Нарушения зрительной перцепции
перцепция пространства и формы
Большинство из нас не помнит, что такое быть младенцем. В раннем детстве мы не воспринимаем вещи как осмыс-
ленные зрительные образы. Мы весьма быстро научаемся
узнавать лицо матери, ибо ее присутствие означает, что
рядом пища и уют. Позднее, исследовав окружающую сре-
ду, мы постигаем физическую природу пространства и
предметов. Это сенсомоторное физическое знание со вре-
менем интегрируется со зрительной информацией, фор-
мируя зрительную перцепцию пространства и форм.
Еще до того, как начать пользоваться зрением, мы об-
ладаем чувством пространства, регулируемым силой тяже-
сти. Импульсы, поступающие к нашим гравитационным
рецепторам, уже в материнской утробе начинают подска-
зывать нам, где верх, а где низ. Движения матери стиму-
лируют развитие двигательных рецепторов плода, благо-
-даря чему он ощущает направление и скорость. Таким
образом мозг плода начинает рисовать «карту» мира за
пределами материнского тела. Мышечные и суставные
рецепторы уже готовы обеспечивать мозг информацией,
но теснота матки сковывает многие движения, рождающие
мышечные и суставные ощущения. Появившись на свет,
мы учимся существовать в куда более обширном простран-
стве, где есть возможность двигаться, видеть и слышать.
Все наши физические действия зависят от занимаемо-
го нами пространства. Способность постигать пространст- венные измерения и взаимоотношения тела и простран-
ства - это процесс, который мы вынуждены осваивать.
Ребенку, не умеющему оценивать, насколько велико про-
странство вокруг него и как в нем расположиться, будет
трудно взаимодействовать со своим физическим окруже-
нием. Проблема может сильнее всего проявляться в том,
как он рисует мелками, пишет, водит взглядом по строч-
Координирование движений глаз, головы и рук обусловливает многие навыки, в том числе игры с мячом.
152
Способность младенца координировать движения глаз и фокусироваться на предмете помогает ему составить чет- кую картину окружающего мира, в которую включаются и люди.
кам, кидает мяч или поддерживает по-рядок в своей комнате. Если ему труд- но стоять в шеренге одноклассников или играть в игры, распознать, что истинная причина этого - нарушение пространственной перцепции, бывает нелегко.
Все, что мы видим, не обретет смыс-ла, пока наш мозг не поймет, где нахо-дится земля и каким образом перемещаются голова и тело. Мозг должен удерживать глаза и голову неподвиж-ными, чтобы мы видели четкую карти- ну окружающей среды. Кроме того, ему необходимо управлять глазами при слежении за движениями предме- тов и людей.
Произвольные движения Мы учимся воспринимать простран- ство и соотносить себя с ним с помо- щью адаптивных ответов и обуслов- ленных ими сенсорных импульсов. Ученые Ричард Хелд и Алан Хейн
|
(Richard Held и Alan Nein) провели ряд интересных экспериментов, показывающих, сколь важны адаптив- ные ответы для развития зритель- ной перцепции.
Один из экспериментов прово- дился с участием новорожденных котят. Их поместили в специальный станок*. Одни котята ходили, двигая станок по кругу, другие же просто сидели в своих корзинках. Обе группы котят получали одинаковые зрительные впечатления от стен корзинок. У пассивных котят зрение развилось, но у них не получалось его использовать для эффективного управления своими движениями. Они не могли поставить лапы куда следует, покинуть место, грозившее им падением, а при приближении какого-либо предмета просто закры-
вали глаза. У активно двигавшихся
котят этих проблем не было. Этот
эксперимент показывает, что пассивных движений и зре- ния для развития недостаточно: чтобы интегрировать
* Станок представлял собой подобие карусели с двумя корзина- ми для котят. Активно двигался только один котенок, для кото- рого в корзине были проделаны отверстия для лап, другой мог двигаться только пассивно - его возил первый. -Прим. перев.
Зрительная перцепция и нарушение слуха и речи153
зрительные процессы с двигательными, человек должен лягушек наиболее продвинутым, ведь у них не было нуж-
направлять собственные движения. Когда котят освобо- ды различать мельчайшие детали неподвижных объектов.
дили из станка, те, что сидели пассивно, начали активно Следом развилась пространственная перцепция, и
двигаться и быстро развили необходимые функции. Хелд рептилии научились двигаться эффективно. У рыб, амфи-
и Хейн также провели любопытный эксперимент с уча- бий и рептилий зрительные сигналы почти всецело обра-
стаем людей. Его участники носили очки, переворачива- батываются в стволе мозга, потому что мозговые полуша-
ющие изображение с ног на голову. Спустя некоторое вре- рия у этих животных слишком малы. У ящерицы во вре-
мя их мозг адаптировался к «зрению наоборот»: мир сно- мя движения часть мозгового ствола фиксирует все, что
ва перевернулся для них головой вверх, ногами вниз. Тем она видит. Используя эту информацию, ящерица способ-
не менее из участников, носивших такие очки, смогли на очень неплохо ориентироваться. Она ни на что не на-
адаптироваться только те, кто активно двигался и соотно- тыкается, умудряется убегать от преследователей и нахо-
сил то, что он видит, с тактильными и двигательными дить безопасное укрытие.
ощущениями. Древние млекопитающие жили на деревьях, где им
приходилось наблюдать за множеством вещей во всех на-
Адаптация в процессе эволюции правлениях. Жизнь на деревьях послужила причиной то-
Миллионы лет животные двигались, исходя из положения го, что зрительная система взяла на себя главную роль в
своего тела в пространстве и форм, встречаемых в приро- развитии мозга. Приматы (обезьяны, человекообразные
де. Зрительная перцепция развилась благодаря адаптив- обезьяны и человек) эволюционировали до более высокого
ным ответам, абсолютно необходимым для выживания в уровня обработки зрительной информации - с привлечени-
естественных условиях. Выживание включало поиск и ем к работе центральной ямки сетчатки глаза (fovea cent-
поимку добычи и избегание печальной участи быть пой- ralis) и коры головного мозга. Центральная ямка содержит
манным самому. специальные рецепторные клетки, способные разбить ви-
Для первых позвоночных, рыб и амфибий зрительная димое поле на изолированные мелкие сегменты и разли-
перцепция была не более чем способностью видеть то, что чить мельчайшие детали неподвижного объекта. Кора го-
движется определенным образом. Лягушка могла видеть ловного мозга обрабатывает эти сложные зрительные де-
лишь те существа, которые двигались как мухи или как тали, но сначала ствол мозга и нижние уровни мозговых
животные, жаждущие полакомиться лягушками. Голодная полушарий должны свести сенсорную картинку в целое.
лягушка игнорировала неподвижную пищу, но норовила Сотни миллионов лет в процессе эволюции движения
схватить любой мелкий снующий в воздухе объект. Мил- всего тела, а также интеграция вестибулярных, тактиль-
лионы лет этот тип зрительной перцепции оставался у ных и проприоцептивных стимулов мостили путь для
развития нервных процессов, обеспечивающих анализ приводит к тому, что такие дети устают гораздо сильнее
мелких деталей и символических значений. Нервные ме- сверстников или упускают детали, необходимые для пони-
ханизмы восприятия деталей и символов развились «на мания объяснений учителя.
плечах» более ранних, более базовых процессов, анало-
гично дому, выстроенному на прочном фундаменте. Дом Если неопытный оператор перескакивает с одного предмета
устоит, если не закреплена крыша, но развалится, если на другой слишком быстро, зритель на мгновенья теряет
ненадежен фундамент. Терапия, проводимая в рамках ориентацию в кадре. Приблизительно то же ощущают де-
подхода, основанного на сенсорной интеграции, базирует- ти, которым трудно переводить взгляд с доски на тетрадь.
ся на естественных явлениях: мы следуем примерно по Постоянное переключение внимания с доски на стол отни-
тому же пути, которым шло природное развитие позво- мает у них больше времени, чем у всех остальных, и, сле-
ночных. Мы сначала закладываем сенсомоторный фунда- довательно, они тратят больше времени на завершение
мент и только потом начинаем работать с более высокими задания, включающего копирование текста с доски.
уровнями функционирования мозга, ибо именно в этой
последовательности происходит его развитие. Два уровня зрительной перцепции
Существует два основных уровня мозговой деятельности,
Осмысливая сенсорную интеграцию на которых у людей обрабатываются зрительные сигналы:
ствол головного мозга и полушария головного мозга. На
Нарушение зрительной перцепцииуровне ствола вестибулярные, а также проприоцептивные
(от глаз, шеи и тела) и зрительные импульсы объединя-
Чтобы лучше понять, каким образом плохо сформирован- ются в единый сложносоставной сенсорный процесс. Вес-
ная зрительная перцепция влияет на способность ребенка тибулярные, проприоцептивные и зрительные данные
к обучению и на его ежедневную жизнь, представьте, чтоинтегрируются, образуя «карту», которую мозг потом ис-
вы смотрите старый доморощенный фильм, снятый неопыт- пользует для управления движением тела в простран-
ным оператором. Оператор движется - картинка прыгает стве. Без этой карты человек натыкался бы на предметы,
или дрожит. Требуются большие усилия, чтобы сконцен- не мог бы бросить мяч партнеру по игре, нарисовать пря-
трироваться и следить за событиями на экране. Примерно мую линию.
так же дети с нарушением зрительной перцепции воспри- ___________________________________________________
нимают происходящее, например, в школе. Им, скорееВестибулярные, проприоцептивные и зрительные данные
всего, приходится очень сильно напрягать внимание, что-интегрируются, образуя «карту», которую мозг потом
бы сосредоточить взгляд на доске. Столь тяжелая работаиспользует для управления движением тела в пространстве.
Зрительная перцепция и нарушение слуха и речи155
После того как вестибулярные, проприоцептивные и зрительные ощущения объединились в стволе мозга, они путешествуют выше, к нескольким зонам полушарий, где обрабатываются уже более специфическим образом. Эти мозговые процессы позволяют нам детально разглядеть маленькие объекты, да к тому же в их связи с фоном. А еще они управляют глазами, когда мы осознанно на что- либо смотрим. Мышцы, управляющие движениями глаз,
|
плавных движений глаз, ребе-
нок может испытывать силь-
ный дискомфорт, читая книгу:
схожее неудобство мы испыта-
ли бы, читая «прыгающий» на
экране текст.
Зрительно различать дета-
ли сложно, если зрительная зо-
на коры мозга не наладила
коммуникации с вестибуляр-
ной системой, мышцами, суста-
вами и кожей. Поэтому у детей,
не получающих точной инфор-
мации от тела, нередко страда-
ет и зрительная перцепция. Причиной низких показателей
при тестировании зрительной перцепции могут быть и сбои в обработке вестибулярных импульсов.
Важно, чтобы оба упомянутых уровня обработки зри- тельной информации взаимодействовали друг с другом. Ни- же приводится наглядный пример того, как это происхо- дит. Терапия, основанная на сенсорной интеграции, знает множество схожих примеров сенсорного взаимодействия.
Ребенок направляется к горке на игровой площадке. В зрительной зоне коры головного мозга у него хранится образ горки. Значение этого образа формируют процессы, происходящие как в стволе мозга, так и в полушариях. Чтобы ребенок встал у лестницы, приняв нужное положе- ние, удобное для подъема на горку, ствол мозга должен организовать вестибулярные, проприоцептивные и зри- тельные сигналы. Ребенок знает, что подъем на горку безопасен, так как он уже не раз залезал на разные пред- меты и способен соотнести зрительный образ лестницы с ее физической структурой и собственными сенсомоторны- ми навыками. Он карабкается вверх, не теряя ориента- ции, поскольку ствол мозга подсказывает ему, где именно в пространстве он находится. Слияние зрительной, про-приоцептивной и вестибулярной информации помогает ребенку сесть на вершине горки. Он скатывается и полу- чает удовольствие от вестибулярной стимуляции.
Ребенок с нарушением сенсорной интеграции, возмож- но, не захочет кататься с горки, так как его нервная си- стема не справляется с какими-либо из описанных задач. Иногда дети не в состоянии определить высоту горки или боятся так высоко залезать. Управлять телом на лестнице тоже может быть сложно из-за хаоса в проприоцептивных
ощущениях. Маленькая площадка на вершине горки мо- многие действия выполняются, когда ребенок двигается,
жет казаться опасным местом в силу неадекватных по- именно лежа на животе.
стуральных ответов и реакций равновесия. Ребенок с гра- Любые виды терапевтических занятий, стимулирую-
витационной неуверенностью, спускаясь с горки даже щих рецепторы внутреннего уха, мышц, суставов и кожи,
очень медленно, может чувствовать себя так, словно он будут полезны для развития зрения. Улучшение наступит
соскальзывает с Земли. При сниженной активности ве- скорее, если дисфункция связана со стволом мозга. Если
стибулярной системы возникает желание скатываться базовые сенсорные системы эффективно поддерживают
с горки снова и снова, потому что мозгу все время не хва- более высокие уровни работы мозга, то, возможно, для
тает вестибулярной стимуляции. развития зрительной перцепции ребенку нужно давать
______________________________________________ задания типа складывания головоломок, рисования,
У детей, не получающих точной информации от тела, письма. Терапевт, специализирующийся на сенсорной
нередко страдает и зрительная перцепция.___________ интеграции, может работать в паре с детским офтальмо-
логом или ортоптистом, которые занимаются улучшени-
Терапия, основанная на сенсорной интеграции, для ем работы глазодвигательных мышц.
детей с нарушением зрительной перцепции должна быть
направлена на то, чтобы заставить оба уровня - уровень
ствола мозга и полушарий - совместно работать в ответ Опросный лист «Зрительная перцепция»
на вестибулярную, проприоцептивную и зрительную сти-
муляцию. Особое внимание тут уделяется мышцам шеи, Эти вопросы описывают некоторые признаки и симпто-
так как полученные от них ощущения вносят огромный мы нарушения зрительной перцепции. У ребенка необя-
вклад в зрительную перцепцию. Когда ребенок лежит на зательно наличествуют все указанные признаки, и наобо-
животе, приподняв голову в направлении, противополож- рот, отдельные симптомы могут встречаться у детей, не
ном действию силы тяжести, его мышечные сокращения имеющих никаких проблем.
посылают множество проприоцептивных импульсов, ко- Замечаете ли вы, что ваш ребенок:
торые идут в ствол мозга, чтобы помочь обработать зри- □ не может закрашивать замкнутые области,
тельные сигналы. Гравитационные рецепторы получают не выбиваясь за линии контуров, или не может
в таком положении разнообразную стимуляцию, а когда проводить линии, когда рисует, раскрашивает
ребенок движется, к этому добавляются и другие вестибу- или пишет?
лярные ощущения, что еще более способствует перцепции □ с трудом собирает мозаику и строит что-либо
зрительных образов. По этой причине в процессе терапии из кубиков?
Зрительная перцепция и нарушение слуха и речи157
□ не может рассчитать шаги, поднимаясь/спускаясь - Специальные книжки для развития зрения с зада-
по лестнице или шагая с поребрика/на поребрик? ниями, предлагающими что-нибудь найти на рисунке,
□ не любит незнакомые места, так как боится, различить предметы, их форму, цвет и т. п., будут полез-
что легко может там потеряться? ны для развития способности различения предметов,
□ не видит сходства и различия в узорах форм и т.д. Читая с ребенком такую книжку, попросите
или рисунках? его отыскать ее страницах конкретные объекты.
□ с трудом находит что-либо в ящике стола - Практикуйте рисование различных форм или букв
или различает лицо в толпе? на материалах разного типа, таких как каша, глина,
□ долго возится с пуговицами/молниями на одежде мыльная пена, песок и т. д.
или надевает обувь не на ту ногу? - Вовлекайте ребенка в те виды деятельности, кото-
□ работает с частями задания, но не видит целостной рые требуют хорошей координации глаз-рука: например,
картины? в игры, где надо что-либо ловить, бросать, сбивать битой,
□ теряется в классе: не понимает, когда нужно сдать Также полезно заниматься поделками, для которых нуж-
домашнее задание, где лежит точилка для каран- но что-то связывать, сшивать, склеивать.
дашей, где на доске написано задание и т. д.? - Стимулируйте ребенка к рисованию, письму и т.д. на
□ не может резать ровно по линии и/или склеивать наклонных и вертикальных плоскостях, чтобы обеспечить
предметы и бумагу в нужном месте, занимаясь обратную связь для его мышц и суставов.
какими-нибудь поделками? - Нарисуйте на бумаге или доске лабиринт или «доро-
гу», по которым можно водить карандашом или игрушеч-
Copyringht© Western Psychological Services, 2005 ными машинками. Пусть ваш ребенок сам нарисует такие
лабиринты и дороги.
! Советы родителям- Следите за признаками чрезмерной зрительной сти-
муляции. Слишком большое количество отвлекающих
Вот некоторые способы помочь ребенку развить зритель- факторов дезорганизует ребенка, чувствительного к зри- ную перцепцию. тельной стимуляции.
- Побуждайте ребенка строить что-либо из кубиков Терапевт может предложить и более специфические
(конструктора). Создавайте для него образцы, которые виды занятий, подходящие вашему ребенку. Расспросите
он может скопировать, или называйте ему конкретные новых идеях для занятий и постарайтесь вместе обсудить
объекты для постройки (например, мост, тоннель, дом). реакции ребенка на разные виды зрительного опыта.
Нарушения слуха и языкаляция подразумевает специфические движения рта, язы
ка и губ.
Сенсорные системы развиваются взаимозависимо. Слухо- Эти требования по сути аналогичны тем, что необхо-
вая система работает в тесном взаимодействии с вестибу- димы при планировании движения тела как целого. По
лярной. В 5-й главе мы уже говорили о том, что у многих нятно, что у ребенка с нарушениями речи, скорее всего,
детей с речевыми и языковыми проблемами наблюдаются будет и диспраксия. Затрудненная артикуляция может
признаки плохой обработки вестибулярных импульсов, быть признаком речевой апраксии. И вполне закономер-
что проявляется в малой продолжительности постротатор- но, что терапия, направленная на улучшение сенсорной
ного нистагма. Связь с тактильной и проприоцептивной интеграции и двигательного планирования у ребенка с
областями тут менее очевидна, но не менее значима. Ко- диспраксией, способствует и развитию речи. Она помога-
гда к дисфункции причастно несколько сенсорных систем, ет обрабатывать звуковые импульсы и планировать речь,
ярче всего она проявляется именно в слуховой системе. поскольку благодаря ей мозг лучше работает как целое.
Поэтому очень важно, чтобы терапевты, занимающиеся За специальной помощью при проблемах с речью следует
сенсорной интеграцией, уделяли внимание и отдельным обращаться к речевому терапевту.
слуховым и речевым нарушениям, хотя помимо них есть Поскольку речь и язык являются одним из результа-
отдельные специалисты по коммуникации и аудиологи. тов успешной сенсорной интеграции, их измеряют, чтобы
Мозг обычно функционирует как единое целое, каж- оценить эффективность терапии, основанной на сенсорной
дая часть которого взаимодействует со многими другими интеграции. Языковая компетентность - один из наиболее
частями. Зона мозга, ответственная за язык и речь, будет доступных для измерения аспектов поведения, - куда до-
хорошо работать только при наличии надежных связей ступнее, чем эмоционально обусловленное поведение или
между ней и остальной частью эффективно работающего самооценка, хотя они столь же важны, как язык и речь.
мозга, особенно его сенсорной и двигательной зонами. Хо-
рошо организованные процессы, охватывающие весь мозг, Осмысливая сенсорную интеграцию
позволяют ребенку планировать движения легко и эф-
фективно. Разговор, и особенно обучение говорению, тре- Нарушения слуха и языка
бует крайне сложного двигательного планирования. Нуж-
но уметь формировать двигательный акт по собственной Чтобы лучше понять, с какими трудностями сталкиваются
внутренней команде, а затем выстраивать последователь- дети с нарушением обработки звуковых импульсов, пред-
ность движений, чтобы звуки образовывали слово. Мозг ставьте обед в шумном ресторане. Вы с группой коллег
также должен определять порядок слов. Хорошая артику- или друзей отмечаете чей-то день рождения. Если вы ся-
Зрительная перцепция и нарушение слуха и речи159
дете в конце длинного стола, вокруг, вероятно, будет шум-ции в стволе мозга столь же значима для развития слуха
но из-за разговоров окружающих и бряканья посуды, до-иразличения звуков, как и для развития зрения. Как и в
носящегося из расположенной рядом кухни. Кто-нибудь вслучае зрительных функций, обработка в стволе мозга за-
центре стола может рассказывать смешную историю, нокладывает основание для более сложного, более высокого
вам будут слышны лишь обрывки. В конце рассказа всеуровня работы мозга, необходимого для развития языка.
будут хохотать, но вы-то упустили его суть. ЧувствоватьПолагают, что терапия, основанная на сенсорной ин-
себя выключенным из общего разговора неприятно,теграции, стимулирует развитие языка и речи, увеличи-
а пытаться разобраться в сути происходящего,вая эффективность процессов низших уровней обработки
когда все остальные уже все поняли, нелегко.информации. Речь нередко улучшается, когда ребенок с
речевым нарушением участвует в разнообразных видах
Примерно так же чувствуют себя в классе дети с наруше-активности, предполагающих движение.
нием слуха. Они могут пытаться слушать учителя, но звукиИсследования детей с проблемами в обучении, вызван-
с игровой площадки под окнами, гудение ламп над голо-ными нарушениями слуха или речи, показали, что резуль-
вой, шум машин и шепот одноклассников сильно мешаюттаты их тестов на чтение стали лучше после терапевтиче-
им разобрать объяснения. Такие дети нередко оглядыва-ских занятий, рассчитанных на стимуляцию вестибуляр-
ются, вертятся за партой, ища у других ребят зрительнойных, тактильных и проприоцептивных ощущений, а не на
подсказки, однако, должно быть, испытывают крайнеепрямой целенаправленный языковой тренинг. Постановка
неудобство, не в силах самостоятельно разобраться,акцента на работе ствола мозга помогла мозговым полу-
что же им следует делать.шариями справиться с языковыми требованиями, необхо-
димыми для чтения. Освоение навыков двигательного
Уровни обработки звуковых импульсов планирования и адаптивных ответов способствовало
Аналогично тому, как существует несколько уровней об- функционированию высших когнитивных уровней мозга.
работки зрительной информации, есть и несколько уров- Детей, у которых к 2,5-3 годам не развилась речь, сле-
неи обработки звуковых импульсов. Ядра мозгового ство- дует проконсультировать у терапевта, который занимает-
ла, являющиеся главными центрами обработки звуковых ся сенсорной интеграцией. Если обнаружится, что проб-
сигналов, также связывают эти сигналы с вестибулярны- лема тесно связана с процессами в стволе мозга, терапия,
ми, проприоцептивными, тактильными ядрами и ядрами, направленная на их коррекцию, - безусловно, самое под-
°лучающими вибрационные сигналы. Более того, вести- ходящее решение для «запуска» языкового развития ре-
Улярные ядра также получают звуковые импульсы и ко- бенка. Если специалист, к которому вы обратились за
РДинируют эти два вида сигналов. Обработка информа- консультацией, не специализируется на коммуникации,
рекомендуется заодно обратиться к специалисту по коммуникации - за оценкой речевого развития.
Опросный лист «Обработка звуковых импульсов»
Эти вопросы описывают некоторые признаки и симпто- мы нарушения обработки звуковых импульсов. У ребенка не обязательно наличествуют все указанные признаки, и наоборот, отдельные симптомы могут встречаться у детей, не имеющих никаких проблем.
Замечаете ли вы, что ваш ребенок:
□ не всегда отвечает, когда к нему обращаются?
□ неверно понимает обращенные к нему слова?
□ путает схожие по звучанию слова (например, «принеси кошку» вместо «принеси ложку»)?
□ затрудняется повторить за кем-либо слова или предложения?
□ невнятно говорит: неправильно произносит слова или спотыкается на многосложных словах (например, говорит «сипед» вместо «велосипед»)
□ частично понимает, но пропускает детали внятно произнесенных описаний, указаний или рассказов?
□ в тишине слышит хорошо, но в шумной обстановке путается?
□ не может верно указать направление, откуда идет звук?
* Комментарий эксперта Сьюзан Смит Роули к темам, поднятым в этой главе, см. в Приложении А.
□ не может смотреть и слушать одновременно?
□ на групповых занятиях (играх, уроках, лекциях) несколько отстранен, не интересуется происходя-
щим или вообще избегает групповых мероприятий?
□ странно отвечает на вопросы, неправильно их понимая?
□ разговаривает монотонно или очень громко?
□ демонстрирует высокую чувствительность к шуму
и время от времени слышит то, чего не слышат
другие?
□ выглядит рассеянным или ошарашенным,
если вокруг смеются, шумят или разговаривают все одновременно (например, в кафе)?
Copyringht© Western Psychological Services, 2005
Речевая коммуникация зависит не только от слуха, но и от осязания, зрения и взаимодей- ствия со многими другими сенсорными и двигательными функциями, связанными с обуче- нием и поведением.
Аутизм: история Марианны
Марианна была прелестным младенцем. Светлоглазая, спокойная: все завидовали ее родителям, что им с ней так легко. Девочка начала переворачиваться, ползать и ходить в положенное время, как и ее сверстники. Казалось, она развивается типично. К двум годам Марианна уже произносила слова, и мать подумывала отдать ее в детский садик. Но в последующие месяцы стало заметно, что девочка начала отличаться от детей своего возраста.
Родителям казалось, что дочь стала реже говорить, и, понаблюдав за другими детьми, они заметили, что она отказывается играть - в игрушки и со сверстниками - так, как играют остальные дети. Например, Лиза, двоюродная сестра Марианны, «кормила» и «купала» своих кукол, а Марианна обычно складывала своих рядком возле кровати. Другие ребята радовались новым игрушкам и придумывали множество способов игры с ними, а Марианна предпочитала несколько привычных ей игрушек и предметов, таких как веревочки или вата, которые мало к чему можно было приспособить. Девочка любила маму и папу, но с остальными родственниками держалась отчужденно, им даже казалось, что она их не признает.
К трем годам в ее лексиконе было несколько фраз, однако она ограничивалась их повторением, даже если они не подходили к ситуации. Марианна не тянулась к детям, ей нравилось быть одной. Она была придирчива к одежде, еде, местам и людям. Мать девочки поняла, что тратит слишком много усилий на планирование дня и устройство дома, чтобы дочь не испытывала дискомфорта. В три с половиной года Марианне поставили диагноз «аутизм». Поначалу эта новость родителей оглушила и поставила в тупик. Тем не менее спустя некоторое время они осознали, что диагноз помог им многое понять в поведении дочери и обеспечить ее поддержкой, в которой она так нуждалась.
Ребенок с аутизмом
сенсорная интеграция
и аутизм: особые потребности
и проблемы
Аутизм - это нарушение работы мозга, которое всегда ставило родителей и специалистов в тупик. Для аутизма характерны многие симптомы нарушения обработки сенсорной информации, которые наблюдаются и у других детей с проблемами сенсорной интеграции, описанными в нашей книге. Взаимодействуя с физическим миром, та- кие дети испытывают значительные трудности: их способность взаимодействовать с окружающей средой очень слаба. Однако ребенок с аутизмом сталкивается с дополнительными сенсомоторными трудностями и с проблема-ми в других областях.
Понятие «аутизм» часто подразумевает барьеры в социальном взаимодействии, трудности в отношениях с другими людьми, за исключением разве что одного-двух близких. «Он закрылся в своем мире» - так характеризуют человека с аутизмом, который, как правило, не выносит ничьих попыток заглянуть в его мир. Если такой ребенок говорит, речь его нередко скудна. Артикуляция, как правило, не очень страдает, но интонации бедны, голос монотонный, слова повторяются механически, бездумно. Вы-
ражение эмоций у таких детей тоже отличается от нормы. Одни дети кажутся неэмоциональными: они практически не проявляют ни страха, ни любви. Другие же, наоборот. чересчур эмоциональны: страдают вспышками гнева, агрессии и резко переходят из одного эмоционального состояния в другое.
Из года в год терапевты, занимающиеся сенсорной интеграцией, отмечают, что в их клинической практике возрастает число детей с аутизмом. Одним терапия помогает значительно, другим - не очень или не помогает во- все. Приветствуется любое положительное изменение в работе мозга у ребенка с аутизмом, ведь биохимические подходы к проблеме приносят мало пользы, а подходы, основанные на модификации поведения, едва ли могут изменить поведение, если состояние мозга, формирующее это поведение, остается прежним.
Наряду с проблемами в общении, языковом развитии и поведении у детей с аутизмом нередко наблюдаются признаки серьезной дисфункции сенсорной интеграции.
Нарушение обработки сенсорных сигналовновым, или же к смене действий: из-за этого подавляется
интерес к делам, которые обычно считаются конструктив-
У детей с аутизмом, состояние которых позволяет прохо- ными и полезными.
дить стандартные тесты, оценивающие сенсорную инте- ______________________________________________
грацию, как правило, обнаруживаются симптомы, сход- В мозгу (в лимбической системе) есть область,
ные с диспраксией. Им трудно локализовать тактильные которая «решает», какой сенсорный импульс
стимулы и уразуметь, где находятся их руки, если они их регистрировать и предлагать нашему вниманию.
не видят. Двигательное планирование тоже дает сбои: об У детей с аутизмом она функционирует плохо.______
этом можно судить по тесту, в котором тестирующий вста-
ет в необычную позу, предлагая ребенку ее скопировать.
Постуральные ответы у ребенка с аутизмом развиты не «Регистрация» сенсорной информации
очень хорошо, но все же лучше, чем у других детей с нару- Многие из нас хотя бы однажды замечали на знакомой
шениями сенсорной интеграции. Это означает, что ствол улице, по которой ходили множество раз, что-то, чего не
мозга нормально обрабатывает проприоцептивные и ве- замечали прежде. Поинтересовавшись, давно ли здесь
стибулярные ощущения, необходимые для многих посту- появился этот знак, дом или что-то еще, мы удивляемся,
ральных ответов. Также вероятно, что нормально функ- узнав, что он стоит тут давным-давно. Наш мозг только
ционируют нервные пути, несущие информацию к сенсор- сейчас «решил», что объект достоин быть замеченным.
ным зонам коры головного мозга. Проблема коренится в Обычно мы даже не осознаем, почему «новый» предмет
чем-то ином, неполадки происходят в какой-то другой ча- вдруг привлек наше внимание. Просто вокруг что-то слег-
сти мозга. ка изменилось, возможно, его как-то непривычно высве-
Существует три вида плохой обработки сенсорных тили солнечные лучи, - и это небольшое отличие застави-
сигналов, которые часто встречаются у детей с аутизмом. ло мозг «зарегистрировать» образ, который он ранее игно-
Во-первых, сенсорный сигнал «не регистрируется» мозгом рировал.
должным образом, поэтому ребенок на одни вещи не об- В мозгу (в лимбической системе) есть область, которая
ращает внимания, а на другие реагирует слишком резко. «решает», какой сенсорный сигнал регистрировать и пред-
Во-вторых, встречается плохая модуляция сенсорных сиг- лагать нашему вниманию, а также предпринимать ли
налов, особенно вестибулярных и тактильных: из-за этого какие-либо шаги в связи с новой информацией. У детей
развивается гравитационная неуверенность или тактиль- с аутизмом эта область функционирует плохо, поэтому
ная гиперчувствительность. В-третьих, дает сбои область они не фиксируют многое из того, что замечают осталь-
мозга, отвечающая за побуждение к действиям, особенно ные. Чем хуже работает эта зона мозга, тем труднее по-
мочь ребенку с аутизмом приобрести навыки, необходимые в ежедневной жизни.
Бывает, что ребенок с аутизмом не обращает внимания, к примеру, на звонок или другие шумы и даже умудряется не слышать слов, обращенных непосредственно к нему. Но мозг может вдруг решить, что неплохо бы зарегистрировать этот сигнал, и тогда ребенок откликается. Временами он воспринимает звук более громким, чем его слышат окружающие. Большинство людей перестают регистрировать звуки, если они длятся достаточно долго и при этом остаются неизменными. Дети с аутизмом часто непривычны к продолжительным монотонным звукам и не умеют их «выключать», поэтому склонны обращать на них больше внимания. Иногда на одних звуках они зацикливаются, а другие не фиксируют вовсе.
Дети с аутизмом могут игнорировать видимое окружение: они смотрят «сквозь» человека, избегают смотреть в глаза. Игруш