Остатки после хищных животных, птиц, насекомых и подобных им.
Разногласят ученые в этом вопросе, некоторые из них пришли к мнению, что остатки после них являются чистыми, так как все в основе чистое, а также опираясь на хадис, в котором пророка спросили: «Можно ли совершать омовение водой, оставшейся после ослов? На что он ответил: Да, и тем, что оставили хищные животные».Но этот хадис недостоверный, также привел ан-Навави хадис от Умара, в цепочке которого слабость, но сказал ан-Навави в «аль-Маджму» (1/174): «У этой слабой цепочки есть другие свидетельствующие этому хадису версии, усиливающие его».
Другие же пришли к мнению, что их остатки являются наджасом, опираясь на хадис, в котором пророка спросили о воде пруда, к которому приходили хищные звери и животные, на что он ответил: «Если вода достигает два кувшина (200 – 250 литров), то ее не постигает наджас» Достоверный, передает Абу Дауд 63.
Эти ученые сказали: «Явный текст указывает на наджас остатков после хищных зверей, потому что если бы это было не так, то нет смысла в этом условии (условие двух кувшинов) [К этому мнению пришел шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Тамам аль-Минна фи ат-Та`лик аля фикх ас-Сунна», а к первому мнению пришла «Постоянная комиссия» под главенством шейха Ибн База, да смилуется над ним Аллах, см. Фатава аль-Ляджна 5/416, фатва № 8052].
Но в этом мнении нужно разобраться подробнее, сказал аль-Хаттаби, да смилуется над ним Аллах: «(В этом хадисе) может быть то, что эти звери испражнялись в эту воду, так как это их природа, и поменьшей мере их органы были в этих испражнениях, а в слово «звери» входит и собака, а ее остатки являются наджасом, как это разъясняет нам сунна». Маалим ас-Сунан лиль-Хаттаби 1/52 – комментрарий к «Сунан Аби Дауд».
Сказал ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах: «И выбрали то мнение, что их остатки чистые, аль-Хасан, Ата, аз-Зухри, Йахья аль-Ансари, Букайр ибн аль-Ашадж, Рубайа, Абу аз-Зинад, Малик, аш-Шафии и ибн Мунзир» Аль-Мугни 1/48.
В достоверном хадисе сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар рассказывал, что однажды Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили, можно ли пользоваться водой в пустыне, у которой собираются хищные звери и другие животные. Он сказал: «Если воды достаточно, чтобы наполнить два кувшина, то ее невозможно осквернить».Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и многие другие знатоки хадисов. В нем говорится, что вода остается чистой, даже несмотря на то, что в нее попадает слюна диких зверей.
Из этого следует, что слюна диких зверей является нечистой. Этого мнения придерживалось большинство богословов ханбалитского толка. Однако Ибн Кудама, аш-Шаукани и некоторые другие богословы считали, что слюна диких зверей является чистой. При этом они опирались на хадис, в котором сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар рассказывал: «В одном из походов Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вместе со своими сподвижниками проходил мимо колодца, возле которого сидел человек. ‘Умар спросил этого человека: “Из твоего колодца этой ночью пили дикие звери?”Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Послушай, хозяин колодца! Не сообщай это человеку, который хочет обременить себя. Зверям досталось то, что они унесли в своих желудках, а нам осталась вода, пригодная для питья и очищения”». Этот хадис передали ад-Даракутни и другие богословы, однако в нем не содержится убедительных доказательств того, что слюна диких зверей является чистой. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 1, стр. 395-397.
[Конец примечания].
Остаток воды, оставленный кошками.
Такая вода также считается чистой. Доказательством этому является хадис от Кабши бинт Ка’б, которая была на попечении Абу Катады. Она рассказывала:
«Как-то Абу Катада вошел ко мне, и я налила ему немного воды и вдруг подошла кошка и стала пить а он наклонил сосуд, пока она не закончила пить. Кабша сказала: «Он заметил, что я наблюдаю за ним и сказал: «Ты удивлена, племянница»? Я сказала: «Да». Он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, однажды сказал: “Они (кошки) являются чистыми и они из тех, кто всегда окружает вас”».Этот хадис передали «пятеро», а ат-Тирмизи сказал: «Хороший и достоверный хадис». [Этот хадис передали Абу Дауд 75, ат-Тирмизи 92, ан-Насаи 1/55, Ибн Маджах 367. Шейх аль-Албани сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 68]. Достоверность этого хадиса подтвердили также аль-Бухари и другие.