Основанной на сенсорной интеграции

Если взаимодействие с окружающей средой способствует развитию мозга, и мозг при наличии возможности орга­низует сам себя, то зачем детям терапия? Почему нельзя пройти «терапию» дома или на игровой площадке? Далее в этой главе мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Типично развивающийся ребенок не нуждается в спе­циальной терапии, так как естественные игры обеспечи­вают его необходимым мозгу сенсорным опытом и дают возможность целенаправленно реагировать на стимулы. Дисфункция нервной системы у ребенка с нарушением сенсорной интеграции препятствует обработке ощущении от игры, не давая развиваться адаптивным ответам, орга­низующим мозг. Иными словами, играть-то ребенок игра­ет, но к интеграции это не приводит. Здесь требуется об-

становка, специально приспособленная под нужды ребен- должен поощрять, побуждать и мотивировать их к выбору

ка. Ни дома, ни в школе такой, как правило, нет. занятий, развивающих мозг. Невозможно организовать

______________________________________________ мозг ребенка без его собственного участия, он должен де-

Общество весьма озабочено обучением, развитием языка лать это сам, однако очевидно, что без посторонней помо-

и интеллекта, и куда меньше - закладкой сенсомоторного щи тут не справиться.

фундамента для этих высших функций.________________ ________________________________________________

Терапевт должен поощрять, побуждать и мотивировать

Общество весьма озабочено обучением, развитием язы- ребенка к выбору занятий, развивающих мозг._________
ка и интеллекта, и куда меньше - закладкой сенсомотор-­
ного фундамента для этих высших функций. Телевидение,

видеофильмы и компьютерные игры уже настолько зани- Важнейшие принципы терапии

мают детей, что качели и песочницы почти забыты. От пе- Центральной идеей терапии, основанной на сенсорной ин-

дагогов в детских садах ждут, что они научат детей читать, теграции, является стимуляция сенсорных систем и кон-

тогда как часто им следовало бы искать возможности раз- троль над сенсорными «каналами» (особенно это касается

вивать у детей базовые сенсорные функции, которые по- двигательной, вестибулярной системы, мышц, суставов и

том помогли бы им быстрее научиться и читать, и писать. кожи), направленные на то, чтобы ребенок спонтанно

Терапевты, использующие сенсорную интеграцию, зна- формировал адаптивные ответы, интегрирующие различ-
ют и неврологию, они могут оценить работу сенсорной си- ные виды ощущений. Осуществление этой идеи на прак-
стемы и создать среду, с которой ребенок сможет взаимо- тике, в работе с детьми, требует присутствия высококва-
действовать значительно эффективнее, чем прежде. Дети лифицированного терапевта и большого пространства со
с нарушением сенсорной интеграции обычно избегают специальным, пусть и простым, оборудованием. Когда те-
следовать внутренним побуждениям*, поэтому терапевт рапевт работает эффективно и организация нервной систе­-
мы ребенка налажена, со стороны кажется, что ребенок
* Автор использует словосочетание, которое можно было бы пе- просто играет. Жизнь полна парадоксов, и это один из них.
ревести и как «внутренний двигатель». Имеется в виду внутрен- Терапия наиболее эффективна, если ребенок сам на-
ний механизм, побуждающий ребенка к активности, исследова- правляет свои действия, а терапевт лишь ненавязчиво ме­-
няю, постоянным новым попыткам активного взаимодействия няет обстановку. Как правило, интеграция происходит, ко-­
со всем, что его окружает. Именно это и стимулирует развитие гда ребенок стремится к ощущениям и делает что-то, чтобы

мозга. У ребенка с нарушением сенсорной интеграции этот вну- их получить. Если занятие ребенку интересно, его мозг,

тренний «двигатель» сломан, поэтому его исследовательская ак- как правило, способен организовать ощущения от этого за-

тивность и взаимодействие со средой снижены. - Прим. науч. ред.

Оценка и вмешательство177

нятия. В силу своего устройства мозг ищет и находит Процесс оценки

опыт, нужный для его развития. Именно к такому резуль- Прежде чем начинать вмешательство, мы должны всесто-

тату привели более 500 миллионов лет эволюции, и именно ронне оценить проблему. Для оценки состояния детей от

это ежесекундно старается делать мозг каждого ребенка. 4 до 9 лет терапевты, занимающиеся сенсорной интегра-

__________________________________________________ цией, используют тесты на сенсорную интеграцию и прак-

Когда терапевт работает эффективно, сие (SIPT*), чтобы измерить эффективность сенсорных

и организация нервной системы ребенка налажена, процессов и способность к двигательному планированию.

со стороны кажется, что ребенок просто играет.________ Эти тесты показывают, насколько хорошо ребенок инте­-
грирует вестибулярные, зрительные, тактильные и про-

При более серьезных нарушениях, особенно при аутиз- приоцептивные ощущения, может ли планировать движе-

ме, ребенок нуждается во внешнем руководстве и структу- ния, координировать работу глаз и рук, а также измеря-

рировании жизни сильнее. Самоконтролю могут мешать ют качество постуральных и глазодвигательных ответов.

страх, агрессия и другие эмоции. Иначе говоря, терапевт Терапевт оценивает и то, какие из систем гиперактивны,

помогает ребенку управлять негативными ответами и эмо- а у каких активность снижена. Возможна также оценка

циями, пока тот осваивает необходимый ему сенсорный зрительного, а иногда и слухового восприятия, если нет

опыт и формирует адаптивные ответы, ведущие к орга- заключения соответствующих специалистов. В дополне-

низации импульсов. Скажем, бить и пинать коробку бы- ние ко всему этому он выясняет, какая рука у ребенка ве-

вает полезно в плане как сенсомоторного, так и эмоцио- дущая и как у него латерализованы навыки.
нального развития. На основании стандартных тестов и наблюдений, а

Мы не пытаемся научить ребенка ни тому, что он де- также опросов родителей и педагогов терапевт делает

лает сию минуту, ни любым другим специфическим дви- выводы о потребностях ребенка. Одни дети нуждаются

гательным навыкам. Наша цель - помочь ему эффектив- преимущественно в двигательном опыте (вестибулярные

нее функционировать физически и эмоционально и, как импульсы), другие - в тактильном, а также в опыте, свя-

следствие, лучше учиться. Мы хотим, чтобы он мог осваи- занном с суставами и мышцами (тактильные и проприо-

атъ любые двигательные навыки, или школьные предме- цептивные импульсы), и в двигательной активности. Мно-

ты, или тип поведения, необходимые в жизни. Двигатель- гим нужно научиться модулировать вливающиеся в мозг

ная активность ценна тем, что она «поставляет» сенсорную сенсорные потоки, которые «виноваты» в гиперактивно-

информацию, организующую процесс обучения, подобно сти, рассеянности, чувстве незащищенности. Всем детям
тому, какдвижения древних животных привели в процессе

эволюции к появлению мозга, способного читать и думать. * SIPT – Sensory Intergration and Praxis Tests. - Прим. перев.

12 Ребенок и сенсорная интеграция

с нарушениями сенсорной интеграции нужно набраться 9. Эффективность терапии определяется тем, начинает
сенсорного опыта, порождающего адаптивные ответы, од- ли ребенок эффективно реагировать на задачи, с ко-

нако типы ответов для каждого ребенка разные. торыми он прежде не мог справиться.

Сенсорный опыт: тщательный выбор занятий

Основные принципыХотя терапия предполагает активное участие ребенка и

его свободный выбор, время от времени терапевты целе-

1. Сенсорные аспекты активности важны для развития направленно знакомят своих подопечных с новыми вида- и обучения. ми активности, доставляющими необходимые тактильные

2. Чтобы справляться с трудностями и осваивать новые и двигательные ощущения, а также ощущения, связанные навыки, ребенку нужны хорошая перцепция и инте- с суставами и мышцами. Игры, активизирующие тактиль-грация ощущений. ную систему, снабжают многие части мозга важной базо-

3. Эффективная реакция на трудности и усвоение новых вой информацией. Тактильная стимуляция действует ли-навыков весьма существенны для развития сенсорной бо возбуждающе, либо подавляюще - в зависимости от то-интеграции нервной системы. го, какие части тела стимулируются, а также от силы

4. Организация сенсорной перцепции и эффективных тактильного сигнала, который бывает легким или глубо-ответов, как правило, улучшает не только развитие, ким (давление). Эффект от прикосновения значительно но и поведение детей. сильнее, чем принято думать. По этой причине пассивная

5. Освоение сложных навыков и типов поведения зави- тактильная стимуляция обычно не рекомендуется. сит от совокупности ответов на более простые задачи. Ощущения давления часто помогают организовать

6. Чем сильнее ребенок мотивирован к какому-либо за- ребенка, который либо сверхчувствителен к прикоcнове-нятию и чем сильнее в нем заинтересован, тем боль- ниям, либо гиперактивен или рассеян в ситуациях, когда ше шансов, что он выстоит перед трудностями и в ре- прикосновение его раздражает. Здесь может помочь, на-зультате будет действовать эффективнее. пример, популярная у терапевтов игра «гамбургер»: тера-

7. Терапия основана на игре, причем организация певт располагает ребенка между двумя матами и затем и выбор видов активности обусловлены интересами надавливает на верхний мат - якобы мажет «гамбургер» и предпочтениями ребенка. кетчупом, горчицей, соусом и другими приправами. Не-

8. Терапевтические виды активности предполагают, редко такая игра действительно успокаивает и организует что задачи, поставленные перед ребенком, ребенка. Также полезны действия (сжатие, растяжение), ему по силам. которые нагружают суcтавы, стимулируя их сенсорные

Основанной на сенсорной интеграции - student2.ru

Оценка и вмешательство

Чем больше интереса ребенок испытывает к какому-то виду активности, тем больше шансов, что он справится с задачами, улуч­шающими соответствующие навыки.

рецепторы: например, висение на турни­- ке, «скалолазание» и т.д.

Еще одним способом стимулировать сенсорные рецепторы большинства тка­- ней тела, особенно связанных с костями, является вибрация. Ее можно вызывать с помощью разных устройств: таких как широко распространенные мышечные

массажёры или электрическая вибрационная доска, на ко­торой можно лежать, стоять или сидеть. Вибрация костей тоже обеспечивает импульсами вестибулярную систему. В главе 3 мы описывали, как из органов, которые древние животные использовали для обнаружения вибрации воды и земли, в процессе эволюции развились вестибулярные и слуховые рецепторы. Так же как и другие виды сенсор­- ных импульсов, вибрацию следует использовать осторож­но, ибо ее влияние очень индивидуально.

Терапия, основанная на сенсорной интеграции, уде- ет большое внимание двигательным и гравитационным ощущеениям (вестибулярной чувствительности), и, вероят-

но, поэтому она эффективна в тех случаях, когда иные виды терапии не принесли пользы. Правильнее всего по-зволить ребенку «найти стимул в самом себе» - самому выбрать оборудование для игры, активизирующей сенсор-ную систему. Если его нервной системе нужно «воспря-

нуть духом», он, вероятнее всего, выберет снаряды, позво-­

ляющие двигаться быстро и во многих направлениях.

Если же ребенок нуждается в обработке вестибулярных сигналов и ответах на них, он будет избегать лишних движений, и терапевт должен «обеспечить» его проприо-цептивными и тактильными ощущениями, помогающи­- ми модулировать ответы вестибулярной системы.

Ответы ребенка на сенсорные импульсы почти всегда служат надежным критерием того, насколько хорошо мозг обрабатывает ощущения. Терапевт тщательно на­блюдает за каждым ребенком, анализируя результаты воздействия нового сенсорного опыта. Бывает, результат проявляется не сразу. Особенно сильно влияют на мозг вестибулярные импульсы, причем они могут как органи­зовывать, так и дезорганизовывать работу организма, например дыхание и сердцебиение. Неспособность мозга обработать вестибулярные импульсы может привести к дезориентации, летаргии и, в крайних случаях, к потере сознания или припадкам (при наличии склонности к ним). Родители, педагоги и другие неподготовленные в области сенсорной интеграции специалисты не должны подвер- ­гать детей целенаправленным вестибулярным нагрузкам. Только терапевт, специально подготовленный для работы в области сенсорной интеграции, может проводить тера­певтическое вмешательство, основанное на вестибуляр- ­ных стимулах, с целью повлиять на работу мозга.

___________________________________________________

Стремление к действию должно исходить от самого ребенка, даже если все его предыдущие попытки выполнить это действие был безуспешны._______________________

________________________________________________

Терапевтические занятия Сенсорная интеграция как вид терапии целостна:

Сенсорная интеграция осуществляется тогда, когда ребе- она задействует все тело, все органы чувств и весь мозг.
нок спонтанно планирует и успешно реализует адаптив-

ный ответ на сенсорное ощущение. Как уже говорилось Неподготовленный наблюдатель увидит только, что

в начале этой главы, чтобы улучшить организацию нерв- ребенок двигается и получает от игры удовольствие. Но

ной системы, ребенок должен активно взаимодействовать терапевт понимает, что при этом у ребенка активизиру-

с окружающей средой. Стремление к действию должно ются определенные сенсорные системы и формируются

исходить от него самого, даже если все его предыдущие (или не формируются) конкретные двигательные ответы.

попытки выполнить это действие были безуспешны. Ре- Специалист сравнивает эти ответы с результатами пред-

бенок должен сам пройти все необходимые шаги, несмо- варительной оценки состояния ребенка, которая была

тря на трудности, с которыми он столкнулся в процессе сделана до начала вмешательства. В распоряжении спе-

развития. Оборудование для терапии, основанной на циалиста есть письменные отчеты и собственные выводы

сенсорной интеграции, разработано специально для об изменении состояния ребенка в результате предыду-

того, чтобы вовлекать детей в игры, которые дают им щих занятий. Наблюдая за ребенком, терапевт соотносит

нужные ощущения и тем самым организуют развиваю- информацию о нем со своими наблюдениями над другими

щийся мозг. детьми, имеющими сходное нарушение, а также с заклю-

Сенсорная интеграция как вид терапии целостна: она чениями других терапевтов, работающих по всему миру,

задействует все тело, все органы чувств и весь мозг. Ког- и с научными исследованиями в области неврологии. Со

да мышцы работают слаженно, формируя адаптивное стороны может показаться, что терапевт просто играет с

движение всего тела, они вместе с соответствующими су- ребенком, но на самом деле он работает, прилагая огром-

ставами посылают в мозг хорошо организованные ощу- ные усилия, чтобы эта «игра» улучшала работу нервной

щения. Движения, в которые вовлечено все тело, также системы. Профессия терапевта требует не только хоро-

порождают множество вестибулярных импульсов, помога- шей профессиональной подготовки и проницательности,

ющих объединить другие сенсорные системы. Способ- но и воображения.

ность организовать эти ощущения и адекватно на них Неврологические потребности сугубо индивидуальны

ответить способствует организации различных мозговых и со временем могут меняться, поэтому терапия должна

функций. Вырастая, дети, прошедшие терапию, говорят предоставлять ребенку широкий спектр возможностей в

о ней так: «Она помогла мне собрать воедино мою жизнь», плане движений и ощущений. Исходя из этого, терапев-

или «Раньше я много чего планировал, но без толку. А те- ты имеют на вооружении большую коллекцию снарядов,

перь я могу действовать». позволяющих ребенку качаться, вертеться, кататься, ка-

Оценка и вмешательство 181

рабкаться, ползать, скакать «верхом» и выполнять другие так и должно быть. Однако дети также нуждаются в раз-
движения, в которых задействованы все части тела. Кро- витии внутреннего «инструктора», с помощью которого
ме того, нужно иметь запас предметов, которые можно они устанавливают взаимоотношения с физической сре-
поднимать, бросать и т.д. Но самым главным снарядом дой и людьми. Уверенность в себе основана на способно-
является тело самого ребенка. сти самому направлять свои действия.

Ребенок сам выбирает инвентарь и гимнастические Локус контроля* закладывается на втором или третьем

снаряды для занятий. Если он путается в выборе, тера- году жизни, когда ребенок начинает осознавать, что он и

певт направляет его. Однако не все терапевтические про- его мама - отдельные существа и что он каким-то образом

цедуры можно превратить в развлечение. Иногда зада- может управлять собой. Как мы уже видели в главе 2,

ния бывают скучными, трудными и утомительными, и их управление в этом возрасте заключается в ходьбе, лаза-

нужно тщательно контролировать. В этих случаях тера- ньи, играх, изменении физического и социального окру-

певту приходится придумывать такие виды активности, жения. Ребенок может убежать от матери или сказать ей

которые позволили бы одновременно удерживать внима- «нет». Чем лучше интегрирована нервная система ребен-

ние ребенка и помогать ему справляться с трудными за- ка, тем успешнее он утверждает свою самостоятельность.
дачами. Провоцировать сенсорные импульсы всегда сле- Многие дети с нарушениями сенсорной интеграции

дует с особой осторожностью, и терапевт должен уметь страдают из-за низкой самооценки. Нелегко быть уверен-

распознать момент, за которым последует сенсорная пе- ным в себе, если с твоим «я» что-то не в порядке, тем более

регрузка. Избыток ощущений вредит нервной системе, что из-за дисфункции твои навыки куда хуже, чем у окру-

а при нарушениях мозг очень уязвим в этом отношении. жающих. Еще будучи совсем маленьким, ребенок обнару-

Вот почему родителям и педагогам не рекомендуется на- живает у себя неспособность делать то, что его сверстни-

вязывать детям сенсорные стимулы и вовлекать их в иг- кам дается легко, он проводит сравнения и видит, что ре-

ры, предполагающие сильное сенсорное воздействие. Это зультат всегда не в его пользу. Следом приходит чувство

можно делать лишь под руководством терапевта, специа- неполноценности, зависимости от внешних сил, фрустра-

лизирующегося в области сенсорной интеграции и хоро- ция и обреченность на неудачу. Многие малолетние право-

шо владеющего как теорией, так и практикой. нарушители выросли именно с таким ощущением в душе.

Терапевтическая атмосфера * Локус контроля (от лат. locus - место) – свойство человека при-

Однои из целей терапии является развитие у ребенка са- писывать ответственность за результаты своей деятельности

мостоятельности, чтобы он мог управлять своей жизнью. внешним силам (внешний локус контроля] или собственным спо-

Образование в основном регулируется извне, и, вероятно, собностям и усилиям (внутренний локус контроля). - Прим. перев.

Бывает, что дети, приходящие к терапевту, боятся де- При хорошо организованной нервной системе этот эн-

лать почти все, кроме простейших вещей. Их страшит да- тузиазм не угасает почти никогда. Ощущения от воздей-

же то, что вполне им по силам. Они не хотят показывать ствия силы тяжести, двигательное планирование и дви-

свою неумелость. Зная по опыту, что окружающие обычно жения приносят наслаждение. Взрослые испытывают те

предъявляют к ним слишком большие требования или об- же чувства, давая волю внутренним стремлениям к опре-

виняют их в чем-либо, они ожидают того же и от терапев- деленным ощущениям и движениям. Некоторым из них

та. Страх заставляет ребенка сопротивляться внутренним для получения удовольствия требуются очень сильные ве-

стремлениям и избегать игр, которые могли бы помочь раз- стибулярные и проприоцептивные стимулы - такие люди

витию его сенсомоторных функций. Терапевту приходит- прыгают с парашютом, взбираются на горные вершины,

ся прилагать значительные усилия, чтобы преодолеть это гоняют на мотоциклах. Другим достаточно умеренных

сопротивление. Он должен завоевать доверие ребенка, стимулов - они занимаются плаванием, танцами, бегом.

помочь ему привыкнуть к терапевтической обстановке. _________________________________________________

Поскольку лишь сам человек может организовать свой При хорошо организованной нервной системе

мозг, задача терапевта - активизировать его внутренние энтузиазм ребенка на занятиях не угасает почти никогда.
стремления, предлагая посильные задачи. Терапевтичес­
кие задания должны соответствовать способностям к сен- Внутреннее стремление к сенсорной интеграции есть

сорной интеграции и индивидуальным потребностям и у большинства маленьких детей, но оно нередко подавля-

мотивировать, а не пугать и без того уязвимого ребенка. ется чувством неполноценности и фрустрацией. Нужно бо-

Цель специалиста - помочь ребенку накопить вестибуляр- гатое воображение и крепкие навыки, чтобы организовать

ный, проприоцептивный и тактильный опыт и формиро- безопасную и привлекательную среду, в которой ребенок

вать адаптивные ответы, все более и более сложные. мог бы развивать самостоятельность и управлять собствен-

Если терапевтическая среда для ребенка оптимальна, ным развитием. Нужна здесь и смелость, чтобы позволить
он станет получать удовольствие от визитов и будет рад ему тратить время (впустую, как кажется на первый
прийти снова. Как только он начнет осознавать свой скры- взгляд) на сопротивление, попытки устроить все по свое-
тый потенциал и почувствует удовлетворение, вызванное му желанию, нащупать свой путь. Когда ребенку одному
улучшением работы нервной системы, терапевтические не справиться, на помощь приходит терапевт: вмешива-
занятия станут привлекать его все сильнее. Именно его ется, помогает, побуждает делать то, что не получается.
энтузиазм послужит свидетельством того, что окружаю- Терапевт старается сохранить равновесие между си-
щая обстановка обеспечивает мозг необходимыми для стемой и свободой - так, чтобы обеспечить конструктив-
развития ощущениями. ность действий подопечного. Поддерживать такой баланс

Оценка и вмешательство

нелегко. Свободная игра сама по себе не обязательно при­водит к улучшению сенсорной интеграции. В противном случае многие дети с нарушениями решили бы свои про­блемы самостоятельно. Однако и жестко структурирован­ная деятельность тоже плоха: она подавляет развитие. Балансируя между системой и свободой, терапевт помога- ет ребенку организовывать работу нервной системы и од­новременно стимулирует его внутреннее стремление к действию. Ребенку на занятии дается столько свободы, сколько он способен освоить, если только это не мешает терапевтическим целям. Терапевт контролирует среду, а ребенок - свои собственные действия. И первое, что обыч- ­но замечают родители у своего ребенка в процессе тера­- пии, - это рост самооценки и укрепление уверенности в себе. Нервная система стала функционировать лучше, и человек успешнее управляет своей жизнью.

__________________________________________________

Первое, что обычно замечают родители у своего ребенка в процессе терапии, - это рост самооценки и укрепление уверенности в себе._________________________________

Терапевтические занятия.Дети с нарушением сен­сорной интеграции нередко интуитивно выбирают имен- ­но те виды активности, которые обеспечивают мозг недо­стающими ощущениями и ставят двигательные задачи, помогающие организовать эти ощущения. Ученые-невро-логи выяснили, что и животные, и люди получают вну­тренние сигналы, заставляющие их делать то, в чем они сильно нуждаются «здесь и сейчас», хотя они этого и не

осознают. Например, когда животное испытывает недо-

Основанной на сенсорной интеграции - student2.ru

Дети с нарушением сенсорной интеграции нередко интуитивно выбирают именно те виды актив­ности, которые обеспечивают мозг недостающими ощущениями и ставят двигательные задачи, помогающие организовать эти ощущения.

статок в каких-то витаминах, оно начинает есть пищу, содержащую эти витамины, даже если она не входит в его обычный рацион. По­полнив запас витаминов, звери

возвращаются к привычному для себя питанию. Очевид- ­но, что они ничего в правилах питания не смыслят и со­знательно пищу не выбирают, но тело подсказывает им, что и в каком количестве нужно есть.

На терапевтических занятиях дети тоже подчиняют­- ся внутренним сигналам. Их действия обусловлены, хотя ребенок думает, что он просто играет. Как правило, он тем самым «закладывает кирпичики» в фундамент свое­- го развития. Терапия не есть нечто строго заданное, ее содержание меняется от ребенка к ребенку и от занятия к занятию.

Приведу пример мальчика (назовем его Биллом), ко­торый выбирал себе занятие во время нашего общения. Лучшего мне было не придумать! Попытайся я изменить его выбор, он, вероятно, утратил бы энтузиазм и, следова­тельно, достиг бы меньшего. В школе у Билла обнаружи-



ли проблемы с обучением. Эрготерапевт провел оценку пастей вертолетного винта. Центробежная сила стимули-

функций мальчика, связанных с сенсорной интеграцией. ровала гравитационные рецепторы иначе, чем при игре в

и выявил признаки нарушения обработки вестибулярных «хоккей на подвесках», где тело располагалось на животе.

импульсов. Чтобы держать прямо голову и тело, сопротивляясь цен-

Сначала Билл захотел поиграть с терапевтом в «хок- тробежной силе, требуется сильное сокращение мышц-

кей на подвесках». Оба расположились в сетках, подве- сгибателей передней части шеи и туловища, а не задней

шенных к потолку, в позе лежа на животе на расстоянии как при игре в «хоккей». Поэтому внутренний «инструктор»

метров трех друг от друга. Сетки были подвешены так подсказал мальчику выбрать две разных игры - -хоккей»

низко, что они могли двигаться, отталкиваясь руками от и «вертолет», стимулирующие разные вестибулярные и

пола. Вооружившись пластиковыми клюшками, они пере- мышечные рецепторы и, следовательно, дополняющие

кидывали друг другу мягкий мяч: в основном по полу, но друг друга.

иногда еще стучали им о стены. Чтобы дотянуться до мя- «Вертолет» подразумевает крайне интенсивную вести-

ча, нужно было качаться, вертеться в разных направле- булярную стимуляцию, и раз Билл «летал» целых десять

ниях, двигаться вперед-назад, иногда изгибаться. Все эти минут, значит, что он сильно в ней нуждался. Потом он

движения порождали огромное количество вестибуляр- принялся играть в «поплавок»: это большая закрытая

ных сигналов. Из-за пониженной активности вестибуляр- пластиковая емкость, которая свободно скатьзит вдоль

ной системы Билл не очень хорошо удерживал голову, у двух веревок длиной около 4,5 м. Мальчик держал верев-

него быстро уставала шея. Однако игра доставляла ему ки с одного конца, терапевт - с другого. Им нужно было

столько удовольствия, что он увлекся. Сильные сокраще- по очереди взмахивать руками так, чтобы поплавок за-

ния шейных мышц, которые заставляли мальчика подни- скользил по веревкам к партнеру, и одновременно сле-

мать голову, борясь с силой тяжести, обеспечивали его дить за ним, перемещая фокус с очень близкого расстоя-

сильными проприоцептивными стимулами, как и движе- ния вдаль и обратно. Как и многие дети с укороченным

ния глаз, следящих за мячом. Вестибулярные и проприо- нистагмом, Билл плохо координировал движения глаз

цептивные сигналы помогали Биллу не промахиваться, и сторон тела. Тем не менее, «скормив» мозгу столько ве-

когда он ударял по мячу. Ствол и полушария мозга рабо- стибулярных импульсов во время полета на «вертолете»,

тали слаженно и интегрировали вестибулярные, пропри- он смог обрабатывать ощущения от игры в «поплавок» эф-

оцептивные и зрительные ощущения. фективнее, чем если бы до этого не поиграл в «вертолет».

Затем Биллу захотелось полетать с другим мальчиком Следующим номером программы были скачки на «ки-

на «вертолете». Игра называлась так потому, что они си- те» - сиденье, подвешенном на эластичной веревке. Ребе-

дели каждый в своем кресле и кружились наподобие ло- нок сидит на нем, касаясь ногами мата, и толкает себя

Оценка и вмешательство185

вверх-вниз, словно оседлав кита. Таким образом он полу- роль пряток не слишком велика, но эта игра все равно да-

чил еще порцию вестибулярных импульсов, но уже двига- ет ребенку то, в чем он нуждается.
ясь по вертикали. Ощущения от вертикального переме- Посещая терапевта, Билл стал быстро прогрессиро-

щения объединились с ощущениями от горизонтального вать в учебе. Изменения стали заметны спустя всего лишь

(«хоккей»), а также вращательного («вертолет») движения. два месяца - гораздо быстрее, чем в случае с детьми, чьей

Скача на «ките», Билл смотрел на терапевта и болтал с сенсорной интеграции мешают сильные эмоции. Дела у

ним, что требовало эффективной стабилизации глаз, ведь мальчика быстро шли в гору потому, что он обладал мощ-

им приходилось фокусироваться на неподвижном объек- ным внутренним стремлением искать необходимые ему

те, в то время как тело перемещалось вверх-вниз на рас- стимулы и мог действовать самостоятельно.
стояние около метра.

Эти упражнения дали Биллу столько вестибулярных Сравнение сенсорно-интегративной терапии

импульсов, сколько мозг был способен организовать. Даль- с другими видами терапии

ше мальчик дриступил к строительству, водружая маты Терапия, ориентированная на развитие сенсорной инте-

на небольшие турники. Здесь требовалась зрительная грации, - это ветвь эрготерапии, дисциплины, в которой

ориентация в пространстве, и, безусловно, только что по- поведение человека рассматривается с нейробиологиче-

лученные вестибулярные и проприоцептивные сигналы ской точки зрения. Термин эрготерапия означает, что те-

подготовили его мозг к организации зрительной перцеп- рапевт помогает пациенту выполнять целенаправлен-

ции. Построив укрытие, Билл прятался в нем, а затем, ные, полезные действия. Большинство видов активности

рыча, неожиданно выпрыгивал прямо на терапевта. в терапии, основанной на сенсорной интеграции, целена-

Прятки - игра, характеризующая определенный этап правленны, ведь у ребенка есть цель, ради которой он

развития, популярная у детей - как в обычной жизни, ими занимается. Не размышления и рассуждения, а це-

так и в терапевтической среде, - когда их вестибулярная ленаправленная практика - вот лучший способ улучшить

функция улучшилась уже настолько, что позволяет эф- «производительность» человека, когда проблема коренит-

фективно ориентироваться в пространстве. Прятки по- ся в работе его мозга. Наряду с эрготерапией, принципы

зволяют почувствовать, что ты можешь контролировать подхода, основанного на развитии сенсорной интеграции,

пространство и отношения с людьми. Дети вступают в эту включают программы из других областей и дисциплин:

стадию развития без поощрения или примера. Бывает, физической терапии, развития речи и коммуникации, об-

Они своими прятками раздражают окружающих, которые разования и медицины развития. Ниже сравниваются и

не понимают значения этой игры для формирующейся са- сопоставляются некоторые наиболее распространенные

моидентичности ребенка. Безусловно, терапевтическая подходы к вмешательству.

Психотерапия.Терапия, основанная на сенсорной рапия, основанная на сенсорной интеграции, затрагивает

интеграции, отличается от классической психотерапии эмоциональное и социальное развитие, но только в каче-

тем, что пытается помочь ребенку справляться с пробле- стве следствия, вырастающего на базе более фундамен-

мами повседневной жизни, повышая эффективность ра- тальных функций, связанных с интеграцией обработки

боты мозга. Психотерапия обычно основывается на ана- сенсорных сигналов.

лизе отношений между людьми и причин их поступков. Перцепционно-двигательная тренировка.Тера-

Разговор о проблемах - не лучший способ развивать мозг, пия, основанная на сенсорной интеграции, не является

нуждающийся в сенсорной стимуляции и адаптивных от- перцепционно-двигательной тренировкой, с помощью ко-

ветах тела, однако беседа может помочь спустя какое-то торой ребенок усваивает определенную перцепцию и

время разобраться в мыслях и эмоциях. специфические навыки, например складывание голово-

Терапия, основанная на сенсорной интеграции, и пси- ломки или прыжки на «кузнечике». Специфические дви-

хотерапия имеют кое-что общее. В обоих случаях клиент гательные навыки стоит осваивать ради них самих, но

должен выполнять работу самостоятельно, а терапевт - помочь ребенку с глубокими нарушениями, затрагиваю-

лишь обеспечивать возможность такой работы. В обеих щими учебу и поведение, они вряд ли могут.
сферах бывают времена, когда предпринимаемые клиен- Образование.Подготовка школьных учителей ориен-

том усилия кажутся сизифовым трудом, ибо не приносят тирована на интеллектуальное общение с детьми, а не на

видимых результатов. Но поскольку единственный способ нейробиологические основы интеллекта. Поэтому льви-

развиваться предполагает личные усилия, развитие не- ная доля образовательных задач подходит детям с типич-

минуемо будет проходить периоды подъемов и спа- ной сенсорной интеграцией и слишком трудна для детей

дов. Это лучшее, что каждый из нас может сделать. с нарушением таковой.

Игровая терапия.Это вид психотерапии для детей. К услугам семей, в которых есть ребенок с нарушени-
Терапия, основанная на сенсорной интеграции, со сторо- ем сенсорной интеграции, предлагается много образова-­
ны выглядит как игра, поэтому ее можно ошибочно при- тельных и терапевтических подходов, и, случается, роди-
нять за одну из форм игровой терапии. Последняя, как тели жалуются на то, что они теряются, не понимая, как
правило, не ориентирована на игру как способ целена- все эти подходы согласуются между собой. Ключевые
правленно повлиять на работу мозга, и игровые терапев- принципы, представленные в этой главе, могут помочь
ты не проходят специальной подготовки в области сенсор- родителям разобраться, согласуются или противоречат
ной интеграции. Игровая терапия исповедует в основном предложенные им или уже опробованные ими подходы
психодинамический подход, при котором ребенок получа- с тем, как воздействует на ребенка терапия, основанная
ет эмоциональный и социальный опыт. Несомненно, те- на сенсорной интеграции.

Оценка и вмешательство

Почему терапия, основанная на сенсорной интеграции, действенна?

Ответить на этот вопрос нам помогут исследования, о ко­торых говорится в Приложении В. Здесь остается еще не­много сказать о детях, имеющих проблемы с обучением и развитием.

Мозг, особенно на ранних стадиях развития, - очень гибкая система, способная меняться естественным образом. По мере взросления эта гибкость в определенной степени утрачивается. Совсем маленьким детям (до 2-х лет), чей мозг еще не потерял способности выстраивать новые связи между нейронами, терапия помогает их выстроить. Детям постарше она помогает организов

Наши рекомендации