Комплексная оценка состояния здоровья детей
Одной из важнейших задач, решаемых педиатром в своей практической деятельности, является оценка состояния здоровья детей, обуславливающая индивидуальные подходы к диспансерному наблюдению, проведению профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Здоровье ребенка определяется как возрастными возможностями растущего организма, так и влиянием на него целого комплекса факторов наследственно-биологического и социального риска. Педиатрия исследует состояние здоровья с клинических позиций установления диагноза здоровья, определения уровня здоровья каждого ребенка индивидуально. Особенно важным это является для практической деятельности врачей-педиатров амбулаторно-поликлинического звена. Удачной является градация уровня здоровья, предложенная С.М. Громбахом, с выделением пяти групп здоровья и четырех его критериев. В современном виде она представлена для детей в возрасте от 3-17 лет (приказ Минздрава России №621 от30.12.2003) При этом система комплексной оценки состояния здоровья также основывается на четырех базовых критериях:
Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:
§ наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
§ уровень функционального состояния основных систем организма;
§ степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
§ уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из "групп здоровья" дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
ð к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
ð ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее M-1сигма) или избыточной массой тела (масса более M+2сигма), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;
ð к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
ð к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
ð к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда. Распределение детей по группам здоровья схематично представлено в таблице 1.
Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение "здоров".
Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях, необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.
Все дети, независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно - врачом-педиатром.
Дети, отнесенные к III-V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей - отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.
Комплексную оценку состояния здоровья детей осуществляет врач педиатр на основании анализа всех перечисленных выше критериев, результатов собственного обследования, данных лабораторных и инструментальных методов исследования, а также заключений специалистов. При этом формируется полный клинический диагноз с указанием основного заболевания или функционального нарушения, его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний. В процессе наблюдения за ребёнком группа здоровья у него может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья.
Таким образом, данная оценка позволяет достаточно тонко дифференцировать состояние здоровья детей, уже сформировавших хроническую патологию, с выделением III, IV, V групп здоровья в зависимости от компенсаторных возможностей организма, варианта и стадии течения заболевания. В то же время отсутствует аналогичный подход к дифференциации II группы здоровья, наиболее представительной как в детском, так и подростковом возрасте, не определены методы комплексной оценки состояния здоровья детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) (В.А. Доскин, З.С. Макарова 2006). Многолетние научные исследования РМАПО доказали существенное негативное влияние нарушений в раннем онтогенезе неблагоприятных наследственно-биологических и социальных факторов на процессы физиологического созревания и интеграции основных функциональных систем в первые годы постнатального развития и формирование состояния здоровья, уровень нервно-психического развития детей раннего возраста. Перечисленные выше критерии дополнены еще двумя критериями, необходимыми для адекватной оценки состояния здоровья детей раннего возраста:
- наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе ребенка (биологический анамнез), семейном и социальном анамнезе;
-уровень нервно-психического развития ребенка и степень его гармоничности.
Данные критерии тесно коррелируют с уровнем состояния здоровья детей раннего возраста и являются определяющими для последующего развития.
Таблица 1