Глава 1. Предмет психологического консультирования

Глава 1. Предмет психологического консультирования

Глава 2. Теоретические основы процесса психологического

консультиро­вания

Общепсихологические основы

Теоретические основы психологического консуль­тирования следует искать прежде всего в работах по исследованию мышления, так как потребность в мышлении как таковом возни­кает, когда в ходе жизни перед человеком появ­ляется новая цель, новые обстоятельства и условия деятельности, а старые средства и способы дея­тельности недостаточны для их достижения. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать но­вые способы, средства достижения целей и удовле­творения потребностей. Такие си­туации и называются проблемными, а именно в подобных обстоятельствах и возникает потребность в психологическом консультировании.

Проблемная ситуация означает, что в ходе дея­тельности человек натолкнулся на что-либо непонят­ное, неизвестное. Мышление преобразует проблемную ситуацию в осознаваемую человеком зада­чу, начиная с анализа проблемы. В ходе решения задачи мышление особенно от­четливо выступает как процесс.

Теперь коротко остановимся на этапах мысли­тельного процесса. Обычно в работах по исследова­нию мышления прослеживается 4 таких этапа:

1. Осознание задачи.

2. Предварительная ориентировка в ее условиях.

3. Выдвижение и перебор гипотез.

4. Решение.

Нередким является также объединение 1 и 2 этапов в этап нахождения задачи и ее формулирования, а также добавление еще одного этапа — проверки решения.

Рассматривая в дальнейшем психологическое кон­сультирование как процесс, нетрудно заметить, что его этапы во многом повторяют этапы мыслитель­ного процесса, и эта закономерность отнюдь не слу­чайна. Проиллюстрируем сказанное (см. таб­л. 5).

Взаимосвязь этапов психологического консультирования с этапами мышления очевидна. Однако, нет сомнений и в том, что общетеоретиче­ские основания консультирования лежат также в сфере изу­чения эмоций. Чрезвычайно важен взгляд на эмо­циональную сторону проблемы клиента — пережива­ние им проблемной ситуации.

Таблица 5

Стадии консультативно­го интервью Этапы мыслительного Процес­са
Достижение взаимопо­нимания
Сбор информации Фаза осознания желае­мого результата Нахождение задачи
Выработка альтерна­тивных решений Выдвижение и рассмотрение гипо­тез
Обобщение результатов взаимодействия с клиен­том Решение задачи
Проверка решения


Представляет несомненный интерес и эмоцио­нальный вклад в процесс консультирования человека, находящегося в противоположной позиции — консультанта. Имеется в виду возможность такого эмоционального феномена, как эмпатия, то есть сопереживание ситуации.

На первый взгляд, чрезвычайно заманчиво было бы построить здесь простую оппозицию типа: мыш­ление—эмоция (разум—чувство, решение задачи—переживание, рациональное—идеальное и т.п.). Но простота построения обманчива. Неверен был бы, вероятно, и путь построения оппозиции типа: консуль­тирование—психотерапия, на том основании, что первое имеет более рациональную основу, а второе — эмоциональную. Хотя мы и не исключаем некий пе­ревес роли факторов второго плана (то есть эмоциональ­ных) в ситуации психотерапевтической.

Еще одна оппозиция, которая представляется ве­роятной — это противопоставление типа проблемная ситуация—критическая ситуация. Последняя в психо­логической литературе обычно определяется как си­туация невозможности, то есть такая ситуация, в ко­торой объект сталкивается с невозможностью реали­зации внутренних необходимостей своей жизни — мотивов, стремлений, ценностей и пр. (Василюк, 1984).

Критические жизненные ситуации описываются в понятиях стресса (дистресса), фрустрации, конфликта и кризиса. Именно они порождают необходимость в переживании, так как объективно просто нерешаемы (нельзя, например, воскресить умершего супруга и т.п.). Следует учесть, что переживание является про­цессом, категорией более крупной и общей, нежели эмоция. Ф.Е.Василюк наглядно объясняет участие в работе переживания различных психических процес­сов, перефразируя фрейдовскую “театральную” мета­фору: “В спектаклях переживания занята обычно вся труппа психических функций, но каждый раз одна из них может играть главную роль, беря на себя основ­ную часть работы переживания, то есть работы по разрешению неразрешимой ситуации. В этой роли часто выступают эмоциональные процессы ... Однако ... эмоция не обладает никакой прерогативой на ис­полнение главной роли в реализации переживания. Основным исполнителем может стать и восприятие (в разнообразных феноменах “перцептивной защиты”), и мышление (случаи “рационализации своих побуж­дений”, так называемая “интеллектуальная перера­ботка травмирующих событий”), и внимание (“защитное переключение внимания на посторонние травмирующему событию моменты”), и другие пси­хические функции (Василюк, 1984).

Психика человека — не отдельные психические функции и не механическая их сумма, а следова­тельно консультанту необходимо достаточно интег­рированное знание как о закономерностях, раскры­ваемых общей психологией, так и о вкладе других направлений психолого-психотерапевти­ческой науки и практики.

Типы консультирования

До обсуждения типов собственно психологическо­го консультирования необходимо заметить, что кон­сультирование как таковое существует и в ряде дру­гих профессиональных областей, крайне отличных от психологии (например, технических), а так же более близких к ней — естественнонаучных и гуманитарных. К ним относится врачебное консультирование, юридиче­ское, управленческое консультирование и т.д.

К классификации собственно психологического консультирования, под которым, как уже было ска­зано выше, имеется в виду оказание психологической помощи психически нормальным людям для дости­жения ими целей личностного развития, можно под­ходить, опираясь на разные критерии.

Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, мы должны прежде всего рассмотреть воз­растную периодизацию, принятую в России:

— младенчество (от рождения до 1 года);

— преддошкольное детство (1—3 года);

— дошкольное детство (3—6 лет);

— младший школьный возраст (6—10 лет);

— подростковый возраст (10—15 лет);

— юность:

первый период (старший школьный возраст 15—17 лет)

второй период (17—21 год);

— зрелый возраст:

первый период (21—35 лет)

второй период (35—60 лет);

— пожилой возраст (60—75 лет);

— старческий возраст (75—90 лет);

— долгожители (90 лет и выше).

Следует отметить, что категория возраста, при­меняемая в консультировании, может говорить о двух разных лицах. Во-первых, обозначать возраст клиен­та, во-вторых — возраст лица, по поводу которого клиент обратился к консультанту.

Если во втором случае возраст от 0 до 90 лет и выше теоретическиможет быть возрастом лица, по поводу которого состоялась консультация, то прак­тически реальные возрастные рамки несколько уже: от преддошкольного детства до пожилого возраста.

Причем ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблемати­кой, личностной зрелостью, необходимой для реше­ния психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода.

Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотера­певтическая помощь. К тому же существует целый ряд специальных отраслей, таких как обучение, вос­питание, коррекция и развитие.

В пожилом, и особенно старческом, возрасте консультирование с каж­дым годом все более утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Другой категорией, служащей основанием для классификации консультативного процесса является пространство, т.е. пространственная организация кон­сультации.

С этой точки зрения можно выделить 2 вида кон­сультирования:

1. Контактное, при котором психолог-консуль­тант встречается с клиентом, происходит беседа ли­цом к лицу, то что называется в зарубежной литературе “face-to-face counseling”.

2. Дистантное консультирование, которое подраз­деляется на телефонное и письменное.

Синонимом первого вида консультирования яв­ляется “очное консультирование”, второго — “заочное”.

Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно кон­сультируемых одним консультантом. По этому кри­терию консультация может быть, во-первых, индиви­дуальной, во-вторых, групповой. Причем под по­следней следует видимо понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объединение двух, а тем бо­лее трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным).

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения. В дан­ном случае, вероятно, могут быть выделены следую­щие виды психологического консультирования:

— школьное консультирование;

— профессиональное;

— семейное и супружеское;

— ориентированное на проблемы личности и другие.

Позиции консультанта

С типами консультирования отчасти связана и определенная позиция психолога-консультанта. При­чем под термином позиция также могут пониматься разные вещи.

С одной стороны, позиция предполагает содер­жание действий консультанта, с другой — эмоцио­нальный тон этих действий.

Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом:

1. Консультант-советчик — дает клиенту информа­цию, прямые советы. Несмотря на пренебрежительное отношение к советам среди большинства российских психологов, следует признать, что совет иногда является единст­венным возможным решением ситуации.

2. Консультант-помощник — оказывает помощь клиенту в нахождении “инсайта”, внутреннего реше­ния, в актуализации имеющихся внутренних резервов и т.п. Эта позиция наиболее приветствуема как в лите­ратуре, так и в современной практике психологиче­ского консультирования.

3. Консультант-эксперт — показывает клиенту воз­можные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Естественно, что позиции одного и того же кон­сультанта могут меняться как при работе с различ­ными клиентами, так и в ходе одной консультации, если последняя того требует.

Принимая во внимание эмоциональный тон дей­ствий консультанта, напомним, что существует из­вестная классификация подходов психотерапевта: ди­рективный подход, недирективный подход, промежу­точный.

Г.С.Абрамова описывает позиции взаимодейст­вующих в ситуации индивидуального консультиро­вания сходным образом, выделяя:

1. Взаимодействие на равных

2. Взаимодействие с позиции “сверху”

3. Взаимодействие с позиции “снизу” (Абрамова, 1995. С. 174—175).

Глава 4. Типы проблемных ситуа­ций

Телефонное консультирование

Когда преподобный Питер У.Уэст из клеменсвудской баптистской церкви в Илфорде и преподобный Чад Вара из церкви св. Стефана в Уолбруке (Лондон) в 1953 году объявили свои служебные телефонные номера как места, куда люди, одинокие, растерянные или имеющие суицидальные намерения, могли обратиться за помощью, то ни один из них не предполагал, какая цепная реакция звонков последует, и как отзовется это по всему миру(Хэмбли, 1992. С. 3).

В настоящее время на разных континентах существует несколько крупных международных служб телефонной помощи: Международная федерация служб неотложной телефонной помощи (IFOTES), международные линии жизни (Life Line), движение Самаритян (Befriending International).

В 1982 году в Москве открыт первый в Советском Союзе “Телефон доверия”. Его основателем стала профессор Айна Григорьевна Амбрумова. Сегодня Российская ассоциация телефонной экстренной психологической помощи объединяет 245 служб. Более 2500 консультантов в разных концах России 24 часа в сутки оказывают поддержку своим соотечественникам.

При наличии общих корней, принципов и методов оказания дистантной консультативной помощи необходимо отметить следующее: при общении с консультантом у клиента неминуемо формируется фантазийный (мифологический) образ консультанта. Этому способствуют принципы анонимности как большинства консультантов, так и клиентов. Клиент, получая большой простор для построения образа, бессознательно формирует то, что наиболее потребно для развития позитивного (а иногда и негативного) переноса; наделяет консультанта как “необходимым” внешним видом, так и личностными чертами. Создается соответствующая структура “мифа”.

Другая группа специфических явлений связана с особенностями телефонного контакта как таковыми: отсутствие зрительных впечатлений (блокирование визуального канала восприятия информации) накладывает основную нагрузку на слуховой канал. Причем большое значение приобретает не только сам текст сообщения (вербальное выражение проблемной ситуации), но и такие нюансы человеческого голоса, как тон и тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. При хорошем качестве телефонной связи можно также говорить и о темпе дыхания.

Стадии консультативного процесса и основные приемы консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование, отражение чувств и содержания и т.п.) совпадают с теми, что используются при face-to-face counseling.

Однако следует особо отметить ряд консультативных обращений, возможных только при телефонном контакте.

1. Молчаливое обращение (“молчащие звонки”): абоненту не хватает решительности начать разговор, он не в состоянии переступить барьер недоверия, страха и т.п. Молчание абонента не повод для прерывания контакта. Напротив, должны быть изысканы средства, помогающие удержать его и разговорить. Абонент должен почувствовать Вашу поддержку, которая может быть выражена самыми простыми фразами: “Пожалуйста, говорите, я готов выслушать Вас... Я понимаю, иногда бывает трудно начать разговор...” и т.п.

В других случаях необходимо обеспечение обратной связи. Может быть описание каких-либо звуков, которые слышит консультант (Например: шум транспорта, дыхание клиента и т.п.).

Иногда полезно придумать какой-либо условный код (стук по трубке), обозначающий “Да” и “Нет” и т.д.

2. Замаскированные обращения:“Это вызов такси? ... А куда это я попал?... А что это у Вас за “Телефон доверия”? ... А могу я Вам довериться?” — нередко за такими фразами скрываются очень серьезные психологические проблемы.

3. Засорение(дурачества, шутки и т.п.). Услышав по телефону шутку, можно ответить шуткой, можно задать вопрос: “Это все, что Вы хотели сказать?”. В любом случае консультант должен быть готов и к такому поведению клиента (Снегирева, 1991. С. 225—227).

4. Сексуальные звонки. Звонки из этой категории могут быть самыми трудными и неприятными из всех, с которыми сталкивается телефонный консультант. Избежать неловкости, смущения или даже некоторого испуга, помочь абоненту, действительно нуждающемуся в откровенном разговоре о своих половых взаимоотношениях, и при этом чувствовать себя себя комфортно, консультант может лишь при осознании своей сексуальности.

Тремя правилами реагирования на такие звонки должны быть: принятие (не осуждение), дифференцировка и твердость. “Не осуждение” абонента должно сохраняться, даже если возникла необходимость сказать ему, что он переступил границы возможного обслуживания. Дифференцировка необходима для выбора ракурса между приятием человека и утверждением своих собственных законных прав не подвергаться манипуляции. Твердость важна для того, чтобы придерживаться линии, требуемой центром в отношении этого вида звонков.

Абонент может быть настойчив, требователен и с большим трудом распознаваем. Очень вероятно, что он нашел путь для получения полового удовлетворения и его больше ничего не интересует. Из-за трудностей таких звонков и того, что подобные требования явно выходят за рамки допустимого и не соответствуют целям службы, многие центры установили политику прерывания сексуальных звонков. Другие центры, признавая существование у некоторых клиентов такой потребности, идущей от низкой самооценки и малой веры в себя, сделали попытку найти к “сексуальному абоненту” особый подход. “Самаритяне” в Лондоне, например, создали специальную группу телефонных консультантов, названых “Бренда”, к которым направляются подобные абоненты. Как только “сексуальный” звонок идентифицирован, консультант говорит что-то типа: “Вам следует позвонить Бренде... Она дежурит в ...час, пожалуйста позвоните тогда” (Хэмбли, 1992. С. 45).

Консультативная переписка

М.Е.Бурно замечает, что пациенты с давних пор своими письмами подсказывали врачам этот психотерапевтический способ. После выхода в свет знаменитых психотерапевтических писем Г.Оппенгейма (см. Бурно, 1987) появилось много аналогичных изданий и научных работ о терапии письмами, особенно в последние годы (см. там же).

Необходимость введения этой формы психологической помощи была обусловлена тем, что часто телефонное консультирование затрудняется из-за большой загрузки “Телефона доверия” или отсутствия телефона у клиентов, решиться же на прямой контакт с психологом, психотерапевтом он не отваживался. К тому же часть клиентов, нуждающихся в психологической помощи, зачастую находится в условиях изоляции от общества (например, заключенные, отбывающие наказание в ИТК). Еще одна причина в том, что многие города не имеют собственных служб психологической помощи, и переписка с психологами, психотерапевтами центра является единственной возможностью для них получить психологическую помощь.

В ходе работы мы пришли к мысли, что различные термины — “психотерапевтическое письмо”, “психотерапевти­ческая переписка”, “письменная психологическая помощь”, “терапия домашней перепиской с врачом” (Бурно, 1985), “терапия письмом” — вносят значительный разнобой, разночтения и разные толкования, не охватывающие всей широты и глубины методики. Исходя из этого предлагаем ввести новое наименование, устраняющее пестроту, а порой и излишнее многословие прежних названий. Мы назвали данный подход термином скриботерапия (от лат.: scribio — “писать” и therapia — “лечение”), имея в виду, что в переписке отражаются как воздействие консультанта (психотерапевта) на клиента, так и вербальное и невербальное самовыражение клиента.

В наиболее общем виде работу консультанта-психолога (психотерапевта), занимающегося скриботерапией, то есть работающего с письмом, можно разделить на два этапа: (1) психодиагностика (2) консультирование или психотерапия. Коротко остановимся на каждом из них.

Опыт, накопленный на сегодняшний день практической психологией и психотерапией, в том числе опыт нашего центра, позволяет говорить о следующих диагностических возможностях скриботерапии.

Во-первых, письмо дает достаточно большую психодиагностическую информацию:

а) подробнейшее изложение истории психологического страдания, многих побудительных причин, мотивов, действий разных лиц и т.д. на нескольких листах, а порой и не в одном письме раскрывает проблемы клиента, его личность больше, чем единичный телефонный контакт или очная консультация. Например, от одной нашей клиентки мы получили в течение месяца 4 письма, подборку стихотворений и несколько рисунков;

б) стиль изложения, характер построения фраз, само содержание письма позволяют не только разобраться в проблеме клиента, но и уловить явную психопатологическую симптоматику. Например, один из наших корреспондентов, мужчина преклонного возраста, инвалид II группы, живущий в доме инвалидов, жалуется на преследование бывшей сожительницы, которая якобы, занимаясь проституцией, зарабатывает у турков и немцев по 200 долларов и подкупает пьяниц избивать его (“дабы все смеялись надо мной”); подкуплена у нее и милиция, которая его “убе­рет”, а если это произойдет, “то у ней эти гробовщики и труп мой не увезут на кладбище, а выбросят дорогой”. Нет сомнений, что в данном случае можно говорить о паранойяльном синдроме;

в) зачастую в письмах имеются и прямые указания на предшествующую госпитализацию в психиатрических учреждениях.

Во-вторых, скриботерапия позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы, такие как проективные техники, исследование продуктов творчества: рисунков, стихотворений, прозаических произведений клиентов. Могут быть использованы и некоторые графические показатели: характер почерка, в том числе неровность, разные размеры букв и т.п., дающие, на наш взгляд, вспомогательную информацию об эмоциональном состоянии клиента, о некоторых его психических свойствах.

Контент-анализ, более приемлемый для исследования писем от группы людей со сходными психологическими проблемами, может быть использован и как вспомогательное средство диагностики в работе с единичным клиентом, если с таковым ведется продолжительная переписка. Например, уменьшение в тексте таких категорий анализа, как слова, описывающие негативные эмоции, проблемы личности, и замена их на единицы положительного плана может косвенно свидетельствовать об эффективности скриботерапии. Ниже приводятся примеры из писем клиентки И., датируемые разными числами*. Письмо от 09.04.93: “Я их достала своим присутствием”, “тоска”, “очень больно”, “потенциальный суицид”. Письмо от 20.05.93: “Все-таки ты для меня довольно часто — врач... Скорей даже не врач, а лекарство. А наше общение своеобразный наркотик”. Письмо от 04.06.93: “Я уже почти справилась с собой..., по Глобе я получилась очень плохая “дочь Луны”... Чуть не расплакалась. А потом подумала: а, по фиг! А зато я “добрая колдунья” и “драгоценная собеседница”. Письмо от 12.11.93: “Хорошо, что хорошо..., радуюсь..., видимо, я научаюсь любить людей. Кто любит, мудр”.

Перспективным для скриботерапии представляется и фоносемантический анализ текстов (А.Журавлев, И.Ю.Че­репанова).

Как мы уже упоминали выше, второй частью обсуждаемой методики является консультативное (психотерапевтическое) действие, в свою очередь включающее следующие моменты.

Предоставление клиенту обратной связи — подтверждение того, что он обратился именно в ту службу, в которой нуждается, что здесь его поймут, разделят постигшие его неприятности, обсудят его проблемы и т.п. Накопленный опыт позволяет выделить несколько конкретных приемов, которые использует консультант, давая клиенту обратную связь и осуществляя психологическую поддержку.

1) Пересказ — цитирование того, что было написано клиентом.

2) Уточнение — обращение к нему с просьбой что-то дополнить, разъяснить. Например: “Поясните, пожалуйста, что Вы имели ввиду”. Здесь возможно использование 12 вопросов метамодели, типа: “Как?”, “Что именно?” и т.п. Скажем, клиент сообщает: “Я не могу рассердиться”. Метавопросами здесь могут быть следующие: “Что Вам мешает рассердиться?”, “Что случится, если Вы рассердитесь?”.

3) Дальнейшее развитие мыслей собеседника — письменное изложение подтекста, сообщенного клиентом (в рамках высказанного им смысла), выдвижение гипотез относительно причин произошедшего или дальнейшего хода событий. Например: “Возможно, в этом случае Вы сделаете...”

4) Сообщение о восприятии консультантом состояния клиента, зеркальное отражение его чувств. Например: “Видимо, Вы этим очень огорчены”.

5) Сообщение о восприятии консультантом самого себя и своих чувств в данной ситуации. Например: “Меня беспокоит, что мы с Вами...”

6) Замечания о ходе письменного диалога (при получении повторных писем). Например: “Я думаю, что мы с Вами нашли ряд вариантов разрешения проблемы”.

Эти приемы мало отличаются от тех, что используется в социально-психологическом тренинге и очном консультировании (Макшанов, Хрящева, 1993). Но их применение в скриботерапии имеет свою специфику. Например, при пересказе выбираются лишь главные, ключевые слова, фразы для выражения отношения консультанта к отдельным частям текста. Широко используется подчеркивание, выделение большими буквами, восклицательные знаки и т.п.

Принцип психологической поддержки клиента, обязательного предоставления ему обратной связи мы используем и в письмах с запросами на юридическую, врачебную и другую помощь для снятия негативного эмоционального фона, обязательно присутствующего в такого типа посланиях. После этого часто следует конкретная рекомендация обратиться к соответствующему специалисту (юрис­ту, терапевту и т.п.) с указанием нескольких конкретных адресов и телефонов.

Если же мы приходим к мысли о необходимости более глубокой психотерапевтической работы с данным клиентом, то следующим моментом является выбор и применение конкретной психотерапевтической тактики, берущей начало от одного из традиционных психотерапевтических направлений: психоаналитического, бихевиористского или экзистенциально-гуманистического. Впрочем, в последнее время мы все больше склоняемся к терапевтическому эклектизму, к синтетическому подходу в консультировании и психотерапии. Спектр конкретных техник достаточно широк: от косвенной суггестии до парадоксальной интенции. Все они известны и поэтому не являются предметом нашего обсуждения.

Стоит обратить внимание и на некоторые специфические особенности, отличающие консультативно-психотерапевтическое пись­мо от письма обычного или делового. Мы считаем, что письмо в обязательном порядке должно писаться от руки, а не печататься, например, на машинке — это делает контакт между клиентом и консультантом более доверительным и близким. Важным является черновой вариант письма, который консультант (психотерапевт) может прочитать и внести необходимые коррективы. Черновик также дает возможность вспомнить уже написанное, при получении повторного письма.

Использование скриботерапии (консультативно-психотерапевти­ческой переписки) в работе социально-психологических центров чрезвычайно перспективно так как, расширяет круг оказываемой помощи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможностей. Тем не менее скриботерапия как консультативно-психотерапевтическая методика имеет и ряд ограничений:

1. Дистантность помощи во многих случаях затрудняет диагностику, не позволяет опереться на невербальные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность поведения и вербальных сообщений.

2. При осуществлении переписки затрудняется рефлексия консультантом (психотерапевтом) своих собственных действий; часто он остается вообще без какой-либо обратной связи со стороны клиента.

3. Известно, что многие невротические проявления требуют прямого психотерапевтичес­кого действия врача или психолога.

Переписка в этом случае служит лишь начальным, передаточным звеном к помощи непосредственной — к работе лицом к лицу.

Глава 8. Специальные вопросы

8.1. Супервизия и подготовка консультантов

В переводе с английского супервизия (supervision) означает надзор, но Г.Хэмбли отмечает, что в настоящем и лучшем смысле слова “супервизия” — это “наблюдение за чьей-то работой”.

Большинство консультативных служб приветствуют и обычно обеспечивают какую-то форму супервизии со своими консультантами, профессионалами и добровольцами. По данным зарубежных авторов она может проводиться старшим персоналом (штатными сотрудниками), профессиональными ассоциациями, групповыми лидерами или директором агентства (Хэмбли, 1992. С. 48). В любом случае должен существовать кто-то, с кем консультант может связаться и днем и ночью, обсудить сложный случай, личную неудовлетворенность, связанную с консультативной ситуацией и т.п.

В Пермском областном центре социально-психологической помощи супервизия осуществляется сотрудниками, занимающимися консультированием и психотерапией не менее трех лет. Администрация центра также принимает участие в супервизии.

Супервизия направлена как на улучшение личных качеств консультанта, так и на развитие консультативных умений (counseling-psychotherapy skills).

В зарубежной литературе описаны следующие задачи супервизора:

— придерживаться этических стандартов;

— улучшать супервизорские умения;

— содействовать профессиональному росту;

— удовлетворять собственные профессиональные нужды;

— придерживаться политики (тактики) агентства;

— рост профессиональной идентификации (McCarthy, 1994. P. 177—181).

По-видимому, супервизия может осуществляться с помощью:

— самооценки;

— умения, объективности и опыта супервизора;

— руководства группового лидера, при участии всей группы в оценке работы (Хэмбли, 1992. С. 48).

Супервизоры используют различные техники. П.Маккарти (McCarthy, 1994) приводит следующий список техник, располагая их по частоте употребления от наиболее часто употребляемых к менее употребляемым:

1. Поддержка (ободрение).

2. Открытые вопросы.

3. Передача информации.

4. Совет.

5. Интерпретация.

6. Отражение содержания (рефлексия).

7. Отражение чувств.

8. Самораскрытие.

9. Моделирование.

10. Представление супервизорского случая.

11. Самововлекающие утверждения.

12. Влияние.

13. Закрытые вопросы.

Конфронтация и домашние задания используются редко.

В качестве процедур оценки (контроля) чаще применяются доклады (устные) и представления случаев, реже — запись случая, письменная оценка, ролевые игры, котерапия, непосредственное наблюдение, аудио и видеозаписи (McCarthy , 1994. P. 177—181).

Необходимо подчеркнуть, что главным в супервизии являются отношения доверия и откровенности между супервизором и консультантом.

Хороший супервизор — это человек, верящий в уникальность, обучаемость и потенциальные возможности своего подопечного; человек, который высоко ценит человеческие взаимоотношения (Хэмбли, 1992. С. 48).

Этика консультанта

Завершая разговор о психологическом консультировании как таковом, невозможно не обсудить вопрос об этических нормах и правилах работы психолога-консультанта.

За рубежом об этических принципах психологического консультирования и психотерапии уже написаны целые тома, а несоблюдение профессиональных требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.(Алешина, 1994. С. 9). Следование принципам поведения психолога-консультанта не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является одним из залогов успешности психологического воздействия.

Ю.Е.Алешина выделяет пять основных этических принципов, следование которым является особенно важным:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

3. Запрет давать советы. Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. Однако не стоит путать совет с предоставлением объективной информации, которую иногда просто необходимо дать клиенту.

4. Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Исключением являются лишь случаи, представляющие непосредственную угрозу для чьей-либо жизни.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента (Алешина,1994. С. 11—12).

Сходными являются и принципы телефонного консультирования:

1. Постоянная доступность. Днем и ночью, 24 часа в сутки люди, оказавшиеся в трудной ситуации, могут получить поддержку другого человека.

2.Анонимность и конфиденциальность. Звонящий имеет право не называть свое имя. Содержание беседы абсолютно конфиденциально.

3. Уважение звонящего. Клиент принимается таким, каков он есть. Консультант не имеет права манипулировать звонящим или навязывать свою позицию. Недопустимы любые формы идеологического давления, в том числе религиозного или политического.

4. Защита звонящего. Консультантом может быть человек, прошедший отбор и специальную подготовку, он обязан постоянно совершенствовать свое умение (см. “Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи: Буклет”, 1996).

Список литературы

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.,1995.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1993.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М.,1994.

Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю как правильно слушать собеседника. М., 1984.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.

Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика//Моск. психотерапевтический. журн. №1. 1993.

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1987.

Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания: Реф. дипломной работы. Науч. рук. Т.С.Кабаченко. МГУ. Фак-т психологии, 1994//Вестник Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1995. №1.

Бэндлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. Спб., 1993.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М: МГУ, 1984.

Годфруа Ж. Что такое психология. М.,1992. Т.2.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.,1984.

Гриндер Д.Ж., Бэндлер Р. Из лягушек — в принцы. Нейро-лингвистическое программирование. Новосибирск, 1992.

Гринсон Р.Техника и практика психоанализа. Воронеж, 1994.

Гунати Л. Психотехнические приемы и методы работы на Телефоне Доверия//Психологическая помощь в меняющемся мире: Материалы II Междунар. конф. Пермь, 1995.

Давыдовский И.В. Травма как биологическая проблема//”Арх. пат.”, № 9. 1957. Т.19.

Журавлев А. Фонетическое значение. Л, 1974.

Иовлев Б.В. Неврозы и проблема психологических механизмов эмоционального стресса//Актуальные вопросы медицинской психологии. Сб. науч. трудов Ин-та им. В.М.Бехтерева/Под ред. М.М.Кабанова, И.М.Тонконогого. Л.,1974. Т.72.

Кабанов М. М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.,1983.

Каган В. Янусово мышление психотерапии//Психотерапевтич. тетради. Вып. 1. Спб., 1993.

Карвасарский Б.Д. Неврозы. М., 1980.

Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л., 1982.

Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.

Кратохвил С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. М., 1991.

Лазар С., Зонненберг С., Урсано Р. Психодинамическая психотерапия.Краткое руководство. М., 1992.

Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984.

Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб., 1993.

Мэй Р. Искусство психологического

Наши рекомендации