Комплексы в подростковом возрасте есть почти у всех.

Один мой приятель по имени Саша рассказывал, как он переживал, будучи подростком, что у него нет слуха. Родители отдали его в музыкальную школу, потому что тогда было модно, чтобы ребенок из интеллигентной семьи умел играть на пианино.

На уроках сольфеджио он просто умирал от унижения, так как не мог спеть, не фальшивя, даже простейшую мелодию. Ну что поделаешь, если “медведь на ухо наступил”, а родителям приспичило сделать из своего сына соперника Ван Клиберна!

Саша возненавидел и уроки сольфеджио, и преподавателей музыки, и своих родителей, он грубил всем и говорил, что ненавидит музыку, но родители упорно настаивали, чтобы он окончил музыкальную школу.

Накануне каждого урока сольфеджио Саша ел горстями снег, чтобы у него заболело горло, и конечно же, добился своего. В результате у него был хронический тонзиллит, потом ревмокардит. Миндалины ему удалили, но у него уже сформировался ревматический порок сердца, с которым он мучается до сих пор. Но тогда он был рад, что избавился от ненавистного сольфеджио и своего комплекса.

Сейчас Саша вполне благополучный, уверенный в себе человек, талантливый врач, у него двое сыновей, которым он рассказал о своем подростковом комплексе. Если у них проблемы, они все рассказывают отцу, и он их всегда ободряет и поддерживает.

Комплексы нужно лечить комплексным методом

Д.Е.

Почему развивается комплекс неполноценности

Уверенность в себе составляет основу нашей уверенности в других.

Ф. Ларошфуко

Подростковая психика очень ранима. На критику (даже обоснованную!), а тем более, обидные замечания, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует болезненно.

Взрослый человек имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения, рационализировать случившееся и выработать систему психологической защиты. Например, обосновать поведение обидчика его скверным характером, завистью, злостью, недоброжелательностью, склонностью к склокам и сплетням.

Подростки еще не умеют анализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление, не умеют и правильно вести себя в сложной ситуации. Они не способны адекватно отреагировать на событие, ранящее самолюбие, ‑ все эмоциональные реакции еще недостаточно зрелы, поэтому пренебрежение окружающих больно ранит. Реакцией на психотравмирующую ситуацию могут быть обида, слезы, уход в себя.

Внешняя бравада любого подростка, демонстрирующего своим сверстникам или взрослым, что ему все нипочем, “наплевать” на мнение окружающих, ‑ это лишь маска.

На самом деле и мальчики, и девочки очень озабочены тем, что о них думают окружающие и с обостренным вниманием следят, какое впечатление производят на сверстников и взрослых.

Подростки ‑ эмоционально чутки и наблюдательны, тонко подмечают все нюансы в отношении окружающих.

Если что‑то не так, если подростку кажется, что он не такой, как остальные сверстники, если они его за это дразнят, ‑ то это создает основу для формирования комплексов.

У некоторых подростков комплексы возникают из‑за того, что в этом очень трудном возрасте никто не говорит им ободряющих слов, которые могли бы придать им уверенности в себе.

Хотя стремление подростка к независимости вполне естественно, ‑ все же мнение родителей и других взрослых людей имеет для него очень большое значение.

И комплекс неполноценности, и комплекс превосходства передаются по наследству.

Д.Е.

Самое главное, что нужно подростку ‑ это моральная поддержка родителей.

В некоторых семьях родители никогда не говорят подростку сыну (дочери), добрых слов. Они все время упрекают, что он(а) ведет себя не так и все делает не так, как им хотелось бы, и толку из него (нее) не выйдет.

Один мой пациент рассказывал, что с детства слышал от родителей только резкие слова: “Другие дети ‑ как дети, а ты какой‑то недотепа!”, “Ты ничего не умеешь, у тебя руки не из того места растут!”, “Чего ты развесил сопли, другой на твоем месте умел бы дать сдачи”, “Как ты меня достал, убить тебя мало!” ‑ а бывали слова и похлеще. Он стеснялся приводить домой приятелей, боясь, что мать ляпнет при них какую‑то бестактность. Он завидовал своему приятелю, у которого дома все было совсем не так. У него действительно сформировалась уверенность, что он никчемный, неумный и ни к чему не способный.

Мальчики и девочки, которые слышат от родителей не слова ободрения, а одни грубые окрики и попреки, не могут правильно оценить себя и свои способности. У таких ребят вырабатывается низкая самооценка, а это основа многих комплексов.

У 15‑летнего Вити с детства были периоды подавленного настроения. Учителя замечали, что он выглядит постоянно подавленным, грустным. Если его расспрашивали, что случилось, чем он так огорчен, не обидел ли его кто из товарищей, он опускал голову и молчал или тихо отвечал: “Нет, все в порядке, ничего не случилось, просто настроение плохое”.

Видя грустного сына, мать Вити, вместо того, чтобы проявить ласку и участие, еще больше раздражалась и кричала на него: “Ну что ты опять нос повесил! Вечно ты всем недоволен, тебе не угодишь!” От ее криков и вечных упреков мальчик весь сжимался, втягивал голову в плечи, молчал, уходил в свою комнату и тихо плакал. У него не было друзей и ни одного близкого человека, которому он мог бы довериться.

Однажды он написал записку: “Я не могу так больше жить”, ‑ и попытался покончить с собой. Его спасли, но мне он потом говорил, что зря его спасли, ему не хочется жить, потому что он “моральный урод”, ничего у него не получается, как у других ребят, и ничего хорошего из него не получится. Витя не верит в себя, у него никого нет, он страшно одинок и несчастен.

Нам удалось преодолеть и его депрессию, и его комплекс неполноценности. На самом деле он, хотя и застенчивый, но добрый и отзывчивый мальчик. В больнице Витя подружился с другим подростком, потом они стали часто встречаться, Витя сам ездил к другу, так как не хотел, чтобы тот встречался с его матерью.

Этому возрасту и без того свойственная неуверенность в себе, даже если подросток прикрывает свою неуверенность напускной бравадой. А если при этом родители постоянно “долбят”, что он никчемный, ни к чему не способный, неполноценный, лентяй, бездельник, растяпа, ‑ то тинэйджеру трудно переломить такое отношение и повысить самооценку, хотя бы реально оценивать себя и свои способности. Он не ценит себя и приобретает уверенность, что на что‑то годен, хуже всех. У таких подростков формируется стойкий комплекс неполноценности, который потом переносится во взрослую жизнь.

Наши рекомендации