Мастурбация в подростковом возрасте

Статистика _____________________________

В подростковом и раннем юношеском возрасте мастурбация мас-сова. У мальчиков она быстро нарастает после 12 лет, достигая своего «пика» в 15-16 лет, когда сю занимаются 80-90%. Девоч­ки начинают мастурбировать позжеи делают этореже; тем не менее, поданным В. В. Данилова (1982), к 13,5 годам опыт мас­турбации имели 22%, к 15,5 годам — 37,4%, к 17,5 годам —50,2%, а к 18,5 — 65,8% опрошенных девушек.

Подростковая мастурбация служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причи­нами (переполнение семенных пузырьков, механическое раз­дражение гениталий и т. д.). Вместе с тем она стимулируется психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свои половые потенции, получить удовольствие и т. д. У многих мальчиков именно мастурбация вызывает первое се­мяизвержение, причем чем раньше созревает подросток, тем вероятнее, что он мастурбирует. Интенсивность и частота мас­турбации индивидуально варьирует, но у мужчин она значи-. тел I.но выше, чем у женщин.

Мнение ученых________ ___^_____________________

«Умеренная мастурбация в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является без­вредной» (Свядотц, 1974).

Подростковая и юношеская мастурбация — явление не столько физиологического, сколько психического порядка. Оргазм, достигаемый при мастурбации, неполноценен в том смысле, что ] шловое удовлетворение замыкается в нем на самого субъекта, он лишен коммуникативного начала, составляющего иажную сторону взрослой сексуальности. Мастурбация закреп­ляет л сознании подростка представление о сексе как о чем-то

В

Глава 12

Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов




Мастурбация в подростковом возрасте - student2.ru Мастурбация в подростковом возрасте - student2.ru Мастурбация в подростковом возрасте - student2.ru «грязном» и низменном, а возможность сексуального самоудов­летворения может тормозить вступлениеюноши в более слож­ные гетеросексуальные отношения. Мастурбация часто сопро-иождастся яркими эротическими образами и фантазиями, в ко­торых подросток может выбирать себе любых партнеров и < i и уации. Условнорефлекторноемакрепление этих фантастиче­ских образов иногда создает у юноши весьма нереалистический эталон, по сравнению с которым реальный сексуальный опыт, на первых порах почти всегда сопряженный с известными трудно­стями, может разочаровать его, толкая к продолжению мастур-бационной практики. Наконец, самое важное и распространен­ное: древние табу и представления о порочности и опасности мастурбации глубоко сидят в сознании подростка, оставляя у многнястаршеклассников чувство вины и страха перед послед­ствиями. Пытаясь бороться с этой «дурной привычкой* (самое мягкое выражение, употребляемое взрослыми), юноша обычно, как миллионы людей до него (он-то этого не знает), терпит пора­жение. Это вызывает у него сомнение в ценности собственной личности и особенно в своих волевых качествах, снижает само­уважение, побуждает воспринимать трудности и неудачи в уче­бе и общении как следствия своего «порока».

Применительно к подросткам и юношам тревожить дол­
жен не сам факт мастурбации (так как она массовая) и лаже не
ее количественная интенсивность (так как индивидуальная
«норма» связанас пол оной конституцией), а только те случаи,
когда мастурбанил становится навязчивой, вредновлияя на
самочувствие иповедение старшеклассника. Однако и в этих
случаях онанизм - не столько причина плохой социальной
адаптации, сколько ее симптом иследствие.
Психо л о го -педагоги чес кое консультирование—------------ —

Раньше, когда мастурбация считалась причиной необщительно­сти, замкнутости подростка, псе силы направляли на то, чтобы отучить его от этой прийычки,Результаты были, как правило, ничтожны и даже отрицательны. Сойчас пос гупают иначе. Вмес­то того чтобы втолковыватьподростку, как плохо быть онанис­том(нее это только увеличивает его тревогу), пытаютсятактич­но улучшить ого коммуникативные качества,помочь занятьл рн* емлемое положениев обществе сверттников, увлечь интересным к о л локти иным делом, спортом. Как показывает опыт, :>та иоаи-тинпая педагогикагораздо эффективнее.

Половые роли

Многое в поведении подростков и юношей зависит от того, как они представляют свою половую роль. Наряду с подлинными увлечениями во взаимоотношениях юношей и девушек много надуманного. Влюбленность, ухаживание, обмен записочками, первое ашдаиис, первый поцелуй важны не только и не столько сами i ю себе как ответ на собственную внутреннюю i ютребность старшеклассника, сколько как определенные социальные сим­волы, знаки повзресления. Как младший подросток нетерпели­во ждет появления вторичных половых признаков, так и юно­ша ждет, когда же он наконец

— Половая роль

— патгерны поведения, кото­рые считаются «мужскими» и «женскими» вданной куль­туре.

полюбит. Если это событие за­паздывает (а никаких возраст­ных норм здесь не существует), он нервничает, иногда старает­ся заменить подлинное увлече­ние придуманным и т. д.

Игровой характер подростковых ухаживаний очевиден. Но и для старшеклассников собственные переживания, восприни­маем i.ie в свете стереотипной половой роли, на первых порах иногда важнее, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнение сверстников собственного пола, подража­тельность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «по­бедами» и т. д. Влюбленности часто напоминают эпидемии: сто­ит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в со­седнем классе спокойно. Объекты увлечений также нередко вызы вают интерес многих, поскольку общение с популярной в классе девушкой (или юношей) существенно повышает соб-ственный статус у сверстников. Даже интимная близость не­редко бывает у юношей средством самоутверждения в глазах сверстников.

Наши рекомендации