Грубое тело см. тело, грубое, тонкое и каузальное

ГУНЫ

Все формы проявления энергий ПРИРОДЫ обладают, по существу, определенными свойствами и называются поэтому Гунами или качествами. [13:411]

ПРАКРИТИ состоит из трех Гун или трех основных форм проявления энергии: Саттва — источник разума — энергосберегающее качество; Раджас — источник силы и активности — воспроизводство энергии; Тамас — источник инерции и неведения — качество, отрицающее Сат-тву и Раджас и разрушающее то, что они созидают и сохраняют. [13:65]

Идея о трех основных формах проявления энергий Природы принадлежит мыслителям древней Индии и появилась в результате многочисленных и длительных психологических экспериментов и глубокого внутреннего опыта. Истина, которая стоит за этой идеей, не является самоочевидной и легко доступной при отсутствии достаточной внутренней зрелости, способности к самоанализу и интуитивному восприятию. И все же некоторые общие наблюдения и принципы могут быть полезными для понимания, осознания и контроля за проявлениями своей собственной природы. Эти формы проявления энергий называются в индийской литературе качествами или гунами и имеют следующие имена: саттва, раджас, тамас. Саттва — это сила равновесия, соответствующая таким качествам, как добро, гармония, счастье и свет; Раджас — это динамическая сила, порождающая борьбу и усилие, страсть и действие; Тамас — это сила несознания и инерции, выраженная в любых проявлениях обскурантизма, несостоятельности и бездействия. Хотя различия между тремя гунами используются обычно для психологического анализа личности, они применимы также и к проявлениям физической природы. На уровне низшей Пракрити Гуны свойственны всякой вещи и любой форме бытия, которая является не чем иным, как результатом взаимодействия этих качеств-сил. [20:220—21]

Гуны воздействуют на все природное существо человека. Наиболее сильно их влияние сказывается на уровне нашего РАЗУМА, ЖИЗНИ и ТЕЛА. Тамас, сила инерции, больше всего проявляется в материальной природе и в нашем ФИЗИЧЕСКОМ СУЩЕСТВЕ. Действие Тама-са проявляется двояко: как инерция силы и инерция знания. Там, где преобладает Тамас, наблюдается застой и бездействие или механическая активность, которая контролируется темными силами; сознание Тамаса тяготеет к несознанию, граничащему с подсознанием, или к застойной, инерционной механической сознательной активности, лишенной представления о природе своей собственной энергии и направляемой внешними и неосознанными импульсами. Так, наше тело по своей природе инертно и способно лишь на совершение привычно повторяющихся, механических подсознательных действий, хотя в то же время ему, как и любой проявленной форме, присущ принцип динамизма и равновесия, оно обладает определенной восприимчивостью, реакцией и скрытым сознанием. Своим раджасическим свойствам тело при этом обязано в значительной степени жизненной силе, а наличием сознания — ментальному существу. Гуна Раджас наиболее ярко проявляется в витальной природе. Жизнь, заложенная в человеке, представляет собой сильнейший динамический фактор, но в условиях земного существования жизненная энергия находится на службе желания, и поэтому сила Раджаса всегда направлена на действие с целью осуществления желания. ЖЕЛАНИЕ есть самый мощный движущий фактор человеческой и животной деятельности; его преобладание над всеми остальными мотивами поступков и действий настолько очевидно, что многие склонны рассматривать желание как первую и главную причину нашего бытия. Более того, в материальном мире, который начинается с принципа несознания и механической инерции, сила Раджаса вынуждена преодолевать невероятное сопротивление, поэтому она всегда проявляется в форме усилия и борьбы, направленной на преодоление конфликта и обладание предметом желания, борьбы, проходящей в условиях всевозможных материальных ограничений и сопровождаемой разочарованиями и страданиями. И оттого даже победы, одержанные Раджасом, несут на себе отпечаток несовершенства и неполноценности. Саттва наиболее ощутимо проявляется на уровне разума; причем не столько на низших планах ментального существа, где господствует жизненная энергия раджаса, сколько в сфере ИНТЕЛЛЕКТА и ВОЛИ логической МЫСЛИ. Интеллект, логическая мысль и воля разума под воздействием силы Саттвы прилагают постоянные усилия, направленные на усвоение знания, развитие способности к пониманию и достижению состояния равновесия, стабильности и гармонии на уровне всех сил и явлений в природе. Удовлетворение, которое приносит Саттва, хотя и не дает абсолютного чувства равновесия и гармонии, но вызывает достаточно сильное ощущение легкости, счастья, мастерства и безопасности, резко отличного от беспокойных и преходящих удовольствий раджасических желаний и страстей. Характерные свойства Гуны Саттва — свет и счастье. Вся природа воплощенного человеческого существа определяется этими тремя гунами. [21:657-58]





ГУРУ

Гуру — это учитель и наставник в ЙОГЕ. [23:614]

Отношения, которые ученик устанавливает с Гуру, есть лишь один из многих возможных вариантов отношений человека с БОЖЕСТВЕННЫМ, но в нашей йоге, имеющей своей задачей супраменталь-ную реализацию, этот термин обычно не употребляется; мы рассматриваем Божественное как непосредственный Источник живого СВЕТА, ЗНАНИЯ, СОЗНАНИЯ и духовной реализации, и все, что нисходит на человека свыше, воспринимается им как преобразующее воздействие Божественной Длани. Для нашего подхода характерны более близкие отношения между человеком и Божественным, чем взаимоотношения ученика и Гуру, которые носят скорее характер ограниченного ментального идеала. Тем не менее, если разум нуждается в каких-то привычных ему ментальных представлениях, то по мере необходимости их можно придерживаться. Но только не нужно навязывать эти ментальные представления душе и ограничивать ими все богатство отношений с Божественным и широту диапазона духовного опыта. [23:614-15]

ДВИЖЕНИЕ (ПОБУЖДЕНИЕ)

Оставив в стороне эгоистическую озабоченность по поводу ограниченных и преходящих интересов и взглянув на мир беспристрастным и пытливым взглядом, желающим видеть одну лишь Истину, мы сразу же почувствуем безграничную ЭНЕРГИЮ бесконечного БЫТИЯ, неустанного движения и необузданной активности, заполняющую собой все безбрежное ПРОСТРАНСТВО и нескончаемое ВРЕМЯ; мы ощутим бытие, беспредельно превосходящее наше личное или коллективное или любое другое эго, и в сравнении с этим бытием труды тысячелетий покажутся ничтожной суетой и перед ним померкнет несметное число всех форм и жизней в этом мире. [18:17]

Беспристрастный и свободный от предвзятости взгляд на бытие в том виде, как оно есть, позволяет нам видеть везде и во всем одно лишь движение и ничего больше. Существуют только две веши: движение в ПРОСТРАНСТВЕ и движение во ВРЕМЕНИ; первое — объективно, второе — субъективно. [18:76]

Мир представляет собой цикличное движение (еамсара) БОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ в Пространстве и Времени. Его основной закон и — в определенном смысле — задача есть движение вперед; мир существует в движении и перестанет существовать, если движение прекратится. Основа этого движения — нематериальна, она строится на ЭНЕРГИИ активного СОЗНАНИЯ, которое в своем действии и многогранном проявлении во множестве форм (различных по виду, но единых по содержанию) создает противоположности ЕДИНСТВА И МНОЖЕСТВА, категории ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА, связи причинности и следствия. Все эти вещи — реальны в сознании, и в то же время по отношению к БЫТИЮ — они лишь символы, подобно тому, как об образах, созданных Разумом, можно говорить как о реальных и нереальных одновременно (реальных, поскольку они являются порождением Разума, и не совсем реальных, если рассматривать их по отношению к самому Разуму). [12:78—79]

Движение есть ритм, ГАРМОНИЯ, которую создает БРАХМАН в проявлении УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, рождая в Себе миры и формы в пределах Сознательного БЫТИЯ. [12:83]

Наши рекомендации