Продвинутый тренинг внимания, часть 6

Внимание и связка «знающий-субличность»

Часто бывает сложно развязать узел в связке «знающий—сублич-ность». Почему? Потому что знающий отдает внимание, получает внимание или обменивается вниманием с мыслями, чувствами, эмоциями, воспоминаниями, предметами и людьми. Этот обмен вниманием действует подобно клею, удерживающему их вместе, и порождает иллюзию, что они состоят из различного вещества. Поэтому для того, чтобы выйти за пределы этой связки «знающий—субличность», нужно понять природу их взаимодействия.

Дао хаоса. Упражнение 72

Внутренний мир.

Шаг 1. Осознайте мысль.

Шаг 2. Осознайте наблюдателя, наблюдающего за мыслью.

Шаг 3. Спросите наблюдателя: «Ты отдаешь внимание мысли, получаешь внимание от мысли или обмениваешься вниманием с мыслью?» Дождитесь ответа наблюдателя.

Шаг 4. Осознайте, что наблюдатель и мысль состоят из одной и той же субстанции.

Шаг 5. Осознайте происшедшее.

Дао хаоса. Упражнение 73

Шаг 1. Осознайте эмоцию.

Шаг 2. Осознайте наблюдателя, наблюдающего за эмоцией.

Шаг 3. Спросите наблюдателя: «Ты отдаешь внимание эмоции, получаешь внимание от эмоции или обмениваешься вниманием с эмоцией?» Дождитесь ответа наблюдателя.

Шаг 4. Осознайте, что наблюдатель и эмоция состоят из одной и той же субстанции.

Шаг 5. Осознайте происшедшее.

Дао хаоса. Упражнение 74

Шаг 1. Осознайте воспоминание.

Шаг 2. Осознайте наблюдателя, наблюдающего за воспоминанием.

Шаг 3. Спросите наблюдателя: «Ты отдаешь внимание воспоминанию, получаешь внимание от воспоминания или обмениваешься вниманием с воспоминанием?» Дождитесь ответа наблюдателя.

Шаг 4. Осознайте, что наблюдатель и воспоминание состоят из одной и той же субстанции. Шаг 5. Осознайте происшедшее.

Дао хаоса. Упражнение 75

Шаг 1. Посмотрите на предмет.

Шаг 2. Осознайте наблюдателя, который смотрит на предмет.

Шаг 3. Спросите наблюдателя: «Ты отдаешь внимание предмету, получаешь внимание от предмета или обмениваешься вниманием с предметом?» Дождитесь ответа наблюдателя.

Шаг 4. Осознайте, что наблюдатель и предмет состоят из одной и той же субстанции.

Шаг 5. Осознайте происшедшее.

Дао хаоса. Упражнение 76

Шаг 1. Посмотрите на другого человека.

Шаг 2. Осознайте наблюдателя, наблюдающего за человеком.

ШагЗ. Спросите наблюдателя: «Ты отдаешь внимание человеку, получаешь внимание от человека или обмениваешься вниманием с человеком?» Дождитесь ответа наблюдателя.

Шаг 4. Осознайте, что наблюдатель и человек состоят из одной и той же субстанции.

Шаг 5. Осознайте происшедшее.

Заключение

Когда вы научитесь в любой ситуации и любом состоянии сознания задавать вопрос: «Кто именно наблюдает за этим?» — это поможет вам выйти за пределы пары наблюдатель—объект наблюдения и очень быстро достичь состояния объективного сознания.

Эти упражнения разработаны для того, чтобы освободить вас от связки наблюдатель—субличность и помочь вам оставаться в состоянии осознания без объекта.

Почему это состояние выходит за пределы фиксированного внимания? Потому что фиксированное и суженное внимание является стратегией наблюдателя, посредством которой он пытается сопротивляться утрате Сущности. Наблюдатель является знающим и частью личности одновременно; направляя внимание на личность, он тем самым поддерживает с ней связь и сохраняет ее стабильность. После того как мы многое узнали о наблюдателе, мы можем сказать, что он представляет собой «высочайший» аспект личности; тем не менее он состоит из той же субстанции, что и личность. Когда пара наблюдатель—объект наблюдения исчезает, остается лишь объективное сознание, или сознание, лишенное объекта.

В заключение следует сказать, что каждый знающий обладает различным знанием. Травма появляется из-за того, что мы не желаем смириться с мыслью о том, что нет никакого единственного знающего: есть множество знающих, возникающих и исчезающих. Если мы позволим этому процессу появления и исчезновения протекать естественно, если мы перестанем считать себя плотным и неизменным телом, локализованным в определенном месте, тогда исчезнут травмы и боль. А когда мы сопротивляемся и настаиваем на том, что внутри нас постоянно присутствует один-единственный неизменный знающий, тогда мы узнаем, что такое ТРАВМА. В состоянии объективного сознания никогда не возникает проблемы порядка и хаоса.

Не так-то просто представить себе множество знающих, возникающих и исчезающих, созданных из того же вещества, что и доступное каждому из них знание. Этому нельзя обучиться за один вечер. Чтобы избавиться от двойственности знающий—знание, наблюдатель—объект наблюдения, чтобы понять, что мы не есть тела, жестко привязанные к определенному месту в пространстве; чтобы больше не направлять внимание на пару наблюдатель—личность и на знающего, чье знание о непрерывности времени не позволяет нам выйти за временные рамки, — для этого нужно стать мастером дао хаоса.

В январе 1979 года я посетил Нисаргадатту Махараджа. Он говорил о рождении и смерти, и я вспомнил, как я когда-то проходил через процесс смерти и рождения в качестве клиента. Он спросил меня: «Кто он такой — тот, кто знает о твоем рождении?» Я потер лоб и подумал: «А кто знает о моем рождении?» На следующий день я снова пришел к нему и сказал: «Я — тот, кто знает о моем рождении; значит, кто-то уже был здесь, когда я рождался, и кто-то будет здесь, когда я умру. Я думаю есть очень много различных знающих». Он кивнул и сказал: «Конечно». Вскоре я понял, что каждый знающий обладает своим собственным знанием: один знающий знает о моем рождении, другой о моей смерти. Каждый знающий появляется и исчезает, а я остаюсь за пределами противоположностей «знающий—знание» и «наблюдатель—объект наблюдения». Когда мы боимся отпустить прочь пару «знающий—знание», мы удерживаем и укрепляем хаос. Поэтому нам потребуется некоторое время, чтобы освоить состояние не-состояния или Бытие не-Бытия, пребывающее превыше всякой двойственности и носящее имя дао хаоса.

Эпилог

Инь-ян хаоса

Бросим еще раз взгляд на наше путешествие в мир хаоса и прибегнем для этого к образу инь—ян. В книге «Квантовое сознание» мы говорили о форме, как о сгустке пустоты и о пустоте, как о разреженной форме. Когда символ инь—ян изображен на бумаге, создается впечатление, что пустота неподвижна, ограничена и отделена от формы, которая тоже кажется плотной и твердой. Но это не выражает истинного смысла инь—ян.

Ян — принцип активности, или плотности; инь — принцип пассивности, или пустоты. Эти два принципа не являются различными и изолированными. Напротив, пустота инь, сгущаясь, формирует плотность ян, а плотность ян, растворяясь, становится пустотой инь. Вы можете легко представить себе это, если закроете глаза и будете наблюдать за тем, как мысль движется в пустом пространстве. Она возникает как мысль (ян) в окружении пустого пространства инь. Когда мысль исчезает, инь, или пустота, остается. В силу самой при роды воплощенного разума они представляются различными, словно инь (пустота) отделена от ян (мысли), а ян (мысль) отделена от инь (пустота). Ничто не может быть дальше от истины, чем эта иллюзия. На самом деле пустота инь превращается в мысль ян, а мысль ян превращается в пустоту инь.

Наблюдая за этим процессом, мы можем увидеть, как пустота становится формой, а форма становится пустотой. В терминах йогической традиции можно сказать, что Шива (ян) превращается в Шакти (инь). Инь и ян так же нераздельны, как солнце и солнечные лучи.

На языке физики Дэвид Бом мог бы сказать, что проявленные энергия, пространство, масса и время (ян) превращаются в непрояв-ленное (инь), а затем непроявленное (инь) превращается в проявленные энергию, пространство, время и массу (ян). Инь и ян, или неявный и явный порядок, пребывают в непрестанном движении, в чудесной пульсации, которая на санскрите называется «слайда», или «божественный трепет».

Так что же такое хаос? Хаос — это вечное превращение ян в инь и инь в ян В квантовых терминах хаос — это процесс, через который должен пройти ян. чтобы превратиться в инь, а хаос — процесс, через который проходит инь, чтобы превратиться в ян.

То что мы называем здесь хаосом, — вовсе не хаос. Хаос — это движение от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.

В итоге, когда мы видим порядок, вначале представлявшийся нам хаосом, и хаос, скрытый в видимом порядке, мы понимаем, что инь невозможно отделить от ян, и поэтому хаос и порядок нераздельны. Тогда мы постигаем «неразрывную целостность» Дэвида Бома, превышающую пределы состояния не-состояния в не-упорядоченном порядке не-хаоти-ческого хаоса. Это и есть квантовое сознание.

С любовью, Ваш брат Стефен

Постскриптум

Основные мысли ДАО ХАОСА

1. Все психологические системы являются результатом сопротивле ния хаосу в попытках навести в нем порядок.

2. Присоединяйтесь, принимайте, расширяйте сознание.

3. Позвольте хаосу самому навести порядок.

4. Осознайте движение пустоты, превращающейся в форму, и формы, превращающейся в пустоту.

5. Станьте собственным источником энергии на уровне Сущности,

6. Подвергайте всё сомнению; осознайте ваши основные убеждения, заблуждения и способы самообмана, а затем отбросьте их.

7. Избавьтесь от иллюзии конкретного местоположения.

8. Отбросьте механистические представления о том, что мир является упорядоченным и стабильным и что кто-то или что-то поддерживает его в этом состоянии.

9. Намеренно переживите опыт незнания, замешательства, растерянности и потери контроля.

10. Выражать чувства и чувствовать — не одно и то же.

11. Живите бесцельно.

12. Представьте себе, что все состоит из одной и той же субстанции.

13. Осознайте, что растущая внутренняя пустота внутри вашего тела — это ваша Сущность, или Истинное «я».

14. Осознайте, что хотя вам и кажется, что ваша внутренняя пустота отделена от внутренней пустоты других, — СУЩЕСТВУЕТ ЛИШЬ ОДНА ПУСТОТА.

15. Осознайте, что ваша внутренняя пустота — это проход к ВЕЛИКОЙ ПУСТОТЕ и глубочайшему единству квантового сознания.

Раздел IV

Потоки сознания

Глава 24

Наши рекомендации