Положение женщины в России в XIX веке.

В первой половине XIX века положение женщины в России во многих отношениях было зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы ее хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно из низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое»правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены, матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. Женщина не имела документов, не получала образования и. согласно православным канонам, не могла развестись с нелюбимым мужем.

Словарь

«Домострой» - памятник русской письменности XVI века, представляющий собой свод правил семейного быта. Книга состоит из трех частей: 1 часть устанавливает правила религиозной морали и учит «како веровати» и «како царя чтити»; 2 - посвящена «мирскому строению» и учит «како житии с женами и с детьми и домочадцами»; 3 - «о домовом строении» - нормирует домашнюю жизнь и хозяйство. Идеалом всякого хозяйства, по «Домострою». Является скопидомство (накопительство), которое должно привести к накоплению богатства. Что достижимо при условии единовластия главы семьи. Такой идеал семейного уклада держался на Руси чрезвычайно долго.

Эпоха перемен.

Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования.

В литературе середины XIX века также происходили изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. Между тем назревала потребность в герое, соотносимом с привычным положительным героемпредшествующей литературы,- дворянским интеллигентом. Существовали сомнения: может ли простонародный быт дать почву для героического характера? Ответом на этот вопрос стала пьеса «Гроза» А.Н.Островского.

Словарь

Герой литературный - действующее лицо в литературном произведении. По степени участия в ходе событий и по степени близости автору герой может быть «главным» и «второстепенным».

Мечта Катерины.

Уже первое появление Катерины на сцене располагает к ней читателей (зрителей). Разговаривая с Варварой, сестрой нелюбимого мужа, она делится с ней своей мечтой: «Отчего люди не летают!., говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...» Катерина говорит языком русских народных песен. Ее речь напевна, протяжна. Именно в устном народном творчестве птица - это символ свободы. И героиня вторит ему: она, как птица в клетке в доме Кабановых.

Из дальнейшего разговора Катерины с Варварой становится понятно, почему Катерина предпочитает воображаемый мир реальному. Когда-то, еще не так давно, она жила в родительском доме, и тогда все было по-другому: «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».

Искренность и честность.

По мнению Варвары, нынешняя жизнь Катерины ничем не отличается от прошлой. Однако Катерина не согласна: прежней она осталась только внешне. Жизнь в доме Кабановых лишена живого, искреннего чувства: «Да здесь все как будто из-под неволи».

И Варвара, и Тихон только делают вид, что верят в незыблемость правил Домостроя. Очень многое в их поведении основано на притворстве и обмане. Варвара прямо говорит об этом: «У нас вес дом на том держится. И я обманщицей не была, да выучилась, когда нужно стало». Катерина не умеет обманывать: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Не любит она, когда это делают и другие.

Образное восприятие.

Для Катерины характерно поэтическое, образное, романтическое восприятие действительности. Именно поэтому так много значат в ее жизни сны: «Ночью мне, Варя, не спится, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя ,как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду...», - так, может быть, сама того не желая, она мечтает о большой любви.

Варвара, однако, прекрасно понимает: «А ведь ты, Катя, Тихона не любишь». И Катерина вынуждена сознаться, что любит не мужа, а другого человека.

Горячее сердце».

Катерина обладает не только развитым воображением, но и «горячим сердцем». Она говорит об этом Варваре в начале пьесы: «Такая уж я зародилась горячая...».

Впоследствии Катерина поясняет свою мысль: «Эх, Варя, не заешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так и не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!»

Внутренний конфликт.

Слова Катерины о Волге оказались пророческими. Она отказывается притворяться перед собой - отсюда знаменитый монолог с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его!»

А затем, не побоявшись людского суда, признается в этом другим: «Ах! Ад! Ад! Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!»

Интересно, что о своей гибели Катерина говорит на продолжении всей пьесы. Причина в неясном для самой Катерины ощущение кризисное™ бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринять иначе, как грех.

8. Внешний конфликт.

Как и другие герои пьесы, Катерина выросла в патриархальном мире. Тем не менее по своему характеру и поведению она им противостоит.

С Кабанихой Катерину сближает бескомпромиссность, нравственный и религиозный максимализм. Однако, Кабаниха - блюститель окостеневших форм старого уклада, ее поведение в семье и обществе лицемерно, она ханжа. Катерина, напротив, действует вопреки установленным обществом правилам, ложь для нее неприемлема.

Неумение и нежелание обманывать отличат Катерину от Варвары. Дочь Кабанихи не хочет жить так, как ее мать, но в отличие от Катерины, не считает нужным открыто посягать на устои «темного царства» и приспосабливается к ним. Борис, как и Катерина, способен на глубокое сильное чувство. Однако он не может защитить свою любовь, пойти против Дикого, от которого зависит его материальное благополучие. Борису не хватает решительности и смелости,-качеств, которые есть у его возлюбленной.

Похож на Катерину и механик-самоучка Кулигин. Как и Катерина, это натура творческая, поэтическая. Он чувствует и понимает красоту природы, знает старинную поэзию. В то же время Кулигин - мечтатель, проекты которого обречены на неудачу. В его сознании, как и в сознании других жителей города, большую роль играют старые «домостроевские» представления о жизни.

Наши рекомендации