Купание того, кто обмыл тело умершего человека.
По мнению многих ученых, купание желательно для того, кто обмыл труп.
Об этом сообщается в хадисе Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто обмыл тело умершего, пусть искупается, а тот, кто переносил его, пусть совершит омовение». Этот хадис передали Ахмад 2/280, Абу Дауд 3161, Ибн Маджах 1463, аль-Байхакъи 1/303 и другие, однако, некоторые имамы критиковали этот хадис. [Шейх аль-Альбани сказал: «Этот хадис является достоверным, некоторые пути передач которого являются достоверными, а некоторые хорошие, как я сказал об этом в “Ирваъ” аль-Галиль» 144. Сильным его назвали Ибн аль-Каййим, Ибн аль-Каттан, Ибн Хазм и др». «Тамамуль-минна» 1/112. См. также «Сахих Сунан Абу Дауд» 2707, «Сахих аль-джами’» 6402].
‘Aли ибн аль-Мадани, Ахмад, Ибн аль-Мунзир, ар-Рафи’ий и другие сказали:
«В этом разделе ученые хадисов не привели достоверного хадиса».
Но Хафиз ибн Хаджар сказал об этом хадисе: «Ат-Тирмизи назвал его хорошим, а Ибн Хиббан назвал его достоверным».
И из-за его многочисленных цепей вероятнее всего, что это хороший хадис.
Ан-Навави опроверг то, что сказал ат-Тирмизи.
Аз-Захаби сказал: «Цепи этого хадиса сильнее, чем некоторые хадисы, которые богословы приводят в качестве доказательства».
Веление (купаться) в хадисе означает его желательность, как передается об этом в хадисе от
‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Мы обмывали умерших, после чего некоторые из нас купались, а другие не делали этого». Этот хадис передал Аль-Хатиб с достоверной цепью рассказчиков. [Также этот хадис передал ад-Даракъутни в «Сунан» 191, а Хафиз Ибн Хаджар назвал его иснад достоверным].
Когда Асма бинт ‘Умайш обмыла тело своего умершего мужа Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, она вышла и спросила тех, кто пришел из мухаджиров, и сказала: «Сегодня очень холодно и (в добавок) я соблюдаю пост. Должна ли я искупаться?» Они сказали: «Нет». Этот хадис передал Maлик 1/222-223.
[Примечание не из книги]:
От Абу Хурейры, да будет им доволен Всевышний Аллах, который сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто омывал умершего, пусть совершит полное омовение, а тот, кто нес умершего, пусть совершит вуду’” (хадис привели Ахмад и Ат-Тирмизи, последний оценил его как хороший (хасан); Ахмад сказал: “В этой области нет ни одного достоверного хадиса”).
Степень достоверности хадиса:
Большинство имамов склонялось к тому, что этот хадис – маукъуф [хадис маукъуф – так называют хадис, в тексте, которого приводятся слова одного из сподвижников или сообщается о его поступках и т.п., то есть цепочка передатчиков не доходит до самого Пророка, мир ему. Среди хадисов маукъуф, как и среди хадисов марфу’, о которых рассказывалось ранее, могут быть такие, что имеют непрерывный иснад (иснад муттасиль) и носят название маукъуф аль-маусуль, а могут быть такие, что имеют иснады, не являющиеся непрерывными (иснад мункати’) и называются маукъуф гъайру-ль-маусуль. При этом иснады хадисов мауъкуф могут быть как достоверными, так и недостоверными, а сами хадисы маукъуф - достоверными, хорошими или слабыми.]; его следует признать хорошим (хасан) в связи с тем, что он имеет много путей передачи. Аль-Байхакъи сказал: “Верным является то, что он - маукъуф”. Аль-Бухари высказал такое же мнение, сказав: “Скорее всего, он является хадисом маукъуф. Этот хадис до слов “пусть совершит полное омовение” приводится в сборнике достоверных хадисов Ибн Маджи (№ 1195), в “Аль-Мишкат” (№ 541).
Выводы из хадиса:
1. Ученые фикъха говорят, что в данном хадисе речь идет о тех, кто поворачивал и касался покойного хотя бы даже один раз, а не о тех, кто лил воду и совершал подобные этому действия, и не о тех, кто совершал для покойного тайаммум.
2. Этот хадис вступает в противоречие с хадисом, который Аль-Байхакъи привел от ибн Аббаса, сообщившего, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Вы не обязаны омываться (совершать гусль) после того, как омыли вашего умершего, ведь ваши покойные умирают чистыми и не являются скверной, посему вам достаточно лишь вымыть руки”. Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал, что это хороший хадис.
При сопоставлении смыслов обоих хадисов становится ясным, что повеление в хадисе Абу-Хурейры носит рекомендательный, побуждающий характер (мандуб). Вывод, сделанный в результате сопоставления двух хадисов подтверждается хадисом, переданным имамом Ахмадом от ибн Умара, да будет доволен им Аллах, в котором он сказал: “Мы обмывали умерших, и некоторые из нас совершали полное омовение (после этого), а некоторые - нет” (Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал, что иснад этого хадиса достоверный). Этот хадис наилучшим образом раскрывает смысл двух предыдущих хадисов. Объяснение этого хадиса было изложено нами выше.
Что же касается малого омовения, то Амир Аль-Сан’ани сказал: “Я не слышал, чтобы кто-либо из ученых говорил в пользу необходимости совершения малого омовения тем, кто нес умершего”. Слово “вуду’” в хадисе “… кто нес (умершего), пусть совершит вуду’” толкуют лишь как мытье рук. Таким образом, мытье рук становится желательным (мандуб) для человека, который нес умершего. Это соответствует правилам гигиены, к соблюдению которых Ислам всегда призывает. Кроме того, на желательность мытья рук после прикосновения к умершему указывает вышеупомянутый хадис от ибн Аббаса (“…вам достаточно лишь вымыть руки”).
Как правило, любое слово или выражение, встречающееся в шариатских текстах понимается в том значении, которое принято для него в Шариате [вообще же, существуют три вида понимания: шариатское, языковое и традиционное.]. Например, слово “вуду’ ”, которое упомянуто в хадисе “… кто нес (умершего), пусть совершит вуду’”, известно в Шариате как ритуальное омовение, включающее, как уже упоминалось в главе “О малом омовении”, мытье четырех частей тела определенным образом. Однако в данном хадисе под словом “вуду’” мы подразумеваем не то, что подразумевается под этим словом в Шариате, исходя из следующих соображений:
Во-первых, никто из ученых не толковал слово “вуду’” в данном хадисе с позиции его значения в шариате.
Во-вторых, слабость иснада этого хадиса не позволяет принять его как основу при вынесении суждения по данному вопросу. Ахмад и Мадини сказали: “В этой области нет достоверного хадиса”. Аз-Захаби сказал: “Я не знаю твердого хадиса по данному вопросу”.
В-третьих, ранее приведенный нами хадис Ибн Аббаса объясняет смысл слова “вуду’” в данном случае как мытье рук.
[Конец примечания].
4. Купание при облачении в ихрам.
[Ихрам - белая одежда, которую надевают паломники для совершения Хаджжа или 'Умры].
Согласно мнению большинства ученых, искупаться желательно также и тому, кто надевает ихрам для совершения Хаджжа или ‘Умры.
Об этом говорится в хадисе Зайда ибн Сабита, да будет доволен им Аллах, который рассказывал, что он видел как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обнажился и искупался (для надевания ихрама). Этот хадис передали ад-Дара Кутни, аль-Байхаки и ат-Тирмизи 830, который назвал его хорошим. Аль-‘Укайли считает, что этот хадис является слабым. [Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис». См. «Сунан ат-Тирмизи» 830].