Вопрос Социальное обслуживание граждан в Российской Федерации: понятия, принципы, система социального обслуживания.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В общей системе социального обеспечения и социальной защиты социальное обслуживание является относительно самостоятельным звеном. В последние время появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб.
Основные из них - федеральные законы: от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[5] и от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 442-ФЗ)[6]. В порядке реализации этих федеральных законов принят ряд подзаконных актов органами исполнительной власти Российской Федерации. Совокупность всех этих актов составляет правовую базу - законодательство о социальном обслуживании; оно включает, следовательно, как законы и подзаконные акты федерального уровня, так и законы, и подзаконные акты уровня субъектов Российской Федерации.
Социальное обслуживание граждан - это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга в свою очередь, - это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Основные принципы социального обслуживания граждан закреплены в Федеральном законе N 442-ФЗ:
1. равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2. адресность в предоставлении услуг;
3. приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
принцип конфеденциальности; добровольности;
Деятельность по социальному обслуживанию граждан осуществляется в соответствии с принципом адресности предоставления социальных услуг, так как направлена на оказание помощи определенной категории лиц, а именно:
· инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, нуждающимся в постороннем уходе;
· гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;
· детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним;
· гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
· иным лицам, нуждающимся в профессиональной, социальной, медицинской и психологической помощи[9].
Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме, т. е. в виде различных социальных выплат - пенсий и пособий. Социальное обслуживание является существенным дополнением к таким выплатам, но не может заменить их. В этом смысле оно является вспомогательным звеном в системе социального обеспечения. Без развитой системы денежных выплат, за счет которых удовлетворяются основные потребности человека - в пище, одежде, обычных платных услугах (за наем жилого помещения, пользование различными жилищно-коммунальными услугами и т.д.), такое обслуживание не может достичь своей цели - обеспечить достойную жизнь человека, содействовать его адаптации в обществе. В то же время социальное обслуживание, благодаря которому удовлетворяются специфические потребности старых и нетрудоспособных людей в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг, делает всю систему материального обеспечения в денежной форме более эффективной и рациональной[12].
Социальные услуги оказываются социальными службами бесплатно или за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:
1. гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, где они проживают;
2. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3. несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Государственные стандарты социального обслуживания утверждаются Правительством РФ.
Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.
При оказании социальных услуг на платной основе учреждения социального обслуживания должны заключать с гражданами или их законными представителями договоры, в которых определяются виды и объем услуг, их стоимость и форма оплаты. Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются на счет учреждений социального облуживания.
Социальное обслуживание основывается на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, профилактической направленности.
Адресность означает, что социальные услуги предоставляются не всем гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации, а лишь тем, которые наиболее в этом нуждаются (имеют доход ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, не способны к самообслуживанию в силу возраста или болезни, не имеют родственников и при наступлении других обстоятельств, установленных законом).
Доступность - реальная возможность гражданина, наделенного законом правом на определенный вид социального обслуживания, получить его, обратившись в организации социального обслуживания.
Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на добровольных началах, т.е. по волеизъявлению нуждающегося. Волеизъявление может выражаться в согласии на социальное обслуживание или отказе от него. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и недееспособных дают их законные представители. При временном отсутствии законного представителя решение о согласии принимают органы опеки и попечительства.
Гуманность. При оказании социальных услуг работники учреждений социального обслуживания должны уважительно и гуманно относиться к получателям услуг.
Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Приоритет оказания социальных услуг детям обусловлен социальной необходимостью защитить тех, кто не может этого сделать самостоятельно в силу возрастной недееспособности. Конфиденциальность социального обслуживания заключается в том, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут ответственность в порядке, установленном законодательством. Профилактическая направленность социального обслуживания состоит в предупреждении таких неблагоприятных общественных последствий, вызванных трудной жизненной ситуацией, как рост преступности, беспризорность, обнищание.