Комплекс слияния и непрожитая жизнь

Институт консультирования и системных решений

Москва 2008

УДК 159.9.072

ББК88

ШЗЗ

Перевод с английского: К. Мелик-Ахназарова Научная редакция: В. Калиненко

Шварц-Салант Натан Ш 33 Черная ночная рубашка.Комплекс слияния и непрожитая жизнь. — М.: Институт консультирования и систем­ных решений, 2008. — 237 с.

ISBN 978-5-91160-014-3

Книга всемирно известного юнгианского аналитика Натана Шварц-Саланта посвящена новой концепции комплекса сли­яния - итогу размышлений автора над природой глубинных аспектов межличностного взаимодействия. Рожденная в «лабо­ратории» аналитического пространства, эта концепция станет важнейшим инструментом психолога, позволяющим осмыс­лить трудно уловимые, остающиеся обычно неосознаваемыми процессы в поле взаимодействия пациента и аналитика, в пере­носе-контрпереносе - процессы, зачастую решающие для исце­ления и вступления на путь индивидуации. Адресуется психо­терапевтам и психологам, интересующимся бессознательными процессами в человеческом общении.

© Nathan Schwartz-Salant, 2007
© Пер. К.Мелик-Ахназарова, 2008
© Институт консультирования и

ISBN 978-5-91160-014-3 системных решений, 2008

Посвящается моим анализируемым, чье мужество, страдания, озарения и щедрость сделали возможным появление этой книги

Содержание

Предисловие к русскому изданию............................................. 9

К читателю............................................................................. 13

1. Приметы хаоса..................................................................... 15

2. Восприятие: незримый мир комплекса слияния..................... 33

3. Раскрытие комплекса слияния.............................................. 47

4. Вездесущность..................................................................... 65

5. Тонкое тело души: защитный покров внутренней жизни....... 81

6. Трансформирование суррогатной кожи................................. 91

7. Черная ночная рубашка......................................................... 99

8. Раскрытие фантазий, страха и ярости................................... 111

9. Отвращение, обвинение и передача..................................... 125

10. Архетипическое ядро комплекса слияния.......................... 136

11. Комплекс слияния в творчестве......................................... 149

12. По ту сторону самости...................................................... 167

Приложение А. Различные подходы: с точки зрения теории
развития и с точки зрения имагинативного поля..................... 191

Приложение Б. Комплекс слияния и поле:

«Руководство для озадаченных»............................................. 199

Примечания.......................................................................... 207

Литература............................................................................ 233

Предисловие к русскому изданию



П

риятно писать предисловие к русскому изданию моей книги «Черная ночная рубашка». В ней я ввожу новую концепцию, которую называю «комплексом слияния». В определенных отношениях феноменология, покрываемая этой концепцией, сходна с аутичными состояниями созна­ния нормальных в других обстоятельствах людей, исследованными нео-кляйнианскими авторами, такими, как Франсиз Тастен и Юдифь Митрани, а также напоминает то, что психоаналитик Томас Огден называет «состоянием, смежным с аутичным». Я упоминаю об этом, т.к. прочтение этих трудов, выстроенных согласно модели развития, может стать клинически полезным способом подхода к материалу моей книги. Но я говорю об этих не-юнгианских авторах еще и по­тому, что именно в их работах я нашел способ уловить тот сходный с аутичными состояниями материал, который смущал меня в моей собственной клинической практике. И в этом процессе я тогда смог идентифицировать область, не охватываемую подходом этих авто­ров, а также нашел разные способы поразмыслить о заинтересовав­ших меня феноменах. Так возникла концепция комплекса слияния.

Термин «комплекс», используемый для описания материала, можно оспорить. Поскольку по своей природе комплекс слияния может отличаться от того, как обычно переживается комплекс, я об­наружил, что использование мною понятия «комплекс» может даже фрустрировать человека, приступающего к изучению данного ма­териала. Например, комплекс по определению нарушает внимание, и это значит, что эго существует до определенной степени отделен­ным от комплекса, по крайней мере, пока комплекс не констеллиру-ется, перейдя из латентного в актуальное состояние. Но материал, охватываемый комплексом слияния, относится к состоянию души и тела, существовавшему ещё до разделения на противоположнос­ти. Мы встречаемся с таким же уровнем в алхимической литерату-




ре в понятии prima materia — первичной материи, существовавшей «До второго дня творения», с очевидными отсылками к библейской истории «Бытия».

Посредством того, что я называю комплексом слияния, мы пере­живаем ощущение некой тяги к мыслям или тонкому телу другого человека, так что формируется некое хаотичное или клейкое слия­ние, но одновременно присутствует и полное отсутствие связи.

Область, в которой бытует тенденция к слиянию— это промежу­точный мир, и для его описания я использовал идею о тонком теле. В равной степени я мог бы, базируясь на работах моей жены в этой об­ласти, назвать описываемую область «эмоциональным телом». У пос­леднего наименования есть преимущество — оно укладывается в тра­диционную матрицу тело-душа-дух и делает акцент на эмоциональной природе промежуточного мира при активации комплекса слияния.

Одновременность тяги к слиянию и состояния не связанности с другим (или с самим собой) вообще — невероятна, и это еще в боль­шей степени так для рационального, перспективного эго. Даже, не­смотря на хаотичность измерения слияния, мы все же чувствуем, или верим, что некое ощущение связи присутствует. Но затем вдруг пере­живаем полное отсутствие связи, как если бы два человека находились в параллельных вселенных. Такое осознание появляется с особенной отчетливостью тогда, когда мы рассматриваем взаимодействие на ментальном уровне рационального эго. И оказываемся одновременно связанными и разъединенными — это логическая невозможность.

Поначалу может показаться, что лучше было бы использовать термин «поле слияния», а не комплекс, потому что способ пережи­вания указанного феномена — это взаимное переживание поля. И равным образом, можно усомниться в термине «слияние», который обычно наделен или позитивными нюансами или, по крайней мере, может рассматриваться как регрессивное состояние. Но регрессив­ное состояние отличается от того, с чем мы встречаемся при ком­плексе слияния: от него можно сепарироваться, не испытывая тре­вожности психотического уровня.

Знакомясь с концепцией комплекса слияния, мы видим структу­ру, которую можно назвать «протокомплексом» — структуру, еще не дифференцировавшуюся на противоположности, которые мож­но переживать как отдельные внутри трехмерной схемы «внутрен­него» и «внешнего». Этот «комплекс», таким образом, лишь начи­нает приобретать форму, но, как только человек лучше знакомится с феноменологией комплекса слияния, он (или она) начинает узна­вать в нем комплекс в более нормальном смысле. Тогда, например, фраза: «У него сильный комплекс слияния», — становится утверж­дением, обладающим клиническим смыслом. Более того, обычное

понятие комплекса, имеющего ассоциации, архетипическое ядро, поведенческие паттерны, соматические аспекты и являющегося потенциальным источником информации и понимания, становит­ся все более значимым. Для меня это вкупе с выделенными ранее характеристиками оправдывает преимущество выбора термина «комплекс слияния» в сравнении с другими возможными термина­ми, такими, как поле слияния или стадия слияния.

Терминологический вопрос здесь подобен тому, с чем мы встре­чаемся при употреблении термина «проекция». Имеет смысл гово­рить о проекции лишь тогда, когда в субъект-объектных отношениях возникло состояние архаичной идентификации, а значит — потреб­ность взять проекции назад в сферу осознанности субъекта. Таким образом, проекция — это «процессуальное понятие», что справед­ливо также и для комплекса слияния.

Кроме того, можно видеть комплекс слияния и в спектре со­стояний, описываемых в алхимии как coniunctio; Юнг исследовал эти вопросы в своих зрелых трудах. В своем позитивном смыс­ле coniunctio это совокупность переживаемых в «промежуточном мире» тонкого тела состояний «втянутости» в эмоциональное и физическое тело другого человека, а затем обратного выведения на дифференцированный, субъект-объектный уровень переживания, при том, что оба состояния существуют как ритмическая последо­вательность. Достижение этого — подлинное свершение, и путь к нему сопровождается чрезвычайно хаотичными состояниями, из­вестными в алхимии как nigredo.

Coniunctio— чрезвычайно целительное переживание, особенно в отношении того, что может быть воспринято (неординарным воспри­ятием) как ущерб тонкому телу человека, вызванный травматическим опытом. Часто появляющаяся в результате травмы и сохраняющаяся в течение всей жизни чрезмерная уязвимость к эмоциям других или к факторам окружения может быть исцелена посредством пережива­ния coniunctio. И coniunctio порождает либидо родства, то есть душев­ную связанность с другим человеком, повышающую качество жизни и побуждающую к индивидуации. Эти вопросы я рассматриваю в книге «Тайна человеческих отношений».

Можно сказать, что комплекс слияния относится к дальнему концу спектра переживаний coniunctio. В отличие от разделяемых и вновь соединяемых в ритмической последовательности противо­положностей, оппозиции комплекса слияния, такие как Я и другой, или эго и бессознательное, стягиваются вместе таким образом, что исчезает дифференцированность. А это значит, что комплекс сли­яния никогда не приводит к субъект-объектному уровню опыта, позволяющему видеть реальность и инаковость другого человека.

В каком-то смысле комплекс слияния — главный пример негатив­ного coniunctio.

Однако работа с комплексом слияния может сдвинуть пережи­вание в сторону более позитивных состояний coniunctio. Такие спо­собы мышления очень далеки от психоаналитических установок и от положений теории развития, так что, я верю, читатель сможет увидеть отличие подхода, представленного в «Черной ночной ру­башке». Кроме того, ни психоаналитический подход, ни подход школы развития не имеют дела одновременно с душевными и теле­сными состояниями. Чтобы охватить эти состояния, необходима неординарная форма восприятия, описание которой читатель най­дет в книге.

Мне очень приятно, что «Черная ночная рубашка» переведена на русский язык. Эта книга была сложной в написании: сначала трудно было ясно разобраться в том, что я испытывал в клиничес­ком опыте (и я благодарен своей жене за подробные обсуждения многих таких переживаний), а потом — попытаться найти слова для этого. Хотя и несовершенное, понятие комплекса слияния — лучшее, чего я смог достичь; это средство контейнировать и кли­нически прогнозировать сложные состояния сознания, описанные в этой книге.

Наши рекомендации