Продвинутый тренинг внимания, часть 3

Знание, присущее наблюдателю.

В книге «Квантовое сознание» подчеркивалось, что наблюдатель одновременно является также и творцом. Наблюдатель создает объекты наблюдения. Кроме того, наблюдатель обладает знанием о том, что он создает. Например, наблюдатель создает мысль «Я люблю себя»; при этом ему известно значение этой мысли. Поэтому наблюдатель является также и знающим, вернее, он обладает знанием о том, что он создает.

В «Квантовом сознании» упоминалось, что на уровне Сущности знающий является также объектом познания. Следовательно, наблюдатель—знающий одновременно является познаваемым. Иными словами, наблюдатель и объект наблюдения едины и состоят из одной и той же субстанции. Это понимание представляет собой величайший квантовый скачок, поскольку любой жизненный опыт возможен лишь тогда, когда наблюдатель—знающий и объект наблюдения—познаваемое представляются различными.

Наш привычный опыт заключается в том, что наблюдатель смотрит на объекты наблюдения. Это могут быть мысли («Я люблю себя» или «Я ненавижу себя»), чувства, воспоминания в виде образов и т. д. Кажется, что в этом процессе участвует лишь один наблюдатель—знающий. На самом деле с каждым новым объектом наблюдения—познаваемым появляется новый наблюдатель—знающий; он возникает и исчезает одновременно с новым объектом наблюдения—познании, будучи с ним единым целым.

Наблюдатель-знающий

Чтобы лучше понять, что такое наблюдатель—знающий и какое влияние он оказывает на внимание и жизненный опыт, давайте представим себе стену, на которой расположено 10 отверстий (наподобие иллюминаторов на корабле). Возле каждого отверстия находится свой наблюдатель—знающий, и все они видят разные варианты реальности. Например, представьте себе, что вы влюблены, а ваш партнер опоздал на завтрак на 10 минут. Если смотреть на мир через отверстие 1, наблюдатель увидит беспечную и несобранную личность, не способную прийти вовремя. Если вы смотрите через отверстие 2, наблюдатель увидит партнера, вечно опаздывающего на свидания. Наблюдатель возле отверстия 3 боится, что произошла авария или несчастный случай. Наблюдатель возле отверстия 4 видит партнера, который в это время занят каким-то важным для вас обоих делом. Каждый наблюдатель видит свою собственную картину реальности.

Из этого явно следует, что возле разных отверстий находятся разные наблюдатели—знающие, и каждому из них присущи собственные ограничения. Кажется, что один-единственный наблюдатель—знающий смотрит через разные отверстия. В действительности же возле разных отверстий находятся разные наблюдатели. Каждый из них может видеть и осознавать лишь определенную часть картины. Иллюзия того, что наблюдатель всего один, является основным источником хаоса. Люди сопротивляются мысли о том, что внутри них нет никакого конкретного и определенного наблюдателя—знающего; это сопротивление приводит к боли и страданию. В психотерапии, например, мы сталкиваемся с тем, что разным частям нашей личности присущи различные чувства, мысли и переживания. Естественно, наш внутренний ребенок воспринимает мир совершенно не так, как внутренний взрослый. Попытка психотерапевтов интегрировать все части личности и объединить их в нечто целостное — основная причина возникновения травмы. Каждая часть нашей личности обладает собственным наблюдателем—знающим, и поэтому ее знания весьма ограничены. Это означает, что наблюдателю — знающему части личности «Я люблю себя» доступно лишь знание, заключенное в мысли «Я люблю себя». Другой наблюдатель—знающий наблюдает и осознает мысль «Я не люблю себя». Внутри ограниченной области «Я люблю себя» нет места знанию мысли «Я не люблю себя». Точно так же знающий мысль «Я не люблю себя» только ее одну и знает; знание «Я люблю себя» ему неведомо. Поэтому при появлении одного знающего второй исчезает. Знания как одного, так и другого обладают узостью и ограниченностью. Для того чтобы избавиться от ограничений, нам нужно выйти за пределы наблюдателя—знающего и войти в состояние чистого знания без объекта.

Вернемся н нашему образу стены с отверстиями. Кажется, будто один и тот же наблюдатель подходит по очереди к каждому отверстию, смотрит сквозь него и видит различные кусочки мозаики. На самом деле имеется множество наблюдателей—знающих; они появляются и исчезают, и их знания различаются между собой; поэтому различны также их мысли, чувства, эмоции, воспоминания, ассоциации, умения и навыки. Наблюдатель и объект наблюдения являются одним и тем же, они появляются и исчезают одновременно.

Почему хаос?

Потому что мы решили, что существует некий стабилизирующий фактор — устойчивый и единственный наблюдатель—знающий, по очереди воспринимающий мир через разные отверстия в стене и своей стабильностью защищающий нас от хаоса исчезновения. На самом же деле множество знающих появляются и исчезают вместе со своими знаниями. Точно так же появляется и исчезает то, что вы считаете самим собой.

Сознание

Откуда же берется иллюзия одного постоянного знающего?

Она рождается в сознании. Сознание — очень тонкая субстанция, объясняющая нам, что реально, а что иллюзорно. Не следует путать его с недифференцированным сознанием, являющимся одновременно и пустотой и полнотой. Здесь мы имеем в виду дифференцированное сознание.

Много лет назад в Индии я работал с моим учителем Нисаргадаттой Махараджем. Однажды к нему пришел психиатр со своей женой и задал ему множество вопросов о добрых и злых деяниях, прошлых воплощениях, жизни после смерти и т. д. Учитель спросил в ответ: «Кто сказал вам, что вы существуете?» Не дождавшись ответа, он сказал: «Сознание говорит вам, что вы существуете, и вы ему верите. Если вы поймете это, вы поймете и все остальное».

Таким образом, он сказал, что любой знающий и любое знание, присущее ему, представляют собой одно и то же сознание, познающее себя самого. Сознание говорит вам, что существует субъект по имени знающий и объект по имени познаваемое. Иными словами, некий постоянный наблюдатель, который видит «легкомысленного партнера». Сознание создает иллюзию, что знающий о «легкомысленном партнере» и познаваемый «легкомысленный партнер» — разные сущности.

На самом деле сознание является и знающим и познаваемым. Травма происходит вследствие того, что знающий сопротивляется своему исчезновению, представляя себе, что он и предмет его познания состоят из разных субстанций, а не из одного и того же недифференцированного сознания. Иными словами: если знающий поймет, что он и объект его познания являются одним и тем же сознанием, тогда исчезнут и знающий и познаваемое (субличности}, поскольку знающий и субличности могут сохраняться лишь до тех пор пока остается различие между субъектом и объектом.

Наши рекомендации