Энергетическое поле и тонкое тело

Эмпирический универсум йоги, познаваемый исследованием своего сознания, и анализируемая вселенная квантовой теории происхождения материи обладают некоторыми удивительными свойствами, которые входят в противоречие с нашим обычным представлением о действительности. Йоги и физики открыли, что материя — ограниченная фаза или функция энергии, воспринимаемая с помощью определенной «системы координат». Шкалой является направленная вовне нервная система человека. Как и любая точка зрения, она относительна и окрашивает восприятие, облекая его в конкретную материальную форму, проецируя само восприятие на объект. То есть, если мы воспринимаем дерево как твердое тело, нам достаточно поменять угол зрения, чтобы увидеть его с позиций физики частиц, превращенным в энергетический вихрь.

По данным наблюдений йоговской и квантовой теорий, материальные объекты — безграничные энергетические поля. Восприятие объекта как твердого застывшего тела позволяет видеть его в изолированном виде, отличным и отдельным от всего остального, что невозможно при восприятии или ощущении его как энергетического вихря. Мы осознаем, что энергия так называемого объекта неотделима от энергии окружающего его мира. Все те многочисленные, воспринимаемые нами как разные отдельные предметы на самом деле являются концентрациями частиц единого энергетического поля. Это энергетическое поле, в йоговской терминологии известное как пракрити, шакти или танец Шивы, не может быть разрушено, раздельно или объяснено. Неразвитая нервная система в силу свогй ограниченности воспринимает энергетические «сгустки» и и идо твердых, отдельно существующих предметов. Но эти качества — твердость и отделенность — существуют только с ограниченной точки зрения несовершенного восприятия человека. Конечно же нам, людям (ведь мы и сами являемся концентрациями универсального энергетического поля) удобно именно так воспринимать другие объекты: это позволяет нам действовать в поле, к которому мы сами принадлежим.

Ясно, что с чисто практической точки зрения удобно воспринимать объекты как отдельные предметы. Однако представление единой энергетической вселенной в виде серии объектов в пространстве и событий во времени имеет не только позитивные, но и негативные стороны. Один из негативов заключается в том, что люди воспринимают себя отдельно от энергии универсума, от энергии жизни. В нас рождается и развивается чувство изолированности, отделенности, отсутствия безопасности, что неизбежно приводит к тревоге и беспокойству. Это в свою очередь порождает в нас ярое желание (оно еще крепче психологически привязывает нас к сознанию своей изолированности) обладания предметами, вещами, которые принесут нам хотя бы временное облегчение от ощущения нестабильности и опасности. В этой системе координат мы теряем ощущение радости, восторга жизни, подлинной сути энергетического поля вселенной, в котором мы лишь быстротечный миг. Подобно нам, и все остальное суть быстро проходящие «оптические фокусы» энергии вселенной. Это значит, что сила, восторг, благость, даруемые вселенной, направлены и доступны всем объектам при любых ситуациях независимо от нашего ограниченного восприятия. Когда мы развиваем в себе открытое непредвзятое осознание дхьяна, благословенная энергия становится нашим естественным опытом. Вместо того чтобы воспринимать жизнь как цепочку событий, образуемую неприятными или же приятными нам объектами, мы воспринимаем жизнь как энергетический танец, в котором каждое наше движение и движения нашего партнера — вселенной — приносят лишь волны восторга.

Плотен покров майи, иными словами, концепция человека, отделяющая «Я» от другого, внутреннее от внешнего. Эта пелена путает наши мысли, заставляя переживать страх и надежду, помнить и мечтать, неясно воспринимать происходящее. Йога начинает приподнимать покров майи, направляя наше внимание на конкретные действия настоящего — тело, ритм дыхания, поток неограниченного сознания. Мы входим в настоящее и, приобретая внутреннее осознание, начинаем жить своей подлинной жизнью.

Овладев дхьяной (самоосознанием), мы трансформируем обычное состояние нашего сознания, которое характеризуется хаосом беспорядочных мыслей и тревогой, в более глубокое состояние. Очищение и довольство, восторг и покой — все это ступени лестницы, ведущей к различным уровням самадхи. Внутреннее осознание культивируется практикой ямы, ньямы, асаны, пранаямы и пратьяхары — то есть пятью первыми ступенями йоги (см. главу 5), но именно медитация помогает ему полностью проявиться.

Культивировать внутреннее осознание не значит делать выбор, скорее это путь к равновесию. Даже когда мы снисходительно относимся к игре нашего воображения, объект исследования базируется на внешних воспоминаниях и проекциях. Благодаря йоге мы учимся постигать внутренний мир не для того, чтобы отойти от внешнего мира, а чтобы лучше его охватить. Наше внешне направленное сознание — обычно сознание проекции, фантазии. Мы не прямо переживаем энергетику мира, а накладываем на мир покров майи, нашу проекцию. Овладев внутренним осознанием, мы открываем подлинное внешнее осознание. Обратив свой взгляд внутрь себя, мы начинаем признавать (а иногда и сразу отказываться от нее) глубоко укоренившуюся в нас привычку к проекции, которую мы используем как буфер, как защитную перегородку от прямого восприятия реальности, мира. Итак, культивируя внутреннее осознание, мы начинаем овладевать и внешним осознанием. Чем глубже мы познаем свой разум, тем яснее нам представляется картина жизни. Мы понимаем, что движение внутрь — это также и движение вовне. Мы начинаем приоткрывать покровы неверного восприятия, маскирующего от нас подлинный мир, и делаем открытие: оказывается, внутренний и внешний миры нераздельны, их искусственное разделение — лишь продукт субъективного восприятия мира человеком.

Наши рекомендации