Ниже перечислены виды социальных услуг и дана их краткая характеристика.
· Социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
· социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
· социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием «телефона доверия»;
· социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
· социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
· социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
· услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
· срочные социальные услуги.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.2014 г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» конкретизированы вышеуказанные положения Закона о видах предоставления социальных услуг.
Виды социально-бытовых услуг населению:
· в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания: обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение питанием в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение за счет средств получателя социальных услуг книгами, журналами, газетами, настольными играми;
· в форме социального обслуживания на дому: покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов; помощь в приготовлении пищи; оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи; сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка; покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива, топка печей, обеспечение водой (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения); организация помощи в проведении ремонта жилых помещений; обеспечение кратковременного присмотра за детьми; уборка жилых помещений.
· Виды услуг во всех формах социального обслуживания: предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход; отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции; помощь в приеме пищи (кормление).
Основные виды социально-медицинских услуг во всех формах социального обслуживания:
· выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарственных препаратов и др.);
· оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий;
· систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;
· проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
· проведение занятий по адаптивной физической культуре;
· консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, выявление отклонений в состоянии их здоровья).
Основные виды социально-психологических услуги во всех формах социального обслуживания:
· социально-психологическое консультирование (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений);
· социально-психологический патронаж;
· оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия).
Виды социально-педагогических услуг гражданам во всех формах социального обслуживания:
· обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами;
· организация помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности;
· социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;
· формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
· организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия).
Виды социально-трудовых услуг во всех формах социального обслуживания:
· проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;
· оказание помощи в трудоустройстве;
· организация помощи в получении образования, в том числе профессионального, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями.
Виды социально-правовых услуг во всех формах социального обслуживания:
· оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг;
· оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно);
· оказание помощи в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг.
Основные виды социального обслуживания населения в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, во всех формах социального обслуживания:
· обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
· проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания; ГОСТ Р 53874-2010 «Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.09.2010 г. № 254-ст);
· обучение навыкам поведения в быту и общественных местах;
· оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.
К видам срочных социальных услуг относятся:
· обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
· обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
· содействие в получении временного жилого помещения;
· содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
· содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.
С 1 января 2015 г. действует ГОСТ Р 52143-2013 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 г. № 1180-ст), который распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению государственными, муниципальными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2 вопрос Социальная терапия и методы ее осуществления в социальной работе с семьей и детьми.
Социальная терапия («терапия» от (греч.) «забота, уход, лечение») - это систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений (по И.Г. Зайнышеву).
Терапия выполняет функции:
- лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками);
- социального развития (включение клиента в активную групповую деятельность, организация процесса «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье клиента);
- отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям).
Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как:
- метод «социального лечения»;
- метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией;
- как инструмент социального контроля;
- как средство коммуникации.
Задачи социальной терапии:
- исправление, корректировка поведения;
- предупреждение дисфункций;
- обеспечение нормального развития;
- самоутверждение личности.
Социальная терапия как процесс исправления установок и возврата объектов работы к социально-полезной активности начинается с составления плана действий. Планируются собственные действия, в том числе с использованием различных организаций и служб, и действия других людей из социального окружения объекта, которыми манипулирует специалист.
Основные методологические подходы при вмешательстве:
Гештальт-терапия. «Гештальт» в переводе с немецкого - «целое» или «форма». Подход основан на трех принципах:
1. Самое ценное - это непосредственный чувственный опыт.
2. Более всего действует настоящий, конкретный момент (здесь и сейчас).
3. Для адекватных действий человек должен осознать настоящий момент. Причиной проблем является недостаточное его осознание, и с людьми работают для расширения осознания.
Основные методики используются при индивидуальной работе с молодыми и зрелыми, психически здоровыми и эмоционально устойчивыми людьми, у которых причиной проблем является излишне стереотипированное поведение и восприятие из-за однообразного образа жизни либо кризисная ситуация, связанная с тяжелыми утратами. Для расширения осознания используют контакты с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке, новые, рискованные взаимодействия с внешним миром, в которые клиент погружается внезапно и вынужден к ним адаптироваться. Это снимает стереотипы, непригодные в новой ситуации, дает клиенту новые способы самовыражения и в конечном итоге самоподдержку. Практики, использующие этот подход, не интересуются причинами отклонений или проблем и не создают анамнезов. Для них важно только почему клиент не умеет использовать возможности, предоставляемые окружающей средой. Их цель изменить клиента так, чтобы он мог сам себя поддерживать и отвечать за себя. В пределах подхода имеются также методики работы с небольшими терапевтическими группами. В частности. В Санкт-Петербурге разработан метод социальной реабилитации подростков - аутистов в форме лодочных походов в смешанных группах (аутисты + глухонемые подростки, аутисты + подростки с девиантным поведением).
3). Лечение обстановкой. Мягкий, щадящий подход с использованием непрямых мероприятий. Применяется для стариков, пожилых супружеских пар, детей, подростков, детских малых социальных групп. Человек или малая социальная группа помещаются в особым образом организованное окружение (база отдыха, временный стационар), где предварительно налаженный быт используется для привития новых навыков, привычек, стереотипов. Обязательный компонент окружения - наличие ранее сложившегося коллектива, с которым новоприбывшим членам приходится взаимодействовать. Таким образом, происходит дополнительная социализация через жизненный опыт. Определенное время, в течение которого бытующие нормы и правила для новичков смягчены, дается на их привыкание. С социальной терапией сочетают, как правило, оздоровительную и трудовую терапию, клинические занятия с психологом, лечебную физкультуру.
5). Развитие навыков общения.Популярный методологический подход, основанный на создании навыков взаимодействий в различных игровых ситуациях. Используется в Т-группах при работе с людьми, страдающими хроническими психическими заболеваниями или расстройствами, умственно отсталыми людьми, социально запущенными детьми, алкоголиками, людьми в депрессивном состоянии, проблемными семьями.
На его основе развиты, пять методологических направлений:
1. Игротерапия. Используются командные соревновательные игры: эстафеты, спортивные игры, игры на местности и др. Группа разбивается на команды, из которых побеждает та, где лучше организованы взаимодействия.
2. Драмотерапия.Свободное импровизационное разыгрывание драм - многоактных сценариев, где каждый следующий акт - одно занятие. Размер группы ограничивается жанром и сюжетом, группы небольшие (до 10 чел.), фиксируется только распределение ролей, а развитие сюжета и тексты - свободная импровизация коллектива по ситуации. Полезно менять сценарии и амплуа актеров, чтобы каждый испытал себя в разных социальных ролях и этим расширил свой ролевой диапазон.
3. Моделирование ситуаций. Разыгрывание коротких сцен по заданной ситуации. Специалист может играть одну из ролей.
4. Совместная режиссура в группе.Осуществляется постановка какого-либо зрелища (концерта, спектакля) таким образом, что режиссером будет сам коллектив и все желающие из состава зрителей. Главное в работе - репетиции, где любой желающий вправе предложить свой вариант того или иного действия, либо внести иные исправления. Эти изменения сразу же проигрываются, и группа оценивает, вносить их или нет. Специалист поощряет заинтересованность каждого участника в просмотре или проигрывании своего видения какой-либо сцены, номера или всего мероприятия и стимулирует доброжелательное обсуждение каждого варианта. Поощрение заключается в том, что он просит каждого участника высказать свое мнение, к любому мнению относится доброжелательно, и любой предложенный вариант сначала проигрывается и только затем обсуждается. Чем больше репетиций, тем выше интерес участников и эффективность метода. В процессе репетиций количество добровольных режиссеров возрастает, и к генеральной репетиции ими должны стать практически все участники мероприятия. Роль специалиста состоит также в организации репетиций и упорядочении их течения.
5. Развитие социального поля. Метод используется для создания у участников Т-группы чувства локтя, взаимной приязни и поддержки. Основан на установлении невербальных контактов, которые создают ощущение единства группы. Чем больше участников, тем более выражен эффект социального поля. Он позволяет большому количеству людей производить скоординированные действия единовременно, без каких-либо сигналов со стороны организаторов. Поощряется участие максимального количества людей в группе. Последовательность мероприятий программы занятий рассчитана на постепенное формирование поля и проявление его эффектов. На начальных этапах используются игры. Устанавливающие невербальные контакты, затем игры, позволяющие тренировать с нарастающей интенсивностью скоординированные действия участников. На заключительном этапе демонстрируются такие эффекты поля как сообщение желаний, намерений, настроения.
6). Когнитивная терапия.Имеет психотерапевтическое происхождение. Основное теоретическое положение - люди осознают действительность через восприятие, «не вещи расстраивают человека, а восприятие этих вещей» (Эпиктет). Используется при индивидуальной работе со взрослыми — стариками, психически больными людьми, при депрессиях, при депрессиях, при решении межличностных проблем (расхождений), при лечении алкоголизма. В практической работе часто применяется для снятия тревожности у пожилых людей. Может быть заключен условный или безусловный договор между специалистом индивидом. Клиенту на несколько недель или месяцев выдается специальный дневник для описания его мыслей и мнений в угрожающей ему ситуации. Когда записей накапливается достаточно много, специалист вместе с клиентом начинают их разбирать. Клиента, таким образом, обучают выявлять скрытые мысли или реплики к самому себе, связанные с аномальными эмоциями или поведением. Путем совместных разборов клиент обучается выделять нерациональные, необоснованные элементы в своих размышлениях, приводящие к необоснованным мнениям, выводам, ставить их под сомнение, подвергать внутреннему обсуждению и заменять рациональными представлениями. По сути это - развитие логического мышления и замена неадекватных стереотипов мотивированным поведением, что представляет собой длительный процесс и предполагает достаточно развитый интеллект у клиента.
Билет