Патологический разговор с самим собой
Прежде всего, это тип умственной деятельности, который связан с квазипатологическими условиями, которые возникают или, более точно, внутренне выкристаллизовываются во время занятий сексом. Это может проявляться, к примеру, в извращённом отношении к сексу или интимности, или к собственному телу, в отношении самоконтроля, эмоционального или физического, или в отношении к противоположному полу, как в этом отрывке из «Тропика Рака» Генри Миллера:
«– Я пробую самые разные способы, – объясняет он мне. – Я даже иногда считаю в уме или думаю на философские темы, но ничто не помогает. Как будто я – это два человека, и один всё время наблюдает за тем, что делает другой. Я так злюсь на самого себя, что готов себя убить... собственно, именно это и происходит всякий раз, когда у меня оргазм. На какой-то миг я словно исчезаю вообще... От моих обеих личностей ничего не остаётся... всё исчезает... даже п... Это вроде причащения. Честное слово.
Несколько секунд я чувствую духовное просветление... и мне кажется, что оно будет продолжаться вечно – как знать? Но потом я вижу женщину и спринцовку и слышу, как льётся вода... эти маленькие детали... и опять становлюсь таким же потерянным и одиноким... И вот за единственный миг свободы приходится выслушивать всю эту чушь о любви... Иногда я просто стервенею... мне хочется выкинуть их вон немедленно... бывает, я так и делаю. Но это их ничему не учит, им это даже нравится. Чем меньше ты их замечаешь, тем больше они за тобой гоняются. В женщинах есть что-то извращённое... они все мазохистки в душе.
– Что же тогда тебе надо от женщины? – спросил я» (перевод Г.Егорова).
Не обязательно маниакальный изначально, этот пример демонстрирует подсознательное садистское отношение к женщине, страх любви и недостаток способности к проявлению нежности в ходе или после окончания секса. Этот характер настолько зациклен на своём собственном ментальном сценарии, думая целеустремлённо и исключительно о себе самом, что часто он поглощает сам себя и становится «двумя людьми» – один наблюдающий и один действующий, и оба жалуются, что именно женщина является причиной всех его проблем и заставляет его думать во время сексуальной близости.
Это хороший пример того, как мысли человека во время секса могут влиять на его поведение и на ход сексуального акта. Возможно, этот озабоченный индивидуум сможет найти спасение в мистическом сексе – а именно, в недумании, освобождении от вербальных мыслей, будь то мысли о философии, расчёты, мысли о себе или о чём-нибудь ещё, для того, чтобы обрести способность воспринимать реальность своей близости с партнёром.
Возможно, вместо его кратких, молниеносных чувств, типа «это вроде причащения», он сможет испытать чувство бесконечного блаженства в ходе спонтанного, медитативного coitus reservatus.
Между прочим, работы конца восемнадцатого века, принадлежащие плодовитому Маркизу де Саду, описывали практически все возможные типы неправильного сексуального поведения в деталях, с которыми ни «Psychopatia Sexualis» Краффт-Эбинга, ни «Diagnostical and Statistics Manual» Американской ассоциации психиатров не могут даже сравниться, даже если бы они попытались.
Садизм, названный по его имени, – это лишь одна из множества категорий роковых действий, которые он превозносит. И ещё, он, в сущности, никогда не даёт нам взглянуть на внутреннюю умственную деятельность героев, на информативную внутреннюю речь своих многочисленных персонажей. Вместо этого он уменьшил глубину и изысканность своих рассказов до уровня банального проборматывания современных медицинских текстов, и это ощущение становится явным, как только проходит первоначальных шок, вызванный его непревзойдённой гротескной вульгарностью.
Часть приведённого выше отрывка Генри Миллера Я даже иногда считаю в уме или думаю на философские темы напоминает нам о тех мужчинах, которые пытаются контролировать своё сексуальное возбуждение и предотвратить преждевременную эякуляцию, следуя формуле старых жён (и старых докторов): «Думай о чём-нибудь другом». В ходе секса их мысль может касаться проблем философии, делового рынка, математических таблиц, спортивных событий, чего-то ужасающего или рисовать грязные и пошлые картинки.
Несколько лет назад, высмеивая этот способ мышления в одной из своих интермедий, Вуди Ален создал следующую историю:
«Два часа ночи, со мной девушка, мы одни, и всё идёт по плану.
Должен вам сказать, что рассказывать об этом нужно очень осторожно, потому что всё это так неопределённо...
Вы же знаете, я необычайно страстный мужчина – вспыльчивый, чувственный, в общем, джигит. Чтобы продлить момент экстаза... Я думаю о бейсболе... Ну ладно, теперь уже вы всё знаете.
Представьте, мы страстно занимаемся любовью, она крепко упирается, и я начинаю понимать, что сейчас лучше начать думать о бейсболе. Я представляю себе, что игра подходит к концу, и наши «Гиганты» ведут.
Мейс делает прекрасный удар, достигающий первой базы. Из-за ошибки питчера он достигает второй.
Теперь она вонзает ногти в мою шею. Я решаю заменить Мак-Ковея. Алу упустил мяч. Голланд успешно достигает первой базы, и Мейс переходит на третью, у нас не хватает очка. И теперь – либо пан либо пропал...
Она была в душе уже минут десять...
Больше я не могу рассказывать, это слишком личное...
Ну ладно, расскажу, «Гиганты» выиграли!»
Без преувеличения можно сказать, что думание о вещах, не относящихся к происходящему, – это не лучший способ ментального поведения для того, чтобы в подлинной близости контролировать возбуждение или испытать мистический опыт. Вместо этого, как мы отметили в главе второй, полное осознание и погружение, но без мыслей – вот идеальное состояние умственной деятельности для того, чтобы научиться заниматься любовью так долго, как того желают оба партнёра.
Прямой и непосредственный опыт сексуального возбуждения человека без сбивающего с толку внутреннего комментария не только позволяет ему автоматически чувствовать, когда остановиться или замедлить движение, чтобы оргазм не прервал опыт, но обеспечил всю полноту ощущений – вот ключ к способности спонтанно усиливать или ослаблять возбуждение. Думание же о других вещах – по сути своей являющееся вербальным мышлением, – это способ достичь результата, противоположного желаемому, и, кроме того, это совсем не романтично и не весело. Фактически, внутренний монолог намного чаще оказывается причиной расстройств, чем способом их предупреждения.