Стадии психологического консультирования
Психологическое консультирование — это процесс, имеющий ряд стадий. Стадийность консультативного процесса четко прослеживается в основном методе психологического консультирования — интервью.
Следует заметить, что термин интервью (от англ. interview — беседа, встреча) в психологии трактуется неоднозначно. В общем смысле интервью — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.
Различают 2 вида интервью: свободное (не регламентированное темой и формой беседы) и стандартизованное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами). Можно также выделить ряд ситуаций, в которые попадает интервьюер, в зависимости от меры осознания респондентом (опрашиваемым) его действий:
а) респондент знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;
б) респонденту недостает информации о причинах своего действия;
в) интервьюер ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она таковой не кажется.
Та или иная ситуация определяет применение разных методов интервью. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента и интервьюера в процессе поиска необходимой информации. Примерами таких методов являются интервью диагностическое (управляемое и неуправляемое) и интервью клиническое. Под первым понимается получение информации о свойствах личности на ранних этапах психотерапии, под вторым — терапевтическая беседа при оказании психологической помощи (Психология. Словарь, 1990. С. 145—146).
Ясно, что в нашем случае речь идет о процессе, близком клиническому интервью. Однако сам термин интервью является более узким и специфичным, нежели обсуждаемая нами тема, поэтому в дальнейшем мы будем говорить не об этапах интервью, а о стадиях процесса психологического консультирования.
В литературе обычно приводится “пятишаговая” поэтапная модель процесса консультативного интервью:
1 этап — это установление контакта и ориентирование клиента на работу;
2 — сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, “в чем проблема”;
3 — осознание желаемого результата, ответ на вопрос: “Чего Вы хотите добиться?”;
4 — выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как: “Что еще мы можем сделать по этому поводу?”;
5 этап интервью — это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.
В известной работе Ролло Мэя “Искусство психологического консультирования”(М., 1994) процесс консультирования не так четко структурирован, но тем не менее его стадийность достаточно улавливаема.
Р.Мэй пишет: “Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается главная часть встречи — исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность “выговориться”... Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение и “выложил все карты на стол”, наступает стадия толкования” (там же. С. 79).
Следующую главу книги Р.Мэй начинает со слов: “Рассмотрим последнюю фазу консультирования — трансформацию личности, что является завершением и целью всего процесса” (там же. С. 92). Если теперь несколько структурировать за автора, сказанное им в этих небольших отрывках, мы получим четыре стадии консультативного процесса:
1) установление контакта с клиентом (раппорт);
2) исповедь;
3) толкование;
4) трансформация личности.
Сходного по содержанию описания стадий консультирования придерживается и Г.Хэмбли:
“Первая цель любого консультирования — это установление отношений доверия. Его можно описать как возникновение раппорта или взаимного чувства близости... После того, как установлен раппорт путем хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования является исследование... Установив отношения доверия ... и дав абоненту возможность проанализировать свои чувства и прояснить проблему, рассмотрев реальность и обсудив возможные подходы ... на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия” (Хэмбли, 1992. С. 14—22).
Структурировав текст Г.Хэмбли, получаем следующие стадии:
1) установление отношений доверия (возникновение раппорта, чувства близости путем выслушивания и рефлексии);
2) исследование (анализ чувств и прояснение проблемы);
3) решение о соответствующем действии (вывод).
Не умножая далее число примеров описания стадий консультативного процесса, представим названные подходы в единой таблице 6.
Таблица 6
Г. Хэмбли | Р. Мэй | Г. С. Абрамова | В. Ю. Меновщиков |
Установление отношений доверия (раппорт и близость | Установление контакта (раппорта) | Установление контакта | Установление контакта (первичная диагностика) |
Исследование | Чтение характера | Сбор информации | Исследование и осознание задачи (вторичная диагностика) |
— | Исповедь и толкование | Осознание желаемого результата | Перебор гипотез |
Решение (вывод) | Трансформация личности | Выработка альтернативных решений | Решение |
— | — | Обобщение-резюме, переход от обучения к действию | Выход из контакта |
Таким образом, мы ограничим наше дальнейшее описание консультативного процесса четырьмя стадиями.