Современные модели зарубежной арт-терапии
В настоящее время в лечебно-реабилитационной практике психиатрии и психотерапии в разных странах мира используются разные модели арт-терапии. Они складывались постепенно, вместе с развитием методов лечения психических расстройств и структурными изменениями системы психиатрического обслуживания. Определенное влияние на формирование моделей арт-терапии оказала культурная среда и система общественных отношений.
Исторически формирующиеся модели арт-терапии психических расстройств тесно связаны с разными профессиональными группами, стоявшими у истоков развития западной арт-терапии в целом и продолжающими оказывать влияние на ее развитие на современном этапе. Для ряда западных стран, прежде всего, США и Великобритании, характерен значительный вклад представителей художественного сообщества в развитие первых форм арт-терапии в психиатрической среде начиная с середины ХХ века. Значительное число пионеров арт-терапии в этих странах являлись художниками или арт-педагогами (Эдит Крамер, Адриан Хилл, Эдвард Адамсон, Сьюзан Бах и другие). Развиваемые ими модели арт-терапии, по сути, являются результатом влияния следующих основных теоретико-методологических подходов:
· инновационная художественная педагогика с более свободным, чем это характерно для классического художественного образования, подходом к художественному образованию,
· креативистские концепции художественно-творческой деятельности, рассматривающие изобразительную деятельность как акт свободного самовыражения самоактуализирующейся личности,
· концепции целостного воспитательно-образовательного воздействия на личность больного посредством искусства.
На развитие первых форм арт-терапии также оказали определенное влияние представители психодинамического подхода – психоаналитики и врачи-психиатры, включавшие в процесс психотерапевтического взаимодействия с пациентами изобразительные средства (К.Г. Юнга, М. Наумбург, И. Чампернон). В отличие от художников и арт-педагогов, они строили свою работу, опираясь на теоретико-методологический аппарат аналитической психологии, теории объектных отношений, а в последующем также на теоретические разработки в области групповой динамической психотерапии В. Биона, С. Фолькиса, динамической психиатрии Г. Амона.
По сути, эти два «крыла» арт-терапии продолжают оставаться основой ее применения при разных психических расстройствах за рубежом. При этом первое из них превалирует в сфере «большой» психиатрии, а второе – «малой» психиатрии, дополняясь новыми, активно развивающимися в последние два десятилетия моделями социально-ориентированной арт-терапии (нарративная и феминистская модели арт-терапии, мультикультурный подход и другие). Имеется определенная связь между теоретико-методологической основой работы зарубежных специалистов и практикуемыми ими организационными формами арт-терапии. Так, креативистское и художественно-образовательное направление реализуются в основном в форме студийной (групповой) арт-терапии, тяготеющей к терапии занятостью, в то время как динамически-ориентированные модели нередко используются в интерактивных арт-терапевтических группах, а также индивидуальной арт-терапии (арт-психотерапии).
В последние годы, под влиянием ряда внешних факторов отмечается также определенное сближение художественно-образовательных и динамически-ориентированных моделей. Так, сокращение сроков стационарного лечения в 1980-1990-е гг. стимулировало развитие арт-терапии в виде короткого курса. При этом некоторые арт-терапевты для того, чтобы интенсифицировать процесс лечения, шли по пути объединения студийного подхода с элементами динамического и стали опираться на разработки в области краткосрочной групповой вербальной психотерапии (Allen P., 1995).
K. Killick (1996) также пишет об эффективности подобной комбинации. В ее случае это было связано с сочетанием свободных посещений пациентами студии с индивидуальными, динамически-ориентированными занятиями. В те же годы некоторыми специалистами были сделаны попытки использовать сочетание студийного и динамического подходов на разных этапах лечебно-реабилитационного процесса, в том числе, с пациентами с острыми психическими расстройствами (Луззатто П., 2001, McClelland S., 1992, Filip C., 1994).
P. Allen (1983) описала вариант краткосрочной групповой арт-терапии в условиях непродолжительного курса стационарного лечения. Особенностью работы данного специалиста являлось включение в открытую группу пациентов с разными психическими расстройствами и потребностями: некоторые пациенты приходили на занятия лишь для того, чтобы наблюдать за другими или общаться; другие же более активно участвовали в художественной практике.
Аналогичный подход использовала П. Луззатто (2001). Работая в условиях «острого» психиатрического отделения и осознавая невозможность регулярных посещений пациентами арт-терапевтических занятий, она использовала разные тактики «сопровождения» пациентов, в зависимости от их индивидуальных особенностей.
Благодаря развитию в 1980-1990-е гг. в некоторых странах профессиональной арт-терапии и ее внедрению в медицину, арт-терапевты получили возможность систематической работы в психиатрических учреждениях. Это стимулировало эмпирические исследования, стандартизацию подходов к практической работе и решение организационных задач, связанных с взаимодействием арт-терапевтов с другими специалистами. При этом стали все больше осознаваться трудности использования сложившихся ранее моделей зарубежной арт-терапии в условиях современной системы психиатрического обслуживания.
Так, касаясь проблемы интеграции арт-терапии в сложившуюся систему лечения и реабилитации психически больных, F. Moloy (1984) отмечает, что в лечебно-реабилитационной практике в психиатрии все большее внимание обращается на социализацию (ресоциализацию) больных, применение дифференцированной системы лечебных и режимных воздействий. При этом арт-терапия продолжает апеллировать к внутреннему миру больного и ничем не ограниченной свободе самовыражения, отдавая предпочтение недирективному подходу в условиях студии.
R. Perkins and P. Dilks (1992) указывают на неудовлетворенность многих зарубежных арт-терапевтов работой с хронически больными пациентами в атмосфере методологических и режимных ограничений, свойственных психиатрическим больницам. Получив подготовку в области психоанализа и имея недостаточную клиническую подготовку, такие специалисты ориентированы на более динамичную работу с пациентами, игнорируя при этом ограничения, вытекающие из природы психических заболеваний.
Более активное применение динамически-ориентированных моделей арт-терапии в клинике пограничных психических расстройств в последние годы является одним из факторов дальнейшей дифференциации ее форм и методов, а также активизирующихся дискуссий относительно преимуществ разных стилей проведения индивидуальной и групповой арт-терапии у пациентов с невротическими расстройствами и аддикциями.
Так, работающие с пациентами с пограничными психическими расстройствами британские арт-терапевты (McNeilly G., 1983, 1987, 1990; Waller D., 1993) более активно используют центрированный на группе подход. В противоположность им, многие американские специалисты используют центрированную на ведущем модель групповой арт-психотерапии (Wadeson H., 1980; Landgarten H., 1981, Rhyne J., 1996, 2001). Большинство американских арт-терапевтов в своей работе ориентируются на решение конкретных терапевтических задач за сравнительно короткие сроки, более четко определяют мишени для терапевтического воздействия, проявляют директивность и иногда применяют техники когнитивной, поведенческой психотерапии и гештальт-терапии.
В интересах повышения эффективности лечебно-реабилитационного использования арт-терапии в условиях современной отечественной системы психиатрического обслуживания нами была разработана авторская модель системной клинической арт-терапии (САТ). Она имеет ряд существенных отличий от используемых за рубежом моделей арт-терапии, с одной стороны, и некоторые принципиальные отличия от отечественных аналогов, с другой стороны.
Некоторые принципиальные отличия САТ от наиболее распространенных моделей зарубежной групповой арт-терапии приводится в табл.
Таблица 1
Сопоставление САТ с наиболее распространенными системами зарубежной групповой арт-терапии
САТ | Студийная арт-терапевтическая группа, основанная на креативистистской и художественно-образовательной моделях | Динамическая (групп-аналитическая) арт-терапевтическая группа (McNeilly G., Waller D.) | Тематическая поведенчески-ориентированная арт-терапевтическая группа (Liebmann M., Thornton R., Wadeson H.) |
Транстеоретический подход | Креативистический (гуманистический), психодинамический или холистический подход | Психодинамический (групп-аналитический или интерперсональный) подход | Игровой, гештальт-терапевтическаий, или поведенческий подход |
Используются в основном изобразительные средства, допускается применение иных средств творческого самовыражения в критические моменты процесса | Используются исключительно изобразительные средства | Используются исключительно изобразительные средства | Используются исключительно изобразительные средства |
Фокусировка на индивидуальных или групповых мишенях, связанных с этапами лечебно-реабилитационного процесса, уровнями и стадиями терапевтических изменений, групповой динамикой и нозологией | Фокусировка на индивидуальных или групповых мишенях отсутствует, раскрытие и проработки проблемных аспектов опыта клиента происходит спонтанно в процессе творчества | Фокусировка на индивидуальных или групповых мишенях, связанных с содержанием терапии, стадией и уровнем терапевтических изменений и групповой динамикой | Фокусировка на индивидуальных или групповых мишенях, связанных преимущественно с содержанием терапии |
Работа имеет процессуально-ориентированный характер, синхронизирована с этапами лечебно-реабилитационного процесса в целом | Работа не имеет процессуально-ориентированного характера | Работа имеет процессуально-ориентированный характер, но не синхронизирована с этапами лечебно-реабилитационного процесса | Работа имеет частично процессуально-ориентированный характер, синхронизация с этапами лечебно-реабилитационного процесса незначительна или отсутствует |
Применяются техники из арсенала разных направлений психотерапии, в том числе, психодинамического, поведенческого и иных подходов | Какие-либо психотерапевтические техники, как правило, не применяются | Применяются техники, характерные для определенного подхода к групповой психодинамической психотерапии | Иногда применяются психотерапевтические техники, характерные для игровой и игровой семейной психотерапии, гештальт-терапии, поведенческого и иных подходов |
Директивность ведущего сравнительно высока, но зависит от контингента больных, стадии и уровня терапевтических изменений и групповой динамики | Ведущий недирективен | Ведущий преимущественно недирективен | Директивность ведущего, Как правило, высокая |
Сроки терапии преимущественно короткие; возможно применение в виде курсов средней или большой продолжительности | Сроки терапии преимущественно длительные | Сроки терапии преимущественно средние или длительные | Сроки терапии преимущественно короткие |
Групповые дискуссии и вербальная обратная связь играют важную роль | Групповые дискуссии и вербальная обратная связь представлены в минимальной степени | Групповые дискуссии и вербальная обратная связь играют важную роль | Групповые дискуссии и вербальная обратная связь играют важную роль |
Синергия с лекарственной терапией и иными терапевтическими воздействиями | Синергия с лекарственной терапией и иными терапевтическими воздействиями отсутствует или минимальна | Синергия с лекарственной терапией и иными терапевтическими воздействиями отсутствует или минимальна | Синергия с лекарственной терапией и иными терапевтическими воздействиями незначительна |
Ведущий должен иметь достаточную не только арт-терапевтическую подготовку, но и подготовку в области клинической психиатрии и психотерапии, в том числе, групповой психотерапии | Ведущий обычно имеет достаточную художественную и арт-терапевтическую подготовку; подготовка в области клинической психиатрии и психотерапии, как правило, минимальна или отсутствует | Ведущий обычно имеет достаточную арт-терапевтическую подготовку, а также подготовку в области групповой психодинамической психотерапии; подготовка в области клинической психиатрии, как правило, минимальна или отсутствует | Ведущий обычно имеет достаточную арт-терапевтическую подготовку, возможна дополнительная подготовка по психотерапии; подготовка в области клинической психиатрии, как правило, минимальна или отсутствует |
Целенаправленно активизируются различные процессы терапевтических изменений | Процессы терапевтических изменений проявляются спонтанно или при незначительном стимулирующем воздействии со стороны ведущего | Процессы терапевтических изменений проявляются как спонтанно, так и при определенном стимулирующем воздействии со стороны ведущего | Процессы терапевтических изменений проявляются как спонтанно, так и при определенном стимулирующем воздействии со стороны ведущего |
Может применяться в лечебно-реабилитационной области психиатрии, с пациентами с различными психическими расстройствами, включая эндогенные и экзогенные расстройства, невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, расстройства зрелой личности, аддикции | Применяется в лечебно-реабилитационной области психиатрии, преимущественно с пациентами с острыми и хроническими психическими расстройствами, в том числе, с выраженным дефектом | Применяется в лечебно-реабилитационной области психиатрии, преимущественно с пациентами с невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами, расстройствами зрелой личности, аффективными расстройствами, аддикциями | Может применяться в лечебно-реабилитационной области психиатрии, с пациентами с различными психическими расстройствами |