Медицинские страховые организации
Страховая медицинская организация (СМО) – юридическое лицо, осуществляющее медицинское страхование и имеющее на это соответствующую лицензию. В России, согласно действующему законодательству, основными задачами СМО являются организация и финансирование медицинской помощи застрахованным гражданам, осуществление контроля за объёмом, сроками и качеством медицинских и иных услуг, предоставляемых в соответствии с условиями договора медицинского страхования.
Крупнейшими страховыми медицинскими организациями на начало 2012 г. являлись «МАКС-М» (14% рынка), «РОСНО-МС» (12% рынка), «СОГАЗ-Мед» (9% рынка), «Росгосстрах-Медицина» (6% рынка) и «Ка- питал Медицинское страхование» (5% рынка ОМС). [3]
Существуют два типа МСК: акционерные и общественные компании. Акционерные компании принадлежат людям, имеющим акции (акционерам). Если в конце года компания имеет какой-то доход, он идёт акционерам, т.е. деньги поступают людям, которые могут и не быть застрахованными этой компанией. Во всех развитых странах акционерные страховые общества служат основой страховой системы. Акционерные компании могут быть закрытого типа (количество акций ограничено и они принадлежат незначительному числу лиц) и открытого типа (допускается выпуск дополнительного числа акций и продажа их другим лицам, что помогает собирать нужные средства). Общественные (общие) компании не принадлежат акционерам. Если в конце года компания имеет прибыль, она идёт владельцам полисов. В первом случае акционеры выбирают совет директоров, во втором – он выбирается голосованием владельцев по- лисов. Распорядителями собственности страховых организаций являются попечительские советы (советы директоров или акционеров), являющиеся посредниками между страховыми организациями и их клиентами и вы- ступающие гарантами выполнения обязательств.
Высшим органом АО является общее собрание акционеров, которое правомочно, если в нём участвуют акционеры, имеющие в соответствии с уставом больше 60% голосов. Решения об изменении устава, о прекращении деятельности общества, создании и ликвидации филиалов с правами юридического лица принимаются квалифицированным (3/4) большинством, а остальные – простым большинством голосов присутствующих.
Учредительными документами акционерного общества являются: за- явка на регистрацию, протокол учредительного собрания (кроме случаев, когда у общества один учредитель), устав общества. Заявка на регистрацию общества содержит: наименование общества, его местонахождение, цель создания и вид деятельности, ответственность акционеров, уставной капитал, наименование (имя), местонахождение (местожительство), гражданство учредителей и количество приобретаемых ими акций. Заявка, являющаяся формальным договором между учредителями, подписывается ими.
Устав акционерного общества должен содержать его основные характеристики: вид общества; предмет и цели его деятельности; состав учредителей; фирменное наименование и местонахождение; размер уставного капитала; сведения о категориях выпускаемых акций и других ценных бумаг, их номинальной стоимости, соотношений акций различных категорий; последствия неисполнения обязательств по выкупу акций; порядок распределения прибыли и возмещения убытков; структура и компетенция органов управления обществом и порядок принятия ими решений, в том числе перечень вопросов, которые решаются квалифицированным большинством голосов. Устав утверждается учредительным собранием акционерного общества.
Важное уставное требование к акционерным страховым обществам заключается в том, что страховая деятельность не может сочетаться ни с какой другой (кроме инвестирования средств в установленной форме).
Уставный фонд общества закрытого типа создаётся за счёт взносов учредителей, а общества открытого типа – путём обмена взносов на акции для учредителей и приглашённых ими к участию в обществе акционеров. Учредители и акционеры общества могут осуществлять свои взносы в виде: • денежных средств (в рублях и иностранной валюте); • различных видов имущества (здания, сооружения, оборудование и т.д.); • прав пользования землёй, водой и другими природными ресурса- ми, зданиями, сооружениями, оборудованием; • иных имущественных прав (в том числе на интеллектуальную собственность, «ноу-хау» и т.д.).
Лицензирование МС осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью. Для получения лицензии на МС страховая организация обращается в страховой надзор с заявлением установленной формы, в котором указывается наименование и адрес страховой организации, лицензируемые виды деятельности; территория, на которой будет проводиться страхование; наименование и адрес банка, в котором открыты счета страховой организации. К заявлению прилагаются: а) устав; б) копия свидетельства о регистрации; справка кредитного учреждения о размере оплаченного уставного фонда, наличии средств на счёте организации, в том числе запасных, резервных и других фондов; г) бизнес-план на 3 года по медицинскому страхованию, содержащий: прогноз развития страховых операций (с указанием количества полисов, суммы страховых взносов, суммы страховых выплат, размеров резервных и страховых фондов, предполагаемого размера прибыли, затрат на ведение страховой деятельности, максимальной страховой ответственности по определённому риску); расчёт страховых тарифов; е) план размещения страховых резервов; ж) баланс страховой организации на момент подачи документов на лицензирование; з) правила страхования с образцами форм договоров (полисов).
Управляет акционерной страховой компанией наблюдательный совет (совет директоров), осуществляющий надзор за деятельностью правления страхового общества. Избирается он на общем собрании акционеров (или учредителей) из их числа в составе 5 – 7 человек. Порядок работы наблюдательного совета определяется уставом страховой компании. При совете директоров может быть создана группа советников-консультантов – постоянно действующий совещательный орган при руководстве страховой компании из числа работающих и специалистов, привлечённых для решения наиболее важных вопросов в деятельности страховой компании. Правление (административный отдел) осуществляет текущую работу компании.
Структура МСК может варьироваться. Обычно в составе достаточно крупной МСК имеется отдел методологии и новых видов страхования, международный отдел (отдел внешних связей), отдел рекламы и маркетинга, группа стратегического планирования, коммерческий отдел, экспертный отдел и т.д. Если МСК занимается и добровольным, и обязательным медицинским страхованием, то в ней в отделе сбыта, как правило, имеются: 1) подразделение обязательного страхования, в задачи которого входит заключение договоров с предприятиями и лечебными учреждениями, учёт платежей, выплата страховых платежей, расчёты с лечебными учреждениями; 2) подразделение добровольного медицинского страхования, которое имеет аналогичные функции и дополнительно выявляет и предоставляет новые виды лечения, профилактики и реабилитации; 3) группа страхования лекарственной помощи.
Каждая МСК, чтобы обеспечить свою финансовую устойчивость, должна иметь фонды и резервы, а также перестраховывать свои риски. В МСК имеются основной счёт, средства запасного фонда, резерв взносов по уровню заболеваемости, касса, основные средства. Нередко часть средств, полученных от клиента, МСК пускает в оборот, и прибыль также идёт на оплату лечения клиентов, что существенно снижает размер страхового взноса. Тем самым реализуется принцип: здоровый платит за больного, а качественное медицинское обслуживание становится доступ- ным широким слоям населения. Если организация работает на основе вмененных издержек (простое воспроизводство), то она является некоммерческой и не может самостоятельно развиваться, ей нужны инвестиции из других источников.
В МСО создаётся резервный (страховой) фонд в размере, установленном учредительными документами, но не менее 15% от уставного22 фонда. Фонд создаётся путём ежегодных отчислений, величина которых не может быть менее 5% от чистой прибыли.
Финансовая структура МСО имеет следующий вид. К сумме взносов прибавляются доходы от коммерческой деятельности и вычитаются накладные расходы (например, комиссионные страховых агентов, расходы на ведение дела), налоги, страховые платежи. В результате остаётся страховой доход. Суммарный инвестиционный доход состоит из страхового дохода, остатков резервного и страхового фондов. Из сумм инвестиционных доходов вычитаются инвестиционные расходы и получается чистая инвестиционная прибыль.