Подчинённое положение женщины
Ещё один пережиток исторического брака – популярное викторианское изречение, что брак некоторым образом «защищает» женщину. Этот аргумент очень сильно напоминает объяснение – очень распространённое и искреннее в своё время, – что институт рабства нужен, потому что он обеспечивает пищу, кров и защиту рабам.
В действительности, нынешние социальные роли, в их числе и брак, делают множество женщин беспомощными, зависимыми и неспособными позаботиться о себе. Традиционный брак скорее вызывает, чем разрешает проблемы, связанные с личной самостоятельностью и независимостью женщин, о чём говорит и Коллет Доулинг (Collette Dowling) в своей неотразимой книге «Комплекс Золушки».
В этом отношении мы даже движемся назад, потому что законодательство теперь уже не компенсирует женщине годы или десятилетия домашнего труда и ухода за детьми, как это делалось раньше.
Исторически мистические традиции противостояли установленному законом на бумаге браку, так как тот воплощал, формализовал и усиливал действительно существующее, узаконенное подчинённое положение женщины в семье. Эту ролевую систему ввели в обиход патриархальные индоевропейские и семитские народы по меньшей мере четыре тысячи лет назад.
Отражая семитский закон около 500 года до Р.X., одна из первых глав Библии гласит, что Бог посеял вражду между мужчиной и женщиной (Книга Бытия 3:15) и что муж должен господствовать над женой (Книга Бытия 3:16).
Такое же правило действовало позднее и в Римском праве, по которому муж держал в своих руках жизнь и смерть жены. И только значительно позднее, в 1500 году нашей эры католическая церковь признала женщину полноценным человеческим существом, обладающим душой.
Как и при других формах рабства, женщины сами по себе юридически не считались личностями, поэтому, подобно настоящим рабам, не имели права голосовать. В глазах закона женщины были собственностью; отцы их продавали, затем ими владели мужья – в рамках контракта купли-продажи, который назывался браком; супружеская измена, таким образом, расценивалась как покушение на имущественные права мужчины.
Во многих случаях простая человеческая порядочность и сострадание не давали браку быть излишне жестоким и садистским. И границы прав женщин широко колебались в зависимости от уровня цивилизованности, которого удалось достичь данному обществу, что также весьма напоминает историю рабовладельческих обществ. Но для женщин, всех вместе и каждой в отдельности, это было слабым утешением.
Этот основной правовой смысл брака продержался до начала нынешнего столетия, хотя нельзя не отметить, что всегда в периоды расцвета мистицизма права женщин получали некоторое развитие. Так, например, происходило в классической Греции, в век рыцарства и в эпоху Просвещения.
Сегодня мы наслаждаемся приятным чувством, оставшимся после Просвещения. Конечно, сегодня в нашем европеизированном мире дела обстоят чуть получше. Но лишь не далее как одну человеческую жизнь тому назад женщины были политически эмансипированы, «получили» право голоса. Этот революционный поворот случился так недавно в историческом смысле, что западное общественное сознание едва-едва начинает перестраиваться. И в самом деле, огромное большинство мужчин мира тоже не обладает правом голоса.
Тем не менее тот факт, что женщины на Западе больше не являются движимым имуществом своих мужей, таит в себе реальную опасность, что предшествующие четыре тысячи лет будут просто забыты. Не только прошлое уже теперь оставляет многих безразличными, но и судьба женщин в остальном мире сегодня.
Огромная доля женщин в нашем мире всё ещё по закону является рабами мужей. В мусульманских странах, помимо других печальных явлений, законным образом существует многожёнство. Индуистская культура чуть получше, чего, однако, не скажешь об индийских законах. И несмотря на официальный запрет, во многих районах Китая крестьяне всё ещё в буквальном смысле покупают себе жён. Для них так «дешевле и проще», как утверждает одна из правительственных газет.
За последние годы, по сообщению «Нью-Йорк Таймс», более пятидесяти тысяч женщин было похищено, увезено далеко от дома и продано. У них нет почти никаких шансов на спасение. До сего дня поразительно большое число молодых мусульманок и чёрных африканок подвергаются «инфибуляции», то есть ампутации клитора, с целью сделать их более покорными и домашними, впоследствии – верными слугами своих хозяев-мужей. Эрик Хансен, автор книги «Странник в лесу», говорит, что известны миллионы таких случаев.