что я с ней. Но я не с ней. Я думаю: «С чего это я вообще вздумал, что она действительно поймет меня? Она здесь не для того, и, кроме того, я знаю, она об этом очень скоро пожалела бы». Я боюсь подвести ее, но не так уж легко сказать, почему. Словно бы мое сознание — клубок веревок, которые я не могу распутать. Я прячу свои чувства. Не знаю, почему. Больше всего она хочет, чтобы я честно рассказал ей хоть что-нибудь, что я чувствую, неважно, как ужасно это может прозвучать. И она действительно этого хочет. Я не знаю никого другого, столь пылко ищущего правды. Я знаю, что нет ничего такого, чего бы я не мог ей сказать. Однако я все это моментально забываю. Все улетучивается из моей головы без следа. Вместо этого я лгу. Я делаю вид, что присутствую, надеясь, что наступит момент, и произойдет настоящее соединение, и я разделаюсь со своей шарадой».
Меня смущают подобные собственные реакции, хотя я думаю, что они не столько индивидуально специфичны, сколько часто происходят при сильной включенности комплекса слияния. Я бы точно предпочитал не иметь подобных чувств, поскольку мне нравилась Наоми и я уважал ее. Я привел эти заметки после сессии, чтобы описать атмосферу в кабинете при активизации нар-циссической защиты, как у Наоми, и показать, почему так сложно прибегать к рефлексии, а не впадать в защиты или диссоциации.
Больше пяти лет я боролся с чувством полной исключен-ности из взаимодействия с Наоми; единственной формой было отзеркаливание ее сознательных состояний. Подобная манера изымать тебя из взаимодейтвия присуща а-типичной природе
нарциссических защит Наоми, которые, как я в результате понял, не были потребностью в отзеркаливании, нормальной для процесса развития, но оказались более примитивной нарцисси-ческой потребностью, связанной с комплексом слияния.
В нормальном варианте аналитик обладает эмпатическим пониманием потребностей в отзеркаливании анализируемого, и когда это понимание кристаллизуется, то между ними возникает эмпатия. С Наоми, которая, похоже, жила внутри «нарцисси-ческого пузыря», в котором она была одновременно и оратором, и слушателем, я не переживал ни эмпатии, ни понимания. Когда Наоми пребывала в своем «пузыре», я чувствовал себя как наблюдатель, не имеющий никакой активной роли в том, что происходит, пусть даже ничтожной. Например, она рассказывала историю о разговоре с сыном, а потом реагировала на нее сама, как аудитория, часто с преувеличенным отзеркаливанием и поздравлениями, обращенными к себе65. На протяжении этого причудливого представления я часто спрашивал себя: «Неужели это и вправду происходит?» — с одной стороны, я находил ее поведение странным, с другой, чувствовал, будто меня принуждают вести себя так, словно бы оно было нормально. Я чувствовал, что меня заставляют вести себя так, словно все, что она говорит или делает — абсолютно замечательно и особенно, а если я этого не делал, я становился отказывающим и жестоким.
Пузырная структура была «замещающей кожей», отличной от любых других проявлений так называемого нарциссическо-го переноса, известных мне до сих пор, хотя позже я наблюдал подобное и в других случаях66. К примеру, моя работа с другим анализируемым, Лео, включала в себя идентификацию пузырной структуры, обнаружение комплекса слияния в основе ее и использование доступных коммуникативных инструментов тонкого тела для того, чтобы сдвинуть его из комплекса слияния по направлению к чувству самости.
* * *
Комплекс слияния во многом определял поле между Лео и его женой, отыгрывающей его динамику постоянно повторяющимся, истощающим способом. «Она яростно прилипает ко мне, но держит меня на расстоянии», — жаловался он. Тем временем, его собственный ужас перед сепарацией удерживал его в слиянии с
женой узами отчасти любви, но по большей части ненависти. Он отчаянно искал автономии, но в то же самое время липнул к ней.
Лео и его жена хватались за каждое мгновение взаимного спокойствия и любви, как будто это были спасательные плоты во время шторма, силу которого они отрицали. Однако отсутствие отзеркаливания и ощущение критики со стороны другого растворяли любое свежеиспеченное чувство связи, которую им удавалось сотворить.
Во время этих болезненных эпизодов Лео размышлял о том, чтобы разъехаться, не видя никакой ценности в браке, сопровождавшемся для него в основном болью, потерей энергии и истощением. Однако после нескольких недель полного отсутствия отношений паре всегда удавалось вновь прийти к хрупкому перемирию, обычно достигаемому сексуальной связью.
В этих случаях Лео мог начать сессию словами о том, что сейчас он чувствует свою преданность браку и подъем. Он рассказывал о планах купить вместе с женой новую квартиру, объясняя, что хочет полностью быть приверженным браку и «дать ему новый шанс в этом году». Он говорил, что недоумевает, зачем вообще ему нужна терапия.
И всякий раз он произносил это как в первый раз, тогда как фактически эти слова и чувства стали устоявшейся моделью. И это делало подобные эпизоды странными: когда он был счастлив и исполнен оптимизма, он не помнил о времени в промежутке, как и не осознавал, что столь же оптимистичным он уже бывал — много раз — и всегда терпел крах. Я в таких случаях чувствовал, будто работа, проделанная нами во время «плохих» периодов, полностью стерта, словно бы лишена истории. И точно так же, как с Наоми в ее «пузыре», я думал: «Неужели он и вправду все это говорит?»
В такие мгновения становилось ясным, что и Лео находился в нарциссическом пузыре. Он явно был столь напуган тем, что я могу засомневаться в любви и стабильности, которые временами он испытывал, что подобная крайняя форма нарциссизма оказывалась его спасением, существенно изолируя его от контакта со мной. Как и с Наоми, это чувство странности, доминировавшее во время общения с ним, означало просачивание с психотического уровня тревожности, которое его защиты пытались законтейнировать.
После того, как мы вместе поразмышляли о нашем опыте пузырного переноса, Лео смог понять, что ту же самую защиту он исполь-
зовал с женой. Когда он говорил с ней, он обычно вовсе не говорил с ней, потому что, в действительности, он сам был и оратором, и слушателем. Он мог заметить, что просто сводит ее с ума тем, что ведет себя так, будто говорит с ней, и давая ей двойное послание.
Более того, Лео смог увидеть, что его навязчивое желание говорить было частью поля слияния между ним и женой; он чувствовал тягу к ней, словно магнитную силу, гораздо большую, чем уровень функционирования его эго, силу, которая могла уничтожить любое чувство идентичности, ощущаемое им. Его нарциссический пузырь. был защитой против уязвимости и крайней тревоги, сопровождавшей это состояние.
В другое время, когда его крайняя нарциссическая защита не была необходимой, Лео в большей степени мог размышлять о природе поля между ним и женой. Поле между нами на сессиях тоже стало ценным источником информации о ткани комплекса слияния.
Годами я бился с моими внутренними реакциями на Лео и на странную природу его долгоиграющей жалобы — «она отказывается дать мне хоть сколько-нибудь власти» — как будто кто-то мог наделить его его же мощью и властью. Затем, на одной из сессий, я выбрал иной способ видения, решив посмотреть вовне, в поле. Я несколько снизил уровень внимания и сконцентрировался на пространстве поля между нами, чтобы посмотреть, смогу ли я воспринять его энергии и паттерны.
Потребовалось некоторое время, чтобы начали возникать образы. А потом я описал ему это переживание, как смог: «Сейчас между нами словно некая чувственная ткань; она здесь, и в то же время я чувствую нас ментально разделенными, может быть и не совсем, но связь едва намечена». Я никогда раньше этого не видел, может быть, потому что не пытался, или потому, что поле никогда не давало возможности воспринять это.
Лео обнаружил, что тоже мог ощущать тонкую чувственную ткань, соединяющую нас. Мы чувствовали эту ткань, как если бы мы вместе находились внутри чего-то, а потом оба заметили, как это чувство нахождения «внутри» изменилось немного, так что, ощущая себя как бы на поверхности этого «контейнера», занимающего пространство между нами, мы могли отметить и нашу далекую ментальную связь (все та же динамика бутыли Кляйна, описанная в случае Кайла в главе третьей).
Переживание вчувствования в поле спустило Лео с ментального уровня больше «в тело». Это заставило его вспомнить взволновавшую его встречу с женой, в которой он не только чувствовал пряди чувственно-подобных нитей между ними, но ощущал также, что он почти приклеен к ней. Любые попытки сепарации вскрывали для него весь ужас фузионной тяги в ничто, откуда ему не вернуться.
Лео мог ощущать, что он чувствует эту тягу, словно она исходит от его жены, полностью отрицавшей свое какое бы то ни было воздействие на него, как и то, что она хоть как-то участвовала в слиянии. И тогда Лео чувствовал такую уязвимость по отношению к дилемме слияния-дистанцирования, что он отсоединялся от телесных переживаний и рьяно пытался соединиться с женой «безопасно», посредством бесконечных «разговоров».
После того, как он ощутил чувственную ткань, соединяющую нас, Лео смог увидеть, что он отрицал чувственную ткань, привязывавшую его к жене. Если он позволял себе воспринять эту ткань, он рисковал быть поглощенным хаосом, но если он избегал этого восприятия и отщеплялся, уходя в интеллект, он тоже терял чувство себя.
А затем Лео обнаружил нечто замечательное. Вовсе не жена удерживала и не давала ему его власть и силу; скорее, он увидел, как он сам бессознательно проецировал свою собственную власть на жену с целью удержать состояние слияния. Он мог начать видеть, как отрицание этого дает энергию обеим противоположностям комплекса слияния.
Такие открытия противоположностей слияния-дистанцирования в многочисленных конфигурациях всегда является частью работы по растворению «замещающих кож», когда-то обеспечивавших безопасность, но ставших преградой для ин-дивидуации. В следующей главе этот фундаментальный вопрос трансформации суррогатов тонкого тела исследуется дальше.