Специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
НОУВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Г. Екатеринбург
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В А Л Е О Л О Г И Я
Учебно-методическое пособие
для самостоятельной работы студентов
Специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
Специальности 080505 «Управление персоналом»
Разработчик:
к.б.н., доцент Сапогова Н.В.
Екатеринбург
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________И.К. Кощеева
«_________» _______________ 2010г.
СОГЛАСОВАНО:
Декан факультета
социальной психологии
__________________Л.Б. Перелыгина
«_______»_____________2010 г.
ПРИНЯТО И
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ
Протоколом заседания
Ученого совета факультета
№__5_ от «__27__»_января__2010г.
© НОУ ВПО Гуманитарный университет
© Сапогова Н.В., 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….4
Тема 1. Введение в курс. Организм как живая, открытая
саморегулирующаяся система……………………………………5
1. Гуморальная регуляция функций в организме человека………….5
1.1. Общая характеристика эндокринной системы…………………5
1.2. Функции желез внутренней секреции…………………………...6
2. Нервная регуляция функций в организме человека……………….12
2.1. Функции спинного мозга и отделов
ствола головного мозга…………………………………………..12
2.2. Функции больших полушарий…………………………………..15
3. Задания для самостоятельной работы……………………………….16
Тема 2. Современные представления о здоровье………………………..17
Тема 3. Физическое здоровье. Двигательная активность – ведущий
фактор физического здоровья. …………………………………..18
Тема 4. Питание – как базисный фактор физического здоровья……….27
Тема 5. Биоритмы и физическое здоровье человека…………………….31
Тема 6. Психическое здоровье – как составляющая
здоровья человека………………………………………………...33
Тема 7. Социальное здоровье и факторы его определяющие.
Стадии и формы социализации………………………………….35
Тема 8. Химические зависимости, воздействие на здоровье
и их профилактика………………………………………………..36
Библиографический список……………………………………………….40
Приложения………………………………………………………………...41
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Здоровье человека представляет собой такое его состояние, которое отражает гармонию таких составляющих здоровья человека, как соматическое и физическое здоровье, психическое, социальное, нравственное и духовное здоровье. Гармоничное единство всех составляющих здоровья является важным фактором формирования здорового образа жизни и профилактики различных заболеваний.
Понимание связи организма человека с окружающей средой и зависимости состояния здоровья от отношения человека к нему будет способствовать развитию у студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» валеологической культуры и мышления, необходимых для их будущей профессиональной деятельности.
Организация режима труда с учетом индивидуальных особенностей человека, с учетом его социальных возможностей и потребностей является одним из ведущих факторов, определяющих здоровье человека на биологическом, психологическом и социальных уровнях. В этой связи очень важным является формирование валеологического мышления у студентов, обучающихся по специальности «Управление персоналом».
Целью данного учебно-методического пособия является изучение студентами различных методов определения состояния биопсихосоциальной сферы у человека, формирование у студентов умений и навыков оценки физического, психического и социального здоровья.
Задачи данного учебно-методического пособия.Студенты должны:
- освоить методы оценки уровня физического развития, оценки здоровья, определения функциональных возможностей организма;
- сформировать навыки определения состояния психического и социального здоровья;
- развить умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
В соответствии с целью и задачами студенты должны:
- научиться работать с теоретическим материалом;
- применять полученные знания при профессиональном подборе программы отдыха и труда человека;
- уметь оценивать состояние физического и психического здоровья;
- определять функциональные возможности организма;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В учебно-методическое пособие включены задания для самостоятельной работы по всем темам курса. В каждой теме содержатся основные теоретические положения, даны описания методов оценки состояния физического, психического и социального здоровья. В конце учебно-методического пособия имеются приложения, содержащие табличный материал, тексты опросников и ключи для их обработки, образцы бланков для выполнения тестов.
Тема 1. Введение в курс. Организм как живая, открытая и
Саморегулирующаяся система.
Функции больших полушарий
Большие полушария образованы белым и серым веществом. Серое вещество образуют две структуры: подкорковые ядра или базальные ядра и кору больших полушарий.
Функции базальные ядер. К базальным ядрам относят полосатое тело, бледный шар и миндалевидное тело. Базальные ядра участвуют в образовании условных рефлексов и осуществлении сложных безусловных рефлексов (оборонительных, пищедобывательных и др.). Они обеспечивают необходимое положение тела во время физической работы, а также протекание автоматических ритмических движений. Бледный шар выполняет моторную функцию, а полосатое тело регулирует его активность. Кроме того, выявлено участие структур полосатого тела в контроле сложных психических процессов – внимания, памяти, обнаружения ошибок. Миндалевидное тело участвует в формировании эмоций и двигательных и вегетативных реакций, сопровождающих эмоции.
Функции коры больших полушарий. Кора представляет собой слой серого вещества толщиной 2-3 мм, содержащий в среднем около 14 млрд. нервных клеток. По происхождению в коре выделяют древнюю кору или обонятельный мозг, старую кору и новую кору. Новая кора занимает наибольшую площадь и в каждом полушарии её поверхность разделена основными бороздами на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную. По функциональному значению в новой коре выделяют три функциональные зоны: сенсорные, моторная и ассоциативные.
Сенсорные зоны новой коры. В сенсорные зоны приходит информация через переключательные ядра таламуса от всех рецепторов организма, кроме обонятельных, от которых информация приходит в древнюю кору. В новой коре выделяют следующие сенсорные зоны:
- зрительная сенсорная зона, располагается в затылочных долях; нейроны этой области участвуют в обработке информации, приходящей от зрительных рецепторов, что обеспечивает формирование зрительных ощущений и зрительных образов;
- слуховая сенсорная зона, располагается в височных долях; нейроны этой области участвуют в обработке информации, приходящей от слуховых рецепторов, что обеспечивает формирование слуховых ощущений и слуховых образов;
- вестибулярная сенсорная зона также располагается в височных долях коры рядом со слуховой сенсорной зоной; к нейронам этой области приходит информация от рецепторов вестибулярного аппарата; деятельность нейронов вестибулярной зоны приводит к формированию ощущения положения тела и частей тела в пространстве;
- соматосенсорная зона располагается в теменных долях коры, в эту область коры приходит информация от тактильных, температурных рецепторов кожи, от рецепторов мышц и сухожилий, от рецепторов внутренних органов и болевых рецепторов; нейроны соматосенсорной зоны участвуют в формировании тактильных, температурных, мышечных, болевых ощущений, а также ощущений, отражающих состояние внутренней среды организма;
Моторная зона новой коры располагается в лобных долях в прецентральной извилине. В этой области новой коры находятся высшие двигательные центры, обеспечивающие формирование сложных произвольных движений и регулирующие осознаваемую двигательную деятельность. Нейроны моторной коры участвуют в произвольной регуляции деятельности скелетных мышц, в формировании условных двигательных рефлексов, двигательных навыков и умений. Нейроны моторной коры участвуют также и вокализации речи, управляя мышцами голосового аппарата.
Ассоциативные зоны новой коры. Выделяют две ассоциативные зоны коры: теменная ассоциативная кора и лобная ассоциативная кора. В теменной ассоциативной коре происходит интеграция сенсорной информации из всех сенсорных зон, в результате чего формируется обобщенный сенсорный образ внешней и внутренней среды организма. Благодаря деятельности нейронов этой области формируется представление о схеме тела и пространства, что улучшает пространственную ориентацию движений.
Нейроны лобной ассоциативной зоны участвуют в регуляции сложных форм поведения человека, формируя намерения и планы, программы произвольных движений и осуществляя контроль за их выполнением. Лобная ассоциативная кора отвечает за процессы мышления, памяти, внимания и речи. При врожденном недоразвитии этой области в коре человек не в состоянии овладеть речью (произносит лишь бессмысленные звуки) и даже простейшими двигательными навыками (не сможет одеваться, пользоваться орудиями труда и т.д.)
3. Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Прочитать раздел «Гуморальная регуляция функций в организме человека». Заполнить таблицу « Железы внутренней секреции»
Название железы | Вид гормона | Значение в организме |
Задание 2. Прочитать раздел «Нервная регуляция функций в организме». Заполнить таблицу «Функции отделов ЦНС»
Название отдела | Значение отдела ЦНС |
Литература:
1. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. – М.: Академия. – 1998 г.
2. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001 г.
3. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2000 г.
Н – h
МПК – максимальное потребление кислорода, л/мин;
А – эмпирическая возрастная прибавка, для взрослых равна 1,29;
N – мощность выполненной работы, кг м мин;
Н – частота сердечных сокращений в минуту после выполнения нагрузки;
h – возрастная прибавка к пульсу, для мужчин равен 60, для женщин – 40;
К – возрастной коэффициент, величина в зависимости от возраста приведена в таблице:
Возраст (в г.) | Коэффициент, К | Возраст (в г.) | Коэффициент, К |
17 - 18 | 0,853 0,846 0,839 0,831 | 0,823 0,817 0,809 0,799 |
3. Расчет МПК на вес тела: МПК/ Р , где
МПК – максимальное потребление кислорода, в мл;
Р – вес тела при выполнении физической нагрузки, в кг.
4. Проводится оценка уровня физической работоспособности по показателю МПК/Р в сравнении с нормативами. Нормативы представлены в Приложении 4.
Задание 3. Провести комплексную оценку состояния своего здоровья, определив группу своего здоровья, коэффициент и степень своего здоровья по критериям здоровья: весу, физической работоспособности и сопротивляемости, утомляемости и заболеваемости. Составить карту своего здоровья и определить степень своего здоровья. Сделать вывод о состоянии своего физического здоровья.
Оборудование: секундомер, прибор для измерения артериального давления, весы, ростомер, калькулятор.
Человека.
Общие теоретические положения. Психика –системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом духовной картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности, т.е. психика – это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ себя самого в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.
По формам отражения (взаимодействия) с окружающим миром в психике можно выделить два компонента. Сознание – высшая форма отражательной способности мозга. Благодаря ему человека может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т.д. и при необходимости контролировать их.Формабессознательногопредставлена привычками, различными автоматизмами (например, ходьбой), влечениями, интуицией. Как правило, любой психический процесс начинается как бессознательный и лишь потом осознается.
Психика проявляет себя в форме психических процессов. К ним относятся ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются психическими состояниями. Психические состояния – это формы активности, носящие преходящий, но достаточно длительный характер и «окрашивающий» деятельность и поведение в целом. К психическим состояниям относят вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д.
Одним из психических состояний, наиболее сильно влияющих на психику и психическое здоровье, являются эмоции. Эмоции представляют собой психическое состояние, которое характеризуется субъективными переживаниями, физиологическими и поведенческими проявлениями. Состояние эмоций обуславливает базу психического здоровья. Беспокойство, горе, страх и другие напрягающие и беспокоящие человека вызывают у человека эмоциональный дистресс. Эмоциональный дистресс является одним из факторов, понижающих сопротивляемость организма и приводящих к развитию различных нарушений здоровья. На его возникновение прежде всего влияют длительные отрицательные эмоции, интенсивные физические и умственные нагрузки и т.д.
Задание 1. Провести исследование своей стрессоустойчивости, используя тест «Умение справляться со стрессом». Ответить на вопросы теста, обработать результаты и сделать вывод о своей стрессоустойчивости.
Оборудование: таблица определения стрессоустойчивости, бланк для ответа, калькулятор.
Ход работы: используя таблицу определения стрессоустойчивости, представленную в Приложении 11, ответить на вопросы теста; результаты занести в бланк ответов; обработать результаты и сделать вывод о своей стрессоустойчивости.
Задание 2.Оценить степень психоэмоционального напряжения в конце рабочей недели у двух человек, имеющих разный биоритмологический тип, используя тесты для определения нервно-психического напряжения (НПН), уровня субдеперссии и астенического состояния.
Оборудование: тестовые опросники оценки нервно-психического напряжения, уровня астении и субдеперссии, представленные в Приложении 12, 13 и 14, калькулятор.
Ход работы: подобрать двух человек, имеющий утренний и вечерний тип биоритма; провести оценку степени психоэмоционального напряжения с помощью тестовых заданий по оценке нервно-психического напряжения, уровня астении и субдепрессии у этих людей в конце рабочей недели; сравнить степень психоэмоционального напряжения у них; сделать вывод и предложить оздоровительные рекомендации.
Задание 3. Подготовиться к семинарскому занятию по теме «Методы психофизической саморегуляции».
Вопросы к семинарскому занятию:
- общие принципы формирования нормального и предупреждение патологического стресса;
- физические методы саморегуляции: физические упражнения, массаж, дыхательная гимнастика, мышечная релаксация;
- психологические методы саморегуляции: аутотренинг, медитативные техники саморегуляции.
Литература:
1. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УГТУ. – 2001 г.
2. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум. – М.: Флинта: Наука, 2002.
3. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия. – 2001г.
4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.
Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – 2-ое издание. – С.-Петербург, 2004 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бароненко В.А., Люберцев В.Н., Рапопорт Л.А. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2001 г.
2. Буянов В.М., Нестеренко Ю.А. Первая медицинская помощь: Учебник. – М.: Медицина, 2000 г.
3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – М.:Флинта: Наука, 2005 г.
4. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум. – М.: Флинта: Наука, 2002 г.
5. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – М.:Флинта: Наука, 2007 г.
6.
7. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2001г.
8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – 2-ое издание. – С.-Петербург, 2004 г.
9. Практикум по психофизиологической диагностике: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000 г.
10. Рыбаков В.П. Биоритмы на службе здоровья. – М.: Советский спорт, 2001.
11. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г.
Приложения
Приложение 1.
К здоровому образу жизни
Методика выполнения работы. Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением поставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии – знак « – » («нет»).
Текст опросника.
1. Мне нравиться находиться дома, даже если причина этого – болезнь.
2. Я меньше, чем другие люди нуждаюсь в занятиях спортом.
3. Я предпочитаю, чтобы меня считали здоровым и спортивным.
4. Я очень расстраиваюсь, когда мои жизненные планы нарушаются из-за плохого здоровья.
5. От прогулки на свежем воздухе я получаю больше удовольствия, чем от просмотра видеофильма.
6. Мне нравится постоянно ощущать себя здоровым.
7. Я часто и охотно говорю людям о своих болезнях.
8. Я считаю так: «Люди имеют вредные привычки, значит, не такие они и вредные».
9. Я считаю, что сказать «Здравствуйте» - значит пожелать человеку здоровья.
10. Я получил рекомендацию врача: «Спать не менее 9 часов в сутки». Я обязательно и неукоснительно последую его совету.
11. Мне нравится получать домашних заданий в институте.
12. Я меньше, чем другие люди нуждаюсь в оздоровительных мероприятиях.
13. Мне нравится проводить время в спортивном зале.
14. Я могу в течение года раз в неделю выделить время для занятий спортом.
15. Я очень ценю возможность принимать трудные решения, не боясь, что здоровье подведет.
16. Я не хочу заниматься физкультурой, так как это требует много времени.
17. Я регулярно делаю утреннюю зарядку.
18. Считаю, что люди предпочитают славу и почести здоровью.
19. Я регулярно бываю у врача для профилактического осмотра.
20. Я очень переживаю из-за своего внешнего вида.
21. Мне всегда интересны разговоры родных, знакомых о здоровье и профилактике заболеваний.
22. Здоровье – самое важное в жизни
23. Я считаю, что человек способен сам создать себя здоровым физически, психически и морально.
24. Болезнь для меня означает снижение требований со стороны окружающих лично ко мне.
25. Я открыто пропагандирую здоровый образ жизни и считаю это правильным.
26. Вечеринку в ночном клубе, дискотеку я предпочту лыжному походу, катанию на коньках, прогулке на свежем воздухе.
27. Я считаю чудаками людей, ведущих здоровый образ жизни.
28. Перенесенное заболевание стимулирует меня для поддержания здоровья сильнее, чем отсутствие такового.
29. Я считаю, что с болезнями бесполезно бороться.
30. Когда я здоров, я выполняю больше работы и допускаю меньше ошибок.
31. Обычно я обращаю мало внимания на свое здоровье.
32. Когда я занимаюсь спортом вместе с друзьями, то добиваюсь больше успехов.
33. Я завидую людям, которые не болеют.
34. Если я узнаю о новом способе оздоровления, то стараюсь применить его как можно скорее.
35. Мне кажется важным знать об устройстве собственного тела.
36. Принимаю лекарственные средства в крайнем случае, только по назначению врача.
37. Я предпочитаю для поддержания здоровья использовать натуральные средства: закаливание, массаж, лекарственные травы и др.
38. Я интересуюсь информацией о наиболее распространенных заболеваниях, чтобы суметь их предотвратить.
Обработка результатов. По одному баллу проставляется за ответ «да» по следующим пунктам опросника: 3, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 17, 19, 22, 23, 25, 32, 34, 35, 36, 37, 38, а также за ответ «нет» - по следующим пунктам: 1, 2, 7, 8, 12, 16, 18, 21, 24, 26, 27, 29, 31. Ответы по пунктам 4, 11, 15, 20, 28, 30, 33 не учитываются. Подсчитывается общая сумма баллов. Чем больше сумма баллов, тем больше у обследованных выражена мотивация к здоровому образу жизни. Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 31 баллу.
Бланк для ответов
Дата _______________________ Время________________________
Факультет___________________ специализация_________________
№ вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ |
Приложение 2.
Текст опросника.
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстроитесь:
а) да; б) нет
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете:
а)чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.
3. Спокойно ли воспримите неприятную новость для вас:
а) да б) нет
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми:
а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы легко найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями:
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни сами шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»:
а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), которая становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете:
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (неё).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы отреагируете:
а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;
б) вступите в спор.
Бланк для ответа
№ вопроса | Вариант ответа | Баллы |
Обработка результатов. Запишите по два балла за ответы: 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.
От 0 до 4 баллов: вы непреклонны, простите, эгоистичны и упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
6 – 12 баллов: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы. Безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?
14 – 18 баллов: твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.
Подсчитайте сумму баллов и сделайте вывод об уровне вашей толерантности.
Текст опросника.
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства:
а) нет;
б) только если имею на то веские причины;
в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли спорите с друзьями:
а) если только эти люди не обидчивы;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры – моя стихия.
4. Представьте, вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то пытается влезть без очереди:
а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание;
в) прохожу вперед и начинаю следить за порядком.
5. Дома на обед подали несоленое блюдо. Ваша реакция:
а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды;
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу:
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась:
а) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным замечанием;
в) устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь:
а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам слово никогда больше не участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
в) проигрыш надолго испортит настроение.
Бланк для ответов
№ вопроса | Вариант ответа | Баллы |
Сумма баллов |
Обработка результатов. За каждый ответ «а» начисляется 4 балла, ответ «б» - 2 балла, ответ «в» - о баллов.
От 22 до 32 баллов: вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
От 12 до 21 балла: вы слывете человеком конфликтным, но на самом деле конфликтуете тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях, при этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 11 баллов: споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами – на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом постарайтесь перебороть свой вздорный характер!
Приложение 16.
НОУВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Г. Екатеринбург
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В А Л Е О Л О Г И Я
Учебно-методическое пособие
для самостоятельной работы студентов
специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»