Коэффициенты сопротивления качениюfи сцепления φ автомобилей в зависимости от вида дороги

Вид дороги f φ
Асфальтированное шоссе 0,015. ..0,02 0,6.. .0,75
Гравийно-щебеночная 0,02. ..0,03 0,5. ..0,65
Булыжная мостовая 0,025. ..0,035 0,4. ..0,5
Сухая грунтовая 0,03. ..0,05 0,5. ..0,7
Грунтовая после дождя 0,05. ..0,15 0,35...0,5
Песчаная 1,1 ...0,3 0,65. ..0,75
Снежная укатанная 0,03. ..0,04 0,30.. .0,35

На боковую устойчивость влияют динамические явления, возникающие от неровностей дороги, которые интенсивнее проявляются при увеличении скорости движения. Поэтому угол рд, определяющий динамическую боковую устойчивость машин, всегда меньше статического угла поперечного уклона:

βд=(0,4...0,6)β0.

Опрокидывание транспортного средства возможно не только при работе на склонах, но и на горизонтальном участке пути от действия центробежных сил на повороте. Критическая скорость, м/с, при которой возможно опрокидывание при повороте,

Коэффициенты сопротивления качениюfи сцепления φ автомобилей в зависимости от вида дороги - student2.ru

где g — ускорение свободного падения (g = 9,81 м/с2); R — радиус поворота, м.

Степень опасности травмирования людей при эксплуатации транспортных средств во многом зависит от эффективности тормозных устройств. Полное время аварийной остановки движущейся машины или агрегата, с,

t = t1 + t2 + t3 + t4,

где t1 — время реакции водителя (с момента обнаружения препятствия до начала воздействия на рычаг или педаль управления тормозом); зависит от индивидуальных особенностей водителя, его возраста, рабочего стажа и т. п. (t1 = 0,2...1,5 с). В расчетах обычно принимают t1 = 0,8 с; t2 — время срабатывания тормозов от начала нажатия на педаль до возникновения замедления (за это время происходит перемещение всех деталей привода), с. Оно зависит от конструкции привода; t3 — время постепенного увеличения замедления от нуля (начало действия тормозов) до максимального значения, с; t4 — минимальное время торможения, с.

Тогда

t4 = v0/(35φ),

где V0 — скорость в момент начала торможения, м/с; φ — коэффициент сцепления шин с поверхностью дороги (см. табл. 13.1 и 13.2).

Из перечисленных параметров определяют лишь t4, а все остальные устанавливают экспериментальным путем.

Сумму t2 + t3 = tcp часто называют временем срабатывания тормозной системы. Оно зависит от конструкции привода и его состояния. В среднем для тормозной системы с гидроприводом принимают tср = 0,2 с; с механическим — 0,3, с пневматическим — 0,5...0,7 с в зависимости от длины воздухопроводов. Для автопоезда с пневматическим приводом тормозов вследствие большой длины воздухопроводов (до 24 м и более) tcp может доходить до 2 с.

Эффективность торможения мобильных машин оценивают по остановочному пути, который пройдет машина с момента обнаружения препятствия до момента ее остановки, м,

l0 = (t1 + tср)

v0
3,6

+

kyv02
254φ

где ky — коэффициент эксплуатационных условий торможения, учитывающий нарушение регулировок тормозов, их загрязнение (для легковых автомобилей KY= 1,2; для грузовых автомобилей и автобусов kу= 1,4...1,6).

Если трактор или автомобиль буксирует прицеп, не имеющий тормозов на колесах, то остановочный путь, м,

Коэффициенты сопротивления качениюfи сцепления φ автомобилей в зависимости от вида дороги - student2.ru

где Ga и Gпмасса автомобиля (трактора) и прицепа, кг.

186 :: 187 :: 188 :: 189 :: 190 :: Содержание

190 :: 191 :: Содержание

13.3. ПЕРЕВОЗКА ЛЮДЕЙ

Перевозить людей в кузове грузового автомобиля могут водители, имеющие удостоверение на право управления транспортными средствами категории "С" (при перевозке более 8 человек, включая пассажира в кабине, — категорий "С" и "D") и стаж управления транспортными средствами данной категории более 3 лет. Список таких водителей должен быть утвержден приказом по предприятию.

Разрешается перевозить людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой при наличии сидений, закрепленных на высоте 0,3...0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки. Число людей, перевозимых в кузове грузового автомобиля, не должно превышать число оборудованных для сидения мест. Автомобили для постоянной перевозки людей оборудуют тентом, лесенкой со стороны заднего борта и электрическим

освещением внутри кузова. Скорость движения грузовых автомобилей, перевозящих людей в кузове, ограничена до 60 км/ч.

Перед посадкой водитель должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове. Начинать движение можно, только убедившись, что условия безопасной перевозки обеспечены. Водитель обязан сажать и высаживать пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверьми и не открывать их до полной остановки.

Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

Перевозка людей запрещена:

вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

сверх предусмотренного числа (не считая детей до 12-летнего возраста); при этом фактическая масса транспортного средства не должна превышать разрешенную максимальную массу, установленную предприятием-изготовителем.

190 :: 191 :: Содержание

192 :: 193 :: 194 :: Содержание

13.5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ВОДНЫМ И ЛЕДОВЫМ ПЕРЕПРАВАМ

Ответственный за подготовку водной переправы — руководитель, в чьем ведении находятся машины. Все участники переправы должны быть ознакомлены с местом переправы и правилами безопасности при ее проведении.

Запрещаются переправы через водные преграды любой ширины в паводки, во время сильного дождя, снега, тумана, ледохода, при сильном ветре и т. п.

Брод обозначают вехами по обеим сторонам от оси намеченной полосы перехода. Проверенная ширина полосы брода должна быть не менее 3 м. Место брода отмечают указателем "Брод". Дно реки в месте переправы должно быть твердым и ровным, без больших камней, коряг, ям и других препятствий.

При проезде тракторов через реки и ручьи глубина воды не должна превышать высоты верхнего полотна гусеницы или осей колесных тракторов; для зерноуборочных комбайнов допускается глубина воды в месте брода не более 0,5 м. Двигаться следует на первой передаче при постоянной частоте вращения коленчатого вала двигателя, не переключая передач, без торможений и остановок.

Ответственность за безопасность машин во время переправы с использованием плавсредств возлагают на руководителя, в ведении которого они находятся.

При переправах на паромах погрузка и выгрузка тракторов, автомобилей и других машин разрешаются только после швартовки парома у причала. Спуск на паромную пристань должен иметь уклон не более 15°. Запрещаются въезд на паром и съезд с него автомобилей, тракторов и повозок с находящимися в них людьми.

Движение людей и транспортных средств по ледовым переправам разрешается только по заранее проложенным трассам, обставленным вехами и указателями, после проверки толщины льда и при условии непрерывного наблюдения за его состоянием. Руководитель предприятия обязан приказом назначить ответственное лицо по обеспечению безопасности движения по ледяной дороге.

Ответственное лицо обязано:

содержать в исправном состоянии вехи и знаки ледяной дороги;

своевременно принимать меры по поддержанию дороги в хорошем состоянии;

строго следить за прогнозом погоды и при необходимости своевременно запрещать движение по дороге;

измерять толщину ледяного покрова и результаты замеров заносить в журнал;

определять сроки открытия и закрытия передвижения транспорта и людей на дороге.

На ледяных переправах толщина прозрачного, слоистого, не замерзшего с нижних слоев пресноводного льда в зависимости от нагрузок должна быть не менее значений, указанных в таблице 13.3.

Наши рекомендации