Традиционный, или общий брак
Сегодня пары ожидают, что любовь и брак будут неразрывно сопровождать друг друга. Но чего же они ждут от любовной связи? Просто поразительно, как же мало значения придают этому вопросу и мужчины, и женщины. Вместо этого они частенько рассматривают брак как учреждение – аналогично тому, как каждый человек в определённом возрасте неизбежно поступает в школу, учится в ней с переменным успехом, продолжает или заканчивает обучение, в зависимости от того, как складываются обстоятельства.
Очень часто люди, собираясь пожениться, гораздо менее подробно задумываются о том, как им устроить свою будущую семейную жизнь, как им зрело и с любовью относиться друг к другу, растить детей и расти самим как личностям, чем о том, как пройдёт праздничный день свадьбы. По этому случаю люди, и так имеющие долги, не скупятся и тратят бездну денег, полагая, что это красивое «заявление миру» улучшит их судьбу.
Конечно, брак – хороший обычай, эта традиция объединяет опыт многих поколений, воспитывает чувство истории, неразрывности, поощряет здоровое благоговение и почтение к ритуалам и вызывает ностальгическое наслаждение добродетелью долгой привычки, пусть даже больше не о чем вспомнить. Но многие путают социальные традиции с традиционным религиозным ритуалом, с симпатической магией, которая приводится в действие надлежащим образом проведённой свадебной церемонией.
Важны определённые слова и жесты, которые говорятся и выполняются в установленной последовательности уполномоченным представителем церковной власти. Неизменным и общим для всех конфессий является помпезное и абсурдное утверждение, что пара будет получать наибольшее сверхъестественное благоприятствование, удачу в супружеской жизни и защиту потусторонних сил до тех пор, пока она пребывает в официальном браке, которому противопоставляется «жизнь в грехе».
Привычка полагаться либо на ностальгию по прекрасной традиции, либо на сверхъестественное магическое действие религиозного ритуала как на гарантию успешных взаимоотношений – не просто отказ признать действительность.
И ещё, она внушает паре ложное чувство безопасности, самодовольной успокоенности, чтобы не сказать – скуки; охраняет невежество, которое не помогает влюблённым осознать их ответственность за развитие своих отношений, а напротив, заставляет их подчиниться неосознанно мотивированным правилам поведения. Среди таких правил – и роли, навязанные каждому из супругов традициями супружеской жизни, уходящими в глубину столетий.
Супружеские роли
Традиционные роли, принадлежащие каждому из супругов, – это концепции. Они могут отражать воображаемые картины и словесные описания того, каким должен быть брак по мнению религии, закона, родителей и общества. Часто их составляют идеализации, фантазии, когда один партнёр представляет другого таким, каким тот на самом деле не является, или таким, каким хочет его видеть.
Роли могут также основываться на неадекватных представлениях партнёров о самих себе. В результате они становятся неосознанной программой поведения человека. Поскольку роли носят характер концепций, или идей, они относятся к образу мышления левого полушария мозга.
Я уже упоминал, что художественное изображение предмета – вопрос видения его таким, какой он есть, а не таким, каким мы его себе представляем; что спонтанность в сексе вызывает чувства, которые мы действительно испытываем, Чистые ощущения, незамутнённые мыслями и оценками происходящего; и что наука – это взгляд на космос, основанный на непосредственном наблюдении природы, а не застывшая совокупность знаний.
Точно так же мистический брак предполагает честную, интуитивную спонтанность между вами и вашим партнёром, и является непрерывной эволюцией вашего понимания друг друга. Такая пара, напротив, старается не поступать друг с другом в соответствии со скрытыми внутренними сценариями и мотивациями, сознательными или бессознательными. Учась опознавать эти роли и образы, она учится избегать их. Роли, заранее запрограммированные указания или «игры, в которые играют люди» часто вырастают из разнообразных концепций левого полушария, которые являются как бы фильтрами и призмами, проходя сквозь которые меняется понимание нами самих себя и мира вокруг нас, в том числе и наших любовных отношений.
Роли и их воздействие на нас разнятся в зависимости от комбинации слов и образов на компьютерных экранах нашего левого полушария. Они свободно отвечают видам психологических и эмоциональных нарушений, которые мы наблюдаем в индивидуумах. Многие неполадки скрыты от партнёра, другие – бессознательные – скрыты и от нас самих.
Одна такая ролевая игра «мужчина-женщина» изложена Уорреном Фарреллом (Warren Farrel) в его весьма поучительной книге «Почему люди таковы, каковы они есть». Фаррелл подробно исследует различные прививаемые обществом представления – которые он называет первичными и вторичными фантазиями, – которые мотивируют привлекательность обоих полов друг для друга и привлекательность брака для обоих.
Фаррелл последовательно и очень убедительно показывает, что женщины остаются настоящими «сексуальными объектами», так как первичная фантазия мужчин – это сексуальный доступ к красивой женщине. Мужчины при этом изображаются «объектами успеха», поскольку первичная фантазия женщины – это финансовая безопасность (особенно дом и семья) при отсутствии необходимости работать, если не хочется.
Всё это объясняет сверходержимость дам своим внешним видом, а мужчин – властью и деньгами, считает Фаррелл. Это совпадает с саркастическим замечанием Ордена Нэша, что некоторая несовместимость браку не повредит, «пока у него есть доход, а у неё привлекательность». О чём здесь умалчивается, так это что такое положение дел увековечивает высшее положение мужчины в социально-экономическом плане.
Хотя мыслящие мужчины и женщины на сознательном уровне и не принимают на веру эти идеи, последние всё же продолжают в той или иной степени занимать часть внутреннего мышления многих людей. Их осознание этих мотиваций держится внутри и не высказывается, это секретный план, который продолжает осуществляться иногда в течение всего брака или до тех пор, пока роли не изнашиваются и не назревает развод.
Общественные фантазии и табу, которые выражаются через прессу и традиционные институты, поддерживают и увековечивают систему, при которой между людьми возникает взаимное влечение, но не эмоциональное, человеческое, а вызываемое ролями, которые они играют, и фантазиями, которые они исполняют в воображении своего левого полушария.
Результат, предупреждает Фаррелл, таков, что «разыгрывание сексуальных ролей превращается в тренировку развода».