Сострадание, осуждение и самообман
Как психологические, так и духовные школы всегда высоко ценили сострадание. Можно определить сострадание как способность чувствовать состояние другого человека и сопереживать ему. Сострадание не унижает. Оно не связано ни с интеллектом, ни с творчеством. Зачастую человек «кажется сочувствующим», «говорит слова утешения» или «подставляет плечо». Все это не сострадание, а наше представление о нем. Мы представляем себе, как выглядит, говорит и действует милосердная и доброжелательная личность. Сострадание же — это ощущение внутри тела, которое затем становится чувством милосердия и единства. Я, к примеру, называю состраданием физическое и эмоциональное ощущение близости и единства с другими.
В духовных кругах тело считается препятствием на духовном пути. В психологических кругах телом часто пренебрегают ради сознания. В то же время телесно ориентированные терапевты — такие как Фельден-крайц, Рольф, Лоуэн — подчеркивают, что наши эмоции, чувства и переживания запечатлены внутри нашего тела и выражаются посредством тела. Освобождение и исцеление тела является первым шагом. Следующий шаг выходит за пределы телесных ощущений и является духовным в истинном смысле этого слова. В «Темной стороне внутреннего ребенка» я говорил о духовности как об осознании глубочайшего единства души и тела. Последний шаг в духовном учении — Тат Твам Аси — Я ЕСТЬ ТО. При этом ТО включает в себя в числе всего прочего также и тело. Это означает, что тело состоит из ТОЙ ЖЕ субстанции, что и все остальное.
Переход от представлений о теле как о чем-то изолированном от психики к пониманию их глубочайшего единства является квантовым скачком, который помогает нам осознать, что тело состоит из ТОЙ ЖЕ субстанции, что и все остальное.
Я в детстве создал диссоциативный транс из-за пережитого мной насилия, а затем решил, что моя отрешенность от тела является проявлением «духовности». Более того, я усугубил это болезненное состояние, погружаясь в йогические традиции, утверждавшие, что я не есть мое тело. После многих лет телесной терапии я восстановил связь с телом. Затем внезапно ко мне пришло осознание, что мое тело состоит из той же субстанции, что и воздух, диван, пол и все остальное. Это и есть Тат Твам Аси — когда все ощущается как единое целое. Именно здесь находятся истоки сострадания.
Сострадание ощущается как единение и понимание, что происходящее с «другим» происходит также и со «мной». Это заставляет вспомнить о старинном выражении: «Я существую лишь милостью Божьей»; перефразируя эти слова, мы можем сказать: «Я существую лишь милостью пустоты». Это ведет к пониманию, что случившееся с другим могло бы случиться со мной, и тогда мы просто говорим: «Да, каждому из нас порой приходится нелегко». Это и есть сострадание. Большинство психологических и духовных традиций придают огромное значение состраданию и учат тому, что для личностного и духовного роста необходимо развивать и взращивать сострадание. Тем не менее сострадание коренится в теле, в личности и во всем остальном, состоящем из одной и той же недифференцированной субстанции.
Следует понять, что подразумевается под состраданием с тех пор, как сострадание стало синонимом близости и единства. Единство присутствует всегда, но обычно остается незамеченным из-за психологических и эмоциональных защит и трансов, создающих иллюзию разделен-ности между «мной» и «другим». Сострадание нельзя развить и усовершенствовать теми же методами, с помощью которых мы учимся слушать, понимать и оценивать окружающих. Сострадание заложено в нашем теле и в самой основе нашего существа. Мы наделены состраданием с самого рождения. Сострадание является одним из качеств Сущности. Если мы попытаемся «выглядеть, вести себя и разговаривать как милосердная личность, способная к сопереживанию и участию», мы утратим связь с человеком, в отношении которого демонстрируем сострадание. Иными словами, пытаясь «вести себя милосердно», мы заботимся лишь о том, какое впечатление мы производим на окружающих, а подоплека наших действий — казаться лучше, чем мы есть.
Это часто случается, поскольку мы предполагаем, что люди сами себе создают психологические проблемы и болезни. В действительности же они могут стать уделом каждого: «Я существую лишь милостью пустоты». Давайте посмотрим, какие средства мы используем, чтобы скрывать от себя самих чувство глубинного сострадания, присущего нашему Истинному «я».
Осуждение
Большинство психологических и духовных школ утверждают, что нельзя осуждать других или самих себя. В колледже у меня была подружка, которая бросила меня. Я ужасно страдал и уговаривал ее вернуться. Она сказала: «Тебе нужно меньше судить и больше понимать». Эти возвышенные слова сами по себе были осуждающими. Она считала, что мне следовало быть лучше и для этого меньше осуждать ее за то, что она бросила меня, и лучше понимать, почему она так поступила. Проблема заключалась в том, что я страдал и хотел, чтобы она вернулась ко мне. Много лет спустя я понял, что человек всегда разделяет мысли, чувства и эмоции на хорошие, плохие и нейтральные. Например, когда я зол, я считаю, что это плохо; когда я полон милосердия, я считаю, что это хорошо. Я заметил, что подобные суждения помогают нам сопротивляться непосредственному переживанию и приятию происходящего.
Например, в случае с моей подружкой я осуждал ее и направлял внимание на ее отношение ко мне, вместо того чтобы направить его внутрь своей души и осознать, что я сопротивляюсь переживанию боли и страдания. Попросту говоря, удерживая внимание на ее несправедливости в отношении меня, я сопротивлялся чувству боли. Почему я так боялся пережить боль? Потому что это делало меня слабым и беззащитным.
Беззащитность — это обоюдоострый меч; с одной стороны, мы понимаем, что без нее в отношениях не будет настоящей близости, и оттого желаем ее; с другой стороны, мы боимся и избегаем ее, направляя внимание на собственную защиту и осуждение других. Попытайтесь в течение минуты выполнять следующее упражнение. Когда вам захочется осудить других или себя, задайте себе вопрос: «Чему я сопротивляюсь, когда осуждаю?» После того как вы найдете ответ, осознанно позвольте себе испытать чувство, которому вы сопротивлялись. Возможно, вас удивит мысль, что беззащитность необходима, если вы хотите близости и сострадания, присущих нашему Истинному «я» и являющихся подлинными признаками человечности.
Самообман
Самообман — одна из важнейших причин того, что в нашем обществе так мало сострадания. Мы лжем себе о наших истинных мотивах, подыскиваем всевозможные обоснования нашим действиям и притворяемся, что мы лучше, чем мы есть на самом деле. Все это признаки самообмана. Закрывая глаза на свои истинные мысли, чувства и намерения, мы переносим их на других. Это означает, что если мы отрицаем собственную нечестность, то будем усиленно критиковать чужую. Чем сильнее мы отрицаем какие-то свои нежелательные черты, чем сильнее критикуем их у других. Старая пословица: «Сильнее всего мы критикуем у других собственные недостатки» помогает нам понять, как мы избегаем присущего нашей истинной природе сострадания.
Например, не так давно меня страшно возмутила реклама неких целителей, заверяющих, что они способны вылечить любую болезнь. Я вынес моим коллегам приговор, в котором они расценивались как «плохие» — во всяком случае, гораздо хуже, чем я. Когда я перевел внимание снаружи вовнутрь и вспомнил, сколько раз я лгал о своих успехах в терапии, как я расхваливал свой метод и его необыкновенные возможности, я понял, что являюсь достойным конкурентом тем парням в плане мании величия. Я обманывал себя, не замечая, что я делал то же самое, в чем обвинял других.
Когда вы обманываете себя, вам приходится обвинять и унижать других с помощью критики. Эти обвинения и критицизм приводят нас к утрате человечности, доброты, близости с другими и в итоге к потере связи с собственным телом и Сущностью. Иными словами, когда вы сопротивляетесь своим переживаниям и отрицаете у себя нежелательные качества, вы легко находите эти качества у других и начинаете обвинять и унижать их. Это приведет вас к утрате связи со своим телом — связи, без которой невозможно сострадание. Я стараюсь почаще смотреть на людей без критики и осуждения, видя в них просто человеческие существа. Я представляю себе, что напротив меня находится вселенная, наполненная мыслями, чувствами, ощущениями, фантазиями, разбитыми мечтами и т. д. Такое отношение помогает обнаружить за видимыми различиями глубинное единство между мной и другими.
Ложь и ненависть к себе
Каждый раз, когда мы лжем себе или другим, мы тем самым демонстрируем ненависть к себе. Если я что-то отрицаю в себе, значит, на каком-то уровне я сообщаю, что я ненавижу себя и не принимаю таким, какой я на самом деле; для этого мне нужно изображать перед вами кого-то другого.
Попробуйте задать себе вопрос: «Когда я лгу, чему я при этом сопротивляюсь и что я в себе ненавижу?» Обнаружив субличность, которой присуща ненависть к себе, мы сможем понять, какие ухищрения мы используем для компенсации этой ненависти и создания фальшивого образа себя самого. Например, если я думаю, что я эгоист, но при этом скрываю свой эгоизм от окружающих, значит, я считаю эту черту плохой и неприемлемой. Тогда я, скорее всего, стану притворяться отзывчивым и великодушным, компенсируя таким образом ненависть к себе. Чтобы избавиться от осуждения, нам сначала нужно осознать нашу ложь, самообман, компенсацию и критицизм по отношению к другим.
Осуждение равно зависти
Часто мы критикуем других просто из-за того, что завидуем им. Например, недавно моя клиентка рассказала мне, что в юности она осуждала и критиковала богатых преуспевающих людей. Через много лет она сама стала богатой и преуспевающей дамой. Я понял, что причиной ее критики была скрытая зависть. Иными словами, она критиковала их потому, что хотела обладать тем же, что и они. Я спросил ее: «Когда вы критиковали их, что вы боялись узнать о себе?» В конце концов она поняла, что ощущала собственную ущербность, потому что у них было то. чего не было у нее. Когда мы проникли еще глубже, она сказала, что осуждала других, чтобы не ощущать своей пустоты, казавшейся ей признаком ущербности.
Наше старое доброе знакомое сопротивление пустоте снова тут как тут!
Разоблачение мифа
Когда с нами или а нашими близкими случается что-то плохое или неприятное, мы можем стать злобными, критичными и недоброжелательными. Похоже, что мы все находимся во власти мифа о том, что никогда не окажемся в какой-либо ситуации и никогда не совершим каких-то поступков. Это миф разлучает нас с нашей истинной сутью и, следовательно, истинной человечностью и состраданием.
Недавно я понял, что семь лет обманывал себя по поводу одной деловой ситуации. И скрывал этот обман под густым слоем всевозможных оправданий. Иными словами, мой фальшивый образ самого себя не позволял мне понять, что я совершил неэтичный поступок. Следовательно, неэтичность других людей возмущала меня и вызывала резкую критику в их адрес. В результате этот самообман привел меня к праведному гневу в адрес неэтичных людей и чувству одиночества и изоляции. Такова была цена самообмана и фальшивого образа самого себя. Как только я осознал свою ложь, я почувствовал себя совершенно открытым, беззащитным и связанным с другими людьми чувствами близости и сострадания. Почему? По двум причинам. Во-первых, ложь отнимает много энергии; во-вторых, я перестал лгать себе и мне больше не было нужно защищаться от собственной человечности и единения с окружающими. Я такой же человек, как и другие. Если я могу обманывать себя, значит, другие тоже могут. Я не лучше и не хуже, чем любой другой. Я почувствовал беззащитность, сострадание, близость и любовь к людям.
Миф о том, что «уж я-то никогда в жизни не способен на… (заполните пробел по собственному желанию)* — это не просто миф. Это ложь.
Осуждение и ограничения
Есть еще одна причина, по которой мы осуждаем других: нам кажется, что это единственный способ остаться индивидуальностью и самим собой. Мы судим себя и других не только потому, что мы не хотим быть похожими на других, но и потому, что только осуждение позволяет нам отличаться от них и тем самым ощущать прочность наших границ.
Я действительно не верю в расизм или сексизм. Я верю, что люди судят тех, кто отличается от них, чтобы утвердить свою индивидуальность. Расовая, сексуальная и религиозная дискриминация — это просто признаки глубокого страха.
Мы осуждаем других, потому что в глубине души боимся слиться с ними, исчезнуть и никогда больше не появиться, как только мы перестанем осуждать их. Это может быть новым «измом», который я называю дифферентизм. Выживание индивида связано о ощущением своей уникальности и отличия от других. Поэтому при виде тех, кто отличается от нас, мы испытываем страх и угрозу нашему выживанию. К несчастью, приверженцы дискриминации переносят свой внутренний страх во внешний мир и пытаются разрушить и уничтожить то, чего они боятся. Например, нацисты испытывали страх и зависть по отношению к богатым немецким евреям. Вместо того чтобы сознаться себе в своем страхе и в зависти, связанными с чувством ущербности и неполноценности, они превратили эту ущербность и страх в ярость, бешенство и обвинения. Подобная трансформация лежит в основе всех видов расовой, религиозной и сексуальной дискриминации.
Психология сходства
Квантовая психология — это психология сходства. В ней подчеркивается, что мы по сути своей едины: мы рождены одной и той же пустотой и созданы из одной и той же субстанции. Психология сходства помогает нам понять, что мы созданы из энергии, пространства, массы и времени, объединены общим сознанием и рождены пустотой — нашей матерью и отцом.